
Энергоэффективные технологии и оборудование: современные тренды и перспективы
17.01.2025
Появившаяся информация о том, что Казахстан рассматривает возможность принять участие в приватизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов, возродила внимание к возможностям и проблемам нефтеперерабатывающей отрасли Беларуси. По словам посла Казахстана в Беларуси Ергали Булегенова, внимание нефтедобывающей центрально-азиатской республики к белорусским НПЗ обусловлено заинтересованностью Астаны «продавать европейским странам нефтепродукты более высокого качества по более высокой цене».
Сегодня Казахстан продает в Западную Европу до 8 млн. тонн сырой нефти в год, но использование белорусских НПЗ позволит Астане экспортировать нефтепродукты – а это более выгодный бизнес.
Белорусские власти в поисках выхода из прошлогоднего валютно-финансового кризиса в республике вынуждены были обратиться за многомиллиардным кредитом в Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Условием получения займа было обязательство Минска провести масштабную приватизацию – в объеме 7,5 млрд. долларов США равными долями в течение трех лет. В Беларуси есть множество государственных предприятий, которые можно выставить на продажу. Стоит ли Минску отдавать в частные руки собственные нефтеперерабатывающие заводы? А если продавать их, то кто сможет предложить белорусам лучшую цену?.
Есть ли будущее у белорусских НПЗ?
Стоит ли овчинка выделки? Есть ли смысл белорусским властям попытаться удержать нефтеперерабатывающую отрасль республики в своих руках? С одной стороны, государственный контроль над белорусскими НПЗ приносит ощутимые дивиденды госказне и экономике Беларуси, пояснили отделу "новостей Беларуси" эксперты землячества трейдеров и инвесторов Беларуси Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:
■ ведущие нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси – «Нафтан» в Новополоцке и Мозырский НПЗ – полностью обеспечивают внутренние потребности республики, в том числе дешевым автомобильным топливом. А горючка для авто в Беларуси – социально значимый продукт, находящийся под бдительным присмотром государевого ока. Поэтому обеспечивать отечественных автомобилистов белорусские НПЗ сейчас обязаны даже в убыток себе;
■ вырабатываемые местными НПЗ нефтепродукты – стратегический товар, основная доходная часть белорусского экспорта: в прошлом году 70 проц. их продукции ушло за границу, причем не только в страны ближнего, но и дальнего зарубежья (около 80 проц. всех экспортированных нефтепродуктов). В 2011 г. экспорт нефтепродуктов принес доходы в объеме 12,5 млрд. долл. Даже если отнять экспортные пошлины, которые были выплачены России как поставщику сырой нефти, доход составил огромную для Беларуси сумму – 9,5 млрд. долл.;
■ в 2011 г. экспортные параметры резко возросли: Беларусь на 47,4 проц. увеличила завоз российской нефти (до 19,1 млн. тонн), соответственно увеличился и экспорт нефтепродуктов – на 39,2 проц. (до 15,6 млн. тонн). Маржа между средней закупочной ценой российской нефти и средней ценой экспорта нефтепродуктов также впечатляет – соответственно 432 долл. и 804 долл. за тонну. На 2012 г. Минск запросил 23 млн. тонн, но получил 21,5 млн. тонн (но всё равно больше чем, в прошлом году, – на 2,4 млн. тонн).
Но есть и другая сторона вопроса, отмечают эксперты Академии Masterforex-V:
■ белорусские НПЗ нуждаются в срочной модернизации производства. Ныне глубина переработки нефти на них составляет около 72 проц. – это соответствует среднероссийским показателям, но значительно меньше европейских. Чтобы обезопасить себя от колебаний мировых цен на нефть, требуется уровень переработки 92-95 проц., как на многих европейских НПЗ. Цена вопроса – несколько миллиардов долларов;
■ можно ли модернизировать белорусские НПЗ? Вопрос заключается в деньгах. У самих НПЗ средств нет (в первую очередь, из-за нерентабельных цен на внутреннем рынке и так называемого «перекрестного субсидирования», по которому нефтепереработчики вынуждены поддерживать убыточные предприятия белорусского химпрома). Белорусские банки такие объемы кредитования просто не потянут, а иностранные кредиторы требуют госгарантий (на что Минск идти не хочет, дабы не увеличивать размеры внешнего долга Беларуси);
■ но самое главное – белорусские НПЗ «жируют» только благодаря дешевой российской нефти. Все заявления государственных мужей Беларуси о диверсификации путей поставок нефти не выдерживают никакой критики: так, «большой друг Беларуси» президент Венесуэлы Уго Чавес в 2011 г. смог поставить в Беларусь всего лишь 1,2 млн. тонн нефти против обещанных 10 млн. тонн (при общей потребности белорусских НПЗ более 20 млн. тонн), да и то по цене, вдвое больше российской. Аналогичная картина и с азербайджанской нефтью – по украинским нефтепроводам поставлено 890 тыс. тонн вместо планировавшихся 4 млн. тонн.
Вообще, белорусская нефтеперерабатывающая отрасль – это осколок советского прошлого. Построить мощные НПЗ в республике, не имеющей собственных значительных запасов нефти, руководство СССР подвигли немцы, которые еще полвека назад рассмотрели грядущий кризис с энергоносителями. (В советские времена, кстати, объем переработки нефти на белорусских НПЗ был вдвое больше нынешних, до 40 млн. тонн в год.) НПЗ в Беларуси (как и газотранспортная система) стали своеобразной перевалочно-перерабатывающей базой энергоресурсов Советского Союза на пути в Западную Европу. Но валюта с Запада текла не в Минск, а в Москву. Развал СССР ничего не изменил в этой схеме.
Кому продать или найдется ли инвестор?
Кто, кроме Казахстана, объявившего о своей заинтересованности, может купить белорусские НПЗ? Список других потенциальных приватизаторов короток:
■ развитые страны Европы и Америки белорусские НПЗ не интересуют – как по экономическим причинам, так и политическим (в подробности можно не вдаваться, читатель сам всё ведает);
■ Венесуэла? Дружба со страной, расположенной на другом конце земного шара, – это стопроцентно политический проект, не имеющий серьезного отношения к экономике;
■ Азербайджан? Вряд ли Баку будет ссориться с Москвой из-за сомнительных активов;
■ «азиатские тигры» в лице Китая и Казахстана? Только с благословения Москвы, так как купить завод мало – нужно обеспечить его сырьем, а нефтяная труба находится в руках россиян. Достаточно вспомнить Мажейкяйский НПЗ в Литве, который приватизировала польская компания PK Orlen: после перекрытия вентиля на российском нефтепроводе завод еле-еле сводит концы с концами, получая нефть через морской терминал Бутинге.
Почему же Россия не форсирует приватизацию белорусских НПЗ? Плод должен «дойти до кондиции», и тогда он сам упадет в руки желающих по самой приемлемой для них (желающих) цене. В 2010 г. российские нефтяные компании утратили интерес к белорусским НПЗ из-за введения новых вывозных пошлин на нефть в России и требований белорусских властей. На 2012-2015 гг., согласно российско-белорусским договоренностям, требования Минска существенно смягчены – так, белорусские «дочки» российских нефтяных компаний получили право не только на переработку до 50 проц. нефти, поступающих на белорусские НПЗ, но и право полностью распоряжаться произведенной белорусскими НПЗ продукцией, в том числе на ее экспорт и снабжение своих сетей АЗС в самой Беларуси. Сейчас Минск за свои объекты выставляет завышенные (по мнению российской стороны) цены, а как показывает новейшая история, воинственная риторика президента Александр Лукашенко всегда заканчивается тихой капитуляцией – вспомните белорусскую ГТС, которая ныне на 100 процентов принадлежит российскому «Газпрому». Недаром посол РФ в Беларуси А. Суриков заявил, что российская сторона ждет от Минска «конкретных инициатив по поводу приватизации белорусских НПЗ» – на языке военных это называется почетными условиями капитуляции.
"Биржевой лидер" (Россия)
Новости компаний 17.02.2025
Новости компаний 16.02.2025
Новости компаний 13.02.2025
Новости компаний 12.02.2025
Новости компаний 04.02.2025
Технологии 04.10.2021
Технологии 28.01.2021
Технологии 28.01.2021
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также