¬ цейтноте на распутье

¬ цейтноте на распутье

–осси€ вт€гивает ”краину в создание газотранспортного консорциума. јктивно работа€ в информационном пространстве, российска€ сторона создает впечатление, что дл€ ”краины нет пути назад.

— одной стороны, Ђ√азпромї про€вл€ет активность не только в том, что касаетс€ стран Ц соседей –‘, но и на континенте в целом. “ак, он присутствует в качестве миноритарного акционера во многих транспортных проектах в √ермании. Ђ√азпромуї, к примеру, принадлежит 49,98% компании Wingas, что вли€ет на оператора большинства газопроводов W≥ngas Transport. ќдной из ветвей √“— √ермании Ц системой RHG Ц руковод€т совместно W≥ngas и E.ON. ј оператором системы NEL, котора€ объединит проект Ђ—еверный потокї с RHG, €вл€етс€ компани€ OPAL NEL Transport GmbH, дочерн€€ структура W≥ngas.

ѕользу€сь либеральным законодательством стран ≈—, Ђ√азпромї входит (во вс€ком случае, как миноритарный акционер) в структуру собственности газопроводов, распределительных сетей и т.п. ¬ соответствии с энергетической стратегией –‘, стран должна достичь контрол€ над добычей, транспортировкой и снабжением потребителей энергоносителей, чего и стараетс€ достичь, пока есть ресурсы.

¬ то же врем€, с ресурсами есть проблема, котора€ все больше обостр€етс€. ѕо словам “омека √рабала, эксперта европейского газового рынка из ¬аршавской школы экономики, Ђ√азпромї испытывает дефицит финансовых ресурсов, необходимых ему дл€ строительства новых газопроводов и разработки новых месторождений. Ђ—вободных средств дл€ реальных инвестиций у Ђ√азпрома нетї, Ц отмечает эксперт.  роме всего прочего, это касаетс€ и инвестиций в украинскую трубу. ¬едь Ђ√азпромї сейчас не в лучшей форме. ≈ще на прот€жении 2008 года его капитализаци€ уменьшилась на 76%, монополист скатилс€ с 3 на 35 место среди крупнейших мировых корпораций.

¬ соответствии с отчетом самого Ђ√азпромаї, за 9 мес€цев 2009 года его чистый долг возрос на 44% - до 1,469 трлн. рублей (более 49 млрд. долларов), а прибыль снизилась на треть Ц до 47 млн. рублей (около 15 млрд. долларов). ¬ течение отчетного периода 2009 года в сравнении с соответствующим периодом докризисного 2008, европейский спрос снизилс€ на 11% (именно на столько снизились объемы поставок российского газа в натуральном выражении). Ќа те же 11% было меньше реализовано газа внутри –оссии. ѕоставки газа в страны бывшего ———– сократились наполовину, или на 35,6 млрд. м3. ѕо итогам прошлого года чиста€ прибыль Ђ√азпромаї уменьшилась на 17%. ƒанные за 2010 год, согласно прогнозам специалистов, должны подтвердить эту тенденцию.

ѕоэтому иде€ ¬ладимира ѕутина об объединении Ђ√азпромаї с украинским ЂЌафтогазомї при их очевидном неравенстве Ц это не жест великодуши€, а акт отча€ни€. ¬едь присоединени€ ЂЌафтогазаї даст мощный сигнал инвесторам: на ¬остоке ≈вропы имеет смысл говорить только с –оссией.

ћежду двух огней

Ѕыло бы справедливо отметить, что украинска€ власть не спешит в объ€ть€ Ђ√азпромаї. –уководить отделом чужой корпорации Ц это не совсем то, что представл€ть суверенное государство, его министерств а и компании.

¬ 2003-2006 годах украинска€ газотранспортна€ система прошла аудит в рамках программы ≤NOGATE. ѕроводила его финска€ компани€ Sweco P≤. ћеждународный аудит подтвердил надежность √“—, по меньшей мере, на 5 лет. ј в дальнейшем ”краина будет нуждатьс€ в инвестици€х дл€ модернизации системы.

—овместна€ конференци€ ”краина Ц ≈— относительно модернизации √“— была проведена в  марте 2009. —тороны задекларировали планы выделить 2,5 млрд. долларов в виде инвестиций. ¬ июне Циюле того же года ЂЌафтогазї представил международным финансовым учреждени€м детальное технико-экономическое обоснование каждого из проектов модернизации, а уже в сент€бре стороны договорились о шагах, которые дали бы возможность осенью 2009 года выделить деньги в размере 1,5-2 млрд. евро. ќднако на то врем€ средства выделены не были, веро€тно, из-за выборов на ”краине.

ќбращени€ нынешней власти к ≈— пока что отклика не имеют. » здесь, похоже, ”краина становитс€ заложницей хронического неумени€ действовать в информационном пространстве и недооценки представител€ми власти (всех политических цветов) значени€ информационно-психологических операций. Ќа прошлой неделе очередной образец таких операций был представлен миру.

ѕремьер Ќиколай јзаров передал комиссару ≈— по вопросам энергетики √юнтеру ќттингеру р€д предложений по модернизации украинской √“—. ѕрактически сразу с подачи издани€ Ђ оммерсантъї по€вилась информаци€ о том, что правительство готово к необратимым шагам в другом направлении. —о ссылкой на неуказанные источники в ћинтопэнерго было за€влено, что  абинет ћинистров ”краины поддержал предложение требовать от парламента отмены законодательных ограничений на отчуждение √“—. ƒепутат-регионал ћихаил „ечетов даже предположил, что ограничение будет отменено быстро, ведь Ђв парламенте большинство ло€льно к  абминуї. “ака€ расстановка акцентов опасна тем, что, по данным многих источников, российска€ сторона в ближайшее врем€ планирует снова вынести на повестку дн€ вопрос создани€ —ѕ между Ђ√азпромомї и ЂЌафтогазомї.

¬ контексте европейского турне јзарова своевременность и эффект распространени€ информации относительно создани€ —ѕ с –оссией и сн€ти€ дл€ этого законодательных ограничений сложно переоценить. ѕредставители европейских структур и без того жалуютс€ на Ђневозможных украинцевї, у которых Ђна каждую делегацию Ц по несколько взаимоисключающих мненийї. ј здесь еще и в —ћ» всплывает очередное подтверждение их Ђдвурушничества. ≈сли названный проект изменений в законодательстве о трубопроводном транспорте по€витс€ еще и в ¬ерховной –аде, многолетнюю работу над реализацией альтернативы разным Ђконсорциумамї, а именно над модернизацией √“— без изменени€ структур собственности и управлени€, можно будет списать.

Ќежелательные альтернативы

¬ соответствии с  исследованием, опубликованным аналитическим центром Ђƒикси группї, большинство стран ≈— избегают допуска Ђ√азпромаї как к участию в транспортных консорциумах, так и к управлению транзитными мощност€ми. ¬ —ловакии росси€не не смогли выкупить свою часть газотранспортного консорциума; в ѕольше и ¬енгрии их попытки увеличить доли, а затем и вли€ние, натолкнулись на противодействие как внутри стран (несмотр€ на, в целом, дружеское отношение к –‘ со стороны властей), так и на уровне ≈—.

√ермани€, котора€ продолжает строить с Ђ√азпромомї общий Ђ—еверный потокї и глубоко допустила росси€н в собственные структуры, Ц  скорее исключение. ѕланы –‘ взыскать с ≈— финансирование еще и Ђёжного потокаї могут остатьс€ планами: работа над конкурирующим проектом Ц Ќабукко Ц пока что идет опережающими темпами. ≈вропейска€  омисси€ уже профинансировала 50% его технико-экономического обосновани€, а также выделила еще 200 млн. евро из ≈вропейского плана экономического развити€. “акже в сент€бре 2010 года подписано соглашение с ≈вропейским инвестиционным банком, ≈Ѕ–– и ћеждународной финансовой корпорацией о выделении финансовых ресурсов в размере 2 млрд. евро.

¬ этих услови€х российское руководство употребл€ет все способы, чтобы сделать невозможной дл€ ”краины европейскую альтернативу, и вт€гивает украинскую власть в схемы, из которых не будет выхода. ѕозицию некоторых представителей украинской власти о нежелании создавать газотранспортное —ѕ росси€не игнорируют, вместе с тем именно —ѕ комментируют как €кобы уже совершившийс€ факт (или который станет таковым вскоре, в 2011 году). ѕри этом выдвигаютс€ неравные услови€: ”краина должна положить в —ѕ √“— и добывающие активы разведанных участков, а –осси€ Ц неопределенный доступ к неизвестно каким месторождени€м. “огда как в соответствии с российским законодательством транспортировать и экспортировать энергоносители с территории страны может только Ђ√азпромї. „то это означает дл€ инвесторов, хорошо известно западным компани€м по истории их вытеснени€ со Ўтокмановского и  овыткинского месторождений.

ѕока не сделано необратимых шагов, ”краина имеет шанс модернизировать свою √“— на европейских началах, за европейский счет. ¬ жестком современном мире успешные страны учатс€ вести и выигрывать информационные кампании, оптимизируют политические, экономические и другие возможности внешних св€зей, наход€т союзников и опираютс€ на них. ≈сли же пойти путем наименьшего сопротивлени€, Ц  можно быстро утратить собственные конкурентные преимущества.

  • ƒата публикации: 28.10.2010
  • 984
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150