В Минске, в первые месяцы после установления советской власти, ее органы на местах приступили к активной работе по восстановлению электрохозяйства. В 1919 году в февральском номере газеты "Звезда" сообщалось, что в Минске "число абонентов городского электричества доходит до 2700, отделом городских предприятий выдано уже свыше 2000 контрольных карточек".
Однако, дальнейшее развитие электрификации затормозили войны: гражданская, затем с Польшей. После их завершения царил голод и разруха. Во всем ощущался острый дефицит материалов и оборудования. Буквально все приобреталось за границей: электрические лампочки и патроны, электрический провод, выключатели, амперметры, вольтметры, генераторы.
В 1920-1921 годы в стране был разработан план ГОЭЛРО ( Государственная электрификация России). Он предполагал комплексное развитие экономики страны на базе новой движущей силы – электричества. Для разъяснения основных идей плана ГОЭРЛО в Беларуси усилиями комсомольских ячеек проводились "Дни электрификации", "Вечера лампочки Ильича", формировались агитационные бригады "Красные Эдисоны", устраивались тематические выставки "Электрификация деревни будущего", "Электрошалаш".
В 1924 году минская электростанция "Эльвод" была переоборудована и стала отпускать электроэнергию переменного трехфазного тока напряжением 6,0 кВ взамен постоянного. Следующая реконструкция, проведенная в 1927-28 гг., была связана с пуском первого трамвая: "27 сентября 1929 г. от главного щита электростанции на сборные шины трамвайной тяговой подстанции было подано высокое – 6 киловольт – напряжение, а 5 октября постоянный ток напряжением 600 вольт пошел по контактной сети".
В 1930 г. Минская электростанция выдавала более 3000 киловатт электроэнергии и "обслуживала светом весь город и током множество фабрик и заводов". На станции имелись цеха: водопроводный (обслуживающий водопроводную сеть), электрический цех (обслуживающий низковольтную и высоковольтную сеть), машинный цех (вырабатывающий электроэнергию), ремонтный цех (обслуживающий три первых). Станция, кстати, не была закрытым объектом, на ней по воскресным дням проводились экскурсии с 13 до 15 часов дня.
К тому времени к электростанции подходила узкоколейка, по которой подъезжали вагонетки, груженые торфом. Торф добывали на Комаровском болоте (сейчас там парк Дружбы народов и площадь Бангалор). Тягу вагонеткам обеспечивали мелкие неусовершенствованные паровозы, от искр которых нередко возгорались деревянные дома, расположенные по пути следования. Наличие этой узкоколейки мешало и внешнему благоустройству Советской улицы, поэтому в 1936 г. горсоветом был разработан проект доставки торфа трамвайными платформами. В 1940 г. БССР вышла на первое место в СССР по использованию торфа на электростанциях.
В 1936 г. электростанция была отделена от "Эльвода" и стала называться ГЭС-1 - городская электростанция номер один. Накануне 1941 года Минск располагал мощной энергетической инфраструктурой: 4-мя распределительными пунктами и 240 трансформаторными подстанциями, общая длина воздушных линий 6,0 кВ достигала 115 км, кабельных линий 6,0 кВ – 55 км.
Источники:
- "История Минска". Из-во АН БССР. Мн., 1957 г.
- Владимир Самойлов, "Они несут нам свет и тепло", "Народная газета", 29.12.2006
- Олег Пахолкин, "Энергосбыт": с нами приходит свет".
- Наталья Безвершенко "Рабочий ответ Керзону", "Минский курьер", 26.05.2006
- Дата публикации: 22.01.2013
- 2475