√ородска€ дума вдумчиво проводила электрификацию ћинска

√ородска€ дума вдумчиво проводила электрификацию ћинска
»нициатива, предприимчивость и организаторские способности городского головы ћинска графа  .„апского в строительстве первой электростанции не замедлили отразитьс€ на жизни города. ј с течением времени это сказывалось и на пополнении городской казны.
— 1895 по 1912 г. доходы минской электростанции возросли с 11,9 тыс. рублей до 187,5 тыс€чи, то есть, почти в 16 раз. ј прибыль в среднем за 1909-1912 годы составила 64,2 % от валового дохода.
»з архивов известно, что себестоимость 1 киловатта электроэнергии колебалась в 1906-1913 гг. между 8,3 и 4,8 копейки, а продажна€ цена достигала 27 копеек.  ак видим, городска€ электростанци€ была высокорентабельным предпри€тием (граф не ошибс€, иницииру€ ее строительство). Ёто отмечалось и в " ратком очерке де€тельности ћинского городского общественного управлени€ с 1909 по 1913 г.": "—амым крупным доходом города €вл€етс€ доход от электрической станции, соединенной с водопроводом. Ёто предпри€тие города за последнее четырехлетие достигло исключительного развити€".
ћногим абонентам расходы на электроэнергию представл€лись весьма значительными, поэтому они обращались с ходатайством в ƒуму о снижении размера платы за нее. Ќапример, с такими за€влени€ми в 1911 г. обратились:
- ѕредседатель правлени€ приюта "ясли" о Ђсложении платы за электроэнергию, употребленную в кинематографе "Ёден" и театра "√игант" во врем€ сеансов в пользу приютаї;
- ѕравление 2-го благотворительного общества "о бесплатном отпуске электрической энергии дл€ освещени€ здани€ городского театра во врем€ устройства обществом ¬ербного базара";
- ћинское ќбщество любителей спорта о снижении платы за электроэнергию, потребл€емую обществом дл€ освещени€ трека;
- ”правление Ћибаво-–оменской железной дороги "об отпуске на особых услови€х с √ородской электростанции электроэнергии дл€ освещени€ железнодорожного пассажирского здани€ станции ћинск и других прилегающих к нему железнодорожных помещений";
- ƒоктор  одис, заведующий ћинским городским родильным приютом, "об устройстве городом в помещении родильного приюта электрического освещени€ и о бесплатном отпуске электроэнергии дл€ освещени€ этого помещени€";
- ‘отограф ћиранский (владелец фотоателье в центре ћинска и профессиональный работник пожарной службы) "об освобождении его от дополнительной платы, взимаемой с него за электроэнергию, потребл€емую электрической лампой дл€ снимани€ в темноте.
ѕримечательно, что ƒума в большинстве случаев удовлетвор€ла ходатайства: кому-то снижала плату за электричество, кого-то полностью освобождала от оплаты, а некоторым - компенсировала затраты.

¬ 1905 году, в период революционных волнений, рабочие электростанции также выступали с требовани€ми за увеличение зарплаты, сокращение продолжительности рабочего дн€, возможность страховани€, пенсионного обеспечени€ и др. ƒиректор электростанции ‘.‘.  орзон отказалс€ идти на уступки. “огда рабочие подготовили петицию в городскую думу и одновременно задумали проучить несговорчивого директора. ”тром 5 июл€, когда  орзон по обыкновению зашел в котельное отделение, рабочие набросили на него мешок, погрузили "плененного" в тачку и вывезли на «ахарьевскую улицу. «десь процесси€ с гиканьем вывалила его на тротуар и направилась в думу. ¬ городе разразилс€ скандал. Ѕыла создана комисси€ по расследованию случившегос€. ¬иновным было предложено извинитьс€ перед директором. ќднако ни один из 34 участников этой акции не пошел на компромисс.
24 июл€ все участники "вывоза директора" по решению городской управы были уволены. »х места зан€ли более сговорчивые. ƒиректор  орзон после двухмес€чного отдыха подал в отставку.
Ѕорьба служащих за свои права, хоть и не сразу, но возымела действие. "–азвитие дела вынуждало городское управление про€вить заботы и о положении служащих на водопроводно-электрической станции, дл€ помещени€ которых предположено сооружение в 1913 году особого здани€, на что городской думой ассигновано 35000 р. Ёто представл€лось особенно важным, в виду сказавшейс€ необходимости сосредоточить тут же на месте штат нужных дл€ работы станции служащих".
√ородским управлением предполагалось дальнейшее усовершенствование станции в св€зи с планируемым в будущем пуском электрического трамва€. ќднако этим задумкам не суждено было сбытьс€: начавша€с€ перва€ мирова€ война, затем революци€ и гражданска€ война, немецка€ и польска€ оккупации надолго отодвинули осуществление мирных планов.

  • ƒата публикации: 21.01.2013
  • 1292
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150