У Вас пропадает электроэнергия, Вы дозваниваетесь до оперативной службы и получаете информацию: «Авария в высоковольтной сети, ожидайте 2-2,5 часа!».
Вы находитесь в неведении: да что там можно делать целых 2 часа? И Вы решаете звонить каждые 15 минут, чтобы уточнить, как там все-таки без Вас поживает оперативная служба электросетей, и почему час уже прошел, а возле Вашего дома так и не появилась «аварийка», или она приехала и уехала, и ничего не включила! У многих обывателей складывается понятие, что электроэнергия берется из трансформаторной подстанции, той, что стоит во дворе, что к ней должны приехать монтеры электросети, зайти в подстанцию, что-то подкрутить, намотать изоленты побольше, включить какой-то рубильник и уехать…
Пришло время поднять завесу тайны и рассказать, что же делают оперативные службы электросетей при аварии в высоковольтной сети. Именно оперативные, а не «аварийка», как многие называют оперативную службу. И именно в высоковольтной сети 6 или 10 кВ. Потому что в низковольтной сети совсем другая песня: там действительно «аварийка» из жилищного хозяйства приезжает и «делает свет» в Вашем подъезде, доме, квартире. Там все просто: диспетчер получил заявку, отправил бригаду, они приехали, сделали, включили, уехали.
Там диспетчер ничего не решает, все во власти бригады, потому что у диспетчера жилищной «аварийки» нет сети! Да, представьте себе, у него в управлении нет никакой сети, только локальные участки: дом, квартира, подъезд. У жилищников все решает бригада. А диспетчер там только принимает жалобы и передает их бригаде, уточнив предварительно в электросетях, что это не глобальная проблема, а именно локальная.
В высоковольтной сети не все так просто. Суть в том, что именно СЕТЬ есть в наличии. Сеть, выполненная кабелями и немного воздушными линиями, в которую входят выключатели, подстанции, распределительные пункты, питающие подстанции и подстанции, понижающие напряжение с 10 кВ до 220/380 В, которое приходит уже к Вам в дом. Схема всей городской сети выполнена в виде мнемощита, на котором находится около 15000 объектов (г.Минск). Этот щит самый объемный в республике (по количеству объектов), да и, что греха таить, наверное, самый насыщенный в мире! Осталось только заявку в Гинесс подать!)).
Диспетчер городской высоковольтной сети 6-10 кВ работает со схемой. Опираясь на данные о положении аппаратов, он отдает четкие команды бригаде. Бригада, подчиненная этому диспетчеру, не имеет самостоятельности в принятии решений, она только выполняет конкретные команды. А без команды персонал даже с машины не выйдет.
Да, а Вы как думали! Бригада приедет на объект и будет выполнять осмотр, если осмотр был указан в диспетчерской команде. В электроустановку даже не следует и заходить. Это требования безопасности. Но не подумайте, что ОВБ (оперативно-выездная бригада) - это биороботы, которые тупо выполняют команды. Нет, они их выполняют обдуманно, и каждую секунду с риском для жизни.
Диспетчер распредсети 6 и 10 кВ никаких заявок ни от кого не принимает. Имеются в виду заявки типа: «У нас пропал свет, запишите адрес и приезжайте». Он следит за состоянием сети по сигналам телемеханики и только в редких случаях опирается на звонки потребителей: они ему нужны только для информации, проанализировав которую он поймет, какой участок сети остался без напряжения.
Так как сеть представляет собой сложную паутину с многочисленными выключателями, в г.Минске средствами телеизмерений оборудованы только питающие центры. А оперативно-выездная бригада (ОВБ) электросетей ничего не ремонтирует при аварии! Да, представьте себе! Абсолютно ничего не ремонтирует! При аварии главная цель ОВБ - под управлением диспетчера вывести из работы поврежденный участок и включить неповрежденные участки путем их соединения с резервными источниками! Все, никакого ремонта, никаких ключей 32Х40, никакой изоленты метровыми рулонами, только ОПЕРАТИВНЫЕ переключения. А ремонт в спокойной обстановке (а иногда и в неспокойной) будут выполнять уже специализированные ремонтные службы электросетей.
Теперь подробнее про сам процесс поиска повреждения, его локализации и включения резерва.
Рассмотрим крайне упрощенный участочек сети 10 кВ, состоящий из последовательно включенных 8 участков кабеля, между которыми находятся подстанции, стоящие у Вас во дворе. Этакая цепочка, или магистральная сеть:
Рис 1.
И вот в этой сети происходит повреждение кабеля между подстанциями 5 и 6! Ну, например, уже знакомый нам экскаваторщик рвет этот кабель, или произошло сезонное смещение грунта, которое повреждает кабель и… микрорайон погружается во тьму.
Рис 2.
Вы заметили, что произошло? На втором рисунке отключился левый выключатель с на подстанции ПС1 (квадратик стал зеленым), и микрорайон погас. Начались звонки самых ярых жалобщиков. Но диспетчер-то видит, что микрорайон погас. Этот зелененький выключатель «заморгал» у него на мнемощите. И по цепочке стало ясно, что погасло семь понизительных подстанций. Начинается сам процесс поиска поврежденного участка (кабели под землей, их не видно). Диспетчер решает применить классический метод деления сети пополам и отправляет ОВБ на ТП №4. Когда они туда приезжают, он дает им команду отключить разъединители в ТП4 в сторону ТП-5 и в сторону ТП-3 и проверить прибором. А прибор покажет, в каком участке сети повреждение.
