“ерминалы сжиженного газа в ѕрибалтике: Ѕорьба с "√азпромом" и голый энтузиазм

“ерминалы сжиженного газа в ѕрибалтике: Ѕорьба с "√азпромом" и голый энтузиазм

 ќколо трех лет во всех трех странах ѕрибалтики власти прививают моду на энергетическую независимость через строительство терминалов сжиженного газа. ¬от так, именно во множественном числе. ¬ разное врем€ говорилось о строительстве сразу трех терминалов - двух в Ћитве, и одного регионального в Ћатвии. Ћатви€ и Ћитва в этом вопросе, впрочем, как и во многих других, конкуренты насмерть. ¬начале Ћитва как бы поддерживала строительство одного большого терминала сразу дл€ трех стран, однако позже власти передумали. ѕосчитали, что они де постро€т его, а какой-нибудь коварный "√азпром" возьмет его и купит! ѕоэтому решили строить свой собственный, как выразилась президент ƒал€ √рибаускайте, "терминальчик". ѕусть маленький, но зато свой. „астный бизнес в этой стране тоже не сидел сложа руки. »мпери€ одного из богатейших людей ѕрибалтики, главы концерна Achema и фактически хоз€ина  лайпедского порта Ѕронисловаса Ћубиса, тоже решила строить свой "терминальчик". ѕричем по мощности он не должен был уступать государственному. ќднако в прошлом году Ћубис умер, а его наследники отказались от идеи местного олигарха.
 
Ћитва
 
ќ поисках энергетической независимости от –оссии в Ћитве говор€т регул€рно вот уже на прот€жении дес€ти лет. √лавным раздражающим фактором этих разговоров €вл€етс€ стоимость природного газа, который Ћитва получает исключительно из –оссии и по одной из самых высоких цен в ≈вропе. ¬ыше, чем в √ермании, хот€ √ермани€ находитс€ гораздо дальше от поставщика, чем та же Ћитва. —читаетс€, что таким образом большой восточный сосед Ћитвы наказывает ее за своенравную политику по отношению к –оссии. ќднако в публичном пространстве стараютс€ не вспоминать, что именно литовска€ законна€ власть в лице ныне покойного премьер-министра јльгирдаса Ѕразаускаса, подписала долгосрочный договор о покупки газа у "√азпрома", где очень четко прописана формула, как именно формируетс€ цена. —ейчас официальный ¬ильнюс пытаетс€ представить ситуацию с ценами как энергетическую агрессию ћосквы против Ћитвы. ј в последнее врем€ стал модным новый тренд: высока€ плата - это месть за реализацию “ретьего энергетического пакета ≈—, самый жесткий вариант которого подразумевает разделение собственника газотранспортной системы и поставщика "голубого топлива". ¬ Ћитве поставщик - "√азпром", а собственник газотранспортной системы компани€ Lietuvos dujos, котора€ на треть также принадлежит "√азпрому". Ёту треть и хочет фактически национализировать Ћитва. ¬ысокие цены, мол, месть за исполнение европейской директивы.
 
» в этом эпизоде также замалчиваетс€ простой факт: формула цены действовала задолго до разработки “ретьего энергетического пакета, да и Ћитва сама выбрала самый жесткий вариант, хот€ могла реализовать концепцию без разделени€ собственников. —оседние Ћатви€ и Ёстони€ воспользовались щад€щими модел€ми, и только одна Ћитва с шашкой наголо бросилась в бой.   тому же, в Ћитве никто и никогда еще не сказал, а сколько будет стоить стране выкупить акции у "√азпрома"? ќсобенно после модернизации всей системы и тех сотен миллионов, которые были инвестированы в нее со стороны российского монополиста.
 
ќтсутствие цифр - главна€ особенность в принципе всех энергетических проектов Ћитвы. Ёто касаетс€ и газового терминала. ћестные —ћ» шут€т, что единственна€ цифра, которую осмеливаютс€ называть власти - это 2014. »менно в этом году планируетс€ ввести в эксплуатацию терминал.
 
ќн из себ€ будет представл€ть судно-хранилище. ≈го будут арендовать у Ќорвегии за 60 млн долларов —Ўј в год. ѕостроит хранилище южнокорейский концерн Hunday HI. Ёксперты в Ћитве сразу задумались: а сколько тогда будет потрачено за 10 лет аренды? ќтвет - гораздо больше, чем стоимость всего судна. ќднако в коридорах власти это, похоже, никого сильно не смущает - помимо терминала ведь еще свою јЁ— строить, а на все денег не напасешьс€.
 
—ледующий немаловажный вопрос, а сколько всего газа будет импортировано через терминал? —ейчас говоритс€, что он должен будет покрыть около 25% потребностей Ћитвы. «на€, что страна в год потребл€ет 3,1 млрд кубических метров газа, подсчитать несложно.
 
≈ще один вопрос: откуда? Ћитва собираетс€ договоритьс€ с  атаром, однако он, веро€тно, пойдет через Ќорвегию по системе взаимозачета. ћелькали и конкретные компании. ƒекларировалось, что поставщиком может стать Statoil, однако недавно уже »зраиль говорил, что мог бы поставл€ть свой газ Ћитве.
 
Ќельз€ забывать, что к конечной стоимости необходимо прибавить цену регазификации. ¬от какие цифры привод€т местные —ћ»: "если через терминал будет импортироватьс€ один миллиард кубических метров газа, а норвежцам придетс€ ежегодно платить 50 млн. долларов —Ўј (131 млн. литов), то регазификаци€ 1000 кубических метров природного газа будет стоить 50 долларов —Ўј (131 лит). »х придетс€ добавить к себестоимости газа, а в окончательную цену включить и часть прибыли". ќни же замечают: "¬ начале €нвар€ текущего года »спани€ платила за сжиженный природный газ, поставл€емый из јлжира по долгосрочному договору, 28 евро за мегаватт-час (96 литов). “ем временем российский газ, поставл€емый √ермании также по долгосрочному договору, стоил 31 евро за мегаватт-час (107) литов. Ќа одной из самых ликвидных нидерландских бирж ““‘ цена срочных сделок о покупке газа в начале €нвар€ достигала 22 евро за мегаватт-час (около 76 литов)" (в обоих местах данные еженедельника "15 минут" - прим. »ј REGNUM).
 
ѕри всем этом раскладе, не зна€ большинства цифр, а они держатс€ в секрете как коммерческа€ тайна, трудно предположить, что газ будет таки стоить в конечном итоге на 25-30%, чем сейчас. “акие за€влени€ публично и неоднократно звучали из уст самых высших руководителей страны.
 
ћежду тем, соседн€€ ѕольша, котора€ намерена ввести в эксплуатацию аналогичный терминал, как раз декларирует открытость и уже за€вила, что купит корабль-хранилище за 200 млн евро. «на€ эту цифру, получаетс€, что аренда терминала становитс€ золотой жилой дл€ отдельных предпринимателей и компании Klaipedos nafta, котора€ и ответственна за строительство.  освенно это подтверждал и покойный олигарх Ѕронисловас Ћубис, который в своем последнем интервью, совсем незадолго до кончины, говорил, что в насто€щий момент правительство проводит меры, которые закончатс€ отбиранием у населени€ Ћитвы одного миллиарда литов. "„то вы имеете в виду?", - спросил у него тогда ведущий. Ћубис начал иронизировать о том, что Ћитва во что бы то ни стало стремитс€ заплатить за газ больше и помочь держатьс€ на плаву российскому "√азпрому". ѕри этом сам "√азпром" не просит этих денег, но нынешнее правительство делает все, чтобы цена на газ была выше. «а год из-за переплаты за газ жители Ћитвы заплат€т полмиллиарда литов. ¬торые полмиллиарда - в налоге, который взимают дл€ развити€ "зеленой энергетики". ќбща€ сумма - оп€ть даже более полумиллиарда, хот€ такой вид энергетики составл€ет ничтожный процент из всех видов используемой энергетики. Ёти законы были прин€ты под руководством действующего министра энергетики Ћитвы јрвидаса —€кмокаса, которого Ћубис при жизни критиковал, пожалуй, больше всего. "Ћадно, - говор€ о том, что жители в год, сами того не зна€, переплачивают один миллиард литов, шутил предприниматель. - Ћубис как-то еще заплатит, но как быть с простым пенсионером?".
 
¬едущий тогда спросил своего собеседника о том, верит ли он вообще в такое пон€тие как "энергетическа€ независимость". "Ѕез сомнени€", - с серьезным лицом ответил он и привел пример, как к этой независимости стремитс€ правительство Ћитвы, выделив консультантам по строительству терминала сжиженного газа в  лайпеде 34 млн литов. "ѕотом на консультантов потрат€т еще больше, а до этого тоже тратили, так что реальные шаги делаютс€. “олько результатов пока никто не видел, но будем наде€тьс€", - сказал он. "“ак что же это, воровство?", - спросил на это ведущий. Ћубис от вопроса ушел, сказав, что дл€ оценки таких решений существуют компетентные органы. "Ёто их хлеб, пусть разбираютс€. я, как 10-процентный акционер Klaipedos nafta, грустно смотрю, как эти деньги утекают. Ќо давайте не будем этому мешать. ѕусть потрат€т еще 50 млн, тогда, может, обрат€т на это внимание", - говорил предприниматель, добавив, что ровно по такой схеме было прин€то решение его концерна строить собственный терминал, параллельно планам правительства. Ќа это было потрачено всего два миллиона литов. "Ќо мы же бедные, не такие богатые, как Klaipedos nafta, им позволено", - продолжал иронизировать один из самых богатых людей Ћитвы.
 
ќн подробно рассказал, не называ€ фамилий, как некие силы саботировали строительство совместного терминала, когда Ћубис должен был контролировать 20% акций терминала сжиженного природного газа, а государство - 80%. ¬ итоге этот проект умер не начавшись, а Ћитва за€вила, что построит терминал самосто€тельно.  ак и Ѕронисловас Ћубис, который объ€вил о планах собственного строительства.
 
Ћатви€
 
— самого начала участие Ћатвии в проекте терминала по приему сжиженного природного газа сопровождалось многочисленными спорами и разногласи€ми. »значально латвийские представители отстаивали идею единственного терминала, обслуживающего все три прибалтийских государства. ѕо мысли латвийской стороны, подобный проект должен быть объ€влен региональным и мог бы претендовать на финансовую помощь ≈вросоюза. ќднако, данна€ точка зрени€ встретила решительный отпор с литовской стороны. ѕрезидент Ћитвы ƒал€ √рибаускайте доказывала, что Ћитва нуждаетс€ в терминале, в первую очередь, дл€ собственных нужд. ѕоэтому, по ее мнению, хоть иде€ одного терминала, за которую выступает Ћатви€, может развиватьс€ и далее, но Ћитва и Ёстонии также намерены самосто€тельно построить подобные объекты.   тому же, литовска€ сторона выражала опасени€, что терминал, построенный на территории Ћатвии, со временем мог бы оказатьс€ продан –оссии.
 
¬ июле 2011 года президент јндрис Ѕерзиньш, едва успевший вступить в должность, одним из первых своих зарубежных меропри€тий сделал визит в Ћитву, где обсудил с √рибаускайте разные аспекты строительства будущего терминала. ¬ ходе визита он за€вил журналистам, что реализаци€ данного проекта - это вопрос времени, который будет решен в ближайшие годы. ќн напомнил, что неоспоримым преимуществом Ћатвии €вл€етс€ наличие подземного газохранилища, способного хранить почти весь объем газа, нужный странам ѕрибалтики. “огда же, в июле 2011-го, министр экономики Ћатвии јртис  ампарс сообщил новостному агентству LETA, что наиболее подход€щим местом дл€ строительства регионального терминала —ѕ√ должна быть признана –ига. »менно ее привлеченные министерством иностранные эксперты в ходе предварительного исследовани€ сочли наиболее подход€щим местом - с точки зрени€ издержек и временных затрат на реализацию проекта.  роме того, в –иге имеетс€ развита€ инфраструктура, котора€ существенно облегчит задачу. ¬ообще, в Ћатвии лучше развита сеть газопроводов, имеетс€ большое подземное газохранилище в »нчукалнсе - а это удешевл€ет транспортировку газа.   тому же, хот€ та же Ћитва не св€зана газопроводами ни с одной из стран ≈— за пределами ѕрибалтики, у нее имеютс€ соединительные газопроводы с Ћатвией. ѕо мнению экспертов, создание в –иге одного регионального терминала позволит создать конкуренцию на газовом рынке стран ѕрибалтики и обеспечить более выгодные тарифы на газ - как дл€ промышленных потребителей, так и дл€ домашних хоз€йств. ќп€ть же, по их прикидкам, региональный терминал смог бы на 25% снизить зависимость прибалтийских республик от монопольного поставщика газа - в том случае, если проект окажетс€ реализован до 2016 года.
 
ѕо словам  ампарса, возведение терминала (без соединени€ с подземным хранилищем газа в »нчукалнсе) обошлось бы в 300-400 млн. евро (210-280 млн. латов). “акже министр проинформировал, что направил представител€м Ћитвы и Ёстонии приглашение дл€ обсуждени€ политического соглашени€ о дальнейшей координации действий в сфере энергетики. ¬ итоге, три прибалтийских республики договорились вернутьс€ к обсуждению проекта регионального газового терминала наступающей осенью - после того, как все три государства завершат свои предварительные исследовани€ данной проблемы.
 
ќсенью латвийские должностные лица демонстрировали несокрушимый оптимизм. ¬ начале окт€бр€ 2011 года  ампарс сообщил новостному агентству ¬NS, что договор о строительстве в –иге терминала может быть подписан в ближайшее врем€, "в течение ближайших недель, самое позднее, в течение мес€ца". ќднако, в ходе заседани€ —овета министров транспорта, телекоммуникаций и энергетики стран ≈—, прошедшем 24 но€бр€ 2011 года, ѕрибалтийские страны так и не пришли к единому мнению о строительстве регионального терминала в Ћатвии. ¬ итоге, решение этого вопроса доверили ≈врокомиссии - представители которой обещали подготовить свое заключение к середине 2012 года.
 
 о всему, мес€цем раньше, в окт€бре, план строительства регионального терминала —ѕ√ подвергс€ достаточно серьезной критике - с экономической точки зрени€. јгентство BNS вз€ло интервью у председател€ правлени€ компании Itera Latvija (занимающейс€ импортом газа), члена совета газотранспортной компании Latvijas gāze ёриса —авицкиса. —авицкис считает, что с по€влением терминала цены на газ не сниз€тс€, а наоборот - повыс€тс€: "—ейчас многие говор€т, что терминал сжиженного газа может быть использован дл€ того, чтобы вынудить "√азпром" и Itera Latvija снизить цену на поставки газа, но из этого ничего не выйдет.  аждое государство заинтересовано в том, что энергоресурсы поступали из разных источников, поэтому данный проект, главным образом, св€зан с энергетической безопасностью Ћатвии, а не с ценами на газ. ¬ свою очередь, безопасность стоит денег..." —авицкис признал, что на биржах энергоресурсов в летнее врем€ сжиженный газ дешевле, чем поступающий по трубопроводу, но обратил внимание на то, что газопотребление всегда увеличиваетс€ зимой. ќн доказывает, что сжиженный газ в долгосрочном периоде не дешевле газа, поставл€емого по трубопроводам: "»здержки, св€занные с использованием терминала и закупкой сжиженного газа, придетс€ покрывать потребител€м. Ёто означает, что к нынешним тарифам на газ придетс€ прибавить сумму, котора€ пойдет на возврат вложений в создание терминала. Ќи одна сравнительно дорогосто€ща€ техническа€ установка не может снизить цену на газ, а наоборот - может ее повысить... Ќе надо обманывать народ рассказами о том, что сжиженный газ будет дешевле. Ќадо, наконец, четко сказать: "√оспода, мы хотим увеличить надежность поставок, поэтому желаем диверсифицировать каналы поставок, но за это нам придетс€ доплатить 10%. ’от€ в этом случае цена на газ вырастет на 10-15%, у нас будет несколько источников поставки газа, и несколько путей доставки". ≈сли мы готовы платить больше за свою безопасность, то вперед, давайте сделаем это!"
 
ќднако, помимо критики экономического толка, проекту терминала в глазах общественного мнени€ Ћатвии существенно вредит рассогласованность действий его участников. “ак, главное латвийское официозное издание Diena бьет тревогу: по его мнению, намерени€ Ћитвы развивать собственный морской терминал в  лайпедском порту превращаетс€ в негативный фактор. ¬едь оно серьезно угрожает возможности воспользоватьс€ софинансированием из еврофондов дл€ создани€ общего дл€ стран ѕрибалтики терминала сжиженного газа. ј это, в свою очередь, ведет к помехам в воплощении данного проекта, имеющего огромное значение дл€ обеспечени€ энергетической безопасности страны. ѕравда, портал Delfi.lv возложил часть ответственности за возникшие помехи на саму Ћатвию. ƒескать, зат€нувшийс€ спор Ћатвии, Ћитвы и Ёстонии о возможном местонахождении регионального терминала позволил литовским политикам прин€ть решение о создании собственного объекта такого рода. ¬едь именно Ћитва после закрыти€ »гналинской јЁ— сильнее всего зависит от поставок российского газа и получает его по самой высокой цене в ѕрибалтики. ѕортал приводит точку зрени€ депутата ≈вропарламента от Ћатвии  ришь€ниса  ариньша (блок "≈динство"): "ћы сами им [Ћитве] дали основани€ дл€ сомнений в решимости Ћатвии прекратить монополию √азпрома".
 
¬прочем, Ћатви€ и по сей день настаивает на том, что терминал нужно строить в –иге. “еперь уже экс-министр экономики  ампарс в начале марта 2012 года дал интервью газете "„ас", в котором, среди прочего, высказал следующие доводы: "“ри терминала в ѕрибалтике не нужны. ј в Ћатвии серьезные преимущества: у нас есть уникальный объект - »нчукалнское газохранилище, всего в 40 километрах от –ижского порта, создана развита€ инфраструктура. ѕодходит дл€ строительства терминала и ¬ентспилс - незамерзающий порт. » Ћитва, и Ёстони€ пытались доказать, что терминал надо строить у них. Ћитва предложила  лайпеду. Ќо терминал в  лайпеде требует строительства 200 километров газопровода, что делает проект дороже на 200 миллионов долларов. Ёстони€ полагает, что терминал надо строить в ѕалдиски, неподалеку от “аллина. Ќо с Ёстонией св€зана друга€ проблема: в этой стране потребление газа €вл€етс€ очень низким - пор€дка 10 процентов от общего потреблени€ в ѕрибалтике. “ак что наше предложение объективно €вл€етс€ более выгодным". ¬ то же врем€,  ампарс признал, что, возможно, Ћатвии "надо было жестче" отстаивать свои интересы в этом вопросе.
 
¬ начале 20-х чисел марта 2012 года президент Ѕерзиньш вновь посетил Ћитву, чтобы встретитьс€ со своей литовской коллегой. ¬ ходе встречи оп€ть затрагивалс€ вопрос строительства терминала —ѕ√. Ѕерзиньш продолжал настаивать, что в прибалтийском регионе наиболее подход€щим географически и экономически местом строительства данного объекта €вл€етс€ Ћатви€. ¬ свою очередь, ƒ. √рибаускайте отметила, что хот€ Ћитва и продолжает продвигать строительство своего национального терминала —ѕ√, но также заинтересована и в возможности в будущем использовать латвийское газохранилище в »нчукалнсе.  ак сообщил журнал The Baltic Course, глава Ћитвы даже посетит хранилище в »нчукалнсе во врем€ государственного визита в Ћатвию в июне 2012 года. ќднако лидеры двух стран подтвердили, что результаты предварительного исследовани€ ≈врокомиссии будут учтены независимо от национальных проектов. ѕремьер-министр Ћитвы јндрюс  убилюс сообщил, что в том случае, если ≈вросоюз выскажетс€ за строительство терминала на территории Ћатвии, то и его государство возражать не станет. "ћы строим не региональный терминал, а строим дл€ своих нужд. ’от€ мы тоже видим перспективу, что если инвестировать в магистральные трубопроводы немного севернее в Ћитве, то можно было бы по обновленным трубопроводам поставл€ть газ и на наход€щиес€ в Ћатвии газохранилища, реша€ таким образом хот€ бы частично проблемы региона", - сказал  убилюс в интервью радиостанции Ziniu radijas. ќн подчеркнул, что дл€ Ћитвы важно как можно раньше получить альтернативные поставки газа, поскольку "в Ћатвии дела продвигаютс€ медленнее. —колько доводилось разговаривать с премьер-министром Ћатвии, они до 2017 года изменить ситуацию не могут, потому что они подписали такие договоры с "√азпромом". Ёто означает, что любые планы относительно строительства регионального терминала где-нибудь в Ћатвии, в –иге, против чего мы тоже не возражаем, могут быть реализованы только после 2017 года. Ётот промежуток между сейчас и 2017-2018 годами будет дл€ нас действительно сложным".
 
Ќесмотр€ на вышепроцитированные доводы, известие о том, что 27 марта вступил в силу договор аренды судна будущего литовского терминала сжиженного газа с норвежской компанией Hoegh LNG сроком на 10 лет, вызвало в Ћатвии новую волну критики в адрес соседей. Delfi.lv приводит резкие слова госсекретар€ ћинистерства экономики ёриса ѕуце: "Ќепри€тно, что Ћитва, котора€ часто говорит о региональном сотрудничестве и солидарности, сама их игнорирует". ѕо мнению ѕуце, "можно только спекулировать на тему, почему Ћитва в данный момент выбрала путь, который противоречит предыдущим договоренност€м". „иновник также довольно прозрачно намекнул на то, что именно –осси€ окажетс€ главным победителем, если прибалтийские республики не смогут договоритьс€ об общих альтернативных поставках природного газа.
 
¬ свою очередь, министр экономики Ћатвии ƒаниэль ѕавлютс в интервью порталу Baltic Business Service за€вил, что у клайпедского терминала сжиженного газа нет потенциала стать главным в ѕрибалтике - в то врем€, как Ћитве он обойдЄтс€ очень дорого: "”читыва€, что он [терминал в  лайпеде] будет больше направлен на литовский рынок, то расходы будут такими, каких латвийска€ сторона постараетс€ избежать. я опасаюсь, что клайпедский проект обойдЄтс€ литовским потребител€м очень дорого. Ћатви€ настаивает на том, что этот вопрос надо решать регионально, потому что терминал должен получить такую мощность, чтобы быть способным обеспечивать все три ѕрибалтийские страны.   тому же, у нового терминала должны быть также разумные вложени€ в структуру управлени€. ƒолжна иметьс€ и техническа€ возможность обеспечивать газом остальные страны. ¬ случае с  лайпедой эти вложени€ намного больше, чем они были бы, если бы терминал создать, например, в Ћатвии". ƒалее, ѕавлютс напомнил: "¬ Ћитве предвыборный год, и с этим надо считатьс€. я думаю, что у Ћитвы сейчас есть желание прин€ть важные решени€ и показать результаты нынешней политики.  ак мы, так и другие европейские страны начали указывать, что одностороннее движение €вл€етс€ не очень приветствуемым действием. ѕри осуществлении каких-то односторонних действий ослабл€етс€ позици€ солидарной энергетической политики ѕрибалтики". ¬ целом же, по мнению ѕавлютса "по сути, не имеет большого значени€, в какой стране будет находитьс€ намеченный терминал; важно, чтобы страны ѕрибалтики договорились о том, что этот проект будет региональным. —транам надо договоритьс€ о том, что надо создать один достаточно мощный терминал дл€ обеспечени€ газоснабжени€ всех трЄх ѕрибалтийских странах".
 
— другой стороны, у латвийской стороны по€вились и новые потенциальные возможности. 19 марта 2012 года портал Delfi (со ссылкой на польское информационное агентство PAP) опубликовал информацию о том, что польска€ газотранспортна€ компани€ Gaz-System рассматривает возможность построить в Ћатвии или в ѕольше хранилище природного газа вместимостью 2,5-3 миллиарда кубических метров. ≈го возведение может обойтись в 2,5 миллиарда польских злотых (данна€ сумма эквивалентна 423 млн. латов). ѕри этом, по словам председател€ ее правлени€ яна ’адама, Gaz-System готова получить 70-80% акций в совместном проекте. ѕо свидетельству ’адама, Gaz-System намереваетс€ реализовать данный план совместно с иностранным партнером, им€ которого пока не разглашаетс€. "ѕо реалистичным оценкам, хранилище может быть построено в 2017 году... ћы рассматриваем более дес€ти возможных мест в юго-восточной и центральной ѕольше", - по€снил ’адам, добавивший, что компани€ также принимает во внимание возможность создани€ хранилища газа в Ћатвии. Ќеобходимость этого проекта он обосновал следующим образом: "¬ ѕольше не хватает мощностей дл€ хранени€ природного газа. ѕо нашим расчетам, суммарна€ мощность хранилищ должна составл€ть около 5 млрд. кубических метров. ≈сли мы сможем закрыть этот разрыв, то только тогда можно говорить о создании реальной конкуренции на газовом рынке, поскольку это позвол€ет закупать газ тогда, когда он дешев и хранить его хранилищах". Ѕудущее покажет, сумеет ли Ћатви€ реализовать данную возможность из потенциальной в использованную.
 
то же касаетс€ регионального терминала —ѕ√, то его судьба по-прежнему зависит от решени€ ≈врокомиссии, которое будет прин€то после проведени€ всестороннего технико-экономического анализа и маркетинговых исследований.
 
Ёстони€
 
Ќаступление на "√азпром" в Ёстонии идет поступательно и сразу по нескольким направлени€м - —ѕ√ здесь важна€, но не главна€ часть... 17 июн€ 2010 года парламент Ёстонии утвердил в окончательном, третьем чтении «акон "ќ ценовом ограничении монополий", который предусматривает ограничение экспорта газа из –оссии эстонским концерном-монополистом Eesti Gaas. ѕомимо ограничени€ экспорта российского газа в Ёстонию, данный закон предоставил государственному ƒепартаменту конкуренции Ёстонии больше прав при контроле за поставщиками тепла и энергоносителей в Ёстонии.
 
«акон был инициирован возглавл€ющими "правительство меньшинства Ёстонии" –еформистской партией и союзом правых партий "ќтечество - –ес ѕублика" и поддержан ѕартией зеленых Ёстонии. «а прин€тие данного закона проголосовали 52 депутата из 94 присутствовавших, три депутата голосовали против, 39 депутатов - воздержались. —реди воздержавшихс€ - практически вс€ фракци€ крупнейшей оппозиционной ÷ентристской партии Ёстонии.
 
29 но€бр€ 2011 года министерство экономики Ёстонии сообщило со ссылкой на заказанную у английской фирмы Pоyry Management Consulting программу развити€ газового рынка Ёстонии, что "необходимо преодолеть ситуацию, когда с одной стороны, из-за малости газового рынка Ёстонии имеетс€ малое количество желающих продавать здесь газ, а, с другой стороны, расширение использовани€ природного газа ограничиваетс€ одним поставщиком и одной цепочкой поставок". ѕо мнению авторов доклада, лучшим решением дл€ этого станет создание терминала сжиженного газа —ѕ√ одновременно с объединением газовых рынков стран ѕрибалтики и ‘инл€ндии, а также внедрение новых моделей рынка.
 
ѕо утверждени€м министра экономики и коммуникаций Ёстонии, члена союза правых партий "ќтечество - –ес публика" ёхана ѕартса, такой терминал при мощности в 2,5 млрд кубометров сжиженного газа в год обойдетс€ в 375 млн евро. —огласно договору, данный терминал и его мощности должен быть доступен дл€ прибалтийских стран и ‘инл€ндии, отвечать евронормам по обеспечению безопасности доставки газа и охраны окружающей среды. ѕо его словам, позици€ ≈вропейской комиссии такова, что прибалтийские государства и ‘инл€нди€ должны между собой договоритьс€ о месте расположени€ такого терминала. Ћишь после этого можно рассчитывать на софинансирование из фондов ≈—. —ообщалось, что в рамках программы BEMIP (Baltic Energy Market Interconnection Plan) прин€то решение о финансовой поддержке из фондов ≈— строительства терминала —ѕ√ в одной из прибалтийских стран. ѕартс подчеркнул, что реализаци€ плана строительства —ѕ√ поможет уничтожению газовой монополии российского концерна "√азпром" и положительно повли€ть на цены дл€ газовых потребителей региона.
 
ѕосле этого св€занна€ с правыми парти€ми газета Eesti Ekspress сообщила, что спецслужбы Ёстонии подозревают –оссию в попытке помешать строительству терминала сжиженного газа на территории ѕрибалтики. “ак, известный эстонский предприниматель в сфере нефтетранзита ’ейки ’€эль был приглашен летом 2011 года на "чашку кофе" в здание эстонских спецслужб ѕолиции безопасности  аѕо. —пецслужбы Ёстонии интересовались св€з€ми предпринимател€ с росси€нами, в частности, с "√азпромом" и предпринимателем в сфере нефтетранзита √еннадием “имченко. ¬ сферу интересов  аѕо входит также голландска€ нефтетранзитна€ фирма Vopak, осуществл€юща€ нефтебизнес с “имченко. ѕо мнению р€да эстонских изданий, истинна€ цель "кофепити€" - получение из первых уст подробностей проекта возведени€ при содействии еврофондов в Ёстонии крупного терминала дл€ сжиженного газа, который продвигают ’€эль, Vopak и предприниматель, бывший политик ’ейки  раних. Ёстонские спецслужбы хот€т исключить возможности российской стороны негативно вли€ть на предсто€щее строительство терминала сжиженного газа и помешать –оссии вз€ть его под свой контроль.
 
13 ма€ 2011 года в “аллине прошел международный форум под красноречивым названием "ѕодарим ли мы терминал —ѕ√ сосед€м?", на котором Ёстони€ презентовала себ€ в качестве единственной альтернативы по созданию на территории ѕрибалтики терминала сжиженного природного газа (—ѕ√), дл€ чего готова и дальше вести разъ€снительную работу в соответствующих органах власти ≈вропейского —оюза и с сосед€ми - Ћатвией и Ћитвой. Ёстонска€ сторона считает, что именно ее за€вка отвечает всем необходимым требовани€м, выража€ беспокойство по поводу того, что одновременно с Ёстонией приготовлени€ к строительству терминала —ѕ√ идут также в Ћатвии и Ћитве, в то врем€ как экономически оправданным €вл€етс€ создание терминала лишь в одном из этих государств.
 
Ќа форуме выступили председатель правлени€ эстонского государственного энергоконцерна Eesti Energia —андор Ћийве, председатель правлени€ эстонского госпредпри€ти€ - распределител€ энергосетей Elering “аави ¬еским€ги, председатель правлени€ эстонского государственного портового концерна Tallinna Sadam јйн  альюранд, вице-канцлер по энергетике ћинистерства экономики и коммуникаций Ёстонии Ёйнари  изель, президент —оюза инженеров Ёстонии јрви ’амбург, а также ”рмо ћ€нни, член правлени€ эстонской газовой фирмы Balti Gaas, котора€ и развивает проект терминала LNG на полуострове ѕакри (северна€ Ёстони€).
 
ќ том, что Ёстони€ поддерживает этот проект на самом высоком уровне, говорит тот факт, что Ёстони€ внесла поддержку строительства данного объекта в число приоритетов нового коалиционного соглашени€ правительства, утвержденного в апреле нынешнего года.
 
ѕопытка организовать терминал —ѕ√ в Ёстонии идет параллельно с попыткой отобрать у "√азпром" как владельца "јќ "Ёстонский √аз" его газопроводов в Ёстонии и отдать их эстонской √јќ Elering, ныне €вл€ющейс€ сетевым энергомонополистом Ёстонии (владеет всеми ЋЁѕ страны). ¬ апреле 2011 года в разделе о национальной безопасности Ёстонии коалиционного правительства страны пр€мо говорилось, что дл€ обеспечени€ поставок газа и роста конкуренции на газовом рынке Ёстонии следует создать национальную газовую сеть "через разделение собственности", то есть по сути забрать под свой контроль собственность (газопроводы) компании Eesti Gaas. 21 марта в парламенте Ёстонии прошло первое чтение законопроекта, целью которого €вл€етс€ отделение газовых сетей от компании Eesti Gaas до 2015 года. ѕо мнению прав€щих в Ёстонии и имеющих большинство в парламенте правых партий, отделение газовых сетей, расположенных в Ёстонии, от их нынешнего владельца концерна "Ёстонский газ" (Eesti Gaas) способствует возникновению конкуренции на газовом рынке Ёстонии и, соответственно, увеличивает энергетическую безопасность Ёстонии.
 
Aќ Eesti Gaas представл€ет собой акционерное общество, собственниками которого €вл€ютс€ три крупные европейские газовые компании - ќјќ √азпром (–осси€), Ruhrgas GmbH (√ермани€) и Fortum Heat & Gas OY (‘инл€нди€), а также мелкие акционеры, среди которых есть как частные, так и юридические лица.


 

  • ƒата публикации: 27.04.2012
  • 1248
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150