Энергетика Республики Беларусь: сила потенциала и эффекты госпрограмм

Энергетика Республики Беларусь: сила потенциала и эффекты госпрограмм
Через три года в Республике Беларусь запустят первый блок атомной электростанции, которая уже сегодня служит примером энергетики будущего.

Первая в этой стране АЭС будет в корне отличаться от большинства существующих. Особый проект, особые условия и участники – пожалуй, эти характеристики не случайно относятся именно к Беларуси, индивидуальной со всех сторон, включая географию, экономику и взаимоотношения с другими странами.

Об участии страны в Евразийском экономическом сообществе (ЕАЭС), стратегии и отраслевых договоренностях, глобальных международных проектах и локальных решениях, обладающих большим потенциалом роста, мы побеседовали с первым заместителем министра энергетики Республики Беларусь Леонидом Шенцом.


Продуктивное сотрудничество

– В начале января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный лидерами Беларуси, Казахстана и России. Таким образом, страны – участницы этого договора переходят на новый этап сотрудничества, ведущий к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В начале года в союз вступили еще две страны – Армения и Киргизия. Каким в перспективе видит такое сотрудничество Беларусь?

– В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высшим Евразийским экономическим советом в мае этого года утверждена концепция и до 1 июля 2016 года будет утверждена программа формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза. После этого государства – члены ЕАЭС заключат международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка с последующим вступлением в силу этого договора не позднее 1 июля 2019 года.

Формирование общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется с учетом взаимоотношений государств-членов, определяемых международными договорами, особенностей функционирования и развития электроэнергетических рынков государств-членов, приоритетного обеспечения электрической энергией внутренних потребителей государств-членов, а также мирового опыта формирования общих электроэнергетических рынков.

Стоит отметить, что в концепцию включено особое мнение белорусской стороны, учитывающее детали функционирования национальной энергосистемы в условиях моноресурсности и зависимости от внешних поставок природного газа, определяющее этапность участия белорусской стороны в объединенной энергосистеме (ОЭР Союза).

Функции общего электроэнергетического рынка Союза состоят из соблюдения баланса экономических интересов субъектов общего электроэнергетического рынка Союза и равновесия спроса и предложения на электрическую энергию на основе конкурентного цено­образования.

Однако, говоря об электроэнергетическом рынке, необходимо помнить, что наряду с экономическими и структурными принципами его формирования существенное место занимают технические условия. На ОЭР Союза такие условия выделены в принципах об использовании технических и экономических преимуществ параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов с соблюдением взаимосогласованных условий параллельной работы и обеспечением беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике в пределах технической возможности при условии приоритетного использования услуг для внутренних потребностей участников.

Вопрос технической возможности передачи электроэнергии между государствами-членами – одно из существенных условий работы рынка, особенно с учетом отсутствия у Армении географических границ с другими странами ЕАЭС и наличия у Киргизии границы только с одной страной Союза – Казахстаном. Прогноз развития ОЭР Союза предполагает увеличение операций между участниками рынка. В связи с этим стороны предусматривают в перспективе необходимость развития межгосударственных электрических сетей. Концепция формирования ОЭР Союза содержит контурные разделы о взаимодействии государств в данном вопросе и привлечении инвестиций. Более глубокая проработка будет выполнена при подготовке Программы формирования ОЭР Союза. Однако решения о строительстве межгосударственных линий электропередачи должны приниматься в первую очередь на основе сигналов, формируемых самим рынком.

Республика Беларусь, приняв на себя обязательства участвовать в создании общего электроэнергетического рынка, рассчитывает на возможность в будущем как покупки определенных объемов электроэнергии на общем рынке по конкурентным ценам, так и ее продажи с учетом ввода Белорусской АЭС. Увеличение числа участников ОЭР Союза создает условия для развития конкуренции.


Не монополия, а многоплановость

– Есть мнение, что в Беларуси энергетика – государственная монополия. Это правда?

– Белорусская энергетическая система – это постоянно развивающийся, высокотехнологичный комплекс, состоящий из шести областных энергосистем (РУП-облэнерго); предприятий, осуществляющих единое централизованное оперативно-диспетчерское управление энергосистемой – РУП «ОДУ»; организаций, осуществляющих строительство, монтаж, ремонт, наладку и реконструкцию объектов электроэнергетики, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, проектирование и строительство объектов электроэнергетики. Общее руководство энергетическим комплексом осуществляет Министерство энергетики Республики Беларусь. Функции управления хозяйственной деятельностью Белорусской энергосистемы возложены на государственное производственное объединение электроэнергетики ГПО «Белэнерго», подчиненное Министерству энергетики. ГПО «Белэнерго» осуществляет производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.