Рис 3.
ОВБ выполняет команду и докладывает: в ТП-4 отключили разъединители в сторону ТП-5 и всторону ТП-3. Прибор показал, что поврежден участок в сторону ТП-5. А в сторону ТП-3 сеть без повреждения. Диспетчер дает следующую команду: В ТП-4 включите разъединитель в сторону ТП-3 и оставьте отключенным разъединитель в сторону ТП-5. Это сделано для того, чтобы включить дома с первого по четвертый. ОВБ выполняет команду и докладывает об этом диспетчеру (на рисунке 4 мы пометили отключенный разъединитель зеленым кружком).
Рис 4.
Далее диспетчер имеет возможность по телеуправлению прямо из диспетчерской включить половину погасшего микрорайона. В компьютере он подводит мышку к выключателю ПС 1 и вводит пароль. Подтверждает, и… в домах с первого по четвертый загорается свет! Ура!
Рис 5.
Затем используя все тот же метод деления сети пополам. Диспетчер перемещает бригаду на ТП6, дает команду отключить разъединители на ТП-6 в сторону ТП-5 и в сторону ТП-7 и проверить прибором на предмет повреждения. ОВБ выполняет команды диспетчера и докладывает: « В ТП-6 отключили разъединители в сторону ТП-5 и в сторону ТП-7, проверили прибором: повреждение показывает в сторону ТП-5». Диспетчер дает следующую команду: «На ТП-6 включите разъединитель в сторону ТП-7 и оставьте отключенным разъединитель в сторону ТП-5». Бригада выполняет команду, докладывает, и сеть принимает вид как на рисунке 6:
Рис 6.
Затем (а прошло уже часа полтора из-за разъездов и переключений с проверками) диспетчер решает запитать дома 6 и 7. Но вот беда: на ПС 2 резервный выключатель не управляется удаленно (подстанция там старая, 70-х годов, и телеуправление там не предусмотрено). Диспетчер отправляет бригаду ОВБ на ПС2 включать резервный выключатель. ОВБ прибывает на ПС-2 (продираясь через перекрестки с неработающими светофорами) и включает-таки резервный выключатель. Ура! Еще два дома озарились светом!
Рис 7.
Жильцы дома № 5 тем временем уже оборвали телефоны горисполкома, горя праведным гневом за недосмотренную трансляцию матча и недожаренный ужин. Они хотят света. Хотят жэсточайше! А диспетчеру НУЖНО РАБОТАТЬ, ЧТОБЫ ПОЯВИЛСЯ СВЕТ! И он отправляет ОБВ на ТП-5, чтобы определить, какой же из двух кабелей поврежден? Это Вам на рисунке видно какой кабель поврежденный. А реально лежит этот кабель глубоко и виду не показывает, что он поврежден. ОВБ прибывает на ТП-5 и по команде диспетчера отключает разъединители в сторону ТП-4 т ТП-7 и проверяет прибором:
Рис 8.
Прибор показывает, что поврежден кабель между ТП -5 и ТП-6. Все, осталось малость. Диспетчер дает команду на ТП-5 оставить отключенным разъединитель в сторону ТП-6, бригада четко ее выполняет, и мы видим, как при этом выглядит сеть:
Рис 9.
Осталось включить дом №5, а для этого нужно ОВБ переехать снова на ТП-4 и включить разъединитель на ТП-4 в сторону ТП-5. Что они успешно делают по команде диспетчера. И все, прошло чуть более двух часов, и весь микрорайон снова озарен ярким светом, смотрит матчи и жарит котлеты.
Рис 10.
Приведенный случай крайне упрощенный, в реальной жизни и в реальных схемах сеть разветвленная, и работают сразу несколько ОВБ. Их действия нужно точно координировать, чтобы не включить резервный кабель на поврежденную сеть и не погасить еще парочку микрорайонов. Еще, бывает, аварии усложняются тем, что не все ТП стоят во дворах, они располагаются, к примеру, на территории предприятий, где гуляют собаки, а сторож спит! Или в подвалах общественных зданий, ключи от которых у сторожа, а тот спит и сторожку не отрывает. ТП вообще могут принадлежать другой организации, например, Гортрансу или Водоканалу, и диспетчеру надо координировать действия бригад и Гортранса, и Водоканала. Вот и приходится выбирать, кого раньше включить: тролллебусы или микрорайон? Конечно же, троллейбусы! На этот счет есть четкие инструкции. Нет только инструкций на сам ход устранения, тут свобода мысли действий и распоряжений, тут важно видение обстановки!
А диспетчер тем временем направляет ОВБ на другой объект, возможно, на аварию, а может, и на переключения по выводу в ремонт или на реконструкцию. У ОВБ и диспетчера кроме аварий море работы! Работа эта напряженная, тяжелая и очень интересная. Она не дает «усохнуть», в ней столько адреналина, что не хочется после нее не пейнтбола, ни других классических развлечений! …А на следующий день выйдут специальные бригады, которые будут искать, где же конкретно на кабеле между ТП-5 т ТП-6 имеется повреждение? Может, оно на зеленой зоне, может, под тротуарной плиткой, а может, и вовсе под рекой Свислочь?
Но это уже совсем другая история…
- Дата публикации: 07.10.2012
- 5687