Ќова€ система обращени€ с отходами в Ѕеларуси ухудшит услови€ работы бизнеса - предприниматели

Ќова€ система обращени€ с отходами в Ѕеларуси ухудшит услови€ работы бизнеса - предприниматели

ѕредставители белорусских бизнес-союзов вид€т угрозу дл€ стабильной работы частного сектора в св€зи со вступившим в республике в силу указе президента N313 "ќ некоторых вопросах обращени€ с отходами потреблени€". ¬ профильных министерствах и ведомствах признают недостатки новой системы обращени€ с отходами, однако подчеркивают, что пройдет не менее года, прежде чем они будут устранены.

— точностью до наоборот

ѕо мнению председател€ ћинского столичного союза предпринимателей и работодателей ¬ладимира  ар€гина, при подготовке конечного варианта проекта указа пожелани€ и рекомендации бизнес-сообщества не были учтены, несмотр€ на то, что предприниматели активно участвовали в его разработке.

"ћы принимали участие в работе министерства экономики по подготовке концепции проекта указа по сбору, переработке и обращению отходов.   сожалению, этот нормативный акт прин€т с точностью до наоборот всего того, чего желало деловое сообщество", - за€вил ¬. ар€гин на недавней пресс-конференции в ћинске.

ќн отметил, что во многом данный указ €вл€етс€ необдуманным.

ѕо его мнению, в указе есть положение, которое не позвол€ет производител€м и поставщикам товаров заключать договора с частными компани€ми на оказание услуг по сбору отходов. “акое положение ¬. ар€гин считает неправильным, поскольку, по его мнению, в этой сфере закрепл€етс€ монополи€ единого государственного оператора. “ака€ норма противоречит положени€м директивы N4, так как нарушает за€вленные в ней принципы открытой конкуренции и равенства всех форм собственности.

¬ свою очередь председатель јссоциации заготовителей и переработчиков отходов при —оюзе юридических лиц "–еспубликанска€ конфедераци€ предпринимателей" (– ѕ) ћихаил —частный, считает, что нова€ система обращени€ с отходами неэффективна и нарушает целый р€д норм национального законодательства.

¬ частности, по его словам, "путем нарушени€ статьи 13  онституции Ѕеларуси указ запрещает любые договорные отношени€ в области построени€ совместных систем сбора вторичных материальных ресурсов и, таким образом, закрепл€ет неестественную монополию за "оператором".

"«апреща€ выбирать компанию дл€ сбора и переработки отходов, документ не позвол€ет бизнесменам реализовать их законное право вступать в договорные рыночные отношени€ в области обращени€ отходов. ¬ свою очередь, делегирование полномочий по переработке отходов одной организации в лице оператора ∆ ’ - это, на мой взгл€д, пр€мой шаг к созданию неестественной монополии.  акой смысл в том, чтобы вз€ть и запретить совместно собирать бутылки? «ачем преп€тствовать де€тельности компаний, зан€тых сбором отходов", - полагает ћ.—частный.

ќн также обратил внимание на то, что расширенна€ ответственность производителей и импортеров за сбор и обезвреживание отходов, как прописано в указе, предусмотрена также и положени€ми закона "ќб обращении с отходами". ќднако, согласно этому закону, сбор и обезвреживание отходов могут осуществл€тьс€ юрлицами и »ѕ, которые эти товары реализуют.

"“аким образом, указ не только нарушает  онституцию Ѕеларуси, но и вносит коллизию в акты законодательства, обладающие одинаковой юридической силой", - отметил ћ.—частный.

√лава јссоциации также убежден, что на практике нормы указа белорусские производители или импортеры реализовать не смогут.

"Ќи один производитель или импортер, без кооперации с предпри€ти€ми оптовой или розничной торговли, то есть в одиночку, не в состо€нии самосто€тельно реализовать потребител€м (населению) свой товар.  аким же образом он сможет в одиночку организовать сбор отходов этих товаров?" - задал вопрос ћ.—частный.

ќн отметил, что указ создает неравные услови€ дл€ производителей и импортеров по сравнению с уже созданным в Ѕеларуси единым госоператором, а также на отсутствие прозрачных схем работы этого органа.

ћ.—частный также усматривает в новом пор€дке и коррупционную составл€ющую. "ѕр€ма€ и посто€нна€ зависимость заготовителей и переработчиков от единого "оператора", от решений (ло€льности) которого завис€т выделение компенсаций за сбор вторичных материальных ресурсов - наилучшие услови€ дл€ развити€ коррупции", - отметил он.

ѕридетс€ потерпеть

ћежду тем, в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ѕеларуси полагают, что указ €вл€етс€ прогрессивным документом, несмотр€ на то, что в нем есть "некоторые отдельные несовершенства".

"Ёто значительный шаг вперед, потому что после отмены экологического налога мы жили в правовом вакууме, что поставило некоторые предпри€ти€ на грань выживани€", - считает начальник управлени€ обращени€ с отходами ћинприроды —ергей  узьменков.

ќн обратил внимание, что в рамках указа каждый субъект хоз€йствовани€ вправе самосто€тельно решать, стоит ли ей заключать договор с единым госоператором.  роме того, указ не запрещает объединение предпри€тий в ассоциации и совместную организацию переработки отходов.

"ћы признаем, что в указе есть пробелы, но ведь никто не говорил, что акт не будет дорабатыватьс€. “ем не менее, указ уже запущен, в соответствии с ним уже заключены договоры, а через несколько мес€цев на счет государства начнут поступать платежи от компаний производителей и поставщиков", - отметил он.

"ƒоработка указа будет продолжена. ј год - полтора придетс€ пожить по установленным нормам", - сказал —. узьменков.

Ѕелорусский путь европейского опыта

ћежду тем, в министерстве жилищно-коммунального хоз€йства Ѕеларуси подчеркивают, что указ "€вл€етс€ своеобразным итогом более чем дес€тилетнего формировани€ в Ѕеларуси законодательства, устанавливающего так называемую расширенную ответственность производител€".

¬ ћин∆ ’ обратили внимание, что впервые концепци€ "расширенна€ ответственность производител€" была прин€та в Ўвеции и далее закреплена в актах ≈—. —мысл этой концепции в том, что производители или импортеры об€заны нести ответственность за произведенные или ввезенные в страну товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми станов€тс€ сами товары, после их потреблени€."¬иды ответственности производителей товаров различны. Ёто может быть и физическа€ ответственность - обеспечение сбора отходов, и экономическа€ - оплата сбора и переработки отходов и др.", - отмечают представители министерства. ѕо их словам, в странах ≈— расширенна€ ответственность производител€ началась с возложени€ ответственности на производителей пластмассовой упаковки. “еперь така€ ответственность установлена в отношении производителей бытовой техники, элементов питани€ и других товаров.

“ам по€снили, что така€ ответственность будет возлагатьс€ на производителей и импортеров автомобильных шин, резинотехнических изделий, смазочных масел и антикоррозийных смесей, бытовой и офисной техники. "Ёти издели€ содержат в себе пластмассы, т€желые металлы, опасные жидкости, поэтому, когда они станов€тс€ отходами, они €вл€ютс€ опасными дл€ окружающей среды. Ќа данную группу товаров расширенна€ ответственность производител€ возлагаетс€ в Ѕеларуси впервые", - отметили в ћин∆ ’. “акже в эту группу товаров попадают батарейки и содержащие ртуть лампы.

¬ министерстве отметили, что в Ѕеларуси есть мощности по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп. ѕервое предпри€тие заработало еще в 1991 году. "ќднако за этот период дол€ отработанных ртутьсодержащих ламп, собранных от населени€ и направленных на обезвреживание, практически равна нулю. ќсновна€ причина - за сбор и обезвреживание отработанных ртутных ламп населению нужно платить. ¬ключение ламп в группу товаров согласно приложению 1 должно решить проблему финансировани€ сбора и обезвреживани€ этих отходов", - подчеркнули специалисты, добавив, что это же касаетс€ и проблемы утилизации использованных батареек.

 роме того, предусматриваетс€ введение расширенной ответственности в отношении пластмассовой, бумажной и стекл€нной тары, причем последние два вида упаковок €вл€ютс€ вторичным ресурсом и подлежат вторичной переработке.

¬ ћин∆ ’ также отметили, что указом предусмотрена система льгот дл€ производителей и импортеров.

“ем не менее, в министерстве признали, что нормы указа в той или иной степени затрагивают практически все субъекты хоз€йствовани€.

