Интеграторы евразийского пространства Важнейшие элементы геополитики – энергетика и транспорт

Интеграторы евразийского пространства Важнейшие элементы геополитики – энергетика и транспорт

Россия обладает крупнейшей территорией и ведущей экономикой Евразийского пространства, понимая под последним историческую общность Европы, России (которая входит в Европу, но также охватывает и Зауралье), Центральной Азии, Монголии и Китая.

Это страны с различным политическим укладом, технологическим уровнем и традициями национальных экономик, этническим и антропологическим составами и культурно-конфессиональными различиями населения. Однако они имеют давние исторические связи (триста лет все страны Евразии, кроме западноевропейских, входили в единую империю с центром в Монголии), включены в континентальный продуктообмен и миграцию населения. В евразийском разделении труда и геополитике у России много ролей; но транспортные связи, энергетика и добыча природных ресурсов, на наш взгляд, важнейшие.

Климатические и географические реалии России определяют ее уникальность в Евразии. Низкая среднегодовая температура имеет следствием ограничения комфортности проживания на большей части ее территории без отопления и утепления построек. Расстояния и зимние сложности обусловили высокие транспортные издержки внутри страны, поэтому при свободе внешней торговли существенная часть российской продукции изначально неконкурентна на мировых рынках. За исключением продуктов, преимущественно полезных ископаемых.

Повышенная ресурсоемкость и энергоемкость, большая потребность в средствах для производства потребительских благ приводят к тому, что себестоимость продукции возрастает по мере отдаления ее переделов от базовых сырьевых отраслей. В условиях конкуренции за капиталовложения Россия будет проигрывать борьбу за инвестиции даже при прочих равных условиях, а произведенный в России капитал будет вывозиться из страны. Именно это в настоящее время и происходит.

В дальнейшем эти процессы, по мнению ученых, будут вести к деградации инфраструктуры и сокращению коренного населения, вынужденного обслуживать только сырьевые и вспомогательные отрасли. Следует подчеркнуть мировую тенденцию: отрасли вторичной переработки переносятся сейчас туда, где труд дешевле, а людского потенциала много. Промышленность, сопряженная с потребностью в энергоресурсах и экологическими ограничениями, напротив, перемещается туда, где пока еще имеются слабо заселенные территории.

Известно, что для постоянного заселения малопригодны местности, в которых среднегодовая температура выше минус 2 градусов Цельсия. Поэтому Российское Зауралье, Сибирь делятся на обширные малозаселенные северные пространства и полосу на юге, где сконцентрировано население, вытянутую в широтном направлении на тысячи километров.

По логике именно на этой части климатически комфортной территории нашей страны и должны развиваться восточные системы расселения.

Но тогда нивелируются принципиальные экономико-географические целевые роли российского государства как поставщика энергоресурсов.

Транспортная миссия

Другая миссия России – транспортная, материальное обеспечение связующей роли между странами субконтинента.

Магистрали Восток–Запад – тот фактор, который в значительной мере определяет целостность России и ее роль транспортного «моста» Евразии. Прежде всего это Транссибирская магистраль – двухпутная железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными городами и промышленными центрами. В настоящее время Транссиб соединяет европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России. По официальной версии пропускные возможности Транссибирской магистрали полностью исчерпаны. Поэтому ведется строительство Байкало-Амурской магистрали. БАМ – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Основной путь Тайшет – Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 по 2003 год (ввод Северомуйского тоннеля – 15 343 м) Длина основного пути – 4287 км. К 2009 году объем грузоперевозок по направлению Тайшет–Тында–Комсомольск составлял примерно 12 млн. тонн в год. Несмотря на некоторое увеличение грузопотока в основном за счет Нерюнгринского угольного разреза, дорога остается нерентабельной. На 2009 год БАМ перевозил до 12 млн. пассажиров – чуть более 1% от среднероссийского. БАМ имеет чисто военно-стратегическое значение; экономически это самый затратный и неэффективный проект СССР и России.

Систему Транссиб–БАМ эффективно дополнит Северный морской путь – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная (с перспективой стать международной) транспортная коммуникация в Арктике. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет 14 тыс. км. (Альтернатива из порта Мурманска в порт Иокогаму, Япония, через Суэцкий канал – 23 тыс. км.)

Северный морской путь (СМП) сейчас обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых). Проектируется организация международного навигационного канала Европа–Япония– Китай и страны АТР.

В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна). Объединенная сеть железных дорог по перевозке нефтепродуктов, угля и иных твердых грузов – эта транспортная система и есть связующая ось общности Европа–Сибирь.

Ископаемые ресурсы

Запасы полезных ископаемых в России вполне соразмерны территории, хотя и не существует консенсуса по их коммерческой оценке. Специалисты РАН полагают: «Выявлены, разведаны и предварительно оценены запасы полезных ископаемых, потенциальная денежная ценность которых в текущих мировых ценах составляет около 30 триллионов долларов. Из них 32,2% приходится на долю газа, 23,3% – на уголь и горючие сланцы, 15,7% – на нефть. На рудное сырье –14,7%, в том числе 6,8% – на черные металлы, 6,3% – на цветные и редкие металлы и 1% – на золото, платину, серебро и алмазы».

Значительно выше (140,2 трлн. долл.) оценивается прогнозный потенциал. В его структуре полностью доминирует твердое топливо (79,5%), далее следуют газ (6,9%) и нефть (6,5%). На долю всех остальных видов полезных ископаемых приходится в совокупности 7,1%.

В России сосредоточено 5,5% мировых запасов угля – более 200 млрд. тонн. Большая часть находится в Сибири в области вечной мерзлоты. На стоимость добычи сильное влияние оказывают качество угля и особенно цена транспортировки. В целом по России цены колеблются в диапазоне 600–1300 руб. за тонну, на мировом рынке – 3500–3700 руб. за тонну (2010). Исходя из ценовых диапазонов российский уголь может стать генеральным грузом Северного морского пути.

Россия контролирует примерно треть мировых поставок природного газа и нефти. Россия занимает первое место в мире по запасам газа – 47 трлн. куб. м, Иран – второе место, 26 трлн. куб. м. В 2025 году спрос может достичь 730 млрд. куб. м. Доля импорта при этом повысится с 40 до 70%, что приведет к существенному усилению зависимости Европы от поставок газа из Зауралья и Центральной Азии.

Основные месторождения нефти и газа сейчас сосредоточены в Западной Сибири. Именно здесь расположена крупнейшая энергетическая агломерация России, формируются основные экспортные ресурсы страны. Устойчивость и само существование экономики России опирается на Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. (Данный термин и принципы государственного регулирования ЗСНГК как экономической агломерации в тогда существовавшей плановой системе предложен журналом «Вопросы экономики» в 1981 году.)

Узел интеграции

Тюменская область и сейчас – один из немногих динамично развивающихся регионов России. Применительно к теме данной статьи это ведущий интегратор евразийского пространства.

Другим ярким примером интегрирующей страну агломерации в арктической Сибири является Норильский промышленный узел, который оформлен в компанию ГМК «Норильский никель».

Важно подчеркнуть, что норильские месторождения угля на десятилетия обеспечивают энергетику и выплавку металлов комбината; уголь вывозится в навигацию по Северному морскому пути. Транспортные связи Норильска с большой землей осуществляются морским, речным путем (по Енисею) и авиацией. Норильская железная дорога – внутренняя система данной агломерации – в год перевозит 15 млн. т груза, ее развернутая протяженность – 333 км. Связи с единой сетью железных дорог страны внутренняя сеть комбината не имеет.

Бытует мнение, что подобные промышленные агломерации возможно создать и на других арктических территориях Восточной Сибири. По нашему мнению, в некоторых ограниченных случаях это возможно, но не как масштабная практика.

С другой стороны, в южных районах России практически отсутствуют рабочие места с высокой зарплатой и крайне дорого жилье. «Норильский никель» участвует в долгосрочной программе по переселению своих пенсионеров в благоприятные для жизни города страны, но если смотреть объективно, этих мер крайне недостаточно.

Примером трудностей, которые в наши времена ожидают инвесторов в арктических и просто неосвоенных районах, является проект «Нефть Восточной Сибири».

Нефтепровод протяженностью 4188 км должен соединить нефтяные месторождения Восточной Сибири и Новосибирской области с портом и НПЗ в заливе Находка, что позволит России выйти на рынки США и стран АТР. В 2010 году введена первая очередь – трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородина (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность – 30 млн. т в год. Половина нефти будет отправляться по железной дороге в Приморский край, 15 млн. т в год – поставляться в Китай. Начинают осваиваться разведанные месторождения Восточной Сибири.

Вананкорское – перспективное нефтегазовое месторождение на севере Красноярскго края (Туруханский и Таймырский районы). Для разработки месторождения создан вахтовый поселок Ванкор.

В Верхнечонском нефтяном месторождении в Иркутской области доказанные запасы на конец 2007 года составляли по российской классификации 201,6 млн. т нефти (С1 + С2) и 95,5 млрд. куб. м газа.

Верхне-Тарское нефтяное месторождение на севере Новосибирской области удалено от всех коммуникаций. Извлекаемые балансовые запасы – 32 млн. т нефти. В целом запасы нефти и газа Восточной Сибири сильно уступают западносибирским и уже разведанным месторождениям шельфов российской Арктики.

Итак, Россия – самое крупное сухопутное государство мира и обладает самым большим и холодным северным пространством (большим, чем в Канаде или Гренландии). География разъединяет регионы государства, но одновременно служит источником могущества.

Алексей Давыдович Хайтун - доктор экон. наук, профессор Института Европы РАН.

"Независимая газета" (Россия)


  • Дата публикации: 15.05.2012
  • 240

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться