Ѕеспилотные технологии в транспорте отберут миллионы рабочих мест

Ѕеспилотные технологии в транспорте отберут миллионы рабочих мест

“ехнологический прогресс в транспортном секторе влечет за собой не только повышение комфортности перевозок, но и серьезную угрозу роста уровн€ безработицы по всему миру. ѕортал Ёлектро¬ести решил разобратьс€ детальнее, сколько людей могут потер€ть работу из-за внедрени€ новых технологий.

Ёксперты в транспортной отрасли ожидают, что беспилотные, или автономные, автомобили будут активно заполн€ть рынок уже в следующие п€ть лет.

—егодн€ новые модели автомобилей, поступающих на рынок, все чаще оснащаютс€ дополнительными начальными функци€ми беспилотного управлени€, такими как автономна€ парковка, автоматическое торможение (со способностью обнаруживать преп€тстви€ на пути), и даже автоматическое проследование по заданному маршруту.

јвтопроизводители все чаще за€вл€ют о разработках автомобилей с повышенной степенью автономности. “ак, Ford недавно объ€вил о планах выпустить Ђполноценныйї автопилотируемый электромобиль без рул€ и педалей в течение ближайших п€ти лет. Audi планирует выпустить полностью автономный электромобиль ближе к 2025 году. Google давно подтвердил слухи о разработке беспилотного электромобил€, и уже запустил тестирование прототипов. ј GM обрабатывает сделку стоимостью 1 млрд долл. по приобретению компании из —ан-‘ранциско, специализирующейс€ на беспилотных технологи€х. ¬ целом, более 33 крупнейших мировых корпораций, среди которых BMW, Volvo, Audi, Honda,Ford, GM, Tesla, Apple, Google, Bosch и другие, участвуют в разработках, посв€щенных разработкам технологий автопилота.

ќсновными преимуществами беспилотного транспорта, по оценкам экспертов, станет значительное снижени€ затрат на оплату труда, повышение эффективности потреблени€ топлива, повышени€ продуктивности перевозок, а также снижение количества аварий на дорогах

—уд€ по масштабам потенциальной экономии и заинтересованности основных игроков на автомобильном рынке, будущее действительно за беспилотными средствами передвижени€, хотим мы этого или нет.

“ак, в —Ўј в штатах  алифорни€ и ћичиган уже разработали законопроекты, прин€тие которых позволит тестировать автомобили на общественных дорогах даже без присутстви€ водител€ на случай непредвиденных ситуаций. » это притом, что по закону всех 50 штатов присутствие водител€ за рулем об€зательно.  онечно, будут прин€ты ограничени€ по скорости (35 миль/час), а также выделены специальные секторы дорог, но они уже будут включать общие автомагистрали.

ћассовое внедрение беспилотных авто окажет значительное вли€ние на всю транспортную систему в глобальном масштабе. » если распространение беспилотных машин частного пользовани€ пока не предстает столь Ђугрожающимї по масштабам из-за несовершенства и дороговизны технологии, то сектор коммерческих перевозок (как грузовых, так и пассажирских) станет главным участником в переходном процессе уже в ближайшее врем€.

“аким образом, первыми, кто ощут€т на себе очередной переход от человеческого труда к технологи€м, станут те, кто непосредственно задействованы в услугах перевозок, то есть водители. ¬ особенности водители городских автобусов, такси и грузовиков на дальнобойных маршрутах.

Ѕеспилотные технологии и общественный транспорт

јвтономное вождение в секторе общественного транспорта - один из самых востребованных направлений внедрени€ беспилотных технологий, позвол€ющий за раз перевозить несколько дес€тков человек, не оплачива€ при этом услуги водител€. ¬о-первых, дл€ развити€ самой технологии, особенно на этапе тестировани€, очень удобно использовать выделенные дл€ общественного транспорта полосы в городах. ¬о-вторых, принима€ во внимание тенденцию по сокращению объемов индивидуального транспорта, набирающую обороты в городах по всему миру (ввиду сокращени€ выбросов в атмосферу), беспилотные пассажирские перевозки могут внести свой вклад в развитие городской транспортной инфраструктуры, повыша€ ее эффективность и функциональность.

—огласно официальным данным ≈вростата, в ≈— в сфере пассажирского городского транспорта (с учетом железнодорожного, но без учета междугородних поездок) трудоустроено около 850 тыс. человек, что составл€ет 8% от общего количества рабочих мест в области транспортных услуг ≈вросоюза. ј в таких городах как јмстердам, Ѕрюссель, Ѕарселона и ƒублин, компании, обеспечивающие пассажирские перевозки, €вл€ютс€ крупнейшими работодател€ми.

¬ —Ўј, с их высоким уровнем автомобилизации (количество машин на 1000 человек), общее число водителей автобусов, по данным за 2014, превышает 665 тыс. человек. Ѕольшинство из них €вл€етс€ водител€ми школьных автобусов, которых заменить проще всего, учитыва€ посто€нство маршрутов, низкую скорость передвижени€, а также распространенное мнение, что беспилотные перевозки в разы безопасней, чем управл€емые человеком. —редн€€ зарплата водител€ автобуса в —Ўј составл€ет 31 тыс. долл. в год (данные за 2015). “аким образом, отказавшись от услуг одних лишь водителей автобусов бюджет —Ўј сможет ежегодно экономить по 20,615 млрд долл.¬озможность сэкономить такие суммы может подтолкнуть госорганы —Ўј значительно ускорить процесс прин€ти€ регулировани€ и разрешений по выпуску беспилотных автомобилей на дороги.

ѕервые шаги по внедрению автономного вождени€ в общественный транспорт уже сделаны. “ак, в августе, в ’ельсинки впервые в общий поток городского транспорта вышли два автопилотируемых автобуса. »х вместимость невелика - лишь 9 человек, так же как и скорость на врем€ тестового периода - 11 км/ч (максимальна€ скорость - 40 км/ч). ƒополнительный минус этих автобусов в том, что их нельз€ использовать на заснеженных дорогах - зимой их использование невозможно. —ейчас они задействованы в перевозках между двум€ транзитными станци€ми с активным пассажиропотоком в районе городского порта ’ельсинки.

≈ще раньше, в начале 2016 года, похожий проект был запущен в студенческом городе ¬агенинген в Ќидерландах. “ам использовались шестиместные микроавтобусы WEpod французско-индийского производства, с ограничением скорости до 25 км/ч (максимальна€ - 40 км/ч).

 онечно, пока идет тестова€ эксплуатаци€, водители на случай непредвиденных обсто€тельств наход€тс€ в кабинах, но по завершении тестов они, в идеале, там не понадоб€тс€. Ѕолее того упом€нутые ’ельсинки, как и многие другие города в ≈—, стрем€тс€ к 2020 году снизить использование частного автомобильного транспорта к минимуму, в рамках программы ≈— по снижению выбросов в атмосферу. ¬ городе уже сейчас налажена достаточно эффективна€ система общественного транспорта, и перевести ее на беспилотные технологии ничто не мешает, так как в финском транспортном законодательстве, в отличии от американского, конкретно не указано, что у транспорта должен быть водитель.

Ѕеспилотные такси и безработные таксисты

»спользование беспилотных автомобилей в качестве такси позволит компани€м-перевозчикам, в первую очередь, получить значительную экономию. Ёксперты утверждают, что дл€ компаний, предоставл€ющих услуги проката автомобилей, или кар-шеринга переход на беспилотные автомобили равен вопросу выживани€ на рыке. ¬едь беспилотные перевозки будут обходитьс€ значительно дешевле. » в первую очередь это получитс€ за счет сокращени€ издержек на оплату труда.  то будет платить 60 долл. за поездку с водителем, если можно заплатить 20 за беспилотные услуги? ¬р€д ли кто-то будет переплачивать лишь потому, что его везет человек, а не автомат.

—огласно данным американского Ѕюро транспортной статистики за 2014 год, в —Ўј таксистами официально (не стоит забывать о стоимости лицензии такси в —Ўј) работало 230 тыс. человек со средней зарплатой в 25 тыс. долл./год. ¬ јнглии количество водителей с лицензией, позвол€ющей водить такси, согласно официальным данным, составл€ет 297 тыс. человек с приблизительно тем же годовым уровнем дохода, что и в —Ўј. ƒл€ сравнени€, количество лицензированных докторов во всей ¬еликобритании, а не только в јнглии, составл€ет 240 тыс. человек. “о есть численность профессии, представители которой могут остатьс€ без работы, достаточно существенна.

¬  итае одной из самых попул€рных мобильных программ в стране €вл€етс€ приложение по вызову такси - Dididache. ѕриложение насчитывает более 40 млн активных пользователей, в таксопарке компании насчитываетс€ более 350 тыс. автомобилей, и каждый день через нее заказываетс€ более 700 тыс. такси.

ћировым аналогом китайского приложени€ Dididache €вл€етс€ Lyft - компани€, предоставл€юща€ возможность поиска попутчиков и водителей с помощью мобильного приложени€.  омпани€ уже за€вила о своих планах использовать беспилотные автомобили. “ак, Lyft договорилась с General Motors о предоставлении ей р€да беспилотных Chevrolet Bolt. Lyft намерен вывести их на тесты в 2017 году. GM очень заинтересован в таком сотрудничестве, так как обеспечивает себе выход на уже прочно сформировавшийс€ рынок автомобилей, гарантированно используемых в качестве такси.

Ѕолее того крупнейша€ на рынке компани€ Uber уже заказала партию из 100 специально модифицированных беспилотных спортивных Volvo XC90, чтобы запустить сервис беспилотного такси в ѕиттсбурге, —Ўј уже вначале осени 2016.

Ќа Uber работает около 1,5 млн водителей. ј переход компании на беспилотные автомобили, по некоторым подсчетам, станет причиной потери работы 10 миллионами человек, в число которых помимо водителей войдут еще представители смежных профессий, задействованные в предоставлении уcлуг такси и проката автомобилей.

’от€ генеральный директор Uber “рэвис  аланик в своем недавнем интервью Business Insider сообщил, что угрозы дл€ водительских рабочих мест с приходом беспилотных авто не видит. Ќаоборот, по его утверждению, эти изменени€ приведут к росту количества водителей, так как городам, которые переход€т на самоуправл€емые машины, все равно будут необходимы люди за рулем, чтобы ездить по сложным маршрутам, неподвластным беспилотным машинам. 

ќппоненты же  аланика считают, что даже если у Uber количество водителей и не уменьшитс€, оно уменьшитс€ в общем масштабе, ведь снижение затрат из-за отказа от водителей позволит компании стать чуть ли не монополистом на рынке - со снижением затрат сниз€тс€ и тарифы на поездки. Ёто повлечет сокращени€ водителей в компани€х-конкурентах Uber.

Ѕеспилотные технологии вместо дальнобойщиков за рулем

Ёксперты полагают, что в ходе развити€ беспилотных перевозок первыми попадут под сокращение именно рабочие места водителей, задействованных в грузовых перевозках. “ехнологии по внедрению беспилотного регулировани€ в этом сегменте более востребованы и более активно развиваютс€, чем в пассажирском.

¬ секторе грузовых перевозок в —Ўј работает около 7,3 млн человек, по данным американской јссоциации дальнобойных перевозок (American Trucking Association). 3,5 млн из этих сотрудников - водители-дальнобойщики, которые могут в скором времени потер€ть работу, ведь потенциальна€ экономи€ в этом секторе за счет перехода на автопилот составл€ет 168 млрд долл. ежегодно. ќжидаетс€, что эту сумму удастс€ сэкономить за счет снижени€ затрат на оплату труда (70 млрд долл.), повышени€ эффективности потреблени€ топлива (35 млрд долл.), повышени€ продуктивности (27 млрд долл.), снижение количества аварий на дорогах (36 млрд долл.).

”читыва€ такие суммы, предпри€ти€ гораздо охотнее и быстрее примут технологии, которые позвол€т сократить затраты. ѕримером этому служит австралийско-британский концерн Rio Tinto, треть€ в мире горно-металлургическа€ компани€, котора€ уже использует 42-тыс.-тонные беспилотные грузовики, чтобы перевозить руду из своих двух шахт в јвстралии. ¬ компании утверждают, что такие перевозки оказались дешевле и безопаснее, чем перевозки с водителем за рулем.

¬ развитых странах уже сейчас активно разрабатываютс€ правила, изучаютс€ меры безопасности и другие аспекты запуска беспилотных грузовиков на дороги общественного пользовани€. “ак, еще в мае 2015 первый самоуправл€емый грузовик вышел в тестовый рейс на дороги штата Ќевада. ѕосле этого был осуществлен р€д тестовых перевозок в других странах. ќдним из последних таких экспериментов стал проезд колонны автономных грузовиков в апреле 2016.  олонна доставила груз через всю ≈вропу в порт –оттердама, использу€ в процессе движени€ специальную технологию, котора€ св€зывает грузовики с помощью Wi-Fi, сенсоров, GPS и камер так, что скорость и направление задает первый грузовик, а последующие в караване под него подстраиваютс€.

“акже по€вл€ютс€ сервисы, которые позвол€ют модернизировать обычные грузовики, превраща€ их в беспилотные. “акой стартап под названием Otto запустили в —ан-‘ранциско бывшие сотрудники Google.  ”слуги компании по модернизации обход€тс€ в 30 тыс. долл. в то врем€ как средн€€ зарплата водител€ грузовика в —Ўј составл€ет около  40 тыс. долл. в год. “о есть одноразовое вложение в модернизацию грузовика приведет к значительной экономии дл€ работодател€ в будущем. Ќедавно о планах приобрести Otto, и все его 90 модернизованных грузовиков за€вил уже упом€нутый Uber.

ѕомимо экономической выгоды, все работодатели, эксперты и разработчики беспилотных технологий утверждают, что автономно управл€емые машины, и в частности грузовики, повыс€т безопасность на дорогах. ѕо данным Ќациональной администрации безопасности дорожного движени€ —Ўј, в ƒ“ѕ с участием больших грузовиков в 2014 году погибли 3,903 человек и еще 110 тыс. человек получили ранени€. Ѕолее 90% из этих аварий были вызваны, по крайней мере частично, ошибкой водител€.

¬ то же врем€, в американской јссоциации дальнобойных перевозок считают, что автопилот не сможет заменить живого водител€, и рассчитывают на общественное неодобрение:

ЂЋюди не люб€т ездить возле грузовиков, даже когда в них сидит водитель.  ак они будут себ€ чувствовать, когда им скажут, что водител€ там нет?ї, говор€т участники јссоциации, отмеча€, что компьютерные системы тоже часто ломаютс€.

Ќа сегодн€ прогресс технологий уже идет достаточно быстро, но медленными остаютс€ изменени€ политики регулировани€, что и сдерживает пока массовую замену дальнобойных водителей беспилотными технологи€ми.

√рузовые перевозки по морю без экипажа

ѕомимо наземного транспорта беспилотные технологии все глубже внедр€ютс€ уже и в морские перевозки, особенно, если дело касаетс€ грузовых судов. ѕо данным экспертов, в ближайшей перспективе операторы морских грузовых перевозок начнут широко использовать технологии, работающие по аналогии с используемыми в гражданской авиации. Ёто позволит как можно больше работы, по крайней мере по навигации, вести с суши, тем самым сократив численность экипажей.

ќколо 90% всех перевозок мировой торговли осуществл€етс€ международной судоходной отраслью. ѕо данным ћеждународной палаты судоходства, количество мор€ков, обслуживающих торговые суда по всему миру, составл€ет 1,187 млн человек (из которых 466 тыс. - офицерский состав) без учета сотрудников, задействованных в обслуживании судов в портах и других смежных сферах. ћногие из этих рабочих мест могут быть утер€ны в процессе автоматизации обслуживани€ судов в целом, и внедрени€ систем автопилотировани€ судов в частности.

”же сегодн€ британский производитель двигателей Rolls-Royce вместе с р€дом университетов и других компаний основали инициативу Advanced Autonomous Waterborne Applications (AAWA), котора€ присматриваетс€ к беспилотным технологи€м, внедр€емым в автомобильном транспорте, чтобы использовать их дл€ развити€ автономного мореплавани€.

 орабли без экипажа, или с самым минимальным его количеством, станут сродни военным беспилотным подводным судам. ќни будут использовать камеры высокого разрешени€, инфракрасные и лазерные детекторы, чтобы следить за ситуацией на море, не задейству€ при этом людей.

—огласно исследовани€м и испытани€м, проведенным морским подразделением Rolls-Royce, создание автопилотных грузовых суден позволит сэкономить до 22% издержек на перевозки. » снова, больша€ часть из этой экономии случитс€ за счет снижени€ затрат на оплату труда, хот€ повышение эффективности использовани€ топлива тоже внесет свой вклад.

ѕока Rolls-Royce ведет переговоры с некоторыми операторами о начале испытаний более автоматизированных кораблей,  финска€ Finferries, котора€ также входит в AAWA, уже проводит тесты. “ак автономный паром Stella, оборудованный различными датчиками, лазерными сенсорами и термальными камерами проходит тестовые испытани€ в Ѕалтийском море.

ќсновной проблемой, тормоз€щей развитие беспилотных технологий на море, €вл€етс€ неспособность суден передавать большие объемы данных на сушу. –ешить этот вопрос можно развива€ спутниковую св€зь, и компани€ Inmarsat уже запустила специальный спутниковый сервис Fleet Xpress дл€ морских грузоперевозчиков. —ервис обеспечивает более надежную св€зь с Ђдиспетчерским центромї на суше, что позволит значительно ускорить процесс автоматизации морских перевозок.

ѕомимо технических заминок трудоустройство экипажей грузовых суден на некоторое врем€ будет хранить в безопасности еще и ћеждународна€ морска€ организации (IMO, входит в структуру ќќЌ). —ейчас IMO запрещает использовать корабли без экипажа, ссыла€сь на ћеждународную конвенцию по охране человеческой жизни на море, но компании, ратующие за беспилотные технологии, в том числе и Rolls-Royce, лоббируют пересмотр этой нормы. ¬ то же врем€, суд€ по всем предпосылкам, по€вление безэкипажных кораблей неизбежно, и многие мор€ки с этим согласны.

Ђƒень, когда это произойдет, будет грустным дл€ мореплавателейї, - отмечает капитан судна из афинской Springfield Shipping.

«амена человеческого труда технологи€ми может обойтись в миллионы рабочих мест по всему миру. ¬ какой-то стране раньше, в какой-то, менее передовой - позже. ¬се зависит от темпов развити€ беспилотных технологий, от степени повышени€ производительности за счет их внедрени€, а также объемов потенциальной экономии, которую эти технологии обещают принести.

  • ƒата публикации: 06.09.2016
  • 4146
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150