Как Газпром прорубает двери в Европу

Как Газпром прорубает двери в Европу

Европейский рынок газа был, остается и, по всей вероятности, еще долгое время будет для России основным и самым перспективным рынком сбыта.

Ежегодные поставки российского газа в Европу колеблются на уровне 140-150 млрд куб. м газа, что составляет около 30% от годовой добычи Газпрома - единственного экспортера газа из России. Сейчас его доля на европейском рынке составляет около 25%. А к 2030г. концерн рассчитывает довести этот показатель до 30%.

Укрепление и расширение присутствия Газпрома на европейском газовом рынке встречают неприкрытое раздражение некоторых стран - участниц Европейского Союза, а также временные, но частые препоны в виде перекрытия транзита по территории Украины и Белоруссии. Пытаясь застраховать свои транзитные риски при экспорте газа в Европу, Россия активно изучает и уже начала диверсифицировать маршруты экспорта, минуя Украину и Беларусь (Северный и Южный потоки). Но главную ставку Москва все же делает на газотранспортные мощности внутри союзных государств.

Трубы раздора

Нефтегазовые ресурсы любой страны - это большие деньги, амбициозные проекты, крепкая дружба (от которой до лютой ненависти один шаг), сильные обиды и долгоиграющие разбирательства. Так сложилось и у нас. Некогда единое государство под названием СССР после своего раскола оставило каждому по возможностям. У России остались крупные месторождения и, соответственно, колоссальный газовый потенциал, а у Украины - газотранспортные мощности, которые позднее стали называть не иначе как "трубы раздора".

Газотранспотрная система (ГТС) Украины, построенная еще при Советском Союзе, стала главным козырем Киева в политических преферансах с Россией. Именно через Украину идет основной объем экспорта российского газа в Европу - в 2010г. он составил 94 млрд куб. м.

История непростых газовых отношений Москвы и Киева насчитывает несколько кризисных ситуаций, которые в народе окрестили "газовыми войнами". Суть их всегда заключалась в том, что каждый раз, когда Россия принимала решение ограничить поставки газа на Украину из-за образовавшихся долгов, последняя начинала его "несанкционированный отбор" или попросту воровство. По подсчетам Газпрома в 1990-2000гг., в результате таких совсем недобрососедских отношений, на Украине оседало до 10 млрд куб. м газа. (для сравнения: Польша потребляет всего 14 млрд куб. м газа в год).

Последняя "газовая война" России и Украины разгорелась в канун Нового 2009г. Несанкционированный отбор газа из транзитной трубы, который Украина вела с момента прекращения поставок в начале 2009г. непосредственно украинским потребителям, стал основной причиной остановки транзита сырья в Европу. В результате европейские потребители 12 суток не получали газ через Украину. По экспертным оценкам, убытки Газпрома от "газовой войны" с Украиной 2009г. составили около 7 млрд долл.

Конфликт 2009 г. завершился подписанием контрактов купли-продажи газа и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период до 2019г. между Газпромом и НАК "Нефтегаз Украины". Помириться - помирились, но, как говорится, осадочек остался. Переговоры В.Путина и Ю.Тимошенко (премьер-министры РФ и Украины в 2009г.) шли за закрытыми дверями более пяти часов и окончились только к двум часам утра. В отличие от глав правительств двух стран, главы компаний не скрывали своей усталости и раздражительности: на протокольной съемке было очень хорошо видно, как после подписания документов А.Миллер не протянул руку О.Дубине для "дружеского" рукопожатия.

Со сменой политической власти на Украине сменился и глава "Нефтегаза", и премьер-министр. Новый президент Украины Виктор Янукович, первоначально придерживавшийся пророссийского вектора, добился-таки сглаживания условий газовых контрактов и в апреле 2010г. Газпром и "Нефтегаз Украины" подписали дополнения к контракту на поставку газа, согласно которому "Нефтегаз" получил скидку в размере не менее 30% от цены газа, но не более 100 долл. за 1 тыс. куб. м газа. Скидка распространялась на объемы поставок 30 млрд куб. м в 2010г., 40 млрд куб. м - в последующие годы.

В результате этих договоренностей Украина будет получать в течение 10 лет порядка 40 млрд долл. экономии, или около 4 млрд долл. в год, говорил В.Янукович. Чуть позднее стало ясно, для чего такие "жертвы": Россия и Украина также подписали соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Срок пребывания российской базы на Черном море был продлен на 25 лет с возможностью пролонгации еще на 5 лет.

Но чем дольше команда В.Януковича пребывает у власти, тем стремительнее накаляются газовые отношения Москвы и Киева. Все стартовало с заявления о том, что газовые контракты, подписанные при премьерстве Ю.Тимошенко - кабальны и неподъемны по цене для Украины. И понеслось: с середены 2011г. каких только аргументов украинской стороны мы не слышали о необходимости снижения цен на газ.

Сначала выяснилось, что у Ю.Тимошенко не было полномочий вести переговоры и подписывать контракты. Потом правительство Украины решило ликвидировать "Нефтегаз Украины", а через через несколько часов поправилось, что не ликвидировать, а реструктуризировать. Завершающим аккордом украинских аргументов стал приговор Ю.Тимошенко к 7 годам лишения свободы за превышение полномочий при подписании газовых контрактов с Россией в январе 2009г. Однако российское правительство, как и Газпром в частности, все это не убедило пойти на поводу у Киева.

Сейчас Газпром и НАК "Нефтегаз Украины" продолжают переговоры о потенциальной возможности корректировки контрактов и обещают до конца года объявить результаты. Так и хочется скрестить пальцы и мечтать, что наступающий Новый год журналистам нефтегазового пула не придется встречать у здания Газпрома.

Газотранспортные мощности Белоруссии представлены магистральным газопроводом Ямал - Европа, по которому ежегодно транспортируется около 30 млрд куб. м газа (находится в собственности Газпрома) и системой газопроводов ОАО "Белтрансгаз" (15 млрд куб. м).

С точки зрения конфликтов с Россией Украина стала шантажистом со стажем, и во многом Белоруссия подражала поведению своих украинских коллег в аналогичных ситуациях. "Газовых войн" с этой страной было меньше, но развитие событий всегда развивалось по украинскому сценарию.

Последний конфликт с Белоруссией произошел в июне 2010г. Суть его заключалась в том, что "Белтрансгаз" задолжал Газпрому около 200 млн долл. Белорусы не спешили отдавать деньги, в ответ Газпром начал постепенные ограничения поставок газа в республику (всего на 60%), а Минск начал отбор газа, который предназначался для транзита в Европу (около 20%). Стороны "провоевали" порядка 10 дней и окончательно помирились после погашения долгов.

Контракт на поставку российского газа в Белоруссию и его транзит по территории республики истекает в декабре 2011г., но все обошлось: буквально на днях Москва и Минск объвили о подписании новых договоренностей на 2012-2014гг., согласно которым Белоруссия в 2012г. будет платить Газпрому существенно ниже, чем в 2011г. - 165,6 долл. за 1 тыс. куб. м против 244 долл. в 2011г.

В переговорах с Белоруссией главным бартером стала покупка 50% "Белтрансгаза". Теперь у Газпрома оказались в собственности все 100% газотранспортной системы Белоруссии, что, как считают в Москве, гарантирует бесперебойный транзит российского газа по ее территории. Всего Газпром заплатил Белоруссии за ее ГТС 5 млрд долл., по 2,5 млрд за каждые 50% акций "Белтрансгаза".

А стоит ли овчинка выделки?

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов высказал РБК свое мнение о политических и экономических рисках повторения перекрытия транзита через Беларусь в будещем.

"В принципе, никаких экономических оснований для перекрытия транзита сегодня нет. Именно цена на газ всегда была главной причиной "газовых войн" - что с Белоруссией, что с Украиной. Так что эту важнейшую тему мы закрыли. Однако Белоруссия - все же другое государство, причем с весьма специфическим лидером, так что политические риски перекрытия транзита есть. Но и они все же минимальны: Лукашенко сегодня не может позволить себе демаршей в отношении России, слишком плотно он прижат к стенке экономическими проблемами и политическими трудностями в отношениях с ЕС. Раньше он пугал Россию уходом в Европу, теперь он этого сделать не сможет. Кроме того, "Белтрансгаз" - первая ласточка, скупка активов в Белоруссии будет продолжена. Дальше - калий, НПЗ, автпром. Все это будет усиливать зависимость Белоруссии от России. Так что возможность новой "газовой войны" с Белоруссией минимальна", - считает К.Симонов.

