Денежная награда за защиту окружающей среды не нашла своего обладателя

Денежная награда за защиту окружающей среды не нашла своего обладателя

Не так давно еще казалось, что для решения глобальных экологических проблем достаточно оптимизма и больших денег. В феврале 2007 года миллиардер Ричард Брэнсон, владелец авиакомпании Virgin Airlines, предложил денежное вознаграждение в размере $25 млн. тому, кто найдет способ за несколько лет значительно уменьшить количество парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. Вдохновленный примером бывшего вице-президента США Эла Гора и его книгой «Неудобная правда», Брэнсон сравнил свою инициативу с проходившим в XVIII веке конкурсом на создание точной системы измерения расстояния в море, которая впоследствии спасла тысячи жизней.

«Человек создал проблему, поэтому человек должен ее и решить», – утверждал Брэнсон, говоря о глобальном потеплении. Его инициатива по стабилизации климата стала, по его же словам, «самой большой наградой за разработки в области науки и технологий за всю историю».

Сегодня, спустя почти 4 года, награда Ричарда Брэнсона, получившая название Virgin Earth Challenge, все еще не нашла своего обладателя.

Одной из проблем является то, что наиболее удачные идеи, присланные в 2 500 заявок на участие, связаны с очень сложными экологическими и социальными вопросами. 

Многие участники предлагали манипулирование климатом, также известное как геоинженерия, включающее в себя такие действия, как распыление частичек серы на большой высоте, призванное создать блокирующее солнечные лучи облако, и использование океанов для абсорбирования углекислого газа.

Теперь Ричард Брэнсон понимает, что существует «нерешительность, связанная с необходимостью влиять на атмосферу», отметил Ник Фокс, специалист по связям с общественностью компании Virgin.

Еще одной важной проблемой является то, что ни один из проектов не приспособлен для широкомасштабного использования, которое необходимо для ликвидации влияющих на климат газов.

Среди участников было очень много «именитых ученых», равно как и людей, «создающих проекты в собственном гараже». Никто из них не смог пока «разработать проект, подходящий для коммерческой адаптации», подчеркнул Фокс.

Отсутствие лауреатов показывает, что даже самые щедрые предложения, призванные остановить распространение ведущих к глобальному потеплению газов, могут оказаться неэффективными.

Проекты, связанные со сбором и сдерживанием парниковых газов, не имеют права претендовать на премию Брэнсона, поскольку они уменьшают выбросы газовых и угольных станций, а не, извлекают вещества из атмосферы, как требуют условия. Но даже такие проекты развиваются очень медленно.

Отчасти задержка их развития связана с убытками, вызванными финансовым кризисом. Спрос на электричество упал, следовательно, снизилась и возможность финансирования переоборудования станций с использованием новых технологий.

Немаловажным фактором является и то, что жители регионов, где планируется построить очистительные сооружения, видят в этом потенциальный источник опасности.  В сентябре в США Совет коренных американцев отозвал свое одобрение одного из проектов по сдерживанию газов по подозрению, что он может загрязнить грунтовые воды, навредить окружающей среде и создать угрозу для населения. В ноябре правительство Дании расторгло договор с нефтяной компанией Shell на захоронение диоксида углеводорода под городом Барендрехт после того, как жители города и местное руководство высказали крайнее недовольство подобным планом.

Критики награды утверждают, что подобные инициативы отвлекают людей от важности энергосбережения и развития альтернативных источников энергии, что подразумевает снижение зависимости от ископаемых видов топлива.

Но даже с учетом этого мнения, Евросоюз планирует потратить около $7,5 млрд. на строительство более десятка демонстрационных заводов по сдерживанию распространения парниковых газов к 2015 году. Решение связано с признанием европейскими правительствами того, что ископаемое топливо будет использоваться еще долгие десятилетия.

Ричард Брэнсон считает, что сдерживание углекислого газа даст планете своего рода страховку в свете увеличения объемов поступающих в атмосферу выхлопов. Он назвал неуместными обвинения в лицемерии, связанные с тем, что он управляет авиакомпанией, чьи самолеты также загрязняют атмосферу. Брэдсон признал, что если он закроет свою компанию, просто появится другая, готовая ответить предложением на имеющийся спрос.

Ник Фокс сообщил, что в течение 2011 года специалисты компании выберут из 2 500 заявок, поступивших на первом этапе, в 2009 году, 6-7 проектов.

Брэнсон уже выразил свои сомнения по поводу практичности многих заявок. «Изменение химического состава воды океанов, чтобы ускорить размножение планктона, кажется очень рискованной идеей, равно как и создание облаков», – написал он на сайте Virgin Earth Challenge. Наиболее многообещающие проекты связаны с биоуглем, то есть, с накоплением диоксида углерода в форме угля.

Согласно правилам, соискатель должен предоставить «коммерчески жизнеспособный проект», который в течение 10 лет будет ежегодно избавлять атмосферу от 1 млрд. тонн углекислого газа.

Достижение этой цели в следующем году маловероятно. Поэтому вместо однократной выплаты премии Брэнсон собирается предложить стратегию финансирования для поддержки работ, основная часть которой будет исходить от Virgin и, возможно, других частных компаний. 

«Нужна переходная стадия, на которой можно привлечь промышленных и энергетических партнеров в этот проект, – подчеркнул Фокс. – Если передать $25 млн. одной выплатой, пользы для планеты не будет. За прошедшие годы мы узнали, что на создание машины или системы, очищающей воздух от вредных газов, может уйти до $2,5 млрд.»
 

James Kanter, The New York Times, перевод с английского – Влада Соболева

  • Дата публикации: 22.11.2010
  • 773

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться