Круизный корабль на ядерном топливе? Свистать всех наверх!

Круизный корабль на ядерном топливе? Свистать всех наверх!

Добро пожаловать на борт круизного корабля будущего: площадка для игры в шаффлборд*, казино, танцевальный зал и… ядерный реактор?

 «Регистр Ллойда», международная стандартизирующая организация, занимающаяся классификацией морских судов и надзором за качеством их проектировки, объявила о запуске совместно с консорциумом компаний двухлетнего проекта, направленного на изучение возможности производства коммерческих судов, работающих на ядерном топливе. В первую очередь проект ориентирован на грузовые суда, но при поддержке «Регистра Ллойда» любое крупное судно, включая круизные лайнеры, сможет использовать эту технологию.

Суда с двигателями на ядерной тяге уже вовсю курсируют в мировом океане – атомные подлодки, авианосцы, российские ледоколы… Но сама идея разместить небольшой реактор на частном судне – эхо тех лет, когда, опьяненные успехом, мы верили в потенциал «мирного атома», возвращение к эпохе запуска Манхэттенского проекта, когда сторонники ядерной энергии с энтузиазмом обсуждали атомные автомобили, холодильники, суда и космические корабли, которые в скором времени станут реальностью. Сегодня на фоне всеобщей обеспокоенности климатическими изменениями промышленные компании и правительственные организации смахивают пыль с забытых проектов, и судоходство, на которое приходится около 5% мировых выбросов парниковых газов, кажется «Регистру Ллойда» логическим началом.

Конечно, золотой век ядерной энергии так и не наступил, частично из-за ее небезопасности. И по сегодняшний день на военных атомных судах, к примеру, члены команды постоянно носят при себе дозиметры для замера уровня радиоактивного облучения. Интересно, мистер и миссис Вандекамп тоже будут вынуждены нацепить на себя этот агрегат, когда будут играть в бинго?

Другим барьером на пути ядерной энергетики был тот факт, что уменьшение размеров ядерных реакторов (к примеру, тот, что движет атомную подлодку, размером не больше мусорной корзины) требует высокообогащенного уранового топлива. А высокообогащенное топливо чрезвычайно опасно – оно может быть использовано для изготовления атомных бомб.

Но для реакторов нового поколения эта проблема решаема. Hyperion Power Generation, исследовательская организация Национальной лаборатории Лос-Аламос и член консорциума «Регистра Ллойда», разработала «небольшой модульный реактор», который производит 25 МВт электроэнергии, используя низкообогащенный уран; для сравнения: обычный реактор электростанции вырабатывает 1500 МВт энергии. В отношении этих маленьких реакторов, названных «атомными батарейками», у компании большие планы. Производители надеются, что их маленькие устройства деления ядер могут быть использованы повсеместно – от американских предприятий до заводов по деминерализации в развивающихся странах. Их разработки весьма заинтересовали «Регистр Ллойда».

Среди других членов консорциума следует упомянуть кораблестроительную компанию BMT Nigel Gee и греческую судоходную компанию Enterprises Shippingand Trading. Помимо технических трудностей, одним из главных препятствий является проблема функционирования этих кораблей в государствах, которые на данный момент негативно настроены по отношению к атомной энергии или имеют законодательные запреты на ее использование. BMT Nigel Geeрассматривает возможность физического разделения самого корабля: отсек с двигателем ядерной тяги будет использоваться при движении в открытом море, а перед входом на морскую территорию того или иного государства будет оставаться в нейтральных водах, в то время как большой модуль с грузом или пассажирами направится в порт.

Тем не менее, не все поддерживают разработку небольших модульных реакторов, вроде «атомных батареек» компании Hyperion Power. Некоторые защитники окружающей среды отмечают, что компактность делает их уязвимыми для террористов, которые могут их украсть или устроить саботаж на судне. И по-прежнему открытым остается вопрос, как инвесторы отнесутся к идее создания флота атомных судов. Атомной энергии требуется политическая поддержка, и одного-единственного инцидента (морского аналога Чернобыля или Три-Майл-Айленда**) достаточно, чтобы настроить общественное мнение против новых технологий. Но Ник Браун, занимающийся морскими коммуникациями «Регистра Ллойда», утверждает, что под давлением климатических изменений корабельная промышленность, как и сами люди, была вынуждена пересмотреть свое отношение к органическому топливу и обратить взор в сторону альтернативных источников энергии. «Бытует мнение, что ядерная энергия представляет большую опасность, но на самом деле нам следует рассматривать ее как один из путей преодоления куда большей опасности – глобального изменения климата».

Другими словами, тем, кто желает отправиться в круиз на атомном лайнере, пора паковать солнцезащитный крем. Кажется, я уже слышу оклик миссис Вандекапм: «Дорогой, у тебя есть крем с коэффициентом защиты 500?»

Примечания переводчика

 Шаффлборд* (shuffleboard, shuffle-board) — популярная в Великобритании состязательная игра на размеченном корте с использованием киев и шайб. Задача игроков заключается в том, чтобы ударом кия отправить шайбу в зачетную зону.

Три-Майл-Айленд** — атомная электростанция на реке Саскуэханна (Пенсильвания, США), широко известная из-за одной из крупнейших в истории ядерной энергетики аварии, произошедшей в 1979 году на втором энергоблоке всего через полгода после его пуска.

Eben Garrell, Ecocentric, Time, перевод с английского – Наталья Коношенко

  • Дата публикации: 19.11.2010
  • 1457

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться