Инновации в строительстве Республики Беларусь в 2020 году: технологии, решения, объекты

В рамках пресс-конференции, состоявшейся 24 июня в Доме прессы (Минск, ул. Богдана Хмельницкого, 10 «А»), эксперты Республики Беларусь в области строительства обсудили ключевые направления развития отрасли.

DSC09799.jpg

Главный инженер Государственного предприятия БЕДЛГИПРОДОР Невмержицкий Петр Петрович на примере объектов 2019-2020 гг. рассказал о текущей ситуации и перспективах развития дорожного и мостового строительства Республики Беларусь.

По словам специалиста, за прошедшие годы в дорожной отрасли страны был реализован ряд знаковых объектов, в том числе выполнена реконструкция автомобильной дороги М6 (бесперебойное движение транспортных средств от Минска до Гродно осуществляется по четырем полосам), реализован ряд проектов по строительству мостов с металлическим основанием (это позволяет облегчить конструкцию и в то же время способствует оперативному возведению моста), реанимирована технология строительства дорог с цементно-бетонным покрытием (применялась в 80-е годы, но была незаслуженно забыта).

В ближайшей перспективе дорожную отрасль Беларуси ожидает реализация глобальных проектов, в числе которых замена мостовых сооружений, исчерпавших свой ресурс. Из 33 аварийных мостов 22 наделены статусом первоочередных. Кроме того, ожидается инвестиционный проект по реконструкции автомобильной дороги М3 в направлении Витебска. Задачей текущего года является ремонт участка дороги до 56-го километра.

Принято решение о подготовке инвестиционного проекта по реконструкции дороги М1 под автомагистраль. Ориентировочные сроки реализации проекта – до 2030 года.

DSC09733.jpg

ОАО «Минскметропроект» в лице главного инженера Полищука Виктора Петровича представило комплекс систем автоматизированного управления информационными потоками, основанными на базах знаний проектных организаций.

В течение сорока лет ОАО «Минскметропроект» занимается проектированием минского метро общей протяженностью более 40 километров и подземных сооружений Российской Федерации. Организация принимала участие в развитии инфраструктуры города Сочи в преддверии Олимпийских игр, проектировала тоннели в Москве, в Уфе и на Кавказе.

Ориентироваться в больших объемах работ и ресурсов позволяет правильная система управления. В ее основе лежит программное обеспечение, посредством которого осуществляется связь между администрацией и отделами, налаживается своевременный документооборот и архивирование. Суть такого подхода базируется на том, чтобы строительные проекты не были разбросаны по компьютерам проектировщиков, а в скомпонованном виде принадлежали организации. Это позволяет получать безбарьерный доступ к необходимым файлам и влияет на систему управления организации в целом.

DSC09744.jpg

Автоматизированная система управления предприятием охватывает все информационные потоки – административные, экономические, инженерно-технические, производственно-технологические.

DSC09729.jpg

С коротким докладом о внедрении «умных технологий» в систему торгово-развлекательного комплекса TRINITI (г. Гродно) выступил Фирсов Денис Валерьевич, заместитель директора по техническим вопросам ООО «Тринити Инвест».

Из выступления следовало, что в основе многофункционального комплекса TRINITI в Гродно – торгово-развлекательный центр типа «Акропролис» (Литва). Конструктивной особенностью сооружения является зенитный фонарь в основании купола – он не традиционный круглый, а треугольный. Это обусловлено тем, что купол появился уже в процессе реализации здания. Использование при строительстве сборно-железобетонных большепролетных плит позволило достичь свободной планировки комплекса, что добавило ему функционального объема.

Комплекс TRINITI – это автоматизированный и безопасный объект. Электроника на базе Schneider Electric управляет и осуществляет непрерывный контроль над освещением (как внутренним, так и наружным), отоплением, кондиционированием, вентиляцией. Все параметры настраиваются и работают по алгоритмам в зависимости от температуры и освещения на улице (возможно удаленное управление с помощью гаджетов). Здание отвечает требованиям энергоэффективности и комфорта. В случае возникновения необходимости посредством программного обеспечения работа ТРЦ переводится в наиболее оптимальный для него режим.

В автоматическом порядке работает и современная система дымоудаления, что позволяет в экстренных ситуациях оперативно и безопасно эвакуировать людей из помещения.

DSC09738.jpg

Порошин Дмитрий Александрович, главный инженер ООО «ВКЛ-проект» – организации, которая занималась проектированием комплекса TRINITI – продолжил выступление коллеги рассказом о технической части строительства.

Оказывается, рельеф строительной площадки был достаточно сложным для объекта. Перепад высот в крайних точках составлял порядка 13 метров. Чтобы нивелировать эту разницу и максимально выгодно вписать здание в существующую застройку, потребовалось возведение опорных стен. Только на эти цели было израсходовано 900 м3 бетона.

ТРЦ имеет два паркинга – двухэтажный передний и трехэтажный задний. Не секрет, что особенностью любого паркинга является большое количество колонн. Последние замедляют движение автомобилей, ограничивают их мобильность. Специалисты, работающие над инженерным проектом ТРЦ TRINITI, заложили возможность увеличения пролетов между колоннами до 16 метров. Реализация амбициозного проекта стала возможной благодаря использованию железобетонных плит Betonika.

Сократить сроки монтажа 21-й тысячи элементов до полутора лет позволила технология болтовых соединений.

DSC09782.jpg

Коротко об особенностях логистики и возникших сложностях в период строительства объекта резюмировала Аблажевич Евгения Михайловна, директор ООО «Тринити Инвест».

Поскольку основными поставщиками крупногабаритных изделий для сооружения ТРЦ был польско-литовский концерн Betonika, то транспортировка их в Беларусь осуществлялась медленно – всего по две-три единицы за раз. А для доставки литых лестничных пролетов потребовалась нестандартная специализированная техника. На реализацию проекта в совокупности было затрачено 120 млн евро.

ТРЦ интересен не только с технологической и технической позиций, он интересен сточки зрения опоясывающей его транспортной инфраструктуры. Объект расположен на пересечении двух крупных магистралей, пропускная способность которых после введения ТРЦ в эксплуатацию неминуемо снизилась бы. Поэтому в самом начале пути специалистами было принято решение о реконструкции трех участков дорог – существенное расширение дорожного полотна двух проспектов, а также строительство части дороги, которая бы их связала. Предпринятые меры позволили сделать движение к объекту круговым с возможностью заезда на его территорию с четырех сторон.

Для посещения Центра местными жителями реализованы две остановки общественного транспорта. Международное и междугороднее сообщение осуществляется благодаря работе стационарной точки с оператором.

DSC09743.jpg

Винников Глеб Михайлович – заместитель директора ООО «Пенетрон-Бел» – рассказал о новых и проверенных стандартах качества в области гидроизоляции и ремонта зданий и сооружений.

В частности, речь шла о материале Пенетрон, который применяется более 50 лет в 100 странах мира, и о ремонтных составах линейки «Скрепа» белорусского производства.

Так, в 2015 году был успешно реализован и запущен завод под Гомелем, который занимается производством ремонтных составов, в том числе для дорожного строительства. На предприятии успешно налажено производство материалов линейки «Скрепа». Они незаменимы при ремонте бетонных и железобетонных конструкций (при наличии полостей, дефектов, отдаления арматуры от бетона и проч.). За счет высокой адгезии, водонепроницаемости и морозостойкости составы позволяют качественно защитить поврежденный бетон, продлевая срок службы сооружений в целом.

В настоящее время ведущий научно-исследовательский институт БелНИИС готовит новый документ-рекомендацию, который с учетом использования тех или иных строительных материалов обеспечит застройщикам и проектировщикам возможность заранее рассчитывать полный цикл сооружений и таким образом избегать ошибок.

  • Материал подготовил: Александр БАРАНОВСКИЙ
  • Дата публикации: 25.06.2020
  • 4673

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться