Энергетический переход: вызовы и возможности для России
19.08.2024
Кремль и правительство беспокоит, что "Газпром" из-за новых правил ЕС может лишиться контроля за своими экспортными европейскими газопроводами. Чиновники из Минэнерго предлагают отдать Северный и Южный потоки другой российской компании, не связанной с "Газпромом", чтобы страна не потеряла их вовсе
Москва. 9 апреля. FINMARKET.RU - Правительство считает реальной угрозу потери "Газпромом" контроля над экспортными европейскими трубопроводами. Прежде всего, опасно продолжать строительство "Южного потока", но и поток Северный, который уже действует, может также попасть под "конфискацию" со стороны ЕС. В обоих проектах "Газпром" владеет 50-51% акций, уже потратил и собирается потратить на строительство миллиарды евро. Только на "Северный поток" монополия потратила 4,4 млрд евро (половина всех затрат, включая кредиты), чтобы иметь возможность прокачивать в Западную Европу в обход "ненадежных партнеров" из Европы Восточной 55 млрд куб м. газа в год.
В связи с угрозой, Минэнерго, по данным "Финмаркета", готовит план по спасению российских газопроводов - на случай, если завтра ЕС заставит "Газпром" отказаться от доли в проектах. Подробности из черновика доклада президенту Путину по этому поводу "Финмаркету" пересказал источник в ведомстве. В основе плана - поиск независимого от "Газпрома", но столь же российского, оператора газопроводов, который должен помочь обойти европейские правила. Что это может быть за компания, пока не уточняется.
ЕС взял "Газпром" за трубу
Россия продает Европе примерно 25% необходимого ей газа, если завтра не случится новая энергетическая революция, эта доля останется неизменной в течении ближайших 10 или даже 20 лет. Но будущее энергопартнерства России и ЕС вовсе не безоблачно для российской газовой монополии. Власти ЕС целенаправленно борются с доминированием "Газпрома" на европейском рынке: вводят законодательные ограничения и организуют антимонопольные расследования.
Главный инструмент борьбы - принятый в 2009 Третий энергетический пакет (ТЭП, первый-1998г.,второй-2003г.), в соответствии с ним компании не могут одновременно и добывать, и распределять газ в Европе, как это делает "Газпром". Пакет вступил в силу год назад, и страны ЕС присоединяются к нему постепенно. Кроме того, ТЭП предполагает рыночное биржевое ценообразование и полный отказ от долгосрочных контрактов в пользу спотовых сделок (спотовые площадки сейчас активно развивают несколько стран). Между тем, с европейскими потребителями "Газпром" работает именно по схеме с долгосрочными контрактами, с ценой, привязанной к стоимости нефти.
В начале этого года проблему ТЭП и угрозы, с ним связанные, несколько раз обсуждали в Кремле и Доме правительства, в том числе на совещаниях у курирующего ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича. По словам источника "Финмаркет" в Минэнерго, именно ему адресован черновик плана спасения Северного и Южного потоков от ЕС, отправленный ведомством в правительство две недели назад.
Чиновники ведомства пишут, что проблемы у России возникли из-за того, что большинство соглашений о поставках российского газа заключено с государствами до их вступления в ЕС, теперь Евросоюз начал активно менять законодательство, принуждая страны присоединяться к ТЭП. ЕС пытается распространить требования ТЭП не только на новые, но и на уже функционирующие объекты газотранспортной системы. Это означает, что у "Газпрома" могут отобрать контроль над "Северным потоком", строительство второй нитки которого закончилось лишь в прошлом году.
В результате под угрозой вывода из-под контроля оказались крупнейший немецкий газопровод OPAL, соединяющий "Северный поток" с европейской газопроводной системой, и NEL (западный сухопутный отвод от "Северного потока"). Аналогичные - и даже более явные - риски существуют и в отношении "Южного потока". Как пишет Минэнерго, страны "Новой Европы" под давлением Брюсселя заявляют о своем желании пересмотреть соглашения с Россией по поставкам и транзиту газа и хотят присоединиться к ТЭП. Такая постановка вопроса неприемлема, считают в министерстве.
Проблемы у России не только с ЕС, но и с теми, кто стремиться попасть в союз - с Албанией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Сербией, Черногорией, Молдовой и Украиной. Они должны до 2015 г. присоединиться к ТЭП. Таким образом "Газпром" потеряет свои активы и в этих странах, в том числе и куски "Южного потока".
Как спасти российские трубы от евробюрократов?