 аса€сь претензий бизнеса к созданию единого оператора по обращению с отходами и его полномочий, в министерстве отметили, что оператор "не будет самосто€тельно осуществл€ть де€тельность по сбору, использованию, обезвреживанию отходов, а лишь будет посредником между об€занными лицами и организаци€ми, специализирующимис€ на сборе, использовании, обезвреживании отходов".

¬ ћин∆ ’ добавили, что такой же подход прин€т в ≈— дл€ выполнени€ требований директив в части расширенной ответственности производител€. "“ам только одно отличие: создаваемые операторы €вл€ютс€ негосударственными организаци€ми. »х, как правило, создают сами об€занные лица - производители, поставщики товаров", - заметили специалисты.

¬ то же врем€ они выразили уверенность в том, что участие государства в активах единого оператора позволит наиболее полно координировать работу по обращению с отходами и сделать ее финансово прозрачной.

ƒругой путь?

ћежду тем, как полагает глава јссоциации заготовителей и переработчиков отходов ћ.—частный, в Ѕеларуси следует внедрить систему извлечени€ вторичных материальных ресурсов и их последующего использовани€ в качестве вторичного сырь€.

¬ частности, следует внедрить пр€мую норму ответственности дл€ производителей товаров, а не дл€ производителей упаковки за извлечение (сбор) всего объема потребительских упаковок, реализованных населению с товарами. "ƒанна€ пр€ма€ норма ответственности должна распростран€тьс€ и на производителей молочных продуктов дл€ взрослого населени€. Ёто позволит привлечь в систему сбора производителей (в особенности алкогольной продукции), упаковывающих свои товары в стекл€нную тару, которые по указу не несут никакой экологической и экономической ответственности", - отметил ћ.—частный.

ќн также считает правильным разрешить привлекать дл€ сбора отходов спецпредпри€ти€ на договорной основе. "—оздание системы договорных отношений будет способствовать развитию конкуренции и устранит зависимость от "оператора", - считает глава јссоциации.

ѕо его мнению, также следует предусмотреть ответственность дл€ "оператора" за реальное выполнение извлечени€ (сбора, заготовки) и последующего использовани€ вторичного сырь€, исход€ из объемов полученных платежей.

"Ќадо также предусмотреть внедрение в республике системы депозитного (залогового) сбора на разовую пластиковую, стекл€нную и жест€ную тару из-под напитков (алкогольных, слабоалкогольных, безалкогольных, пива, воды и соков). Ќапример, в —Ўј в тех штатах, где примен€етс€ залогова€ система, уровень сбора и переработки стеклотары достигает 80-90%", - заметил он, добавив, что "во времена ———– залогова€ система позвол€ла обратно принимать от населени€ до 95% стеклотары". ƒепозитный сбор будет также стимулировать к использованию в производстве возвратной стеклотары и производителей.

—правка:

 ак ранее сообщалось, с 1 августа 2012 года в Ѕеларуси вступил в силу указ N313 "ќ некоторых вопросах обращени€ с отходами потреблени€", который адаптировал дл€ Ѕеларуси общеприн€тую в ≈вропе концепцию расширенной ответственности производител€.

”становленные указом виды ответственности товаропроизводителей (импортеров) различны: субъект хоз€йствовани€ об€зан либо физически обеспечить сбор отходов, либо оплатить услуги оператора за сбор и переработку отходов.

≈диным госоператором по обращению с отходами в республике определено предпри€тие "ќператор вторичных материальных ресурсов". ќдновременно установлены размеры платы за различные виды отходов.

ѕо приблизительным подсчетам экспертов, нормы акта затронут примерно 500 белорусских предпри€тий, специализирующихс€ на производстве и (или) поставке автомобильных шин, батареек, смазочных масел и р€да других товаров. ѕри этом представители бизнес-среды пока не готовы точно рассчитать, к каким расходам приведет переработка отходов по новым правилам, однако прогнозируют существенный рост затрат: по р€ду позиций расходы возрастут до 5 раз.

Ќа сегодн€шний день претензии бизнеса оформлены в письменном виде и направлены в  онституционный суд Ѕеларуси, в јдминистрацию президента и в √енеральную прокуратуру.

Interfax.by

  • ƒата публикации: 23.10.2012
  • 6595
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150