Евгений Грабчак рассказал о цифровых технологиях в энергетике России
12.06.2017
Любая профессия требует от человека упорства и настойчивости, знаний и, конечно, любви к собственному делу. Без этих качеств быть специалистом в своей области невозможно.
EnergoBelarus.by продолжает спецпроект «Люди энергетики» – цикл статей о тех, кто объединен любимым делом, предан своей профессии.
На сей раз мы поговорили с начальником информационно-аналитического отдела ГПО «Белэнерго» Александром Мальковым и узнали, какое место в его жизни занимает энергетика, зачем нужно просвещать население и что делать, если в доме пропал свет.
- Энергетикой я начал интересоваться очень давно, лет в пятнадцать. Я закончил Молодечненский государственный политехнический техникум по специальности техник-электрик. Практику проходил на заводе, куда и должна была пойти моя рабочая стезя. Однако поработав на заводе 4 месяца, я понял, что хочу продолжить профессиональную деятельность только в электросетях. Во-первых, на заводе энергетика не является основным производством, она всегда выполняет вспомогательные функции. Во-вторых, на первых ролях в городе можно работать либо на электростанции, либо в электросетях. В Молодечно электростанции нет, поэтому выбор оставался не велик, – вспоминает Александр.
- С чего началось увлечение энергетикой, чем вы руководствовались при выборе профессии?
- С детства я очень интересовался радиотехникой. Тем не менее, окончательный выбор моей профессии был скорректирован родителями. Они сказали, что радиоэлектроника сейчас не в почете, а вот энергетик работу себе найдет всегда. В свое время я даже рассматривал вариант поступления в радиотехнический институт. Кто знает, может быть, судьба сложилась бы по-другому – стал бы программистом, например.
- Ваши родители как-то были связанные с энергетикой?
- Нет, никогда. Мои родители связаны с медициной. Однако в 90-е годы они не захотели, чтобы я продолжил эту семейную династию. Выбор происходил в сложные времена. Это были бедные годы (90-е), неопределенность, инфляция, задержки зарплат в стране, поэтому родители напрочь отговорили от медицины.
После техникума 5 месяцев (с апреля по август) я работал в Молодечненских электросетях электромонтером, после чего поступил на дневное отделение в Политехническую академию в Минске. Учитывая красный диплом техникума, при поступлении мне предложили пройти собеседование, которое включало 3 экзамена по специальности в один день – «Электрические машины», «Математика» и «Электротехника».
Так я поступил в Политех. Во время учебы и летом на каникулах я подрабатывал монтером в ЖЭСе, на заводе и в мелких организациях – пополнял свою трудовую книжку стажем электромонтера.
Студенческие годы. Фото из личного архива Александра Малькова
Работа в Молодечненских электросетях
После выпуска из учебного заведения я был распределен в Минские кабельные сети. Там меня прельщала только одна работа – диспетчерская: во-первых, она связана с управлением, во-вторых, она очень интеллектуальная. Данная работа требовала определенного склада характера: там не задерживались люди, склонные к хитрости. Профессия требовала самоконтроля, четкости, уверенности. Конечно, данная работа сопровождалось огромными рисками, однако и опыт она приносила колоссальный. Сразу немного пришлось поработать в оперативно-выездной бригаде, затем помощником диспетчера, пройти стажировку и дублирование на должность диспетчера и после сдачи экзаменов по специальности заступить на ответственный оперативный пост.
- Не пугала ли вас ответственность?
- Ответственность была большой: каждый день от неверно данной оперативной команды люди могли попасть под напряжение, при переключении могло пострадать оборудование в десятки, а порой и сотни тысяч долларов. Это своеобразный драйв в повседневности. Кто-то в гору лезет, кто-то занимается паркуром, если ему не хватает адреналина, а у меня на работе столько адреналина было, что никакой паркур не нужен был. Всего в кабельных сетях я проработал 9 лет, из них 8 лет на должности диспетчера.
В процессе работы (примерно, в 2010 году) я начал писать статьи по энергетике: делился опытом, поднимал злободневные вопросы, рассказывал о том, что, могло быть интересно людям. В это время я познакомился с порталом EnergoBelarus.by, где вел собственный блог.
- Желание писать – это желание поделиться опытом или, как в студенческие годы, это стремление быть на виду?
- Виделась некая несправедливость в том, что сложную работу энергетиков понимают и воспринимают исключительно с потребительской точки зрения. Хотелось разрушить стереотип о том, что энергетики работают только во время аварий. Авария – это не основная работа, это дополнительный неприятный бонус к работе. Основная работа заключается в поддержании и ведении оптимального режима: переключения по выводу оборудования в ремонт, по вводу его из ремонта, проведение ремонтов. Данную работу можно сравнить с вождением машины: основная задача водителя не в том, чтобы выруливать из аварии, а в том, чтобы ровно вести машину согласно правилам дорожного движения не только по ровным хайвеям, но и на сложных поворотах.
Хотелось бы, чтобы и сами энергетики видели, что профессия ценится, и чтобы потребители электроэнергии осознали, что работа эта непростая, она ведется 24 часа в сутки. Если в доме горит свет, значит в это время на станциях и в электросетях трудится несколько десятков тысяч человек оперативного и ремонтного персонала. На ночь остается только оперативный.
Таким образом, мое сотрудничество с тематическим порталом EnergoBelarus.by было довольно успешным – около 72 статей за три года. Мои статьи видели, читали, узнавали. Со временем назрела ситуация, когда писать, говорить о работе энергосистемы, о ее деятельности стало повседневной необходимостью. Причем непросто посредством газеты, сайта, а еще и какими-то другими способами. Так, меня пригласили работать в «Белэнерго».
- Какая из статей Вам запомнилось больше всего?
- Запомнилась статья «Конец света, или Памятка потребителю электроэнергии». Она вышла популярном белорусском сайте с рекордом посещаемости. Статья, которая позже получила свое продолжение, в доступной форме рассказывала о том, «кто виноват» (улыбается). В первом материале предлагалось пошаговая инструкция (вплоть до актуальных телефонов) в зависимости от проживания в многоквартирном или в частном доме, а также в тех случаях, когда перебои с подачей электроэнергии случились на предприятии. В большей степени статья была рассчитана на жителей крупных городов. Оба материала вызвали бурные, но положительные обсуждения. Но самой знаковой в части дальнейшей судьбы была статья «Реформа Белорусской энергетики. Причины. Ожидания».
Кроме того, одним из интереснейших проектов в жизни за последнее время стало участие в работе над художественным фильмом «Держись за облака» – про бригаду электромонтажников высоковольтных линий.
Познакомились мы с режиссером картины Романом Гапанюком в Бресте на международных соревнованиях служб ЛЭП. Он очень увлекся темой непростой профессии энергетиков, которые работают на высоте. Мне тоже данная тема близка и интересна, так я был приглашен работать над фильмом (над сценарием, над элементами постановки). Я помогал советом и стал консультантом картины. Мне очень интересно было окунуться в мир кино, посмотреть изнутри, как делается художественный фильм.
Со съемок художественного фильма «Держись за облака»
Сам прошел в одном эпизоде через съемку десяти дублей одноминутной сцены, прочувствовал сложность работы съемочной группы.
Мне бы хотелось уделить больше времени картине и творчески оспорить некоторые моменты в сценарии. Но сам понимаю, что иногда в кино многое выглядит не так как в жизни.
- По сути, вы кардинально изменили вид деятельности, который Вам не только нравился, но и приносил необходимый адреналин. Ощущаете ли Вы сейчас нехватку острых ощущений?
- Моя нынешняя работа в информационно-аналитическом отделе не менее важная и необходимая. В какой-то степени я могу отождествлять ее с предыдущей работой: ровно также моя нынешняя деятельность делится на 2 части – «аварийную» и плановую.
Плановая – это когда в текущем режиме нужно сообщить о работе энергосистемы – подготовить все новости дня о текущей деятельности, важных семинарах, технических совещаниях по актуальным вопросам, международных встречах, оказать методическую помощь региональным представителям, ответить на запросы представителей СМИ.
«Аварийная» работа заключается в том, чтобы в случае нештатных ситуаций достоверно, четко и оперативно донести информацию до потребителей, при необходимости успокоить их. Можно сказать, что моя нынешняя работа помогает моим коллегам инженерам: им поступает меньше звонков, а значит, у них остается больше времени на то, чтобы заниматься своей непосредственной деятельностью. Но моя нынешняя работа уже более командная, чем предыдущая. Если диспетчер самостоятельно командует в своей операционной зоне, единолично принимает решения и берет всю ответственность на себя, то сейчас я работаю с командой профессионалов, которую мне посчастливилось возглавить.
- Можно ли полагать, что информационный центр (информационно-аналитический отдел) «Белэнерго» является первым «щитом» между потребителями и энергетиками, ведь именно он призван отвечать на вопросы потребителей, а в некоторых случаях заранее предупреждать данные вопросы?
- Мы не являемся сall-центром, но большую часть злободневных вопросов нам все же удается снять. Возможно, мы и первый «щит», однако мы не закрываем все тысячи звонков, которые поступают в диспетчерские службы. Мы на данном этапе скорее первый рубеж между представителями СМИ и энергетикой. Многие граждане традиционно звонят в диспетчерские службы электросетей, в энергосбыт, но уже некоторые предпочитают получают информацию от «Белэнерго» через различные источники в интернете (сайт, соцсети), сегодня именно там можно найти ответы на многие злободневные вопросы.
Не могу сказать, что за время моей работы мне удалось произвести информационную революцию, однако некоторые положительные сдвиги в данном направлении все же отмечаются. К примеру, начали работать регионы: в каждой области (областной энергосистеме) появился представитель, отвечающий за работу по связям с общественностью и СМИ. Все это стало возможным благодаря пониманию и поддержке руководства «Белэнерго» в лице генерального директора Евгения Олеговича Воронова. Который, как ни кто другой, четко осознает вызовы времени по всем направлениям: и по техническому переоснащению энергосистемы, и по информационному сопровождению деятельности.
Политика нашего отдела заключается в том, чтобы люди, ответственные за СМИ, были сами максимально информированы и подготовлены, у них должно быть прямая связь с коллегами оперативниками из областной диспетчерской службы. Как она будет осуществляться – через SMS, по электронной почте или по телефон (мессенджеру), не имеет значения, важно, чтобы она была оперативной. Пока мы с вами говорили, мне пришло сообщение, о том, что в одном из городов у некоторых потребителей нарушалось электроснабжение (смотрит в телефон).
Что касается адреналина, он не исчез, он стал другим, его интенсивность уменьшилась, однако диапазон чувств увеличился. Во времена моей работы в диспетчерской службе количество звонков в день могло достигать 500-600, сейчас один звонок от крупного информагентства/сайта/издания с количеством читателей в несколько тысяч или миллионов человек налагает иную, более высокую, меру ответственности перед коллегами и перед потребителями энергии.
- Как в данном случае происходит координация действий областных представителей вашей структуры?
- В кризисной ситуации наш информационно-аналитический отдел вступает в действие всегда (с методической помощью регионам), а выдает информацию только тогда, когда ситуация выходит из регионального масштаба на республиканский, и/или резонанс по которой может быть очень большой. Скажем, прошел сильны ветерок по Витебской области – это региональный масштаб, информирование о последствиях которого для энергосистемы могут организовать на месте в Витебске. А вот если ветер затронул несколько областей, это уже республиканский масштаб, об этом можно и нужно рассказать на уровне страны.
По текущей работе помимо основного сайта «Белэнерго» и сайтов каждого «Облэнерго», где можно почерпнуть достоверную информацию о любом значимом событии в сфере энергетики страны, мы (в Минске) и каждая областная энергосистема ведет страницы в Твиттере, Фейсбуке и в других социальных сетях.
- Как вы считаете, чего не хватает белорусской энергетике?
- Буду отвечать за информационную часть. Прежде всего, понимания в широком смысле. Мы не стремимся заставить, убедить потребителей нас любить, жалеть или сочувствовать, мы хотим, чтобы население понимало, что работа энергетиков важна, сложна и ответственна.
Кроме того, хотелось бы, чтобы появился реальный республиканский call-центр, отвечающий за информирование населения по всем энергетическим вопросам (подключение к сетям, нарушения в работе, расчеты), а пока, как я уже отмечал выше, в каждой из областей Беларуси трудится по одному человеку, ответственному за связи с общественностью и СМИ. К сожалению, я считаю, этого недостаточно.
- Как Вы относитесь к строительству Белорусской АЭС?
- Это необходимая задача в решении вопроса об энергетической безопасности Беларуси. Для страны, не имеющей в достаточном количестве энергетических ресурсов, данный вариант является наиболее оптимальным.
Белорусская АЭС, г. Островец
Да, многие любят апеллировать к тому, что БелАЭС – полностью российский проект, как и ядерное топливо, которое в последующем будет использоваться на станции, но это топливо, в отличие от газа, имеет долгий период расходования после одной загрузки. Поэтому строительство собственной атомной электростанции – это уход от мгновенного закрытия «вентиля».
- Что бы вы пожелали своим коллегам энергетикам в текущем году?
- Хотелось бы пожелать коллегам удержать темпы развития 2016 года, когда энергосистема достигла рекордных технико-экономических показателей за всю историю наблюдений: удельный расход топлива на выработку энергии, а также расход энергии на ее транспортировку были снижены и стали лучшими в СНГ.
Хочу пожелать смелости при реализации самых амбициозных проектов, решительности при внедрении новшеств и желания постоянно совершенствоваться, учиться.
Основные слагаемые успехов и достижений в энергетике – это коллективная работа профессионалов (более 60 000 человек) под управлением грамотного руководства. И еще я бы хотел поблагодарить всех, кто помог и сейчас помогает мне получать те знания и навыки, которые я применяю в ежедневной работе!
Новости компаний 28.11.2024
Новости компаний 26.11.2024
Новости компаний 20.11.2024
Новости компаний 28.10.2024
Новости компаний 23.01.2024
Технологии 03.12.2024
Технологии 13.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также