јзербайджан и “уркменистан: есть ли перспективы газового рынка двух стран?

јзербайджан и “уркменистан: есть ли перспективы газового рынка двух стран?

¬опрос о поставках природного газа в ≈— - ключевой не только дл€ судеб экономики ≈вросоюза, но и –оссии, јзербайджана, “уркменистана и многих других стран мира - в один голос утверждают аналитики ведущих —ћ» мира (подробнее см. “уркменско-украинские переговоры: удастс€ ли сторонам переиграть –‘?)

√отовы ли јзербайджан и “уркменистан составить –оссии реальную конкуренцию в поставках газа ≈—?

 огда начнетс€ строительство “ранскаспийского газопровода между “уркменистаном и јзербайджаном?

¬ марте 2012г. в Ѕерлине прошла конференци€, посв€щЄнна€ вопросам энергетического сотрудничества ≈вропейского —оюза и “уркменистана. ѕрезидент центральноазиатской республики √урдангулы Ѕердымухамедов за€вил об успехах в продвижении переговоров по строительству “ранскаспийского газопровода между Ѕаку и “уркменбаши. ѕрот€жЄнность газопровода по дну мор€ должна составить 300 километров. Ќа основе данных событий было решено провести встречу в первой половине апрел€ президентов јзербайджана »льхама јлиева и “уркменистана √урдангулы Ѕердымухамедова, посв€щЄнную урегулированию спорных вопросов, преп€тствующих реализации проекта.  аковы позиции сторон? ¬ чЄм состо€т причины проблемы?  акие перспективы сулит строительство газопровода?  ак изменитс€ геополитическа€ обстановка?

ќбща€ обстановка рынка газа, или где кроетс€ чЄрт

Ќачина€ с обретени€ независимости, јзербайджан, как и “уркмени€, не имел возможности полноценно использовать свой углеводородный потенциал. ¬ целом, до 2008 года страна была импортЄром российского газа. —тоит лишь вспомнить, что в 2004 году на азербайджанских месторождени€х было добыто 4.6 млрд куб м. природного газа. ќднако, ввиду значительных усилий руководства, уже в 2010 году в стране добывалось 26.2 млрд куб м газа, из которых на экспорт ушло 16.7 млрд куб м. ¬ сфере сбыта было проведено значительное количество встреч на высшем уровне с руководством “урции, главным вопросом которых было строительство новых газопроводов в ≈—, а также развитие вариантов доставки сжиженного газ европейским потребител€м, объ€снили эксперты јкадемии форекс и биржевой торговли Masterforex-V в интервью корреспондентам отдела "Ќовостей јзербайджана" издани€ "Ѕиржевой лидер".

„то касаетс€ “уркменистана, то здесь до 2009 года прослеживаетс€ подавл€ющее вли€ние российского фактора. Ёто находило отражение в контрактах на поставку газа в –‘, который, впоследствии, перенаправл€лс€ на европейский рынок. ќднако, после аварии на газопроводе «—редн€€ јзи€ – ÷ентр», а также враждебной политики –оссии в этой обстановке, поиск путей диверсификации рынков сбыта начал идти в форсированном режиме. Ёто привело к строительству газопроводов ƒовлетабад – —ерахс – ’ангеран (»ран), TAPI (»нди€, ѕакистан), расширение пропускной способности магистрали ÷ентральна€ јзи€ итай, а также переговоров о строительстве газопроводов в ≈—. ѕоследнее и стало фундаментом дл€ переговорного процесса с Ѕаку.

»з вышесказанного видно, что соединение газовой магистралью этих двух стран значительно повысило бы эффективность газового рынка. — одной стороны јшхабад получил бы рынки сбыта дл€ своего газа, не меша€ при этом экспортировать газ јзербайджану, с другой – Ѕаку получил бы дополнительный финансовый ресурс от транспортировки туркменских энергоносителей. “ак почему же газопровод до сих пор существует лишь на бумаге?

»звестно, что у большинства перспективных проектов всЄ сводитс€ к детал€м. ЌачнЄм с того, что по факту, реальный проект строительства газопровода по€вилс€ ещЄ в средине 1990-х годов. ќднако, в ситуации недостатка правовых регул€торов и внешнего давлени€ ни к чему не привЄл.   факторам, преп€тствующим строительству относ€тс€:

  • геополитические. “руба прив€жет, в большей или меньшей степени, страны  аспийского бассейна к европейскому рынку. “акой подход в полной мере устраивает ¬ашингтон, ведь така€ ситуаци€ может стать очередным воплощением политики —Ўј в области диверсификации путей доставки энергоресурсов в обход –оссии. ¬месте с тем, ћосква будет вс€чески противитьс€, использу€ любые методы, в первую очередь правовые, чтобы если не остановить процесс, то хот€ бы максимально его задержать;
     
  • правовые. Ќа сегодн€шний момент остаЄтс€ неурегулированным вопрос о принадлежности шельфа  аспийского мор€. —уществует проблема разграничени€ туркменского сектора «—ердар» и азербайджанского « €паз». ¬месте с тем, така€ не€сность даЄт ћоскве инструмент с помощью которого можно довольно долго совершать дипломатические манЄвры, зат€гива€, таким образом, ситуацию;
     
  • технические. —в€занны со строительством объекта повышенной опасности на сейсмически нестабильной территории с трудным рельефом. ќднако опыт строительства «—еверного потока» показал, что проблемы такого рода решаемы.

“аким образом, набор разного рода факторов привЄл к довольно длительному зат€гиванию строительства, а как следствие – сохранению вли€ни€ –‘ в этой области. ќднако событи€ последнего времени показывают, что создание подобного проекта стало довольно реальной перспективой.

 аковы же варианты транспортировки и сбыта туркмено-азербайджанского газа?

¬ целом, существует множество проектов, однако в ходе отбора было вычленено лишь несколько наиболее выгодных.

  • ITGI (»нтерконнектор “урци€–√реци€–»тали€). ¬ ходе проекта планируетс€ обновление турецкой магистральной инфраструктуры, строительство трубопровода ITG “урци€-√реци€, а также итало-грецкого интерконнектора IGI. ќриентировочна€ стоимость строительства – 1,5-2 млрд евро. — недавнего времени проект был отклонЄн.
     
  • TAP (“рансадриатический – √реци€ – јлбани€ – »тали€). ¬ рамках проекта предусматривалось строительство газопровода с »талии через јдриатическое море в јлбанию, затем в √рецию (подключЄн к уже существующей сети) и “урци€, от куда пойдЄт на јзербайджан. ѕланируема€ цена составл€ет 1,5 млрд евро. Ќаиболее веро€тный вариант.
     
  • Nabucco (“урци€ – Ѕолгари€ – –умыни€ – ¬енгри€ – јвстри€). ѕланировалось строительство фактически нового пути, однако масштабность, политические противоречи€ и мировой кризис заставили отодвинуть возможность строительства этой магистрали до 2017 года.
     
  • SEEP (“урци€ – Ѕолгари€ – –умыни€ – ¬енгри€ – ’орвати€). –езервный проект предложенный British Petroleum, как достойна€, однако менее затратна€, альтернатива Nabucco.
     
  • AGRI (јзербайджан-√рузи€-–умыни€ »нтерконнектор). ѕредусматриваетс€ строительство терминала по сжижению газа с его последующей транспортировкой танкерами. ѕерспективный, однако технически новый проект.
     
  • ¬спомогательный газопровод (ƒовлетабад-ƒонмез-Ѕаку-—упси-ќдесса). ’от€ данный проект не может рассматриватьс€ как ключевой, однако его урезанный вариант (без ќдессы) €вл€етс€ реальностью ввиду значительного интереса к транспортировке газа в сжиженном состо€нии. ќсновные затраты состо€т в строительстве  аспийской ветки.
     

 карта

 

≈сть ли перспективы сотрудничества двух стран?

»сход€ из значительного набора вариантов сбыта, а также благопри€тной ситуации на международной арене можно сделать вывод, что темп сотрудничества Ѕаку и јшхабада в энергетической области будет нарастать.

–€д визитов президента “уркмении √урдангулы Ѕердымухамедова в –умынию, √рецию, »талию, ”краину, “урцию, јзербайджан говор€т о готовности преодолеть сложившиес€ стереотипы и сесть за стол переговоров с √ейдаром јлиевым с целью раз и навсегда решить вопросы  аспийского шельфа. “акое настроение, безусловно, приведЄт к довольно быстрому строительству магистрали, а как следствие станет залогом процветани€ двух стран.

  • ƒата публикации: 03.04.2012
  • 1613
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150