Рассуждая об убытках Газпрома за счет скидки на газ для Белоруссии, К.Симонов прикинул, что они могут составить около 3 млрд долл. "Однако не забывайте, что Газпром получил трубу, а значимость надежного транзита через Белоруссию трудно подсчитать, особенно сейчас, когда идет настоящая битва за европейский рынок газа, и любой просчет нам дорого обойдется, - продолжает К.Симонов. - Кроме того, уже в 2013г. может так оказаться, что поставки газа в Белоруссию - не просто поставки газа соседней стране, а поставки газа российским предприятиям, находящимся на белорусской территории. Наконец, Газпрому есть что показать Украине - как можно обменять трубу на очень выгодные цены".

Москва уже не первый год пытается получить аналогичные гарантии бесперебойного транзита от Киева. На заявления украинских коллег о необходимости снижения цен на газ Россия повторяет, что это возможно, если бы Украина, как и Белоруссия, стала полноценным участником Таможенного союза или предложила продать свою ГТС. Виктор Янукович почему-то на эти заявления обиделся и сказал: "Мы не позволим, чтобы так с нами говорили". А вот вице-премьер Украины Сергей Тигипко говорит, что можно было бы подумать о приватизации ГТС на условиях консорциума, т.е. по 25% украинской ГТС отдать России и Европе, а 50% оставить себе.

Кстати, идея создания газотранспортного консорциума на Украине, озвученная впервые еще в 2002г., все время активизируется лишь в моменты острых обсуждений цен на газ, но никаких конкретных результатов не дает.

Как считает экс-пресс-секретарь НАК "Нефтегаз Украина", а ныне независимый украинский эксперт Валентин Землянский, сама Украина и является главным тормозом в вопросе создания пресловутого консорциума. В зависимости от расклада политических сил в стране она (Украина) постоянно изменяла свою позицию по этому вопросу.

К.Симонов считает, что тема трубы для РФ в этом споре все же важнее, чем ТС и евразийство. "Украина чрезмерно политизировала историю с трубой и теперь является заложником этой политизации, - говорит он. - При этом не забывайте, что на Украине давление оппозиции на нынешнее руководство серьезно. Да и Янукович понимает, что труба - единственный способ давления на Россию. Конечно, если Россия построит "Южный поток", украинская труба вообще не нужна. Но ведь на это уйдет 5-7 лет, а через 5 лет Янукович еще неизвестно где может оказаться. Поэтому он пока предпочитает тактический выигрыш для себя лично, не думая о стратегических интересах государства. Так что пример Белоруссии вроде бы и очевиден, но с Украиной история сложнее. Думаю, в конечном счете все медленно, но пойдет по пути Белоруссии. Сначала Украина отдаст 50%, через какое-то время - и другую половину. Иначе ее экономика просто не выдержит газовых цен. А Россия сможет дать более выгодные цены близким себе предпринимателям, спровоцировав тем самым передел собственности на Украине. Что касается гарантий, было бы полезно иметь в трубе миноритариев из Европы: признание сделки европейцами будет гарантией ее неприкосновенности в будущем, даже при смене власти на Украине".

А вот В.Землянский считает, что Украина ни за что не пойдет на передачу своей ГТС в собственность Газпрома. "Ведь украинская ГТС - это уникальное сооружение СССР, - отвечает он на вопрос РБК. - На мой взгляд, возможны два варианта развития событий: создание газотранспортного консорциума на трехстронней и двухстронней основе. Это было бы очень выгодно для европейских стран, в частности для Германии, так как это давало бы ей существенную скидку на газ".

Кроме того, В.Землянский считает, что создание консорциума определенно даст 100%-ю гарантию бесперебойного транзита российского газа по территории Украины и "никаких "но" не может быть". "Для Украины будет самоубийственным шагом повторить сценарий 2009г. Украина поставит на себе жирный крест", - считает он.

Заключение

В тихой Европе и даже заатлантических странах, взирая на то, как Россия выстраивает газовые отношения с соседями, забили тревогу. В Госдепе США, после объявления покупки Газпромом белорусской ГТС, призвали Европу обратить пристальное внимание на модернизацию ГТС Украины, через которую идет основной поток экспорта российского газа в ЕС. Иными словами, как можно скорее принять участие в этой модернизации и недопустить повторения белорусского сценария.

Очевидно, что Россия и Европа ставят прямо противоположные цели в своих газовых стратегиях на долгосрочную перспективу. Газпром активно изучает способы расширения своего присутствия в Европе, последняя не на шутку озабочена снижением зависимости от российского газа. Так что России еще предстоит отразить скрытые угрозы, которые исходят от Европы, но это уже совсем другая история.

Софья Пекарихина.

Источник: РБК

 

  • Дата публикации: 12.12.2011
  • 1051
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150