Роль БелАЭС в предотвращении изменения климата
16.12.2016
Представители белорусских бизнес-союзов видят угрозу для стабильной работы частного сектора в связи со вступившим в республике в силу указе президента N313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления". В профильных министерствах и ведомствах признают недостатки новой системы обращения с отходами, однако подчеркивают, что пройдет не менее года, прежде чем они будут устранены.
С точностью до наоборот
По мнению председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, при подготовке конечного варианта проекта указа пожелания и рекомендации бизнес-сообщества не были учтены, несмотря на то, что предприниматели активно участвовали в его разработке.
"Мы принимали участие в работе министерства экономики по подготовке концепции проекта указа по сбору, переработке и обращению отходов. К сожалению, этот нормативный акт принят с точностью до наоборот всего того, чего желало деловое сообщество", - заявил В.Карягин на недавней пресс-конференции в Минске.
Он отметил, что во многом данный указ является необдуманным.
По его мнению, в указе есть положение, которое не позволяет производителям и поставщикам товаров заключать договора с частными компаниями на оказание услуг по сбору отходов. Такое положение В.Карягин считает неправильным, поскольку, по его мнению, в этой сфере закрепляется монополия единого государственного оператора. Такая норма противоречит положениям директивы N4, так как нарушает заявленные в ней принципы открытой конкуренции и равенства всех форм собственности.
В свою очередь председатель Ассоциации заготовителей и переработчиков отходов при Союзе юридических лиц "Республиканская конфедерация предпринимателей" (РКП) Михаил Счастный, считает, что новая система обращения с отходами неэффективна и нарушает целый ряд норм национального законодательства.
В частности, по его словам, "путем нарушения статьи 13 Конституции Беларуси указ запрещает любые договорные отношения в области построения совместных систем сбора вторичных материальных ресурсов и, таким образом, закрепляет неестественную монополию за "оператором".
"Запрещая выбирать компанию для сбора и переработки отходов, документ не позволяет бизнесменам реализовать их законное право вступать в договорные рыночные отношения в области обращения отходов. В свою очередь, делегирование полномочий по переработке отходов одной организации в лице оператора ЖКХ - это, на мой взгляд, прямой шаг к созданию неестественной монополии. Какой смысл в том, чтобы взять и запретить совместно собирать бутылки? Зачем препятствовать деятельности компаний, занятых сбором отходов", - полагает М.Счастный.
Он также обратил внимание на то, что расширенная ответственность производителей и импортеров за сбор и обезвреживание отходов, как прописано в указе, предусмотрена также и положениями закона "Об обращении с отходами". Однако, согласно этому закону, сбор и обезвреживание отходов могут осуществляться юрлицами и ИП, которые эти товары реализуют.
"Таким образом, указ не только нарушает Конституцию Беларуси, но и вносит коллизию в акты законодательства, обладающие одинаковой юридической силой", - отметил М.Счастный.
Глава Ассоциации также убежден, что на практике нормы указа белорусские производители или импортеры реализовать не смогут.
"Ни один производитель или импортер, без кооперации с предприятиями оптовой или розничной торговли, то есть в одиночку, не в состоянии самостоятельно реализовать потребителям (населению) свой товар. Каким же образом он сможет в одиночку организовать сбор отходов этих товаров?" - задал вопрос М.Счастный.
Он отметил, что указ создает неравные условия для производителей и импортеров по сравнению с уже созданным в Беларуси единым госоператором, а также на отсутствие прозрачных схем работы этого органа.
М.Счастный также усматривает в новом порядке и коррупционную составляющую. "Прямая и постоянная зависимость заготовителей и переработчиков от единого "оператора", от решений (лояльности) которого зависят выделение компенсаций за сбор вторичных материальных ресурсов - наилучшие условия для развития коррупции", - отметил он.
Придется потерпеть
Между тем, в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси полагают, что указ является прогрессивным документом, несмотря на то, что в нем есть "некоторые отдельные несовершенства".
"Это значительный шаг вперед, потому что после отмены экологического налога мы жили в правовом вакууме, что поставило некоторые предприятия на грань выживания", - считает начальник управления обращения с отходами Минприроды Сергей Кузьменков.
Он обратил внимание, что в рамках указа каждый субъект хозяйствования вправе самостоятельно решать, стоит ли ей заключать договор с единым госоператором. Кроме того, указ не запрещает объединение предприятий в ассоциации и совместную организацию переработки отходов.
"Мы признаем, что в указе есть пробелы, но ведь никто не говорил, что акт не будет дорабатываться. Тем не менее, указ уже запущен, в соответствии с ним уже заключены договоры, а через несколько месяцев на счет государства начнут поступать платежи от компаний производителей и поставщиков", - отметил он.
"Доработка указа будет продолжена. А год - полтора придется пожить по установленным нормам", - сказал С.Кузьменков.
Белорусский путь европейского опыта
Между тем, в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Беларуси подчеркивают, что указ "является своеобразным итогом более чем десятилетнего формирования в Беларуси законодательства, устанавливающего так называемую расширенную ответственность производителя".
В МинЖКХ обратили внимание, что впервые концепция "расширенная ответственность производителя" была принята в Швеции и далее закреплена в актах ЕС. Смысл этой концепции в том, что производители или импортеры обязаны нести ответственность за произведенные или ввезенные в страну товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми становятся сами товары, после их потребления."Виды ответственности производителей товаров различны. Это может быть и физическая ответственность - обеспечение сбора отходов, и экономическая - оплата сбора и переработки отходов и др.", - отмечают представители министерства. По их словам, в странах ЕС расширенная ответственность производителя началась с возложения ответственности на производителей пластмассовой упаковки. Теперь такая ответственность установлена в отношении производителей бытовой техники, элементов питания и других товаров.
