
Что общего у частотных преобразователей ABB и ProfiMaster?
09.06.2025
Украинские и российские официальные чиновники старательно озвучивают роли в спектакле, который получил название «газовая война», - пишет "Украïнський Тиждень". - При этом, за словами и жестами просматривается взаимное разочарование. Украинская власть не ожидала жесткой позиции России в вопросе цены на газ. Похоже, регионалы убедили себя, что их пребывание у руля в государстве - уже достаточная ценность для Кремля, чтобы идти на уступки. Со своей стороны, россияне недооценили мотивацию Януковича и Ко самим распоряжаться ресурсами подвластной страны - без передачи суверенитета над ними органам, в которых свыше 2/3 голосов принадлежит РФ (как в Таможенном союзе). Однако было бы упрощением говорить о том, что «война» между Россией и Украиной неминуема, а власть жестко отстаивает национальные интересы.
Обмен приветствиями
29 августа Николай Азаров сообщил, что предупредил Владимира Путина: «Вы загоняете нас в угол, из которого мы имеем лишь один выход - разрыв контракта». Последний предусматривает, что когда какая-то со сторон заявит, что обстоятельства на рынке существенным образом изменились и цена не отвечает рыночной стоимости, то начинаются переговоры. Если письменная договоренность о ее пересмотре не будет достигнута на протяжении трех месяцев, каждая из них имеет право передать дело в Стокгольмский арбитраж. Позднее было объявлено и о возможном радикальном механизме - ликвидации «Нафтогаза» и создании на его основе трех отдельных компаний: транзитной, сбытовой и добывающей, как это предусмотрено Третьим энергетическим пакетом ЕС. 2 сентября Виктор Янукович поручил правительству до 1 октября представить на рассмотрение Верховной Рады законопроекты о внесении изменений в законодательные акты относительно реформирования НАК «в связи с присоединением Украины к Энергетическому сообществу и необходимостью адаптации ее законодательства к законодательству ЕС», правда, через два с половиной года после подписания Брюссельской декларации, где предполагались такие шаги, и через полтора после взятия на себя соответствующих обязательств в пределах присоединения к Энергетическому сообществу. Однако проблема украинской стороны в газовом противостоянии с Москвой в том, что там сформировалась абсолютная уверенность: режим Януковича блефует и объективно не способен избавиться от газовой зависимости от России. В частности, глава российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов, признал, что если Киев существенным образом уменьшит импорт российского газа у Газпрома, то возникнут серьезные проблемы: «Эти заявления - типичный прием украинской власти. Когда у нас переговоры о стоимости газа заходят в тупик, Украина обязательно озвучивает идею, что «ваш газ нам не нужен». Наверное, она считает, что это эффективный способ давления на РФ, но в действительности отказаться от его поставок не может». Именно поэтому российская сторона демонстрирует решительность ломать Украину «через колено» (заявления о необходимости выполнять взятые прежде договоренности, о «блефе» Киева, категоричность в вопросе «полного» вступления Украины в Таможенный союз и неприемлемость любых других форматов). 31 августа Дмитрий Медведев вообще назвал проблему предельно прямо, обвинив украинскую сторону в «иждивенчестве». А премьер Путин, открывая «Северный поток», повторил свою обычную мантру про освобождение от «диктата транзитных стран». Еще жестче разрешили себе высказываться более мелкие российские чиновники. В частности, Алексей Миллер заявил о том, что НАК может быть реорганизована только одним образом - путем ее включения в состав Газпрома, иначе будет проводиться целенаправленная политика доведения компании до банкротства: «В любом случае «Нафтогаз» будет оплачивать поставки из расчета не менее чем 33 миллиардов куб. метров голубого топлива. Таковы условия «бери или плати» по действующему контракту». А упомянутый уже Константин Симонов предостерег, что Украина будет «обязана уплатить недополученный газ и еще штрафные санкции... в размере до 300% его стоимости. Таков газовый бизнес». В дополнение к обмену заявлениями российская сторона «включила ящик». На тамошних каналах, включая «Первый», зазвучала жесткая критика в адрес Януковича. Припомнили все: и невыполненные обещания относительно русификации Украины, и отказ от Таможенного союза и интеграции газотранспортных систем...
