Недавно по приглашению руководства ОАО «Мозырский НПЗ» завод посетил Андреас Хунгелинг – генеральный директор НПЗ в городе Шведте (Германия). Немецкий гость встретился со специалистами и профсоюзным активом мозырского предприятия, рассказал о нынешних условиях работы возглавляемого им предприятия, поделился впечатлением с белорусскими коллегами о нынешнем пребывании на Мозырском НПЗ.
По словам гостя из Германии, возведенный в свое время при участии и с помощью Советского Союза НПЗ в Шведте, обеспечивал работой 8 750 человек. Он являлся градообразующим предприятием. Завод обладал практически тем же набором технологических объектов, что и на Мозырском нефтеперерабатывающем. Сегодня ситуация выглядит иначе.
– С начала 90-х годов наши предприятия стали существенно отличаться друг от друга, – говорит Андреас Хунгелинг, – и по числу рабочих мест, и организационной структурой. По требованию собственников предприятия – это нефтяные компании BP, SHELL, TOTAL, ENI, НГК «Роснефть» – в течение двух лет мы сократили количество рабочих мест до 1 150 человек. По утвержденному плану в ближайшие годы обязаны довести количество до 985 рабочих мест.
С 1991 года, продолжает Андреас Хунгелинг, у нас не проводится прием на работу. В связи с этим мы испытываем серьезные социальные трудности, особенно в плане дефицита молодых кадров, так как на нынешний день средний возраст наших работников составляет 47 лет. В ближайшие пятнадцать лет из числа нынешних 1 150 человек на пенсию выйдут 622 человека. Кстати, в Германии пенсионный возраст – 67 лет. Следовательно, сегодня нам необходимо принимать на работу молодых людей, чтобы они имели возможность профессионально расти рядом с опытными специалистами. Но сделать это непросто, поскольку в последние годы в Германии наблюдается демографический спад. Существует лишь одна возможность привлечь молодёжь – предложить хорошую зарплату, однако учредители не соглашаются на это, что невольно ведет в тупик.
– Как это отражается на организации столь сложного производства, каким является НПЗ?
– Все непросто. В первые годы после передачи завода в частные руки на Шведтском НПЗ проводилась реструктуризация производства. Было создано около 70-ти аутсорсинговых компаний, то есть, завод отказался от самостоятельного выполнения ряда функций или частей бизнес-процессов и передал их стороннему подрядчику, профессионально специализирующемуся на оказании тех или иных услуг. Ведь, дословно – аутсо́рсинг в переводе с английского значит использование внешнего источника. Иными словами – передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании. В результате было трудоустроено 1500 человек. Теперь если предприятию требуется какая-то услуга, мы получаем ее со стороны.
– А как практически проводится профилактическое обслуживание установок?
– Ремонт установок в Шведте организуется иначе. Например, ежегодные затраты на профилактические работы составляют 300 млн евро. Из этой суммы на оплату нашим рабочим уходит 100 млн евро. Остальные затраты – это оплата услуг аутсорсинговых компаний. Мы считаем, что это достаточно высокие затраты, которые для нас служат большой головной болью. В то же время мы убеждены, что вопросы безаварийной работы завода, безопасности персонала должны находиться на первом месте, поэтому мы идем на такие затраты.
–Для проведения профилактических мероприятий,– продолжает Андреас Хунгелинг,– мы останавливаем производственный процесс на 5 недель. На этот период кроме своих рабочих, мы привлекаем к работам, примерно, 2,5 тысячи человек со стороны. Но практика показывает, что не все из привлекаемых ремонтников являются именно теми специалистами, за которых себя выдают. Поэтому сейчас мы пытаемся создать специализированную аутсорсинговую организацию, где бы все рабочие имели необходимую квалификацию для выполнения ремонтных работ на НПЗ. Разумеется, нам хочется, чтобы в этой организации работало большее число специалистов, но наши владельцы противятся этому. Поэтому нам приходится спорить буквально за каждого человека.
– В каком ритме завод в Шведте обеспечивается сырьем? Сталкиваетесь ли Вы с проблемами поставок?
– С некоторых пор такая проблема на нефтеперерабатывающем заводе в Шведте решается просто. С момента, когда компания «Роснефть» стала одним из собственников нашего завода, мы перерабатываем только российскую нефть, поступающую по трубопроводу «Дружба». Объем переработки примерно такой же, как у вас – до 11,5 млн тонн в год. В Шведт из порта города Росток проведён нефтепровод, по которому мы можем принять 6 млн 800 тысяч тонн нефти. Кроме этого, мы располагаем продуктопроводом протяжённостью 80 километров, который позволяет поставлять нефтепродукты в Берлин. Замечу, что наш завод обеспечивает потребности столицы Германии на 90%. Отгрузка продукции также осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом. Еще ода наша особенность: сегодня у нас нет никакой нефтехимии. Мы от нее отказались. Последнюю установку нефтехимического профиля остановили в декабре 2011 года. Сейчас занимаемся исключительно переработкой нефти.
Это позволяет НПЗ из Шведта быть одним из самых эффективно работающих нефтеперерабатывающих предприятий Европы. Мы успешно конкурируем на внутреннем и внешнем рынках, хотя, мне известно, что 20% НПЗ Германии испытывают проблемы с загрузкой, а несколько нефтеперерабатывающих заводов в ближайшее время в нашей стране закроются. Думаю, что у вас не возникнет такой проблемы.
Здесь, на Мозырском НПЗ мне довелось бывать в 2004 году. Скажу открыто, что изменения, произошедшие здесь за последние восемь лет, произвели на меня приятное впечатление. Убежден, огромные средства, инвестированные здесь в капитальное строительство, были использованы не напрасно. Это позволило поднять ваш НПЗ на высокий качественный уровень. Уверен, что непрерывное развитие завода – главное условие конкурентоспособности.
Население вашей страны всё больше и больше приобретает автомобилей, потому что хотят быть более мобильными. А для этого требуется больше хорошего топлива. Значит, у нефтеперерабатывающих заводов СНГ есть более определенная перспектива, чем у западноевропейских. По-моему, хорошо, когда государство является одним из владельцев таких предприятий, как Мозырский НПЗ. У нас, в Германии, государство не имеет отношения к нефтяной и топливной промышленности, и это не совсем правильно. Ведь это стратегическая отрасль…
При подготовке материала использованы публикации сайта mnpz.by
- Дата публикации: 03.04.2013
- 1656