¬рем€ Ђфинансовых репрессийї

¬рем€ Ђфинансовых репрессийї

¬ мировом сообществе складываетс€ нова€ иерархи€ держав, чей голос невозможно не учитывать при решении международных вопросов. ѕредшествующа€ система была результатом окончани€ ¬торой мировой войны и существовала в формате Ђбипол€рного мираї, в котором вокруг —оветского —оюза и —оединенных Ўтатов концентрировались их союзники и примыкавшие к ним близкие и далекие сателлиты из числа неприсоединившихс€ стран.

» в той системе отношений экономический потенциал выступал в качестве важнейшей предпосылки военно-политического могущества. ѕри этом диспропорци€ между достигнутым к началу 1980-х гг. советско-американским ракетно-€дерным паритетом и глубоким отставанием экономики ———– от экономики —Ўј (тем более вкупе с союзными европейскими странами и японией) была разительной. —овременна€ же глобализаци€ только усиливает значимость экономического могущества в качестве ведущего фактора вли€ни€. ¬месте с тем институты и идеологические представлени€ прежней эпохи подвергаютс€ нарастающей эрозии.

ѕостбипол€рный мир: вопросы, требующие ответа

Ѕипол€рна€ модель отношений просуществовала со всеми многочисленными модификаци€ми до начала 1990-х гг., когда распад коммунистического блока, а затем и —оветского —оюза предопределил окончание холодной войны. ƒва последующих дес€тилети€ оказались переходным периодом, когда стало €сно, что претензии —Ўј на доминирование, на абсолютное лидерство не оправдались.  роме того, критерием номер один в конкурсе на звание Ђвеликой державыї в современном мире стало экономическое могущество само по себе, обладание соответствующим военным потенциалом не €вл€етс€ непременным условием. “ак, вооруженными силами глобального масштаба не обладают и не стрем€тс€ обладать такие современные лидеры, как япони€ или √ермани€. “ем более это характерно дл€ быстрорастущих новых мировых держав Ц  ита€, »ндии, Ѕразилии (последние, правда, заметно наращивают свои региональные военные возможности).

¬ первой тройке мировых экономических держав по показателю доли национального ¬¬ѕ в глобальном продукте (расчете по паритету покупательной способности) находитс€ сейчас два азиатских государства:  Ќ– Ц второе место при 16-процентной доле в глобальном валовом продукте, и япони€ Ц чуть ниже 16%. Ќа первом месте —оединенные Ўтаты Ц 24%. ƒол€ экономики –оссии по самым оптимистическим оценкам составл€ет 3,5Ц4%.

—реди ведущих экономических держав законное место занимают как победители, так и побежденные во ¬торой мировой войне страны ≈вропы, —еверной јмерики, јзии, јвстралии и ќкеании. —ледовательно, традиционное включение только определенной группы стран-победителей в —овет Ѕезопасности ќќЌ становитс€ все большим анахронизмом.

¬ св€зи с формированием новой системы взаимоотношений и иерархии мирового вли€ни€ встают острые вопросы, насто€тельно требующие недвусмысленных ответов, без чего действи€ на международной арене будут все менее эффективными. ¬ыделим несколько основных:

  • ћожет ли нарастающее Ђрасщеплениеї экономического воспроизводственного цикла между развитыми странами и странами развивающихс€ рынков вылитьс€ в создание нового формата мировых Ђблоковї?
  • ћожет ли отдельна€ страна, обладающа€ обширной территорией и значительным экономическим потенциалом, успешно развиватьс€ и наращивать мировое вли€ние без тесных союзнических отношений? Ќасколько такой путь реален дл€ –оссии? „то лежит в основе современной модернизации –оссии?
  • ¬едет ли глобализаци€ экономики к стабильности и четкости отношений между суверенными странами или современна€ экономика стала основой нарастающего хаоса?

—писок вопросов, безусловно, должен стать значительно шире уже в ближайшее врем€. ѕопытаемс€ все же начать искать ответы на некоторые из них.

–осси€ в услови€х расщеплен舆мирового экономического цикла

√лобализаци€ мировой экономики выдержала испытание мировым кризисом 2007Ц2010 годов. ћировое хоз€йство не распалось на противоборствующие экономические блоки. —вободное движение капиталов на мировом финансовом рынке не подверглось национальным ограничени€м, а ведь подобного можно было ожидать, учитыва€, что именно финансовый кризис взорвал успешное развитие мировой экономики и обусловил резкий спад. ѕроизошло Ђрасщеплениеї мирового экономического цикла. Ќаиболее развитые страны погрузились в рецессию, относительно быстрый рост сохранила только часть государств Ц лидеры развивающихс€ рынков. ¬ыход из кризиса происходит крайне неравномерно. –осси€ также €вно не относитс€ к группе быстрого послекризисного экономического роста.

¬ ƒокладе об экономике –оссии є25 в июне 2011 г. ¬семирный банк утверждает, что в среднесрочной перспективе развитие мировой экономики замедлитс€. ѕосткризисный экономический рост оцениваетс€ как умеренный.

—итуаци€ в экономике –оссии характеризуетс€ скорее как застойна€. ƒл€ нее типично не только относительно медленное развитие, но и отсутствие позитивных структурных изменений и недостаточна€ конкурентоспособность производителей на международных и даже отечественных рынках. Ђ–оссийским экспортерам трудно не только выйти на внешние рынки, но и удержатьс€ на нихї, Ц констатируют авторы доклада ¬семирного банка (с. 18). “ак, в период с 1999 по 2008 гг. российский экспорт смог выжить по истечении двух первых лет после начала поставки только в 57% всех случаев продажи на внешний рынок. ƒл€  ита€, например, этот коэффициент чуть выше 70%. –оссийские производители вне нефт€ного и газового секторов не сталкиваютс€ с системой развитой конкуренции на собственном российском рынке и не владеют умением приобретать и наращивать сравнительные преимущества в конкурентной борьбе (с. 19).

¬ качестве наиболее простых характеристик положени€ страны в системе мирохоз€йственных св€зей целесообразно использовать не только данные о ее доле в глобальном внутреннем продукте при расчете по паритету покупательной способности. ¬ажно также оперировать показател€ми относительно доли в мировом экспорте отдельных групп товаров и услуг и состо€ни€ платежного баланса. ¬ течение последних двух дес€тилетий в качестве обобщающего синтетического показател€ используетс€ така€ оценка, как международна€ конкурентоспособность экономики. ѕримером такой оценки €вл€ютс€ ежегодные доклады ƒавосского форума (см., например, Global Competitiveness Report 2010Ц2011). ѕо данному рейтингу в последние годы первое место устойчиво занимает Ўвейцари€. —Ўј постепенно сползли на четвертую позицию, а –осси€ остаетс€ в середине длинного списка Ц 63-е место.

ћежду тем международна€ экономическа€ конкуренци€ продолжает нарастать. Ёто, с одной стороны, борьба за рынки сбыта продукции и услуг, а с другой Ц соперничество за привлечение инвестиций. Ќо в этом контексте все отчетливее про€вл€етс€ и еще одна закономерность. Ѕыстрый экономический рост присущ странам, чь€ экономика ориентируетс€ не только на потребител€ за рубежом, но и на собственный внутренний рынок сбыта. √игантские внутренние рынки азиатских стран с быстрорастущим населением Ц это их огромное конкурентное преимущество и Ђдрайверї роста.

„еловеческий капитал, используемый на современных развивающихс€ рынках, формировалс€ последние двадцать лет путем массового направлени€ граждан соответствующих стран на обучение в —оединенные Ўтаты, ¬еликобританию, другие страны ≈—. »менно потребление услуг современного высшего образовани€ студентами из »ндии и  ита€ стало основой столь многочисленного среднего класса в этих странах. “акое оказалось возможным только при условии роста доходов как домохоз€йств, так и правительств развивающихс€ государств.

Ђ–асщеплениеї экономического цикла значительно осложнило задачу продолжени€ экспортной экспансии и дл€ стран Ц производителей массовой промышленной продукции, и дл€ стран Ц экспортеров сырьевых товаров. ќни, безусловно, наращивают взаимодействие друг с другом, €вл€€сь взаимным рынком сбыта этих экспортных поставок. ќдновременно происходит значительное обострение конкуренции на всех мировых рынках. Ёто относитс€ и к рынку долгосрочных пр€мых инвестиций. Ѕез привлечени€ таких капиталовложений в российскую экономику задачи ее модернизации выгл€д€т заведомо неразрешимыми.

ѕрогнозируемый дл€ –оссии на ближайшие несколько лет темп экономического роста на уровне 4Ц4,5% в год €вно недостаточен дл€ опережающего развити€ и сокращени€ отставани€ от экономик наиболее развитых или наиболее быстроразвивающихс€ стран. ѕри этом необходимо учитывать, что более половины всех бюджетных доходов наше государство получает от экспортных операций нефти и газодобывающих отраслей на внешнем рынке именно с теми странами, которые существующа€ военна€ сила –оссии по-прежнему делает нашими потенциальными противниками.

Ѕанковска€ система и финансовые рынки недостаточны дл€ обслуживани€ отечественной экономики в период ее выхода из кризиса.  рупным корпораци€м и банкам приходитс€ посто€нно обращатьс€ за заимствовани€ми к иностранным рынкам. ѕредпри€ти€ малоэффективны и плохо используют основные фонды и финансовые ресурсы. Ќизка производительность труда и в промышленности, и в сфере услуг Ц как частной, так и государственной. ѕо отношению к соответствующему показателю в американской экономике она составл€ет около 30%.

¬ период выхода из кризиса в экономике не произошло переоценки ценностей Ц ни в бухгалтерском, ни в макроэкономическом смысле. —труктура хоз€йственной системы осталась докризисной, использование природных ресурсов неэффективным, производительность труда не выросла. »нвестиционный климат признаетс€ всеми крайне неблагопри€тным. ќтсюда и замедленный выход из спада производства.

–оссийска€ экономика сохран€ет исключительно высокую зависимость от волатильности нефт€ных цен. ¬ случае их снижени€ дл€ российской финансовой системы немедленно наступит т€желое врем€. ѕоложительное сальдо текущего платежного баланса сменитс€ отрицательным с последующим снижением обменного курса рубл€, резко возрастет дефицит федерального бюджета, банки и крупнейшие промышленные компании столкнутс€ со значительными трудност€ми в обслуживании внешней корпоративной задолженности.

»нвестиции в начале 2011 г. растут весьма скромными темпами и сосредотачиваютс€ в традиционных дл€ российской экономики экспортноориентированных секторах Ц металлургии и добыче углеводородного сырь€. ѕр€мые иностранные инвестиции в российскую экономику достаточно жестко контролируютс€ правительством. «аконодательно установлено, что в 42 отрасл€х российской экономики, признанных стратегическими, потенциальный зарубежный инвестор должен получать предварительное одобрение своего участи€ в инвестиционном проекте от правительственной комиссии, если такое участие предусмотрено в доле свыше 10%.

Ќапример, при привлечении инвестиций иностранных фирм-производителей автомобилей ћинэкономразвити€ –‘ реализовало достаточно гибкую схему сочетани€ налоговых и таможенных льгот дл€ инвесторов с требовани€ми локализации производства комплектующих дл€ конечной продукции. ќднако расширение подобных требований, включение в них передачи технологий и лицензий российским партнерам без встречных уступок в сфере налогов или прав аренды государственных земельных участков дл€ инвесторов оказываетс€, как правило, неприемлемым.

¬ этих услови€х инвесторам важно оценить страновые риски –оссии и в св€зи с этим Ц насколько качественно функционируют российские юридические и экономические институты. ¬ ближайшие годы экономический рост будет все в большей степени определ€тьс€ внутренними событи€ми. Ёто требует от российской власти и бизнеса сосредоточитьс€ на том, насколько эффективно работают отечественные институты экономического и социального развити€.

  рассмотрению ставшего привычным перечн€ негативных €влений, включающего коррупционную Ђадминистративную рентуї, забюрократизированность всех процедур регистрации нового бизнеса, риски правоохранительной и судебной системы, стоит добавить такие тормоз€щие инвестиционный процесс €влени€, как неконкурентную, высокомонополизированную систему российских рынков. –ечь идет как о скрытых картельных соглашени€х на товарных рынках, так и о сохранении излишнего вли€ни€ естественных монополий на развитие экономики. »менно это делает накачку совокупного спроса в –оссии малоэффективным способом стимулировани€ экономического роста.

ќбща€ либерализаци€ условий, на которых привлекаютс€ иностранные инвесторы, в сочетании с льготным режимом дл€ тех, кто приходит в высокорисковые отрасли высоких технологий, представл€етс€ наиболее логичным и эффективным подходом к преодолению трудностей российской экономики.

—табилизаци€ экономического роста и доходов, достигнута€ в первом дес€тилетии ’’I века, не создала основы дл€ долговременного развити€. √лобальный финансовый и экономический кризис разве€л ощущение успеха, кризис про€вил и вывел на всеобщее обозрение сильные и слабые стороны российской экономики и политики. ћы вновь обнаружили себ€ в кругу весьма похожих на нас стран Ђразвивающихс€ рынковї, имеющих схожие проблемы. ќщущение движени€ по кругу, цикличности развити€ и слабости прогресса нарастает.

«амедление экономического роста в –оссии вызвало серьезные негативные последстви€.

¬о-первых, увеличиваетс€ отставание нашей страны от той части мира, которую прин€то именовать Ђ«ападомї, Ђзолотым миллиардомї. ¬¬ѕ в расчете на одного гражданина –оссии в объеме 13Ц14 тыс. долларов ставит нашу страну в положение развивающейс€ на уровне застойных латиноамериканских экономик без перспективы перехода в более высокую категорию.

¬о-вторых, это категорически не соответствует политическим и социальным ожидани€м основных масс российского населени€, продолжающих верить в предназначение –оссии быть великой державой, что бы в это пон€тие ни вкладывалось.

¬-третьих, вслед за привычкой плестись в хвосте западных стран нам грозит перспектива привыкать к запаздыванию в развитии по сравнению с традиционно более бедными, чем –осси€, странами ёго-¬осточной јзии. ≈сли с отставанием по объему ¬¬ѕ в отношении  ита€ общественное сознание –оссии смирилось, то факт скатывани€ на уровень »ндонезии или ‘илиппин может быть восприн€т крайне болезненно.

ѕо существу –осси€ выбыла из числа быстрорастущих экономик и покинула Ђлигу Ѕ–» ї, во вс€ком случае в ее экономической ипостаси. Ќо и ранее к ней мы принадлежали чисто формально, так как структура российской экономики радикально отличаетс€ от китайской или индийской. Ёто страны, в которых происходит трансформаци€ экономик из аграрных в индустриальные, тогда как –осси€ прошла этот этап развити€ более п€тидес€ти лет назад.

–оссийским власт€м удалось см€гчить последстви€ экономического и финансового кризиса 2008Ц2009 гг. дл€ населени€ страны. ¬месте с тем кризисное падение ¬¬ѕ и особенно промышленного производства, остановка банковского кредитовани€ экономики, девальваци€ рубл€, ставший устойчивым дефицит федерального бюджета Ц все это не только следствие неблагопри€тной мировой конъюнктуры.  ризис вскрыл структурные слабости российской экономики.

»нституциональные, политические†и экономические основы модернизации

–оссийский этно-национальный культурный комплекс не включает в себ€ в достаточной мере такой элемент, как набор модернизационных ценностей. ј ведь именно они призваны сделать устойчивым воспроизводство современных общественных отношений и спроса на технологические инновации. Ѕольшой проблемой остаетс€ низка€ привлекательность реально действующих в нашей стране характеристик этого комплекса. » не только дл€ Ђдругихї, но и дл€ самих граждан –оссии.

—ледовательно, задача современной элиты Ц сосредоточить усили€ именно на этом направлении. –ечь идет не о пропагандистских кампани€х, а об общественной практике борьбы за превращение экономики в одну из наиболее развитых и эффективных. » назовите этот путь хоть Ђевразийским путем развити€ї, суть его не изменитс€, так как на этом направлении мы добиваемс€ того, чего достигли и европейские страны, и япони€.

–осси€ сегодн€ столкнулась с хорошо известной в мире проблемой Ц необходимостью перехода от краткосрочных модернизационных усилий и реформ к формированию самовоспроизвод€щегос€ и саморазвивающегос€ современного общества, включа€ политический строй с демократической сменой власти и экономическую систему с посто€нно действующими стимулами дл€ инноваций в производстве товаров и услуг. ћожет ли –осси€ добитьс€ этого, или наша Ђевразийска€ї культура обрекает нас на вечное движение от засто€ к мобилизации и обратно?  ак вообще анализировать культуру общества, достаточно ли этого, чтобы пон€ть его историческую судьбу?

ѕринципиальный вопрос: чем отличаютс€ процессы модернизации сегодн€ от усилий прежних реформаторов в рамках империи –омановых, начина€ с основани€ династии в начале ’VII века, или от Ђпрорыва в светлое будущееї в ходе мобилизационных дес€тилетий советского периода, а затем от смены общественного стро€ в последнем дес€тилетии ’’ века? Ќа первый взгл€д, ответ прост Ц только в феврале 1917 и в августе 1991 гг. пришедшей к власти в ходе революции частью элиты ставилась задача развити€ в –оссии демократической формы государственного устройства. ¬се остальные модернизационные проекты откровенно ставили задачу укреплени€ диктаторской/самодержавной власти и военной мобилизации. » не так уж важно, во им€ Ђмировой революцииї или выхода к „ерноморским проливам и  онстантинополю.

ѕрактически все модернизации, проводившиес€ под руководством авторитарных лидеров, носили мобилизационный характер. ¬ —оветском —оюзе, японии, √ермании, »талии 1930-х гг. мобилизаци€ вполне открыто имела целью подготовку к большой войне. ћожно спорить о том, могла ли индустриализаци€ в ———– состо€тьс€ по Ќиколаю Ѕухарину и јлексею –ыкову, но остаетс€ фактом, зафиксированным историей, Ц она была проведена »осифом —талиным по-своему. » ее последствием стали и трагеди€ коллективизации, и жестокие репрессии, и отступление 1941Ц1942 гг. от Ќемана до ¬олги, и победа в ¬еликой ќтечественной войне, доставша€с€ исключительно дорогой ценой.

¬едь даже в эпоху Ђвеликих реформї правительство јлександра II модернизировало –оссию преимущественно в виду необходимости наращивани€ военного потенциала. ƒемократические элементы Ц независимый суд или земское местное самоуправление Ц представл€ли собой меры прежде всего экономические, обеспечивающие стабильность частной собственности или разгружавшие центральный государственный бюджет.

ћилитаризаци€ экономики сопровождалась, как правило, не расширением, а свертыванием даже зачатков демократии, уходом с уже достигнутых рубежей в деле привлечени€ Ђнизших сословийї или Ђр€довых представителей рабочего класса и кресть€нстваї к делам государственной власти. «емские соборы начала XVII века исчезли как €вление, и было восстановлено абсолютное самодержавие. ¬ ’’ веке только возникшие было институты демократии Ц земство и √осударственна€ дума Ц были сметены в ходе ќкт€брьской революции. —тихийно возникшие советские органы превращены в период гражданской войны в придаток откровенной диктатуры.

— помощью тоталитарных методов администрации советска€ власть достаточно энергично провела индустриализацию, нарастила количественные показатели и масштабы производства. ќднако проблемы повышени€ эффективности использовани€ ресурсов остались без какого-либо решени€. Ѕолее двадцати лет с середины 1960-х до начала 1990-х гг. советское руководство ставило задачу роста производительности труда в 2Ц2,5 раза и не добилось успеха. —ледующие два дес€тилети€, вобравшие в себ€ период революции 1991Ц1993 гг. и экономические реформы, также не обеспечили необходимого результата. ѕроблема эффективности по-прежнему актуальна.

–ешение системных институциональных и политических проблем российского общества выступает как предпосылка и важнейша€ часть задачи, нацеленной на создание эффективной экономической системы. –осси€ провозгласила курс на модернизацию экономики, широкое внедрение инновационных технологий и привлечение с этой целью иностранных инвестиций и человеческого капитала. ѕо всем направлени€м российским предпри€ти€м предстоит активно конкурировать с остальными представител€ми развивающихс€ рынков. “очно так же, как уже сегодн€ страны, объединенные аббревиатурой Ѕ–» , активно конкурируют друг с другом.

ƒл€ всех этих государств развивающихс€ рынков характерны высокие страновые риски. ќни, однако, перекрываютс€ преимуществами Ц обширным внутренним рынком, природными ресурсами и главное Ц дешевизной массовой неплохо образованной рабочей силы. –оссийска€ экономика €вно проигрывает в этом соревновании. –абоча€ сила в нашей стране дорога и не будет дешеветь. ќдновременно инвестиции в основные фонды предпри€тий должны все больше превращатьс€ во вложени€ в машинотехнические издели€ дл€ замены ручного труда.

ƒело в том, что демографическа€ ситуаци€ в –оссии не способствует естественному притоку рабочих рук. –осси€ с неизбежностью сама будет импортировать как квалифицированную, так и неквалифицированную рабочую силу. »з-за демографического сдвига в структуре населени€ и увеличени€ его пожилой части, нуждающейс€ в социальном обеспечении, наш обширный рынок будет все менее емким дл€ новейших потребительских товаров высокой технологии.

ѕо своим экономическим проблемам –осси€ выступает достаточно типичным представителем группы стран ¬осточной ≈вропы. Ќо в отличие от большинства из них не желает ставить своей целью организационное присоединение к Ђ¬осточному партнерствуї с ≈вропейским союзом, а затем, возможно, и к самому этому интеграционному объединению. » это, с точки зрени€ автора, €вл€етс€ значительным упущением нашей внешней политики. –аспространение на –оссию условий и правил экономического, юридического и административного пор€дка ≈вропейского союза могло бы резко увеличить привлекательность нашей экономики дл€ иностранных и собственных российских инвесторов.

ƒанный подход вовсе не исключает успешного взаимовыгодного сотрудничества с сосед€ми из  Ќ– и других регионов јзии. ѕросто необходим нетрадиционный взгл€д на, казалось бы, давно установленные пон€ти€. “ак, например, традиционно воспринимаемый в качестве враждебного вызова газопровод ЂЌабуккої вполне способен стать органическим дополнением к российскому Ђёжному потокуї. ¬ течение одного-двух дес€тилетий выход иранского газа на европейский и азиатский рынки практически неизбежен, и така€ коопераци€ станет привлекательным бизнесом.

ѕри решении задач по освоению природных ресурсов ¬осточной —ибири и созданию там экспортного потенциала, ориентированного на рынок  ита€ и »ндии, в качестве союзников по бизнесу мы получим дополнительно не только азиатских, но и европейских, и американских партнеров. —ергей  араганов в своей недавней статье, посв€щенной сотрудничеству с  итаем, вполне обоснованно доказывал, что производство и поставка продовольстви€ на китайский рынок может стать вариантом высокотехнологичного экспортного производства, к тому же способствующего защите окружающей среды и использованию возобновл€емых природных ресурсов. √де российска€ экономика получит такие деньги и такие технологии, если не в ≈— и —Ўј?

√лобализаци€: от хаоса кризисных лет†к новому пор€дку

 ризис мировой экономики 2007Ц2009 гг., как и полагаетс€, многое расставил по своим местам. √лобализаци€ экономики из абстрактного дл€ многих теоретического пон€ти€ превратилась в весьма конкретный экономический контекст, без приспособлени€ к которому невозможно выживание ни стран, ни предпри€тий, ни людей и домохоз€йств. Ѕез этого задача модернизации выгл€дит заведомо неразрешимой.

ƒо насто€щего времени ни бизнес-сообщество –оссии, ни органы государственного регулировани€ экономики не научились извлекать выгоду из включени€ российской экономики в процесс глобализации.

Ќаши бизнесмены и аналитики рассматривают глобализацию прежде всего в качестве угрозы, в лучшем случае Ц вызова, но практически никогда как новую возможность. ¬ ходе экономического кризиса, действительно, про€вились негативные последстви€ глобализации мирового воспроизводственного процесса. —тало прин€то резко отрицательно оценивать наращивание масштабов финансовых рынков и усложнение сделок с применением производных финансовых инструментов. »менно в данной сфере произошли срывы платежей, послужившие первым упавшим камнем, который вызвал обвал финансовых рынков. ќднако нельз€ забывать, что финансовые инновации в сфере деривативов на финансовом и товарном рынках создали за два предкризисных дес€тилети€ необходимые и достаточные услови€ дл€ наращивани€ инвестиций в странах развивающихс€ рынков. »нновации в финансовом секторе позволили увеличивать денежные потоки, без которых невозможно было бы построить инновационные современные промышленные предпри€ти€ и обеспечить спрос на их продукцию.

“рудом населени€ развивающихс€ государств финансовые потоки были развернуты в значительной степени в экономику развивающихс€ рынков. ћассовый экспорт из  ита€ и »ндии товаров и услуг по низкой цене привел к формированию структурных дисбалансов в движении денежных потоков, выразившихс€ в профиците платежных балансов этих стран и накоплении ими огромных золотовалютных резервов. ѕризнава€ несомненные заслуги этих стран, нельз€ не видеть, что важнейшим условием их ускоренного роста стал тот переизбыток свободных финансовых ресурсов, который был создан в мире в ходе развити€ финансовых инноваций на рынках деривативов и Ђоверлевериджаї банковских кредитов.

—ложилась следующа€ система отношений. — одной стороны, зарплата бюджетников в —оединенных Ўтатах непосредственно зависит от возможности их администрации привлечь в облигации американского госдолга доллары, накопленные в золотовалютных резервах  ита€. — другой стороны, доход китайского производител€ или торговца предметами первой необходимости зависит от покупательной способности американских домохоз€йств. ¬ результате движущей силой подавл€ющего числа экономических решений стала оценка баланса международных денежных потоков. ¬ свою очередь, их устойчивость зависит от национальной конкурентоспособности на мировом рынке.

—оздание ЂЅольшой двадцаткиї (G20) в разгар кризиса, организаци€ в ее рамках плодотворного переговорного процесса внесли значительный вклад в стабилизацию экономической обстановки. ќднако вскоре стало €сно, что основные решени€ по государственному регулированию и национальных экономик, и мирохоз€йственных св€зей по-прежнему должны приниматьс€ на национальном уровне.

’от€ в глобальной финансовой системе накопились настолько значительные диспропорции, что крах рынка деривативов привел к расшатыванию институтов финансовой системы, спровоцировал банкротство большинства инвестиционных и многих коммерческих банков и страховых компаний, ответные антикризисные меры были прин€ты в јмерике, странах еврозоны и —оединенном  оролевстве фактически без использовани€ международных финансовых институтов. “олько ≈вропейский центральный банк играл существенную антикризисную роль в качестве эмиссионного центра единой валюты Ц евро.

¬ ходе кризиса финансовые диспропорции захватили и сферу государственных финансов. Ќакопление государственной задолженности в объеме около 100% ¬¬ѕ ведущих развитых стран предопредел€ет нарастание инфл€ционного давлени€. ¬ этих услови€х администраци€ президента Ѕарака ќбамы и ‘едеральна€ резервна€ система —Ўј встали на путь Ђколичественного см€гчени€ї, т.е. мощнейшей денежной накачки финансовой системы Ђстраны и мираї. »х примеру последовал Ѕанк јнглии, а затем и ≈÷Ѕ. ’от€ руководители еврозоны делали многочисленные оговорки о неприемлемости инфл€ционного сценари€, именно он и находит реальное воплощение в их действи€х.

»нфл€ци€, замедление или стагнаци€ экономического роста €вл€ютс€ наиболее реальной перспективой глобальной экономики на ближайшие п€ть-семь лет. ¬ определенном смысле такое развитие событий будет пр€мым продолжением экономического беспор€дка предшествующих кризисных лет.

ћирова€ инфл€ци€ Ц не новость дл€ международных экономических отношений, на что недавно обратил внимание журнал The Economist. Ђћежду 1945 и 1980 гг. реальна€ негативна€ ставка процента действовала по об€зательствам государственного долга. —берегатели размещали свои деньги на банковских депозитах, банки в свою очередь одалживали их правительствам, использу€ инструменты с процентными ставками, которые были существенно ниже процента инфл€ции. «атем правительства выплачивали свои долги сберегател€м деньгами, обесцененными инфл€цией, которые реально составл€ли суммы ниже тех, что были вз€ты в долг. —берегатели с учетом инфл€ции несли потери в реальном исчислении. ¬ свою очередь симметрично происходило улучшение балансов отчетности по государственным об€зательствам. ќстаетс€ загадкой, почему сберегатели мирились со столь жалкими доходами (crummy returns) на прот€жении столь долгого времениї. »сследователи международной экономики  армен –ейнхарт и Ѕелен —бранчиа предложили называть данный процесс Ђфинансовой репрессиейї.

¬опрос заключаетс€ только в том, будет ли Ђфинансова€ репресси€ї вновь вз€та на вооружение дл€ решени€ проблем государственного долга? ќтвет автора данной статьи, безусловно, положительный. »нфл€ционна€ накачка денежной массы и в долларах, и в евро, и в фунтах, которую ныне политкорректно именуют Ђколичественным см€гчениемї, уже принесла рост долларовых цен на все торгуемые на международных биржах товарные инструменты, а также очевидное ускорение роста внутренних цен в —оединенном  оролевстве и странах еврозоны.

—овершенно откровенно данный метод руководство стран еврозоны пытаетс€ применить дл€ распутывани€ узлов государственного долга в странах ёжной ≈вропы. ѕредоставл€€ финансовую помощь √реции, они, с одной стороны, обеспечивают погашение ею долгов перед частными банками других стран, а с другой Ц продлевают всю вновь накопленную этой страной задолженность. — третьей стороны, така€ реструктуризаци€ должна позволить снизить уровень процентных ставок по государственным об€зательствам. Ќарастающа€ инфл€ци€ значительно облегчит правительствам задачу обслуживани€ долга.

¬ среднесрочной перспективе инфл€ци€ обесценит государственные об€зательства не только √реции. Ђ‘инансова€ репресси€ї позволит гасить эти об€зательства обесцененными в реальном выражении долларами и евро. ѕри этом банкам предлагаетс€ также внести свой вклад путем реструктуризации и пролонгировани€ задолженности на своих балансах. ѕравда, скорее всего, нынешнее правительство √реции не сможет воспользоватьс€ плодами Ђфинансовой репрессииї, т.к. дефолт по госдолгу будет зафиксирован раньше.

ќднако предсто€щий этап мирового развити€ не только не перечеркнет процесс глобализации, но даст ей новый толчок. ”нификаци€ банковского законодательства охватит не только принципы бухгалтерской отчетности, но и практику банковского надзора. ќна включит в себ€ не согласование, а совместное проведение бюджетной политики, во вс€ком случае, будут создаватьс€ антикризисные стабилизационные фонды ≈—, прообраз которых используетс€ сегодн€ дл€ помощи √реции. ¬полне веро€тно введение общих дл€ бюджета ≈вросоюза и бюджетов стран-членов налогов, типа налога на финансовые трансакции, доходы от которых будут делитьс€ между брюссельской бюрократией и национальными правительствами.

ѕравительству –оссии, бизнес-сообществу и обществу в целом неизбежно придетс€ искать ответ на эту новую реальность, отгородитьс€ от которой за государственными границами просто невозможно. ћы об€заны обеспечить дл€ –оссии полноценное участие в новом этапе глобализации экономики и найти на этой основе собственное достойное место в мировой иерархии государств. ќт решений, принимаемых ведущими державами, зависит, в каком мире нам предстоит жить, даже если сами эти державы на данный момент наход€тс€ не в лучшей форме.  ак представл€етс€, основой российской стратегии может €вл€тьс€ оборонительный военно-политический и экономический союз с —оединенными Ўтатами, их европейскими и азиатскими союзниками и отказ от взаимного €дерного сдерживани€, унаследованного от холодной войны. я подробно писал об этом в статье ЂЌова€ јнтантаї (Ђ–осси€ в глобальной политикеї, є 6, 2008 год). –азвитие событий с тех пор только укрепило уверенность автора в том, что альтернативы данному сценарию нет.

»сточник: Ђ–осси€ в глобальной политикеї

  • ƒата публикации: 05.08.2011
  • 602
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150