Вниманию Европы
Украинская власть заявляет, что надеется на переговоры. Несмотря на возрастающий градус заявлений, 6 сентября «Нафтогаз» сообщил, что уплатил $487 миллионов за поставленный в августе российский газ. Хотя в ІІІ квартале в этом году цена на него возрастет до $354, а в ІV - до $388 за тыс. м3, о намерениях прекратить выполнение соглашения НАК не сообщает. И Банковая, и Кремль стараются показать себя образцовыми исполнителями международного права в глазах третьей стороны «газового треугольника» - стран ЕС, которые являются основным потребителем российского газа. Если дойдет до отказа от выполнения контракта, именно от позиции ЕС будет зависеть, кто выиграет в споре. Во время прошлых обострений газового вопроса - и в 2006-м, и в 2009-м - власть Украины и России добивалась согласия (его качество - отдельный вопрос) без вмешательства Евросоюза. Однако опыт 2009 года показал: РФ исправно использует свои рычаги влияния на общественное мнение (а затем и политиков) в странах ЕС - от распространения информации, что именно из-за Украины возникает угроза «холодных труб» без российского газа, до выступлений пророссийских спикеров с призывами относительно санкций против нашего государства. В этом году украинская власть во внутренней политике сделала все, чтобы настроить европейские столицы против себя. Хотя и до этого только ленивый не называл процессы против оппозиции политическими, арест Юлии Тимошенко стал последней каплей: тон обращений к нашему руководству потерял значительную часть дипломатичности. МИД Франции даже поставило вопросы о целесообразности подписания соглашения об ассоциации в случае, если политические процессы не будут прекращены. Разделяя негодование европейцев, нельзя, впрочем, забывать о другом: лишение Украины перспективы вступления в ЕС получит эффект, противоположный желаемому. Ведь у Киева исчезнет формальный повод придерживаться европейских норм. У отечественных олигархов, в свою очередь, может возникнуть соблазн «продать все и покинуть эту безнадежную страну» вместо того, чтобы продолжать игру против своих российских аналогов, надеясь вместе с тем быть принятым в клуб богатеев европейских. Лакмусовой бумажкой относительно мнения европейских политиков будет обсуждение перспектив подписания с нашим государством соглашений об ассоциации и о зоне свободной торговли, которое можно ожидать 12 сентября в Европарламенте. Подготовленный проект резолюции, который попал в наши СМИ, призывает ЕС ускорить составление и ратификацию соответствующих документов. Однако готовился он в июле, до ареста Тимошенко. И обсуждение может быть бурным.
Вопрос ребром
Проблема Украины в том, что к очередной «войне» она снова пришла неготовой. Известно, что войны выигрываются столько победой, сколько системностью. А последней как раз недостает, потому что структуры принятия решений у нас весьма зависимы от краткосрочных интересов олигархов. Доходит до парадоксов. Азаров заявляет о том, что строительство терминала для сжиженного газа стартует в начале следующего года, а Нацкомиссия по нацпроектам Каськова рапортует о «периоде ТЕО», который будет длиться пять месяцев. В последнее верится больше: разные группы интересов до сих пор соревнуются, кто же получит под контроль «новые газовые ворота» - Клюев или Фирташ (точнее, структуры, которые связывают с ними). Такие вопросы возникают и при привлечении инвестиций в добычу в Украине голубого топлива и его заменителей - «неконвенционных» углеводородов, в частности сланцевого газа и шахтного метана. В итоге такие подковерные игры отпугивают инвесторов и затягивают во времени разведку и добычу ископаемых, которые и без того будут длиться не один год. Другой вопрос - собственно эффективность системы принятия решений. Конечно, подбор советников - это ответственность власти, но удивительно слышать о «перспективах газовой войны», зная, что с Администрацией президента работают граждане Российской Федерации или лица, которые гордятся работой на «сближение Украины и России». Например, Игорь Шувалов в одном из интервью отмечал свою роль в подсказывании, как то или другое решение будет воспринято в России. Странным образом обошли вопрос относительно газовых