Энергетический переход: вызовы и возможности для России
19.08.2024
"Долгоиграющий" российско-украинский газовый спор впервые в этом году получил развитие. Причем по негативному сценарию. После десятидневных «каникул», Москва и Киев вновь перешли к активной полемике. Так у них происходит всегда накануне очередного раунда переговоров. Но теперь после того, что уже успели заочно сказать друг другу партнеры, не факт, что он состоится.
По сообщению радио «Голос России», еще 11 января министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что Киев намерен сократить импорт российского газа в 2012 году в два раза до 27 миллиардов кубов. А уже ближе к вечеру глава "Газпрома" Алексей Миллер объяснял президенту Медведеву, насколько это порядочно с точки зрения исполнения контрактных обязательств.
По словам Алексея Миллера, Украина сделала такого рода заявление, не договорившись с российской стороной. «У нас нет никаких изменений в контракте,– объяснял он главе государства,– тем более, если говорить об изменении годовых контрактных объемов поставки на год последующий. Такие договоренности в соответствии с условиями действующего контракта должны быть достигнуты за полгода».
Российские и зарубежные аналитики отмечают, что подобными заявлениями Киев пытался напугать Москву еще летом. Тогда это, по крайней мере, можно было объяснить тактикой ведения газовой полемики. Тщетно использовав все свои козыри в споре о цене, в том числе и угрозу обращения в Стокгольмский арбитраж с иском о пересмотре контракта, Украина попробовала сыграть на понижении объема.
В тот период для Украины такой вариант был тоже не лучшим, но, во всяком случае, относительно безопасным. Ведь до зимы еще оставалось время - можно было поэкспериментировать сомнительными аргументами без ущерба для отопительного сезона.
Затем в переговорах вроде бы как наметились некоторые подвижки, и Киев, как показалось, решил воздержаться от шантажа. Но вот опять двадцать пять. Точнее, 27 миллиардов кубов. А это на шесть миллиардов меньше минимума, прописанного в соглашении.
Объем – это не цена. В его контексте подход "лучше меньше, да лучше" - это не вариант. Лучше не будет. И меньше в смысле денег - тоже. Ведь все эти обязательные 33 миллиарда Украина в любом случае должна оплатить - вне зависимости от фактического объема, какими бы национальными потребностями и интересами она ни прикрывалась.
Это - контракт. Если он нарушается, Россия вправе перейти к режиму санкций. В том числе, ограничить поставку топлива на сумму штрафа. Что дальше – Януковичу может объяснить Тимошенко, если, конечно, она захочет, чтобы он повторил ее судьбу. А здесь никакой романтики: украл, сдался, в тюрьму. Ведь в этом деле все ходы записаны, подчеркивают эксперты.
По утверждению обозревателей радио «Голос России», Москве очень хорошо известно, что альтернативой контрактному принципу "бери или плати" может быть только принцип "не плати, а забирай". Иной возможности компенсировать газовый дефицит у Киева просто нет.
Пожалуй, более убойного аргумента в пользу диверсификации газовых маршрутов даже в России не смогли бы придумать. Здесь только констатируют очевидное. От такой Украины проще и дешевле держаться подальше. Тем паче, что уже есть за что держаться.
По словам Алексея Миллера, по итогам 2011 года в сравнении с 2010 годом объем транзита через территорию Украины уменьшился на 5 миллиардов кубических метров газа, при том, что объем поставок российского газа за рубеж возрос. Это связано с тем, что уже в 2011 году появились не менее конкурентоспособные направления, чем украинское. В частности, направление через Белоруссию. В 2011 году был введен "Северный поток", и поставки начались напрямую из России в Германию, а также увеличились поставки газа в Турцию через "Голубой поток".
Самое печальное для Киева – это то, что он явно передержал свое национальное достояние. И Москве оно теперь не очень-то и симпатично. Тем более в таком соотношении цены и качества. Украина оценила свою трубу в 20 миллиардов долларов. Стоимость, как заявил Алексей Миллер со ссылкой на российских и международных экспертов, завышена на порядок. И уже превосходит даже, как считалось, капиталоемкий, "Южный поток".
Напомним, что в конце минувшего года Киев заявлял, что готов пойти на экономические уступки, в том числе и потому, что понимает, появление новых транзитных маршрутов обесценивает его собственную ГТС. Однако после праздников сначала Рада 10 января отказывается пересмотреть статус магистрали. Откладывает закон о реформировании газотранспортной системы до завершения газовых переговоров с Москвой. А затем следует это "Бойкое" заявление о недоборе.
Наблюдая за диалогом двух партнеров, журналисты не упустили возможность игры слов, мол, в процессе переговоров бывало всякое, но недобор - это уже явный перебор. И дело даже не в подвисших шести миллиардах кубов разницы. По большому счету, в масштабах года не так уж они и существенны. Украина, наверное, могла их потянуть, чтобы не раздражать партнеров. Но она откровенно демонстрирует принципиальную готовность нарушить контракт. А это уже прецедент.
Николай ИНИН
energobelarus.by
Новости компаний 21.12.2024
Новости компаний 18.12.2024
Новости компаний 11.12.2024
Новости компаний 09.12.2024
Новости компаний 28.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также