Минэнерго предлагает несколько способов и уловок, с помощью которых можно решить проблему статуса российских труб и газовых активов в Европе. В первую очередь от европейских партнеров нужно требовать выполнения своих обязательств, так как Венская конвенция 1969 г ставит международные договоры выше внутренних законов стран. От желающих попасть в ЕС стран нужно также добиваться соблюдения договоренностей.
Если Россия согласится или сама инициирует пересмотр действующих соглашений, то в переговорах будет принимать участие Еврокомиссия. Она точно захочет переписать документ под законы ЕС, а это не в интересах России. Так что соглашаться на пересмотр договоров ни в коем случае нельзя. Нужно активизировать работу по закреплению гарантий, например, заключать со странами соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций.
Еще один способ защиты - соглашение с ЕС о трансграничной энергетической инфраструктуре, которое освободит "Газпром" от требований ТЭП. Этот статус открывает возможность получать финансирование для проектов из бюджета Евросоюза, проводить экологические экспертизы и получать разрешение на строительство в сжатые сроки. Соглашение выведет "Южный поток" и "Северный поток-2" из-под действия ТЭП. Проект уже передали европейцам на саммите в Брюсселе в декабре, но власти ЕС пока ничего не ответили.
В новом базовом соглашении с ЕС, подготовка которого ведется уже семь лет, нужно прописать такой пункт: трубопроводы Россия-ЕС имеют те же привилегии, что и трансъевропейские сети (TEN). Российские дипломаты также должны добиться введения механизма защиты существующих и новых энергетических систем, в которые вложилась Россия, от регулирования ЕС. Долгосрочные договоры при этом по-прежнему должны оставаться основной формой продажи газа Европе. Необходимо прописать в договорах обязательный арбитражный механизм разрешения инвестиционных споров.
Но все эти вопросы крайне политизированы, считают в Минэнерго. Так что надеяться на успех в деле исключения "Газпрома" из объектов антимонопольного регулирования в Европе не приходится. Поэтому Россия вынуждена искать "нестандартные способы продвижения российских интересов в европейском правовом поле".
Главная идея Минэнерго заключается в том, чтобы привлечь к реализации действующих проектов любую неаффилированную с "Газпромом" компанию, не продающую в Европу добываемый ею газ. Так ЕС лишится главного козыря - российский газовый гигант перестанет быть на их рынке монополистом. Таким образом правительство может вывести на европейский рынок еще одну российскую компанию и сделать ее оператором европейской части газотранспортной системы вместо "Газпрома". Если Европа на это согласится, Россия сохранит контроль над трубой.
Что это может быть за компания, министерство в своих материалах, по словам собеседника "Финмаркета", не уточняет. По информации "Финмаркета", черновик доклада находится в правительстве и пока не отправлен в Кремль.
Как ЕС борется с зависимостью от "Газпрома"
В 2009 г. заработал крупнейший в Европе терминал сжиженного природного газа. К 2020 г. СПГ должен занять треть рынка газа Европы. Россия в ЕС сжиженный газ не возит.
В 2009 г. Европе также удалось добиться значительных уступок со стороны "Газпрома": смягчение правила "бери или плати", неприменение штрафных санкций за нарушение этого правила, пересчет базовой цены в формуле, а в некоторых случаях даже прямое снижение цены газа.
В 2009 г. ЕС подготовил Третий энергетический пакет (первый - 1998 г.,второй - 2003 г.): компании не могут одновременно заниматься добычей и дистрибуцией газа, все газовые сделки должны проходить на основе рыночного биржевого ценообразования, ЕС будет стремиться к полному отказу от долгосрочных контрактов и привязки цены на газ к цене на нефть.
В 2011 г. от российского газа решили отказаться Хорватия и Болгария. Тогда средняя стоимость газа для европейских стран по контрактам, привязанным к стоимости нефти, составляла $ 500 за 1 тыс куб м, а на бирже NBP - только $ 325 за 1 тыс куб м.
Тогда же по инициативе Литвы были инициированы обыски в европейских "дочках" "Газпрома". В 2012 г. году в компании началась проверка по обвинению в создании препятствий для конкуренции и завышении цен.
Валерий Нестеров, Сбербанк CIB
"Газпром" давно хочет продавать газ от месторождения до горелки по всей цепочке. Политическая задача ЕС - разделить это на 3-4 компонента, чтобы бизнесы были взаимосвязанные, но независимые. Предлагалось много разных схем, например, сохранить монополию "Газпрома", но газ закупать у "Новатэка" с учетом экспортной цены. Но эта инициатива не была поддержана.
Подключить к выполнению контрактов "Газпрома" можно многие компании, те же "Роснефть" и "Новатэк". Они по сути независимые компании. Да, 10% акций "Газпром" имеет в "Новатэке", но это нельзя считать аффилированностью. С "Роснефтью" "Газпром" откровенный конкурент, у них нет перекрестного владения акциями.
Что касается опасений Минэнерго потерять транспортные активы, то "Северный поток" не попадает под действие Третьего энергетического пакета. По поводу "Южного потока" опасения верны. Он не получил статус трансъевропейской системы, и Европа будет "настоятельно рекомендовать" отдать эту трубу другим поставщикам, что не в интересах "Газпрома". В таком случае российская компания наверняка резко ограничит объемы прокачки по трубе".
Виталий Крюков, "ИФД КапиталЪ"
"Риски по "Северному" и "Южному" потокам действительно есть. Основные, конечно, во втором случае. Строительство ведется в полном согласовании с Третьим энергопакетом, и ЕС не предоставил ему особого статуса. Управление газопроводами может быть передано третьим лицам, независимым управленцам. По "Северному потоку" Еврокомиссия требует предоставления доступа к трубе другим поставщикам, хотя острота вопроса пока снизилась. По ряду позиций доступ все-таки открыт. Есть закон, есть правовое поле, и я думаю, никто не будет делать для России исключение.
Компаний, которые могут быть привлечены для реализации проектов с ЕС, много. Это и "Новатэк", который осуществляет трейдинговые операции на европейском рынке. Наверное, такое желание появится и у "Роснефти". Факт аффилированности при этом необходимо установить ЕС. Есть часть акций "Новатэка" у "Газпрома", но нужно понять, считает ли это аффилированностью Еврокомиссия.
Это сохранит газопроводы в руках России, какие-то мощности по сбыту и хранению можно будет не отдавать, а передать в управление нашей же компании. Активы не нужно будет никому дарить, у них лишь сменится оператор".
Сергей Пикин, Фонд энергетического развития
"Складывается ощущение, что российская сторона пытается переубедить европейцев отказаться от их политики, но очевидно, что они не будут этого делать. Нам необходимо было сразу структурировать свой бизнес таким образом, чтобы исполнителем по транспортной составляющей проектов была неаффилированная структура. Иначе претензий со стороны ЕС не избежать. Ситуация, когда две компании будут работать с одним газопроводом, вопросы снимет. "Газпром" будет использовать трубу для прокачки своего газа по-прежнему.
У ЕС свое понятие аффилированности. В целом было бы хорошо, если оператором стала бы компания, которая никак не связана ни с "Газпромом", ни с его "дочками". "Газпром" будет платить за то, что будет пользоваться трубой, которая передается на баланс этой компании. Подобные структуры могут быть, в том числе и со стопроцентным российским участием. "Роснефтегаз" вряд ли сможет стать оператором - он владеет акциями "Газпрома". Это и не совсем профиль "Роснефти", она не является эксплуатантом профильных газопроводов. У "Новатэка" тоже есть аффилированность.
Это может быть и "Транснефть", она близка по специфике деятельности, и больше понимает в этой сфере. Компания может быть и вновь созданной по инициативе российского правительства".
Михаил Корчемкин, East European Gas Analysis (США)
"Пример польского участка газопровода Ямал-Европа показывает, что использование мощностей в полном объеме возможно и без контроля "Газпрома". В соответствии с правилами Третьего энергопакета, Польша получила контроль над своим участком действующего газопровода Ямал-Европа-1, что позволило польским компаниям без проблем отбирать из транзитной трубы более дешевый газ, предназначенный для потребителей Германии (это было невозможно, пока в управлении трубой участвовал "Газпром").
Российский газовый монополист по-прежнему владеет половиной польского участка упомянутой газовой магистрали, но не может участвовать в оперативном управлении. Совсем недавно, во время аномальных мартовских холодов, газопровод ОПАЛ был загружен более, чем на две трети. И в этом случае отсутствие полного контроля не помешало.
Если речь идет о выводе на рынок ЕС нового экспортера, как советует Минэнерго, то это лишь ускорит банкротство "Газпрома". Вывести на рынок ЕС своего оператора газопровода не получится. В ЕС развивается и крепнет институт независимых газотранспортных операторов. Например, трудно представить, что Минфин Польши отзовет своего оператора и поставит российского (польский оператор Gaz-System принадлежит Минфину Польши)".
Новости компаний 18.11.2024
Новости компаний 15.11.2024
Новости компаний 14.11.2024
Новости компаний 13.11.2024
Тема дня 13.11.2024
Технологии 13.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также