Там пояснили, что такая ответственность будет возлагаться на производителей и импортеров автомобильных шин, резинотехнических изделий, смазочных масел и антикоррозийных смесей, бытовой и офисной техники. "Эти изделия содержат в себе пластмассы, тяжелые металлы, опасные жидкости, поэтому, когда они становятся отходами, они являются опасными для окружающей среды. На данную группу товаров расширенная ответственность производителя возлагается в Беларуси впервые", - отметили в МинЖКХ. Также в эту группу товаров попадают батарейки и содержащие ртуть лампы.
В министерстве отметили, что в Беларуси есть мощности по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп. Первое предприятие заработало еще в 1991 году. "Однако за этот период доля отработанных ртутьсодержащих ламп, собранных от населения и направленных на обезвреживание, практически равна нулю. Основная причина - за сбор и обезвреживание отработанных ртутных ламп населению нужно платить. Включение ламп в группу товаров согласно приложению 1 должно решить проблему финансирования сбора и обезвреживания этих отходов", - подчеркнули специалисты, добавив, что это же касается и проблемы утилизации использованных батареек.
Кроме того, предусматривается введение расширенной ответственности в отношении пластмассовой, бумажной и стеклянной тары, причем последние два вида упаковок являются вторичным ресурсом и подлежат вторичной переработке.
В МинЖКХ также отметили, что указом предусмотрена система льгот для производителей и импортеров.
Тем не менее, в министерстве признали, что нормы указа в той или иной степени затрагивают практически все субъекты хозяйствования.
Касаясь претензий бизнеса к созданию единого оператора по обращению с отходами и его полномочий, в министерстве отметили, что оператор "не будет самостоятельно осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию отходов, а лишь будет посредником между обязанными лицами и организациями, специализирующимися на сборе, использовании, обезвреживании отходов".
В МинЖКХ добавили, что такой же подход принят в ЕС для выполнения требований директив в части расширенной ответственности производителя. "Там только одно отличие: создаваемые операторы являются негосударственными организациями. Их, как правило, создают сами обязанные лица - производители, поставщики товаров", - заметили специалисты.
В то же время они выразили уверенность в том, что участие государства в активах единого оператора позволит наиболее полно координировать работу по обращению с отходами и сделать ее финансово прозрачной.
Другой путь?
Между тем, как полагает глава Ассоциации заготовителей и переработчиков отходов М.Счастный, в Беларуси следует внедрить систему извлечения вторичных материальных ресурсов и их последующего использования в качестве вторичного сырья.
В частности, следует внедрить прямую норму ответственности для производителей товаров, а не для производителей упаковки за извлечение (сбор) всего объема потребительских упаковок, реализованных населению с товарами. "Данная прямая норма ответственности должна распространяться и на производителей молочных продуктов для взрослого населения. Это позволит привлечь в систему сбора производителей (в особенности алкогольной продукции), упаковывающих свои товары в стеклянную тару, которые по указу не несут никакой экологической и экономической ответственности", - отметил М.Счастный.
Он также считает правильным разрешить привлекать для сбора отходов спецпредприятия на договорной основе. "Создание системы договорных отношений будет способствовать развитию конкуренции и устранит зависимость от "оператора", - считает глава Ассоциации.
По его мнению, также следует предусмотреть ответственность для "оператора" за реальное выполнение извлечения (сбора, заготовки) и последующего использования вторичного сырья, исходя из объемов полученных платежей.
"Надо также предусмотреть внедрение в республике системы депозитного (залогового) сбора на разовую пластиковую, стеклянную и жестяную тару из-под напитков (алкогольных, слабоалкогольных, безалкогольных, пива, воды и соков). Например, в США в тех штатах, где применяется залоговая система, уровень сбора и переработки стеклотары достигает 80-90%", - заметил он, добавив, что "во времена СССР залоговая система позволяла обратно принимать от населения до 95% стеклотары". Депозитный сбор будет также стимулировать к использованию в производстве возвратной стеклотары и производителей.
Справка:
Как ранее сообщалось, с 1 августа 2012 года в Беларуси вступил в силу указ N313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", который адаптировал для Беларуси общепринятую в Европе концепцию расширенной ответственности производителя.
Установленные указом виды ответственности товаропроизводителей (импортеров) различны: субъект хозяйствования обязан либо физически обеспечить сбор отходов, либо оплатить услуги оператора за сбор и переработку отходов.
Единым госоператором по обращению с отходами в республике определено предприятие "Оператор вторичных материальных ресурсов". Одновременно установлены размеры платы за различные виды отходов.
По приблизительным подсчетам экспертов, нормы акта затронут примерно 500 белорусских предприятий, специализирующихся на производстве и (или) поставке автомобильных шин, батареек, смазочных масел и ряда других товаров. При этом представители бизнес-среды пока не готовы точно рассчитать, к каким расходам приведет переработка отходов по новым правилам, однако прогнозируют существенный рост затрат: по ряду позиций расходы возрастут до 5 раз.
На сегодняшний день претензии бизнеса оформлены в письменном виде и направлены в Конституционный суд Беларуси, в Администрацию президента и в Генеральную прокуратуру.
Interfax.by
Тема дня 02.10.2024
Новости компаний 30.09.2024
Тема дня 24.09.2024
Новости компаний 23.09.2024
Новости компаний 01.10.2018
Традиционная энергетика 01.09.2024
Технологии 02.10.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также