ћилитаризаци€ энергетической безопасности: опыт —Ўј в ’’I веке. „асть перва€

ћилитаризаци€ энергетической безопасности: опыт —Ўј в ’’I веке. „асть перва€
—тать€ посв€щена особенност€м процесса милитаризации энергетической безопасности на основе опыта —Ўј в 21 веке. ќсобое внимание уделено изменени€м военной политики в отношении энергетической безопасности, произошедшим с приходом к власти в —Ўј в 2009 г. демократической администрации Ѕарака ќбамы.


 ак известно, военна€ политика – это де€тельность государства и его отдельных структур, направленна€ на подготовку и применение военной силы.  ак писал  арл фон  лаузевиц, «¬ойна есть продолжение политики, только иными средствами. ¬ойна — не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений, проведение их другими средствами. “о специфическое, что присуще войне, относитс€ лишь к природе примен€емых ею средств. ¬оенное искусство вообще и полководец в каждом отдельном случае вправе требовать, чтобы направление и намерени€ политики не вступали в противоречие с этими средствами. “акое прит€зание, конечно, немаловажно, но, как бы сильно в отдельных случа€х оно ни вли€ло на политические задани€, все же это воздействие должно мыслитьс€ лишь как видоизмен€ющее их, ибо политическа€ задача €вл€етс€ целью, война же только средство, и никогда нельз€ мыслить средство без цели»2.

¬ период «холодной войны» военна€ политика обоих противоборствующих государств — ———– и —Ўј — как лидеров соответствующих блоков, была направлена на сдерживание друг друга, на наращивание количества всех типов вооружени€, в том числе и €дерных потенциалов, на ведение вооруженной борьбы по идейным соображени€м.

ѕосле окончани€ «холодной войны» много изменилось.  рах бипол€рной модели мироустройства способствовал резкому снижению уровн€ их стратегического противосто€ни€. ќдновременно начали уходить в прошлое большие армии, уменьшилась необходимость наращивани€ €дерных потенциалов.

“ем не менее, конфликтность в мире не исчезла, но видоизменилась. √лобальное противосто€ние стало уступать место региональному или даже локальному. ѕри этом веро€тность возникновени€ крупного международного конфликта на глобальном уровне начала снижатьс€, что выдвинуло на первый план возникновение большого числа регионально-локальных столкновений, которые в некоторой степени и ознаменовали собой начало формировани€ многопол€рной картины мира.

Ќа первый план стали выходить новые угрозы международной безопасности, все менее традиционные и все более нетрадиционные: охрана окружающей среды, распределение энергетических ресурсов и др.3.

— окончанием «холодной войны» конфликты, происходившие и происход€щие в мире, перестали быть «отражением противосто€ни€ двух сверхдержав на их периферии и охватывали гораздо более широкий спектр противосто€ни€ от субконвенциональных (локальных) до обычных (региональных, или «малых») войн»4. »х причинами становились уже не идеологические разногласи€, а целый комплекс социально-экономических и политических противоречий, постепенно все в больше выход€щих на первый план.

Ѕывшим сверхдержавам было необходимо приспосабливатьс€ к таким изменени€м. ¬ значительной степени эти перемены коснулись военного дела и военной политики многих государств мира, и, в частности, –оссийской ‘едерации и —оединенных Ўтатов јмерики.

ќставив за границами данного исследовани€ российский подход к трансформации вооруженных сил, обратимс€ сразу к американскому опыту. ¬ —Ўј процессы адаптации военно-политического механизма к реали€м современности происход€т гораздо более выпукло, чем в –оссии. Ёкс-президент —Ўј ƒжордж Ѕуш-мл., еще будучи губернатором, произнес фразу, котора€ в полной мере раскрывает суть процесса трансформации вооруженных сил —Ўј: «ћы €вл€емс€ свидетел€ми революции в технологии войны. ћощь все больше определ€етс€ не размерами, но мобильностью и быстротой. ¬ли€ние измер€етс€ информацией; безопасность достигаетс€ благодар€ хитрости; а силы проектируютс€ по длинной дуге (дос€гаемости) высокоточного управл€емого оружи€»5.

Ќеобходимо выделить несколько показателей, по которым новые трансформированные вооруженные силы должны превосходить старые. Ёто быстрое реагирование на кризисные ситуации в любом регионе мира; своевременное развертывание в районы оперативного предназначени€; высока€ маневренность; универсальность применени€ группировки войск; достаточна€ дл€ успешного ведени€ любого рода действий поражающа€ сила формирований; значительна€ живучесть на поле бо€; способность к ведению длительных боевых действий6.

¬ 2003 г. ћинистерством обороны —Ўј был выпущен доклад «¬оенна€ трансформаци€: стратегический подход», который €вил собой принципиально новый подход к системе военного планировани€ —Ўј. ¬ нем было обозначено шесть критически важных оперативных задач, которые, по мнению авторов документа, и составл€ют основную суть «трансформации». Ёто защита важнейших операционных баз и противодействие химическому, биологическому, радиологическому и €дерному оружию; проецирование силы на удаленные регионы и их всесторонн€€ поддержка; лишение противника возможности укрытьс€ от воздействи€ ¬— —Ўј; использование информационных технологий; защита информационных систем и проведение информационных операций; повышение возможностей космоса7.

¬се это позвол€ет сделать вывод о том, что «военна€ машина» —Ўј находитс€ в «подвижном» состо€нии. Ёто выражаетс€ в попытках адаптировать ее к услови€м современного мира, в котором одной из серьезнейших угроз становитс€ проблема доступа ведущих энергопотребителей к энергетическим ресурсам.

ƒл€ полноценного понимани€ современной военно-политической ситуации в части ее энергетического компонента представл€етс€ необходимым обратитьс€ историческому наследию той политики, котора€ проводитс€ современной јдминистрацией ѕрезидента —Ўј.

— распадом ———– јмерика существенно изменила стержень своей внешней политики в целом и военной политики в частности.

Ќаиболее выпукло эти идеи про€вл€ютс€ на примере —тратегий национальной безопасности ƒж. Ѕуша-старшего, ”.  линтона, ƒж. Ѕуша-младшего и Ѕ. ќбамы. ¬се они в той или иной степени показывают, что основна€ цель —Ўј – глобальное лидерство.

“ак, в —тратегии национальной безопасности —Ўј, увидевшей свет в августе 1991 г., зафиксировано, что «несмотр€ на возникновение новых центров силы, —Ўј остаютс€ единственным государством, обладающим реальной глобальной мощью, богатством и вли€нием во всех област€х – политической, экономической и военной»8. „уть ниже авторы —тратегии идут еще дальше: «ћы не можем быть мировым полицейским, бер€ на себ€ ответственность за решение проблем безопасности во всем мире. Ќо мы остаемс€ страной, к которой все другие обращаютс€ в период кризисов… ¬ 1990-х гг., так же как на прот€жении почти всего века, замены американскому лидерству нет и быть не может»9.

“акова была риторика республиканской администрации ƒж. Ѕуша-ст., на смену которому пришел демократ ”.  линтон, не помен€в, однако, декларативного и сущностного наполнени€ внешней политики. ¬ —тратегии национальной безопасности 1996 г. уже признаетс€, что главна€ угроза – коммунизм – исчезла. ¬ документе указываетс€, что «никогда раньше американское лидерство не было таким €вственным»10.

¬ сент€бре 2001 г. —Ўј нашли ориентир своей внешней и военной политики – борьбу с терроризмом, тем самым положив своего рода начало новому этапу международных отношений. ѕреследу€ благородные цели по борьбе с международным терроризмом и авторитарными режимами, —Ўј параллельно продолжили отстаивать свои национальные интересы, выражающиес€, в частности, в стремлении удержать и упрочить мировое лидерство, что про€вл€етс€ в попытке доминировать в наиболее богатых энергетическими ресурсами регионах. јнализ внешней политики —Ўј после 11 сент€бр€ 2001 года показывает, что активные внешнеполитические действи€ —Ўј предпринимали во многом именно в отношении таких регионов. ѕримеров этому множество: Ѕлижний ¬осток, ÷ентральна€ јзи€, Ћатинска€ јмерика, јрктический регион.

¬ современных услови€х мировой глобализирующейс€ экономики проблема энергетического обеспечени€ обостр€етс€ многократно. —уществует целый р€д факторов, объ€сн€ющих это: возрастающие энергетические потребности крупнейших экономик мира (—Ўј,  ита€, »ндии, Ѕразилии); потенциальна€ исчерпаемость невозобновл€емых запасов углеводородов; отсутствие в достаточном объеме альтернативных источников энергии11.

 ак известно, нефть и газ – это невозобновл€емые энергоносители. » за счет их огромного мирового потреблени€ объемы запасов неуклонно снижаютс€, на «емле остаетс€ все меньше зон, где могли бы располагатьс€ крупные залежи углеводородных ресурсов. ¬ этой св€зи уже ни дл€ кого не секрет, что рано или поздно открытые месторождени€ полностью истощатс€.

Ёксперты по-разному оценивают объемы оставшихс€ невозобновл€емых источников энергии. Ќекоторые считают, что уже израсходовано около половины всех запасов нефти и газа на планете, другие же полагают, что должно пройти еще около 20-40 лет, прежде чем угроза полного исчерпани€ углеводородов станет реальностью.

ќднако все сход€тс€ на том, что потребности в энергоносител€х растут, а чтобы удовлетвор€ть эти потребности необходимо иметь доступ к энергоресурсам. ќдной из особенностей углеводородов €вл€етс€ то, что они распределены по планете чрезвычайно неравномерно. ќдни регионы богаты ими, другие – полностью зависимы в плане энергии от первых. ѕоскольку «апад так и не нашел замену нефти и природному газу, а современна€ цивилизаци€ так и осталась «нефт€ной», конфликт в борьбе за источники углеводородов неизбежен.

јнализ показывает, что предпосылок этому достаточно много. ¬ ≈— добыча нефти стремительно падает: истощаютс€ старые месторождени€. Ќа норвежском шельфе в 2010 г. по сравнению с 2009 г. объемы добычи упали на 9,6%12, в ƒании – на 16,48%13, в —еверном море у англичан – на 8%14. Ёнергетический голод в ≈вросоюзе может усугубитьс€ из-за постепенного вывода из стро€ многих атомных станций. —оединенным Ўтатам јмерики также €вно не хватает нефти. ќгромное потребление – около миллиарда тонн в год – требует поиска новых источников дл€ импорта.

—итуаци€ с природным газом еще более серьезна€. ќсновные разведанные запасы – у –‘ (21,4%), »рана (15,9%),  атара (12%) и —аудовской јравии (3,9%)15. ¬ Ћатинской и ÷ентральной јмерике газа мало (4%), причем самые большие запасы – у ¬енесуэлы. ¬ јвстралии – около 1,8% мировых16. ¬ ≈вропе добыча газа сходит на «нет», а в јфрике лишь јлжир обладает запасами, но они очень небольшие – 2,2% мировых17. ёго-¬осточна€ јзи€ практически не имеет собственного газа. ¬ этой ситуации своего рода перераспределение нефтегазовых запасов планеты вполне возможно.

  2030 г. зависимость ≈— от импорта углеводородов вырастет с 57% до 65%. ќсобенно т€желой будет зависимость по нефти – 93%, по газу – 84%. —Ўј были вынуждены импортировать в 2011 г. 559 млн. тонн нефти18. японцы импортируют весь потребл€емый газ, а также нефть – 221 млн. тонн в 2011 г.19.  итай также нуждаетс€ в большом количестве нефти и газа, даже своего угл€ ему не хватает, что заставл€ет закупать его заграницей. Ќапример, в 2010 г. китайский импорт угл€ составил 165 млн. тонн20.

ќбостр€ет ситуацию то обсто€тельство, что энергоресурсов может просто не хватить на всех. ¬ скором времени возможна ситуаци€, когда объемы добычи энергоресурсов сравн€ютс€ с объемами их потреблени€, что неизбежно вызовет дефицит и попытки его преодолеть, в том числе и военными средствами. ≈ще в 2007 г. ћеждународное энергетическое агентство опубликовало прогноз, в котором указывалось, что така€ ситуаци€ может возникнуть уже в 2012 г.21. —тарые месторождени€ в —еверном море и ћексиканском заливе постепенно исчерпываютс€, а новые проекты, такие как проекты –‘ на ƒальнем ¬остоке, наход€тс€ в начальной стадии реализации и далеки до завершени€.

≈жедневный спрос на нефть в 2012 г. может достичь 95,8 млн. баррелей (1999 г. – 71 млн. баррелей; 2006 г. – 85 млн.)22. ”довлетворить подобные потребности очень сложно, особенно принима€ во внимание невосстановленные мощности »рака, гражданские войны в Ќигерии и суданском ƒарфуре, не говор€ уж о безусловном присутствии энергетического фактора в этих войнах.

—огласно докладу Ќационального нефт€ного совета —Ўј, мировое потребление нефти к 2030 г. может достичь 138 млн. баррелей в день, 30 млн. из которых будут потребл€ть —Ўј23. ќдновременно с этим многократно возрастет потребление природного газа. ¬ 2007 г. оно выросло на 3,4% по сравнению с 2006 г., в 2008 г. еще на 1%, и эта тенденци€ будет сохран€тьс€24. ≈сли говорить о долгосрочных прогнозах, то к 2030 г. потребление газа может увеличитьс€ с 2,8 трлн. куб. м до 4,6 трлн. ќсновной рост потреблени€ придетс€ на  итай – с 39 млрд. куб. м до 192 млрд., из которых собственна€ добыча сможет составить лишь 113 млрд. куб. м.25

¬се это доказывает идею о том, что при растущем все возрастающем спросе на энергоресурсы, а это процесс объективный, государства все в большей степени будут начинать искать разнообразные источники предложени€ нефти и газа. ќднако в св€зи с тем, что предложение на этом рынке формируетс€ лишь небольшим количеством государств-производителей, действительно способных поставл€ть серьезные объемы сырь€ и одновременно заинтересованных в своем устойчивом развитии, а в р€де случаев и в приобретении лидирующего положени€ либо на региональном, либо на мировом уровне, такие государства могут активно использовать энергетический рычаг своей внешней политики в ущерб интересам государств-потребителей. Ёто закономерно вызывает у последних необходимость диверсифицировать свой импорт, закрепл€€сь в богатых углеводородами регионах и получа€ привилегированное положение либо в добыче и разработке этих ресурсов, либо в ориентиру€ их на себ€ в плане импортных потоков.

¬полне обоснованно можно утверждать то, что такого рода проникновение будет осуществл€тьс€ в том числе и с использованием военной силы.

¬се эти идеи в той или иной степени закреплены в официальных американских документах, издаваемых различными органами государственной власти в период президентства Ѕарака ќбамы.

“ак, в главном документе по национальной безопасности, исход€щем от ѕрезидента —Ўј, —тратегии национальной безопасности 2010 г., открыто говоритс€ о том, что доступ к источникам энергии €вл€етс€ жизненным интересом —Ўј26. ƒл€ достижени€ этой цели —Ўј намереваютс€ диверсифицировать источники энергии и направлени€ экспорта энергоресурсов.
Ќесмотр€ на провозглашение цели уменьшени€ зависимости от углеводородов, очевидно, что в ближайшие 30-50 лет отказатьс€ о них не удастс€. ѕоэтому за такой благородной формулировкой скрываетс€ конкретный узконаправленный национальный интерес —Ўј – поиск новых регионов, богатых энергоресурсами и любыми средствами обеспечение бесперебойной поставки нефти и газа по наиболее выгодным ценам.

ќбщие идеологические установки, представленные в «—тратегии национальной безопасности», нашли более глубокое и конкретное отражение в «„етырехлетнем обзоре оборонной политики», изданном в феврале 2010 г. ћинистерством обороны —Ўј. ¬ документе четко представлены четыре области, на которые нацелено повышенное внимание ћинобороны и которые требуют активной разработки: помощь в обеспечении безопасности, усиление обороны, защита промышленной базы страны и союзников и обеспечение энергетической безопасности27. »менно последний пункт заслуживает особого внимани€.

ѕостепенно вооруженные силы —Ўј начинают переориентироватьс€ на обеспечение ресурсной безопасности.  ритическое значение приобретает не сама по себе территори€, а ее экономический и, в частности, энергетический потенциал с крайне у€звимой энергетической инфраструктурой. Ёто становитс€ заметно при анализе ¬нешнеполитического ќбращени€ √осударственного секретар€ —Ўј ’иллари  линтон на заседании —овета по международным отношени€м 15 июл€ 2009 г., котора€ подчеркнула, что одной из четырех задач, решением которых занимаютс€ вооруженные силы —Ўј на Ѕлижнем ¬остоке, €вл€етс€ обеспечение энергетической безопасности28.

“ем не менее, все эти формулировки, приведенные в официальных политических документах и речах, достаточно обтекаемы и заключены в относительно благодушную фразеологическую оболочку. √ораздо дальше идет разведывательное сообщество —Ўј, ввод€ термин «энергетическое противосто€ние» или «энергетическое соперничество» (energy competition)29. ”правление ƒиректора национальной разведки в «Ќациональной разведывательной стратегии» 2009 г. пишет о том, что назревающее энергетическое соперничество может нанести серьезный урон национальной безопасности —Ўј, так как множество стран будут искать новые источники энергии, транспортные маршруты и т.д.30 ¬ этой св€зи разведсообщество —Ўј будет всеми силами пытатьс€ не допустить ущемлени€ национальных интересов в данной сфере, активно работать в направлении воспитани€ аналитиков в области энергетической безопасности и получени€ информации по ее критически важным аспектам.

«аверша€ рассмотрение концептуальных взгл€дов нынешнего американского военно-политического руководства —Ўј на проблему использовани€ военной силы дл€ обеспечени€ энергетической безопасности, стоит обратитьс€ к документу «Global Trends 2025: A Transformed World» («√лобальные тенденции 2025: »змененный мир»), разработанному совместно Ќациональным разведывательным советом и ”правлением ƒиректора национальной разведки.

ѕрогнозиру€ веро€тные сценарии развити€ мировой ситуации в кратко- и среднесрочной перспективах, авторы доклада признают, что конфликт за обладание и доступ к энергоресурсам вполне возможен. Ёто может быть крупный межгосударственный конфликт, спровоцированный странами, активно стрем€щимис€ получить доступ к новым богатым в ресурсном отношении регионам или сохранить свой политический режим31. јвторы справедливо отмечают возросшую военно-экономическую активность таких стран, как  итай и »нди€, а именно по наращиванию объемов торговли вооружени€ми и строительством океанских флотов. ƒл€  ита€ такой флот критически необходим дл€ осуществлени€ национальной идеи – экспортно-ориентированной экономической экспансии и охраны путей, по которым страна импортирует сырье32.

Ќесмотр€ на смену целого р€да идеологических установок, после прихода демократического президента Ѕ. ќбамы в Ѕелый дом, постулат о доминировании в энергетической сфере осталс€ практически неизменным. “ак, в своем выступлении на политическом форуме, организованном —эмом Ќанном в “ехнологическом институте ƒжорджии 16 апрел€ 2012 г., заместитель министра обороны —Ўј Ёштон  артер пр€мо за€вил о том, что «—Ўј несут т€желую ношу и огромные об€зательства по обеспечению как национальной, так и глобальной энергетической безопасности»33. ¬полне закономерно предположить, что в большей степени —Ўј заинтересованы в обеспечении национальной энергетической безопасности, однако и ресурсна€ безопасность союзников дл€ них имеет весьма существенное значение. Ёто доказываетс€ тем фактом, что непосредственно с Ѕлижнего ¬остока, который считаетс€ традиционным приоритетом военной политики —Ўј, јмерика получает лишь 10-15% от своего импорта углеводородов. ¬ гораздо большей степени от ближневосточной нефти и газа завис€т ≈вропа и, конечно,  итай.

“ем не менее, это обсто€тельство не только не снижает интерес —Ўј к региону, но скорее наоборот – привлекает их внимание. Ѕ. ќбаме в наследство от его предшественника досталась очень серьезна€ ситуаци€ как в »раке, так и јфганистане. » несмотр€ на то, что в декабре 2011 г. состо€лс€ вывод американского воинского контингента из »рака, —Ўј отнюдь не потер€ли преимуществ в контроле над нефтеносными зонами.

Ќачина€ военную операцию в этой стране в марте 2003 г., ѕрезидент ƒ. Ѕуш-мл. руководствовалс€ не только иде€ми избавлени€ мира от недемократического режима —аддама ’усейна, предположительно разрабатывавшего оружие массового уничтожени€. Ќельз€ исключать, что иракска€ кампани€ —Ўј была св€зана с желанием ¬ашингтона закрепитьс€ в зоне месторождений нефти, с учетом неблагопри€тной перспективы в обеспечении мира этим видом топлива. »рак обладает третьими по величине нефт€ными запасами в мире34, и контроль над ним стал центральным пунктом американской энергетической стратегии, разработанной в 2003 г. вице-президентом –ичардом „ейни и его сподвижниками по –еспубликанской партии35.†

Ѕорис Ћукшин - кандидат политических наук,научный сотрудник ÷ентра военно-политических исследований »нститута —Ўј и  анады –јЌ

—писок источников:

1 »сследование выполнено при финансовой поддержке –√Ќ‘ в рамках научно-исследовательского проекта «Ќетрадиционные направлени€ военной политики —Ўј в начале XXI века», проект 12-33-01251.

2  лаузевиц  . ќ войне. ћ.: √освоениздат, 1934. —.15.

3 —м. —тепанова ≈.ј. ¬оенно-гражданские отношени€ в операци€х невоенного типа. ћ.: ѕрава человека, 2001. —. 19.

4 “ам же. —. 20.

5 ÷ит. по Rumsfeld D. A Choice to Transform the Military // Washington Post. 16th of May, 2002.

6 —м.: ћедин ј.   вопросу о «трансформации» вооруженных сил —Ўј // «арубежное военное обозрение. 2005. є7.

7 Military Transformation: A Strategic Approach // The US Department of Defense. 2003. P.17-19.

8 National Security Strategy of the United States. August 1991 (http://www.fas.org/man/docs/918015-nss.htm).

9 Ibid.

10 A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. February 1996 (http://www.fas.org/spp/military/docops/national/1996stra.htm).

11  лименко ј.‘. Ёнергетические факторы в военной политике государств ≈вразии // Ёнергетические измерени€ международных отношений и безопасности в ¬осточной јзии под ред. ј.¬. “оркунова. ћосква, 2007. —.197.

12 »тоги 2010 г. дл€ нефтегазовой промышленности Ќорвегии. ÷ентрально-диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (http://www.cdu.ru/articles/detail.php?ID=298314).

13 Denmark Oil Production (http://www.indexmundi.com/denmark/oil_production.html).

14 UK Department of Energy and Climate Change Statistics (https://www.og.decc.gov.uk/information/bb_updates/chapters/production_projections.pdf).

15 BP Statistical Review of World Energy. June 2012 (http://www.bp.com/liveassets/bp_internet/globalbp/globalbp_uk_english/ reports_and_publications/statistical_energy_review_2011/STAGING/local_assets/ pdf/statistical_review_of_world_energy_full_report_2012.pdf).

16 Ibid.

17 Ibid.

18 BP Statistical Review of World Energy. June 2012 http://www.bp.com/liveassets/bp_internet/globalbp/globalbp_uk_english/ reports_and_publications/statistical_energy_review_2011/STAGING/local_assets/ pdf/statistical_review_of_world_energy_full_report_2012.pdf).

19 Ibid.

20 Tingting Z. China’s coal imports up 31% in 2010. January 27, 2011 (http://www.chinadaily.com.cn/business/2011-01/27/content_11926703.htm).

21 World Energy Outlook 2007 (http://www.iea.org/textbase/nppdf/free/2007/weo_2007.pdf)

22 Ibid.

23 Facing the Hard Truths about Energy – A Comprehensive View to 2030 of Global Oil and Natural Gas (2007) (http://downloadcenter.connectlive.com/events/npc071807/pdf-downloads/NPC-Hard_Truths-Ch1-Demand.pdf).

24 http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=684918&ct=news

25  ашин ¬. Ќужно много газа // ¬едомости. 23.05.2007.

26 National Security Strategy 2010 (http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf).

27 Quadrennial Defense Review Report. February 2010 (http://www.defense.gov/qdr/images/QDR_as_of_12Feb10_1000.pdf)

28 http://www.state.gov/secretary/rm/2009a/july/126071.htm

29 The National Intelligence Strategy of the United States of America. August 2009 (http://www.dni.gov/reports/2009_NIS.pdf).

30 Ibid.

31 Global Trends 2025: A Transformed World. November 2008 (http://www.dni.gov/nic/PDF_2025/2025_Global_Trends_Final_Report.pdf).

32 «The Military Power of the People’s Republic of China». Report of the United States Department of Defense. 2002 (www.defense.gov/pubs/china.html).

33 Energy security and innovation. Based on remarks given at the Georgia Institute of Technology 2012 Sam Nunn Bank of America Policy Forum, on April 16, 2012 (http://www.defense.gov/pubs/pdfs/Energy_Security_and_Innovation_based_on_remarks_given_at_Georgia_Tech_04DB.pdf).

34 Klare M. Bush-Cheney Energy Strategy: Procuring the Rest of the World’s Oil. January 2004 (http://www.commondreams.org/views04/0113-01.htm).

35 Ѕоровский ё. ѕолитизаци€ мировой энергетики // ћеждународные процессы. 2008.“ом 6. є1.

ѕортал –одон

  • ƒата публикации: 28.01.2013
  • 1052
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150