дел советника президента Андрея Портнова, который в 2009 году вместе с Тимошенко работал над соответствующими соглашениями, а ныне связывается обозревателями с неожиданным решением об аресте экс-премьерши. Вообще целый ряд факторов будет ограничивать маневр украинской власти: почти полуторагодовое небрежение заложенными в Брюссельской декларации 2009 года возможностями «европеизации» газового рынка, которая бы однозначно ослабила позиции Газпрома; ее замена политикой расплаты за газ «уступками» государственным суверенитетом и стратегическими объектами; очевидная для Москвы потеря Банковой потенциальных союзников в среде украинского политикума и поддержки в обществе, которое в ее глазах ставит под сомнение способность нынешнего режима выдержать возможную газовую войну; охлаждение отношений с Западом. Затем вместо «многовекторного балансирования» между «вашими и нашими» Януковича может ожидать судьба Лукашенко, который в критический момент фактически оказался «между молотом и наковальней». С одной стороны, «белорусский сценарий» означает путь через Таможенный союз и сдачу ГТС к потере суверенитета, а за ним и власти. С другой - подготовка к «войне» с Россией кажется скорее мифом, с помощью которого власть старается восстановить поддержку хоть части населения. Ведь внутренние разногласия между группами влияния в ней и общее состояние системы принятия решений делают эффективное объединение дипломатических, информационных, организационных и экономических шагов, в чем нуждалась в бы успешная кампания относительно изменения соглашений, сверхсложной задачей. Особенно учитывая количество симпатизирующих России (если не больше) в рядах вельмож. В этих условиях остается «медленный», но единственно правильный путь: пережив шок повышения цен на энергоносители (как сделала это Западная Европа в 1970-х и Восточная - в 1990-х), снижать энергопотребление экономики, расширять национальную добычу энергоносителей и привлекать альтернативные источники энергии. Начинать движение в этом направлении надо было позавчера. Возможно, критический рост цены на газ заставит украинскую власть и олигархов сделать это по крайней мере завтра.
«Второй фронт»
Аналогичные украинским требования относительно пересмотра цен и объемов по снабжению газом выдвигают и в некоторых случаях получают желаемое ряд европейских потребителей российского газа. В частности, в конце августа директор греческой газовой корпорации DEPA по закупкам газа Леонидас Драгатакис сообщил, что в июле 2011 года успешно завершились переговоры об уменьшении до «удовлетворительного» уровня объемов (70% от обусловленных 3 миллиарда куб. метров) поставок и цен на российский газ в пределах долгосрочного соглашения с Газпромом. В конце июля ценовых уступок от Газпрома добилась итальянская компания Edіson. Настоящая газовая война идет между Газпромом и одним из его крупнейших европейских газовых партнеров E.On Ruhrgas, который уже перенес решение конфликта в арбитражный суд. Последний хочет скорректировать контрактные цены до уровней, которые отображают спотовые цены на голубое топливо в Европе. 31 августа вице-президент польской PGNі Радослав Дудзинский заявил, что компания и дальше будет добиваться от Газпрома снижения цены (закупает около 9 миллиардов куб. метров), переговоры о чем продолжаются еще с февраля текущего года, и в случае надобности также обратится в арбитражный суд. Еще в 2010-м - на начало 2011-го российский газовый монополист договорился о пересмотре соглашений с: E.On Ruhrgas, WІEH, WІNGAS, RWE (Германия), GDF - Suez (Франция), ENІ, ERG, Sіnergіo Іtalіano, PremіumGas (Италия), GWH Gashandel Gmb, EconGas (Австрия), Gasтеrra (Нидерланды), EGL (транснациональная, сбыт газа в различных странах Европы), SPP (Словакия). Однако во всех этих примерах фигурируют компании и рассматриваются экономические споры. Вместе с тем в отношениях Украины и России - большая доля политики.
Источник: «Нефть России»
Новости компаний 09.07.2025
Новости компаний 09.07.2025
Новости компаний 08.07.2025
Новости компаний 01.07.2025
Новости компаний 20.06.2025
Технологии 17.06.2025
Традиционная энергетика 09.06.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также