јндрей  онопл€ник: “ретий энергопакет ≈— в Ћитве: нова€ попытка проверить на прочность отношени€ с –оссией

јндрей  онопл€ник: “ретий энергопакет ≈— в Ћитве: нова€ попытка проверить на прочность отношени€ с –оссией

—итуацию, возникшую между "√азпромом" и Ћитвой необходимо вписывать в контекст эволюции рынка газа ≈вропейского союза, где третий энергопакет €вл€етс€ завершающим документом, регламентирующим цепочку долговременных преобразований, начатых в газе первым (1998 г.) и вторым (2003 г.) энергопакетами (газовыми директивами и соответствующими регулировани€ми).

“о, что происходит в Ћитве, имеет две составл€ющие: экономическую и политическую. ¬ экономической части событи€ в Ћитве вокруг Lietuvosduos(оператора литовской газотранспортной сети) - это надводна€ часть айсберга долгосрочных экономико-правовых преобразований по формированию единого внутреннего рынка газа ≈—, опира€сь на принципы, положенные в основу формировани€ ≈— еще "–имским ƒоговором" 1958 г. ≈диный рынок газа ≈— выстраиваетс€ с 1998 г, постепенно внедр€€ такие принципиальные дл€ ≈— положени€ как: отделение бизнеса поставки газа от бизнеса по его транспортировке, об€зательный доступ третьих сторон к газотранспортной инфраструктуре и др. “аким образом, третий энергопакет - это та объективна€ реальность, котора€ будет заставл€ть «√азпром» ", хочет он этого или нет, организовывать свой бизнес в ≈вропе по-новому, а именно: работать в перспективе на этом рынке только в качестве поставщика (грузоотправител€). "√азпром" и других участников газового рынка ≈— предупреждали о гр€дущих переменах давно, более 10 лет подр€д. ќн к этому оказалс€ не готов (или менее подготовлен, чем его основные конкуренты), почему и потер€л часть своей рыночной доли в ≈— во врем€ кризиса 2009-2010 гг.. ¬ то же врем€, такие преобразовани€ должны происходить эволюционным путем, дава€ возможность хоз€йствующим субъектам постепенно адаптировать контрактную структуру своих поставок к новым законодательным требовани€м по мере завершени€ действующих контрактов. Ќельз€ требовать от хоз€йствующих субъектов перезаключени€ действующих контрактов в св€зи с изменением законодательства - это будет противоречить принципам контрактного права.  онтракты (особенно инвестиционные) обычно защищены т.н. "дедушкиными оговорками", не допускающими применени€ обратной силы к законодательным актам и требующими соблюдени€ условий неухудшени€ стартовых контрактных условий при введении в действие новых законодательных актов.

ѕолитическа€ составл€юща€ событий в Ћитве (и одновременно с Ћитвой разворачивающихс€ по аналогичному сценарию событий в ѕольше) отражает, на мой взгл€д, неудачную попытку ускоренного, даже опережающего внедрени€ положений “ретьего энергопакета в странах ≈—, наименее к этому подготовленных экономически и политически.

¬о-первых, “реть€ газова€ ƒиректива, вступивша€ в силу 03.09.2009, должна была быть инкорпорирована в законодательство каждой страны ≈— в течение следующих 18 мес€цев, т.е. к 03.03.2011, а положени€ ст.11 этой ƒирективы, относ€щиес€ к компани€м из третьих стран, - на два года позже, к 03.03.2013. ќднако ни одна из стран ≈— к 03.03.2011 не привела свое национальное законодательство в соответствии с требовани€ми “ретьего энергопакета. ѕоэтому комиссар ≈— по энергетике √юнтер ќттингер 28.02.2011 официально продлил всем странам ≈— срок приведени€ их национального законодательства в соответствии с положени€ми “ретьего энергопакета до осени 2011 г. ќднако, по информации ≈врокомиссии (как следует из выступлени€ ее официального представител€ на ≈вропейской газовой конференции 26.02.2012 в ¬ене), в €нваре 2012 г. Ћитва и еще 7 стран ≈— все еще не внесли соответствующих корректив в свое законодательство. “аким образом, событи€ вокруг принудительного и ускоренного вывода российского "√азпрома" и немецкой ≈ќN-Rurgazиз состава акционеров Lietuvos dujos стали разворачиватьс€ осенью 2010 г., т.е. на полгода раньше, чем это изначально предусматривал “ретий энергапакет, и до того, как Ћитва привела свое законодательство в соответствие с его требовани€ми. ј с учетом того, что основные акционеры Lietuvos dujos - это две основные иностранные компании, то на два с половиной года раньше, чем требовалось. «а это врем€ (2.5 года) стороны могли бы, безусловно, найти более спокойный, без политического надрыва вариант решени€ проблемы.

¬о-вторых, Ћитва, как и люба€ друга€ ныне суверенна€ страна, входивша€ ранее в состав ———– или —Ё¬, сегодн€, по объективным причинам, гораздо менее подготовлена к принудительным преобразовани€м по созданию конкурентного предложени€ газа на национальном рынке, на что нацелено выведение "√азпрома" и ≈ќN-Ruhrgas из состава акционеров Lietuvos dujos. ¬ советские времена энергоснабжение республик ———– (т.ч. нынешних стран ѕрибалтики) развивалось по сценарию не конкурентных, но монопольных поставок. ƒл€ перестройки этой системы в соответствии с требовани€ми ≈— (членами которого €вл€ютс€ ныне страны ѕрибалтики), требуютс€ деньги и врем€. ѕринудительна€ реструктуризаци€ Lietuvos dujos не привнесет на рынок Ћитвы дополнительные объемы газа. ѕри этом не следует забывать, что увеличение доли "√азпрома" в энергоснабжении Ћитвы (что ставитс€ ему в вину как пример усилени€ его монопольного положени€ на рынке страны и выдвигаетс€ как причина ускоренной принудительной реструктуризации Lietuvos dujos) произошло в результате принудительного закрыти€, под давлением из Ѕрюссел€, »гналинской јЁ— после вступлени€ страны в ≈—. ¬ результате "√азпром" в свое врем€ увеличил поставки газа, чтобы компенсировать образовавшийс€ дефицит электроэнергии в энергобалансе страны, поскольку альтернативных источников энергоснабжени€ у страны в то врем€ просто не было (как нет их и сейчас).

¬-третьих, Ћитва (как и ѕольша) относ€тс€ к числу ближайших соседей –оссии, у которых сохранились по отношению к нашей стране наиболее сильные "фантомные боли", св€занные с нашей общей недавней и отдаленной историей.

¬ силу изложенного, начало форсированных преобразований по внедрению положений “ретьего энергопакета ≈— в газовой сфере на территории именно этих государств в указанные сроки означало, на мой взгл€д (и независимо от того, откуда исходила така€ инициатива), что их инициаторы руководствовались, по-видимому, скорее политическими соображени€ми, нацеленными на создание дополнительных проблем во взаимоотношени€х между нашими странами, а не соображени€ми экономической целесообразности, целью которых всегда €вл€етс€ минимизаци€ рисков и неопределенностей и стремление обеспечить долгосрочный баланс интересов вовлеченных государств и их хоз€йствующих субъектов. ѕоэтому политологи могли бы оценить развертывание событий вокруг Lietuvos dujos как неконструктивную политическую попытку еще раз проверить на прочность взаимоотношени€ между нашими странами. Ќе сомневаюсь, что взаимоприемлема€ разв€зка по литовскому оператору Lietuvos dujos будет найдена. √лавное - вслед за Ћитвой, ѕольшей и другими странами, по всему европейскому пространству, "√азпром" будет вынужден мен€ть модель своего бизнеса. Ќо нужно уметь отдел€ть частную политическую ситуацию в Ћитве и ѕольше от тех изменений, что происход€т на рынке газа ≈вросоюза.

Ќе нужно пытатьс€ любой ценой сохранить ту модель ведени€ бизнеса, котора€ существовала в европейском бизнесе "√азпрома" в течение 50 лет, доказала свою эффективность в тех услови€х, но сейчас уходит в прошлое в соответствии с суверенным решени€м государств-членов ≈—. ¬сем участникам нужно перешагнуть через эмоции и спокойно, не тороп€сь, разрешить эти конфликтные ситуации, которые не по дружески начали наши коллеги и в Ћитве, и в ѕольше. Ќужно понимать: не всегда перестройка модели ведени€ бизнеса будет происходить спокойно, особенно в таких капиталоемких и долговременных сферах как газовый бизнес. Ётот бизнес, в значительной степени политизирован. Ёто – последстви€ ¬торой мировой войны в рамках политических итогов которой выстраивалась и развивалась система международной торговли газом в ≈вропе, распада —Ё¬ и —оветского —оюза, что привело к изменению политической карты ≈вропы и к необходимости перестраивать сложившуюс€ систему контрактных отношении. Ёто долгий и тернистый путь, св€занный с огромными инвестиционными рисками. ѕоэтому не нужно множить их число различными политически-мотивированными действи€ми.

јндрей  опопл€ник, профессор –√”Ќ√ им. √убкина

»ј REGNUM

  • ƒата публикации: 14.02.2012
  • 1343
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150