deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler

Новая система обращения с отходами в Беларуси ухудшит условия работы бизнеса - предприниматели

Новая система обращения с отходами в Беларуси ухудшит условия работы бизнеса - предприниматели

Представители белорусских бизнес-союзов видят угрозу для стабильной работы частного сектора в связи со вступившим в республике в силу указе президента N313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления". В профильных министерствах и ведомствах признают недостатки новой системы обращения с отходами, однако подчеркивают, что пройдет не менее года, прежде чем они будут устранены.

С точностью до наоборот

По мнению председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, при подготовке конечного варианта проекта указа пожелания и рекомендации бизнес-сообщества не были учтены, несмотря на то, что предприниматели активно участвовали в его разработке.

"Мы принимали участие в работе министерства экономики по подготовке концепции проекта указа по сбору, переработке и обращению отходов. К сожалению, этот нормативный акт принят с точностью до наоборот всего того, чего желало деловое сообщество", - заявил В.Карягин на недавней пресс-конференции в Минске.

Он отметил, что во многом данный указ является необдуманным.

По его мнению, в указе есть положение, которое не позволяет производителям и поставщикам товаров заключать договора с частными компаниями на оказание услуг по сбору отходов. Такое положение В.Карягин считает неправильным, поскольку, по его мнению, в этой сфере закрепляется монополия единого государственного оператора. Такая норма противоречит положениям директивы N4, так как нарушает заявленные в ней принципы открытой конкуренции и равенства всех форм собственности.

В свою очередь председатель Ассоциации заготовителей и переработчиков отходов при Союзе юридических лиц "Республиканская конфедерация предпринимателей" (РКП) Михаил Счастный, считает, что новая система обращения с отходами неэффективна и нарушает целый ряд норм национального законодательства.

В частности, по его словам, "путем нарушения статьи 13 Конституции Беларуси указ запрещает любые договорные отношения в области построения совместных систем сбора вторичных материальных ресурсов и, таким образом, закрепляет неестественную монополию за "оператором".

"Запрещая выбирать компанию для сбора и переработки отходов, документ не позволяет бизнесменам реализовать их законное право вступать в договорные рыночные отношения в области обращения отходов. В свою очередь, делегирование полномочий по переработке отходов одной организации в лице оператора ЖКХ - это, на мой взгляд, прямой шаг к созданию неестественной монополии. Какой смысл в том, чтобы взять и запретить совместно собирать бутылки? Зачем препятствовать деятельности компаний, занятых сбором отходов", - полагает М.Счастный.

Он также обратил внимание на то, что расширенная ответственность производителей и импортеров за сбор и обезвреживание отходов, как прописано в указе, предусмотрена также и положениями закона "Об обращении с отходами". Однако, согласно этому закону, сбор и обезвреживание отходов могут осуществляться юрлицами и ИП, которые эти товары реализуют.

"Таким образом, указ не только нарушает Конституцию Беларуси, но и вносит коллизию в акты законодательства, обладающие одинаковой юридической силой", - отметил М.Счастный.

Глава Ассоциации также убежден, что на практике нормы указа белорусские производители или импортеры реализовать не смогут.

"Ни один производитель или импортер, без кооперации с предприятиями оптовой или розничной торговли, то есть в одиночку, не в состоянии самостоятельно реализовать потребителям (населению) свой товар. Каким же образом он сможет в одиночку организовать сбор отходов этих товаров?" - задал вопрос М.Счастный.

Он отметил, что указ создает неравные условия для производителей и импортеров по сравнению с уже созданным в Беларуси единым госоператором, а также на отсутствие прозрачных схем работы этого органа.

М.Счастный также усматривает в новом порядке и коррупционную составляющую. "Прямая и постоянная зависимость заготовителей и переработчиков от единого "оператора", от решений (лояльности) которого зависят выделение компенсаций за сбор вторичных материальных ресурсов - наилучшие условия для развития коррупции", - отметил он.

Придется потерпеть

Между тем, в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси полагают, что указ является прогрессивным документом, несмотря на то, что в нем есть "некоторые отдельные несовершенства".

"Это значительный шаг вперед, потому что после отмены экологического налога мы жили в правовом вакууме, что поставило некоторые предприятия на грань выживания", - считает начальник управления обращения с отходами Минприроды Сергей Кузьменков.

Он обратил внимание, что в рамках указа каждый субъект хозяйствования вправе самостоятельно решать, стоит ли ей заключать договор с единым госоператором. Кроме того, указ не запрещает объединение предприятий в ассоциации и совместную организацию переработки отходов.

"Мы признаем, что в указе есть пробелы, но ведь никто не говорил, что акт не будет дорабатываться. Тем не менее, указ уже запущен, в соответствии с ним уже заключены договоры, а через несколько месяцев на счет государства начнут поступать платежи от компаний производителей и поставщиков", - отметил он.

"Доработка указа будет продолжена. А год - полтора придется пожить по установленным нормам", - сказал С.Кузьменков.

Белорусский путь европейского опыта

Между тем, в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Беларуси подчеркивают, что указ "является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего так называемую расширенную ответственность производителя".

В МинЖКХ обратили внимание, что впервые концепция "расширенная ответственность производителя" была принята в Швеции и далее закреплена в актах ЕС. Смысл этой концепции в том, что производители или импортеры обязаны нести ответственность за произведенные или ввезенные в страну товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми становятся сами товары, после их потребления."Виды ответственности производителей товаров различны. Это может быть и физическая ответственность - обеспечение сбора отходов, и экономическая - оплата сбора и переработки отходов и др.", - отмечают представители министерства. По их словам, в странах ЕС расширенная ответственность производителя началась с возложения ответственности на производителей пластмассовой упаковки. Теперь такая ответственность установлена в отношении производителей бытовой техники, элементов питания и других товаров.

Там пояснили, что такая ответственность будет возлагаться на производителей и импортеров автомобильных шин, резинотехнических изделий, смазочных масел и антикоррозийных смесей, бытовой и офисной техники. "Эти изделия содержат в себе пластмассы, тяжелые металлы, опасные жидкости, поэтому, когда они становятся отходами, они являются опасными для окружающей среды. На данную группу товаров расширенная ответственность производителя возлагается в Беларуси впервые", - отметили в МинЖКХ. Также в эту группу товаров попадают батарейки и содержащие ртуть лампы.

В министерстве отметили, что в Беларуси есть мощности по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп. Первое предприятие заработало еще в 1991 году. "Однако за этот период доля отработанных ртутьсодержащих ламп, собранных от населения и направленных на обезвреживание, практически равна нулю. Основная причина - за сбор и обезвреживание отработанных ртутных ламп населению нужно платить. Включение ламп в группу товаров согласно приложению 1 должно решить проблему финансирования сбора и обезвреживания этих отходов", - подчеркнули специалисты, добавив, что это же касается и проблемы утилизации использованных батареек.

Кроме того, предусматривается введение расширенной ответственности в отношении пластмассовой, бумажной и стеклянной тары, причем последние два вида упаковок являются вторичным ресурсом и подлежат вторичной переработке.

В МинЖКХ также отметили, что указом предусмотрена система льгот для производителей и импортеров.

Тем не менее, в министерстве признали, что нормы указа в той или иной степени затрагивают практически все субъекты хозяйствования.

Касаясь претензий бизнеса к созданию единого оператора по обращению с отходами и его полномочий, в министерстве отметили, что оператор "не будет самостоятельно осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию отходов, а лишь будет посредником между обязанными лицами и организациями, специализирующимися на сборе, использовании, обезвреживании отходов".

В МинЖКХ добавили, что такой же подход принят в ЕС для выполнения требований директив в части расширенной ответственности производителя. "Там только одно отличие: создаваемые операторы являются негосударственными организациями. Их, как правило, создают сами обязанные лица - производители, поставщики товаров", - заметили специалисты.

В то же время они выразили уверенность в том, что участие государства в активах единого оператора позволит наиболее полно координировать работу по обращению с отходами и сделать ее финансово прозрачной.

Другой путь?

Между тем, как полагает глава Ассоциации заготовителей и переработчиков отходов М.Счастный, в Беларуси следует внедрить систему извлечения вторичных материальных ресурсов и их последующего использования в качестве вторичного сырья.

В частности, следует внедрить прямую норму ответственности для производителей товаров, а не для производителей упаковки за извлечение (сбор) всего объема потребительских упаковок, реализованных населению с товарами. "Данная прямая норма ответственности должна распространяться и на производителей молочных продуктов для взрослого населения. Это позволит привлечь в систему сбора производителей (в особенности алкогольной продукции), упаковывающих свои товары в стеклянную тару, которые по указу не несут никакой экологической и экономической ответственности", - отметил М.Счастный.

Он также считает правильным разрешить привлекать для сбора отходов спецпредприятия на договорной основе. "Создание системы договорных отношений будет способствовать развитию конкуренции и устранит зависимость от "оператора", - считает глава Ассоциации.

По его мнению, также следует предусмотреть ответственность для "оператора" за реальное выполнение извлечения (сбора, заготовки) и последующего использования вторичного сырья, исходя из объемов полученных платежей.

"Надо также предусмотреть внедрение в республике системы депозитного (залогового) сбора на разовую пластиковую, стеклянную и жестяную тару из-под напитков (алкогольных, слабоалкогольных, безалкогольных, пива, воды и соков). Например, в США в тех штатах, где применяется залоговая система, уровень сбора и переработки стеклотары достигает 80-90%", - заметил он, добавив, что "во времена СССР залоговая система позволяла обратно принимать от населения до 95% стеклотары". Депозитный сбор будет также стимулировать к использованию в производстве возвратной стеклотары и производителей.

Справка:

Как ранее сообщалось, с 1 августа 2012 года в Беларуси вступил в силу указ N313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", который адаптировал для Беларуси общепринятую в Европе концепцию расширенной ответственности производителя.

Установленные указом виды ответственности товаропроизводителей (импортеров) различны: субъект хозяйствования обязан либо физически обеспечить сбор отходов, либо оплатить услуги оператора за сбор и переработку отходов.

Единым госоператором по обращению с отходами в республике определено предприятие "Оператор вторичных материальных ресурсов". Одновременно установлены размеры платы за различные виды отходов.

По приблизительным подсчетам экспертов, нормы акта затронут примерно 500 белорусских предприятий, специализирующихся на производстве и (или) поставке автомобильных шин, батареек, смазочных масел и ряда других товаров. При этом представители бизнес-среды пока не готовы точно рассчитать, к каким расходам приведет переработка отходов по новым правилам, однако прогнозируют существенный рост затрат: по ряду позиций расходы возрастут до 5 раз.

На сегодняшний день претензии бизнеса оформлены в письменном виде и направлены в Конституционный суд Беларуси, в Администрацию президента и в Генеральную прокуратуру.

Interfax.by

  • Дата публикации: 23.10.2012
  • 6684
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150