Сферами естественных монополий считаются передача и распределение электрической энергии, согласно статье 3 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О естественных монополиях». Такую деятельность осуществляют в Республике Беларусь шесть областных республиканских унитарных предприятий электроэнергетики – РУП-облэнерго. Указанные РУП-облэнерго включены в государственный реестр субъектов естественных монополий.

Производство энергии не отнесено к сфере естественных монополий, и поэтому, кроме выработки энергии на электростанциях ГПО «Белэнерго», ее производство осуществляется и другими энергоисточниками, не входящими в состав объединения. Так, электропотребление республики за 2014 год составило 38 миллиардов кВт-ч, из которых на энергоисточниках ГПО «Белэнерго» выработано 31,6 миллиарда кВт-ч, что составляет 82 процента.

Отпуск тепловой энергии от источников ГПО «Белэнерго» за 2014 год составил 34,4 миллионов Гкал, что составляет порядка 50‑55 процентов от суммарного отпуска тепла, произведенного в республике.

– Какова тарифная политика в белорусской электро- и теплоэнергетике?

– В соответствии с указом президента РБ «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов)» (февраль 2011 года) тарифы на энергию, отпускаемую энерго­снабжающими организациями ГПО «Белэнерго», подлежат государственному регулированию.

А именно: регулированию подлежат тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей реального сектора экономики, которые регулируются Министерством экономики; и тарифы на электрическую и тепловую энергию для населения, устанавливаемые Советом Министров республики.

Порядок формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями ГПО «Белэнерго», определен Положением о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь в марте 2014 года «Об утверждении положения о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию».

Тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей реального сектора экономики устанавливаются в соответствии с Декларациями об уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики «Бел­энерго» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые регистрируются Департаментом ценовой политики Министерства экономики.

И импорт, и экспорт

– Может ли Белорусская энергосистема самостоятельно обеспечить экономику и население электроэнергией, либо есть необходимость в поставках извне? 

– В Республике Беларусь достаточно энергетических мощностей для покрытия собственного потребления и экспорта электроэнергии. Импорт электроэнергии в республику осуществляется исходя из его экономической целесообразности, в целях повышения энергетической безопасности и диверсификации топливно-энергетического баланса Белорусской энергетической системы.

Следует отметить, что Беларусь ежегодно снижает импорт электроэнергии. Согласно заключенным контрактам, объем импорта электроэнергии в 2015 году составит 2,8 миллиарда кВт-ч. Поставки электроэнергии осуществляются из Российской Федерации на гарантированной основе. В 2016 году объем импорта электроэнергии может составить порядка 2,5 миллиарда кВт-ч.

В этом году экспорт электроэнергии из Беларусь осуществляется в литовскую зону энергобиржи Nordpoolspot в соответствии с правилами торговли электроэнергией в странах Балтии. По установленным на Nordpoolspot правилам, поставки электроэнергии в Литву из «третьих» стран (Россия, Беларусь) могут осуществляться в режиме «на сутки вперед» и не предполагают заключения долгосрочных контрактов. В этой ситуации объем экспорта электроэнергии белорусского производства в Литву в 2015 году будет определяться конъюнктурой цен на электроэнергию в Республике Беларусь, странах Балтии и Российской Федерации, а также проводимой в странах Балтии стратегией по поддержке и датированию собственных производителей электроэнергии. Объем экспорта электроэнергии за восемь месяцев 2015 года составил 113 миллионов кВт-ч.

Экспорт электроэнергии в 2016 году аналогично 2015 году будет осуществляться в режиме «на сутки вперед» в литовскую зону энергобиржи Nordpoolspot, а также в страны Балтии (Литву, Латвию, Эстонию) и Российскую Федерацию в случае оказания аварийной взаимопомощи.
При этом необходимо отметить, что в конце 2015 года Литва планирует ввести в эксплуатацию новые соединения между Литвой и Польшей (500 МВт) и Литвой и Швецией (700 МВт), которые соединят энергосистемы стран Балтии и Северо-Западной Европы. Таким образом, появятся новые векторы торговли между Литвой, Скандинавией и Северо-Западными европейскими странами. При этом страны Скандинавии обладают значительным гидропотенциалом, а в структуре генерации Швеции 24 процента составляют АЭС и 40,8 процента – ГЭС.

Что действует и что строится

– Расскажите, пожалуйста, о крупнейших энергообъектах Беларусь. Как распределяются их ресурсы потребителям?

– На начало 2015 года производственный потенциал энергосистемы Республики Беларусь представлен электростанциями общей установленной мощностью 10 035 МВт, из которых 9326 МВт – на электростанциях ГПО «Бел­энерго», в том числе 9298,2 МВт – на 41 тепловой электростанции, работающих на природном газе, мазуте и местных видах топлива, и 27,8 МВт – на 23 энергоисточниках, работающих на возобновляемых источниках энергии (вода, ветер); 709 МВт установлено на 206 энергоисточниках потребителей и отпускающие электроэнергию в сеть энергосистемы. Электрическая сеть белорусской энергосистемы включает в себя линии электропередачи напряжением 0,4‑750 кВ общей протяженностью около 240 тысяч километров. Линии электропередачи напряжением 220‑750 кВ являются системо­образующими для энергосистемы и обеспечивают межсистемные связи с энергосистемами России, Украины, Польши и Литвы.

Основу генерирующих мощностей республики составляют девять теплофикационных электростанций.

Кроме того, в формировании баланса генерирующих мощностей участвуют электрогенерирующие установки потребителей (блок-станции) и электростанции на возобновляемых источниках энергии.

Экономические отношения по оптовой торговле электрической энергией в Республике Беларусь в настоящее время складываются следующим образом. ГПО «Белэнерго» покупает всю импортируемую электроэнергию, а также всю избыточную электроэнергию от РУП-облэнерго. Рассчитывается средневзвешенный тариф, по которому электроэнергия продается оптовым покупателям, а именно региональным (областным) дефицитным республиканским унитарным предприятиям электроэнергетики.

Организация розничного рынка электроэнергии и поставка потребителям внутри каждого региона (области) производится РУП-облэнерго, расположенным в данной области. Основную долю в структуре потребления электро­энергии по ГПО «Бел­энерго» составляет промышленная группа потребителей. Полезный отпуск электрической энергии потребителям по ГПО «Белэнерго» за 2014 год составил 29,8 миллиарда кВт-ч, в том числе: доля промышленности составила 55 процентов; непромышленных потребителей 14 процентов; населения – 23 процента; сельскохозяйственных потребителей – 5 процентов; прочих потребителей – 3 процента.

– Как решается проблема износа энергетических мощностей и модернизации отрасли? Известно, например, что экономический эффект от реализации двух гос­программ по развитию белорусской энергосистемы составит более 600 миллионов долларов. О каких программах идет речь?

– Речь идет о Государственной комплексной программе модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года и Государственной программе развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года, направленных на развитие Белорусской энергетической системы.

С момента начала действия этих программ реализован ряд крупных инвестиционных проектов. В период 2011‑2014 годов введено 1833,6 МВт высокоэффективных генерирующих мощностей. Только за 2014 год в энергосистеме введено 1107 МВт, или свыше 10 процентов от установленной мощности энергосистемы страны. При этом выведено из эксплуатации неэкономичного устаревшего оборудования, требующего огромных затрат на их обслуживание и ремонт, общим объемом 700 МВт.

Наиболее крупными проектами данной программы являются: строительство парогазовых блоков мощностью порядка 400 МВт на Минской ТЭЦ-5 (введен в 2012 году), на Березовской ГРЭС (введен в марте 2014 года), на Лукомльской ГРЭС (введен в мае 2014 года).

Наряду с модернизацией и развитием электростанций реализуются проекты с использованием местных видов топлива и возобновляемых источников энергии. Введены в эксплуатацию Гродненская ГЭС 17 МВт, мини-ТЭЦ в городе Барань Витебской области 3,25 МВт. Ведется сооружение Полоцкой и Витебской ГЭС, мини-ТЭЦ в Лунинце Брестской области.

В итоге нам удалось повысить уровень использования местных топливно-энергетических ресурсов; значительно снизить износ основных производственных фондов – с 60 до 40,4 процента; улучшить пороговые уровни индикаторов энергетической безопасности, существенно повысить надежность работы энергосистемы. И наконец, проведенные в 2006‑2014 годах мероприятия позволили ввести в эксплуатацию 2350 МВт качественно новых, высокоэффективных генерирующих мощностей, а также сэкономить около 3 миллионов ту.т. Полученная экономия достигнута в первую очередь за счет снижения удельных расходов топлива на отпуск электрической энергии с 274,6 г у.т. / кВт-ч в 2006 году до 246,8 г у.т. / кВт-ч в 2014 году (или 27,2 г у.т. / кВт-ч); тепловой энергии соответственно с 168,44 кг у.т. / Гкал до 167,55 кг у.т. / Гкал; технологического расхода энергии на транспорт в электрических сетях с 11,25 в 2006 году до 9,35 процента в 2014 году, в тепловых сетях с 9,91 до 9,34 процента.

Экономический эффект от реализации программ и мероприятий в энергосистеме оценивается примерно в 600 миллионов долларов США.

Наряду с этим успешно реализуется проект строительства атомной электростанции, что позволит заместить порядка 5 миллиардов кубометров природного газа в топливном балансе страны.

В перспективе до 2020 года в Республике Беларусь будут реализованы как общие стратегические отраслевые цели в направлении энергоэффективности и энергобезопасности, так и мероприятия по сбалансированному развитию объектов энергетики, совершенствованию тарифной политики, интеграции АЭС в баланс энергосистемы и др.

Отмечу, что в части сбалансированного развития объектов энергетики планируется ввод в эксплуатацию двух блоков на Белорусской АЭС суммарной мощностью 2400 МВ.

В развитии электрических сетей особое внимание будет уделено строительству и реконструкции ВЛ 330 кВ для выдачи мощности от Белорусской АЭС, а также ряда других ВЛ 330 кВ и подстанций (330 и 750 кВ), электрических сетей 0,4‑10 кВ в объеме около 1500 километров, перевода сетей 35 кВ и 220 кВ на напряжение 110 кВ и 330 кВ.

Время инноваций

– Вы упомянули о планах в сфере возобновляемой энергетики. А какие проекты в этом направлении внедряются уже сейчас?

– Учитывая зависимость Беларуси от импорта природного газа, в республике осваиваются другие источники выработки энергии. В последние годы в стране реализовано более 12 инвестиционных проектов по строительству энергоисточников, использующих местные виды топлива. В их числе работающие на местных видах топлива (древесной щепе, торфяном топливе) – Пинская ТЭЦ, Белорусская ГРЭС, Осповичская ТЭЦ, Речицкая мини-ТЭЦ, а также Вилейская, Пружанская, Жодинская, мини-ТЭЦ «Барань», Бобруйская ТЭЦ-1. Последняя, кстати, использует отходы гидролизного производства.

Кроме того, в стране действует 46 гидроэлектростанций, из которых 23 входит в систему ГПО «Бел­энерго». Из них самая крупная – Гродненская ГЭС мощностью 17 МВт. В 2013 году на данной ГЭС было получено 91 миллион кВт-ч электроэнергии, что равняется ее суточному потреблению нашей страной в летнее время. Сегодня мы строим Полоцкую и Витебскую ГЭС. Идет поиск инвесторов для строительства в 2016‑2020 годах ГЭС на реках Неман, Днепр и Западная Двина: Немновской, Бешенковичской, Оршанской, Верхнедвинской, Шкловской и Могилевской ГЭС. Потенциал гидроресурсов, который может быть вовлечен в производство электроэнергии, по оценкам экспертов, составляет порядка 250 МВт.

Если говорить о биогазовых установках, то в их эффективности убедились многие предприятия Минсельхозпрода и Минприроды, поэтому таких источников в стране строится все больше. Из 12‑13 имеющихся в стране биоустановок одна была построена в хозяйстве, входящем в структуру Мин­энерго, – агрофирме «Лебедево». Кроме того, данные установки работают также в агрокомбинате «Снов», сельхозпредприятии «Совхоз-агрофирма «Рассвет» Могилевской области, ОАО «Беловежский» Брестской области, ОАО «Гомельская птицефабрика». Работают биоустановки, в том числе и на свалочном газе: две на полигонах под Минском и по одной в Полоцке и Витебске.

В белорусской энергетике задействована и сила ветра. По состоянию на 1 августа 2015 года общая установленная мощность ветроэнергетических установок (ВЭУ) в республике составила 34,6 МВт. За семь месяцев текущего года ими выработано 21,2 миллиона кВт-ч электроэнергии. Кстати, первая ВЭУ, соответствующая лучшим аналогам Европы, мощностью 1,5 МВт была введена РУП «Гродноэнерго» в 2011 году в Новогрудском районе в поселке Грабники. Для дальнейшего развития ветроэнергетики здесь намерены построить целый ветропарк.

В настоящее время мы работаем над тем, чтобы упорядочить систему реализации проектов по строительству установок на основе ВИЭ, а также повысить их привлекательность – на этом направлено принятое в августе месяце очередное постановление правительства РБ. Его реализация будет способствовать выполнению требований Указа Президента «Об использовании возобновляемых источников энергии». До 2019 года планируется ввести в эксплуатацию дополнительно 215 МВт электрических мощностей установок по использованию возобновляемых источников энергии.

Минэнерго прорабатывает вопрос использования торфяного топлива на Мозырской ТЭЦ. В конце 2015 года запланирован запуск ТЭЦ на местных видах топлива в Лунинце.

За счет средств инновационного и инвестиционного фондов Мин­энерго реализуются пилотные проекты по замещению импортируемого каменного угля торфяным топливом на предприятиях цементной промышленности в объеме порядка 200 тыс.т у.т. В ближайшей перспективе запланирована реконструкция Новополоцкой ТЭЦ с выводом неэффективного оборудования и внедрением новой технологии, предусматривающей использование альтернативного топлива – нефтяного кокса, получаемого при глубокой переработке нефти на установке замедленного коксования ОАО «Нафтан». Предусматривается строительство котлоагрегата на указанном топливе с общим объемом замещения импортируемых энергоресурсов порядка 230 тыс. т у.т. в год (около 202 миллионов кубометров природного газа).

– Одним из ярких примеров инновационных проектов считается БелАЭС, которую уже назвали примером энергетики будущего. Расскажите о не подробнее.

– Да, это так. Для реализации проекта строительства АЭС в Республике Беларусь выбран российский проект «АЭС-2006» нового поколения «три плюс». Проект соответствует самым строгим нормам и рекомендациям МАГАТЭ и отличается повышенными характеристиками безопасности. В проекте применяются самые современные средства и системы безопасности: четыре независимых канала систем безо­пасности (дублирующие друг друга), устройство локализации расплава, двойная защитная оболочка здания реактора, система удаления водорода, системы пассивного отвода тепла; предусмотрена защита станции от разнообразных внешних воздействий. Строительство АЭС в республике позволит укрепить энергетическую безопасность, снизить себестоимость производства электроэнергии, а следовательно, и рост тарифов на ее отпуск, уменьшить выбросы парниковых газов и др.

Совместный с Россией проект уже подкреплен межправительственными соглашениями, в том числе о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях, о строительстве АЭС на территории Республики Беларусь, о предоставлении Белоруссии государственного экспортного кредита для строительства АЭС и о сотрудничестве в сфере ядерной безопасности.

В настоящее время разработана и утверждена проектная документация Белорусской АЭС в составе двух энергоблоков общей мощностью порядка 2400 МВт. Ввод в эксплуатацию первого энергоблока запланирован в 2018 году, а второго – в 2020 году.

Сейчас работы ведутся на всех основных зданиях и сооружениях первого и второго энергоблоков Белорусской АЭС, а также на вспомогательных объектах. Их выполняет двадцать одна субподрядная организация, в том числе российские. В настоящее время на сооружении АЭС задействовано более четырех тысяч человек.

В рамках государственной про­граммы подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008‑2020 годы ведется набор специалистов, необходимых для работы в сфере ядерной энергетики, а также ведется подготовка молодых специалистов в ведущих вузах Республики Беларусь и организованы стажировки педагогов и студентов за рубежом. Реализация ядерной энергетической программы Республики Беларусь осуществляется с использованием мирового опыта и в тесном сотрудничестве с Россией как стратегическим партнером по проекту строительства АЭС, а также в сотрудничестве с МАГАТЭ, Всемирной ассоциацией операторов атомных электростанций (ВАО АЭС) и другими международными организациями.


Энергетика Республики Беларусь: сила потенциала и эффекты госпрограмм

Интервью подготовила: Ирина КРИВОШАПКА
  • Дата публикации: 30.10.2015 10:45
  • 2121

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться