Заглянем в недалекое будущее, займет ли достойное место на дорогах страны электромобиль в Украине? Такая картина реальна по двум причинам. Первая – перспектива развития «зеленых» технологий для улучшения состояния окружающей среды. Вторая – освобождение экономики от зависимости импорта нефтепродуктов.
Другими словами, если мы придерживаемся прогрессивного пути развития, а это касается, как индивидуума, так и общества в целом, то мы идем по пути сокращения потребления и сжигания углеводородов, и вовлечение использования возобновляемых источников энергии. Тем самым, создавая новые рабочие места, формируем свою энергонезависимую политику.
Чтобы подтвердить реальность вытеснения автомобилей с ДВС в городах и на автострадах электротранспортом, и главное, ответить на большинство вопросов, касающихся слабого места в электрокаре – аккумулятора, я снова обращусь к своему новому знакомому, профессиональному специалисту в области электромобилей – Александру.
Мифы об источнике энергии на электромобиле – аккумуляторе.
Миф первый. Длительность зарядки.
Автор. Многие поклонники бензиновых авто говорят, что это очень удобно. Заехал на заправку, подождал 3–5 минут и бак полный. Электромобиль же нужно заряжать 8 часов!
Мастер. В 2011 году в Израиль привезли 600 электромобилей Renault Fluence. Особенность этих экомобилей заключается в том, что они приспособлены к быстрой роботизированной замене аккумулятора. Такие машины можно заряжать либо от обычной розетки, либо менять батарею на станциях «быстрой замены» в течение 3 мин.
Одновременно для удобства водителей в стране развернули сеть пунктов скоростной замены аккумуляторов на электромобилях. Работает такой сервис, как обычная заправка. Только электромобиль приезжает на станцию, роботизированная система снимает у него севший аккумулятор, а на его место ставит новый – с полной зарядкой.
Вся процедура занимает не более 3 мин. Таким образом, по расчетам израильтян, скорость заправки электрокара ни в чем не уступает автомобилям на бензине. И главное – в Израиле батарею меняют БЕСПЛАТНО! Но к удивлению создателей проекта, услуга оказалась невостребованной.
Статистика показала, что «быстрой заменой» пользуется менее 3% владельцев электрокаров. Справедливый вопрос, почему? Ведь это быстро и ничего не стоит для кошелька владельцев авто. Сами электроавтолюбители объясняют непопулярность станций тем, что нет смысла специально ехать на заправку. Большинству вполне хватает и обычных розеток – дома, возле офиса и на паркинге.
Зарядка электромобиля от обычной розетки выполняется быстро. Она действует по принципу мобильного телефона: за первых два часа заряжается 70 % батареи и еще шесть часов уходит на оставшиеся 30 %. А значит, на подзарядку электромобилю вполне хватит времени, которое вы проводите в офисе, и уж тем более он зарядится за ночь.
обыкновенная вилка для заправки электромобиля
Но в практике есть и «быстрые розетки». Эстонцам понадобился всего год, чтобы запустить общенациональную сеть быстрой зарядки электромобилей. Заправки установили в каждом населенном пункте и на трассах между ними. На полный цикл водитель тратит менее 16 мин. Хватает «полного бака» в среднем на 220 км и в течение дня вы можете несколько раз дозарядиться.
Все эти усилия предприняты в Эстонии ради шести сотен электромобилей, которые в 2012 году начали колесить по стране. Правительство надеется, что сеть заправок создана с учетом на будущее, и все больше эстонцев пересядет на электрику. Результаты должны улучшить не только экологию, но и огромные средства, которые будут работать на благо Родины, между тем, как ранее уходили на закупку импортного бензина.
А деньги не малые – до 30 % ВВП страны. Сегодня кроме Эстонии сети быстрой заправки работают еще в 15 странах. И ничто не мешает нам повторить опыт своих соседей, чтобы электромобиль в Украине приобрел свою популярность. А если учесть, нашу зависимость от импортных нефтепродуктов, давно пора было это сделать.
Миф второй. Отсутствие инфраструктуры.
Автор. Что ни говори, а в Европе электромобиль очень удобно. Там есть все условия. А у нас элементарно заряжать его негде.
Мастер. В 2012 году в Киеве на одной из бензозаправок установили первую в украинской истории электрическую зарядку. Рядом с привычными заправочными пистолетами поставили стильный хромированный столбик, который, казалось, скрывал в себе чудо-технику. Как выяснилось, что за интересной оболочкой прячется стандартная розетка с подачей тока в 220В.
Такие розетки, причем в большом количестве, есть дома и на работе у каждого жителя Украины. Нужны ли особые условия, чтобы воспользоваться утюгом? А телевизором? То же самое касается электромобиля. Его «батарейка» так же, как мобильного телефона не нуждается в особой розетке.
Все, что вам нужно – удлинитель. На строительство «электрозаправки» уходит 20 мин. времени и 30–600 $ (цены на уровень 2012 г), в то время как на открытие АЗС тратят в среднем два года и 300 тыс. долларов. Цифры несоизмеримы. Легко представить, с какой скоростью можно создать инфраструктуру под электромобили в Украине, если ежедневно в Украине устанавливается более 10 тыс. розеток.
Миф третий. Зарядки хватает ненадолго.
Автор. Мы часто слышим такой вопрос. Выехали на трассу, а зарядка через 220 км заканчивается. И что дальше – эвакуатор?
Мастер. Ограниченность заряда батареи действительно является проблемой, но вполне разрешимой. Я всегда привожу такой пример. Представьте себе электромобиль, который за сутки проехал 1618 км. Такой рекорд установил пятидверный хетчбэк Renault Zoe – небольшой электромобиль серийного производства.
По заводским характеристикам от заправки и до заправки машины хватает на 220 км. А потому, чтобы совершить марафон в полторы тысячи км, в течение суток Zoe приходилось несколько раз останавливаться для быстрой зарядки. Каждая из них длилась в среднем 16 мин. Однако это не помешало экомобилю преодолеть ре кордный километраж.
Как говорит статистика, в среднем человек проезжает 36 км в сутки. Тем временем, зарядки обычного серийного электромобиля в 2011 году хватало в среднем на 110 км, а в 2012 стандартом уже 220 км и будет увеличиваться далее.
А что будет с электромобилем дальше? Давайте вспомним, каким был мобильный телефон в 90-е годы.
Батарея размером с саквояж. Спустя всего 15 лет батарейка стала меньше спичечного коробка, зато емкость увеличилась в десятки раз. Уже сегодня существуют серийные электромобили, которые способны на одном заряде проехать 650 км без дозарядки. Аккумулятор с еще более длительным зарядом – вопрос нескольких лет, как и в случае с мобильным телефоном.
Миф четвертый. Небольшая скорость.
Автор. Вспомним поговорку: «Какой русский не любит быстрой езды?» Сколько у электромобиля, максимум 90 км/ч?
Мастер. Достаточно один раз сесть за руль электромобиля, и этот миф исчезнет сам собой. А еще лучше вывести на трек электрокар и классическое авто на бензине и сравнить, кто быстрее? Такие эксперименты в истории автомобилестроения, а вернее в извечной борьбе электро с ДВС, проводились не раз. Приведу, самый показательный случай.
На скоростной трек вывели две, казалось бы, несовместимые машины: семейный электромобиль Tesla S, рассчитанный на семь мест, против спортивного двухместного суперкара Dodge Viper. Последний известен своей мощностью и легкостью, объемом двигателя в 8,4 л, а потому результат соревнований был практически предрешен.
Но электромобилю Tesla удалось с легкостью обойти своего бензинового конкурента-монстра на дистанции в четверть мили. Для истории это рекордный результат, а потому Tesla получил звание «Самого быстрого серийного электрокара в мире».
После такого эксперимента тяжело нарекать на маленькую скорость «зеленых» машин. Хотя победу в гонке легко объяснить. Вся суть в технических характеристиках автомобилей с электротягой. И ключевым фактором для скорости выступает, так называемый, крутящий момент. Если классическому автомобилю с ДВС требуется набрать 3-5 тысяч оборотов для разгона, то электромобиль начинает «работать» с первого оборота. Это и есть одно из основных отличий электромобиля: за счет крутящего момента его значительное преимущество проявляется уже на старте.
Миф пятый. Эксплуатация электромобиля в холодный период
Автор. А если за окном минус 20 град.С? Сколько зарядки уйдет, чтобы просто прогреть машину? И заведется ли она вообще?
Мастер. Когда за окном минус, электроприборы тоже не в «плюсах». Тот же мобильный телефон работает не лучшим образом. А потому зимний период – испытание для электромобиля. Вполне логично, ведь на прогрев машины тратиться куда больше энергии, а значит, батарея садится быстрее.
Норвегия – страна №1 в Европе по электромобилям, а зимы там гораздо суровее украинских. Спасением от низких температур стал новый тип аккумуляторов, который работает на литий-нано-полимерной технологии. Главное преимущество Li-Pol в том, что они менее прихотливы к низким температурам и обеспечивают 5 тыс. рабочих циклов.
Значительно снижается вес акуумулятора, что еще больше увеличивает пробег и приемистость автомобиля. Электромобили с такими батареями уже появились на дорогах. Корейский завод Kokam с ноября 2012 года начал серийное производство аккумуляторов по этой технологии.
Собственно говоря, мы с Александром постарались развеять все мифы об аккумуляторах на электромобилях, одновременно ответив на часто задаваемые вопросы и очень надеемся, что эта информация будет способствовать пониманию истинных любителей, что этот вид транспорта на электротяге имеет реальные шансы стать альтернативой автомобилям с ДВС на дорогах Украины.
- Дата публикации: 27.07.2015
- 2527