Энергосбережение – прогрессивная модель поведения. Из опыта в Беларуси и за рубежом

Энергосбережение – прогрессивная модель поведения. Из опыта в Беларуси и за рубежом

Государства-участники Международного проекта по использованию ресурсов и энергии SPARE несколько лет назад приняли на себя обязательства по продвижению среди международной общественности идеи о необходимости экономии энергоресурсов. Казалось, что достучаться до самосознания современных потребителей непросто – банальные призывы к сознательности уже не трогают.

Социально прогрессивную модель поведения нужно уметь продавать, а это  значит эффективно рекламировать. Надо отдать должное,  кое-кто в эффектной пропаганде идей энергосбережения весьма преуспел. Журнал «Энергоэффективность» составил подборку реально существующей и по-настоящему интересной рекламы идей энергосбережения в разных странах, которая наводит на размышления.

 

Из рекламы сделали реалити-шоу

 

В Ванкувере (Канада) появилась необычная реклама, посвященная экономии энергии в быту. На улице в центре города установили два прозрачных контейнера, в каждом из которых поселили по актеру. В обоих контейнерах создана обстановка обычной жилой комнаты – есть телевизор, компьютер, освещение и прочие бытовые электроприборы. Но актер в одном контейнере использует все это разумно, а в другом – не экономит. Разницу в энергопотреблении в двух «комнатах» прохожие могут наблюдать на установленном рядом счетчике, который крутится в режиме реального времени. И эта разница заставляет задуматься.

 Экономический ущерб от неочищенной воды

решили натурализовать

 Рекламщикам из американского Феникса удалось совместить социальное с коммерческим. Задачей было убедить собственников домов использовать современное энергосберегающее оборудование для очистки воды, так как

известь и ржавчина забивают общественную канализацию и наносят ущерб местным бюджетам. Принять участие в финансировании проекта пригласили известного производителя водоочистного оборудования Culligan. Результатом

кампании стала огромная инсталляция на улицах города. Опору билборда использовали, чтобы натуралистично показать нелицеприятные внутренности старой канализации, забитой известью и ржавчиной. Получился почти экспонат из музея современного искусства.

 Экономию света рекламщики продемонстрировали на себе

 Использовать датчики на движение в качестве рекламы идей энергосбережения стало популярным во многих странах, но первыми додумались до этого в Новой Зеландии. Там на городских улицах среди обычных подсвечиваемых рекламных плакатов появилась «темная» наружная реклама. Благодаря сенсорам подсветка для этой рекламы включается только когда около конструкции находится человек. На освещенном плакате прохожие могут прочесть призыв: «Учитесь использовать меньше».

Оцените двойной эффект: идея энергосбережения на лицо, а расходы на

подсветку – минимальны.

 Коммерческую рекламу «облагородили» социальным призывом

 Пример коммерческой рекламы, реализованной на базе популяризации идей энергосбережения, продемонстрировал известный производитель стирального порошка (Великобритания). Вместо того чтобы в очередной раз продвигать «белоснежную чистоту», Tide с подачи английского рекламного агентства начал рекламировать энергосбережение. Для этого была разработана серия принтов, на которых изображенные объекты по принципу конструктора «собраны» из упаковок стирального порошка. А рядом – просто факты.

«Если каждый в Нью-Йорке станет стирать в холодной воде всего лишь один день, освободившейся энергии – 5,7 млн киловатт-часов – будет достаточно, чтобы в течение целого месяца освещать Empire State Building. Экономьте электричество».

«Если каждый в Лос-Анджелесе станет стирать в холодной воде всего лишь одну неделю, освободившейся энергии – 11,5 млн киловатт-часов – будет достаточно, чтобы питать круизный лайнер в путешествии от Лос-Анджелеса до Гавайев. Экономьте электричество».

        Проект исключительно коммерческий, но его хоть на выставке социальной рекламы выставляй.

 Утекающую электроэнергию изобразили в красках

на асфальте

 Немецкие креативщики из Гамбурга, полагая, что большинство людей не волнует вопрос перерасхода электроэнергии только потому, что они не могут этого увидеть, решили исправить ситуацию. Они визуализировали проблему

при помощи «протекающих» розеток. В сотрудничестве с австрийским художником Маркусом Хофером яркие инсталляции в виде вытекающих из розеток цветных луж были размещены в здании энергетической компании RWE и на улицах города. Сопровождающие таблички напоминали прохожим о необходимости экономии электроэнергии и предлагали зайти на сайт организации.

 Людям предложили нажать на педали

 Эта необычная мысль тоже принадлежит рекламщикам из канадского Ванкувера. На прошлое Рождество они помогли крупнейшей канадской электрической компании BC Hyrdro проинформировать население о целесообразности использования энергосберегающей рождественской иллюминации. Для этого в течение пяти дней некоторые биллборды города снабжались электроэнергией с помощью педального велогенератора, который по очереди крутили 120 волонтеров. Рекламщикам удалось наглядно показать, что усилий 120 человек хватит для работы или 120 обычных лампочек накаливания, или 1,5 тысячи светодиодных лампочек.

 В борьбе за экономию энергии

решили давить на страх

 Плакат «Bulb», который был придуман рекламным агентством из ОАЭ для Greenpeace, вызывает противоречивые чувства. Только присмотревшись, понимаешь, что на нем нарисована не петля, а лампочка. Двойственность прочтения изображения рекламщики решили использовать одновременно для пропаганды идей энергосбережения и для защиты окружающей среды от мусора, который создают недолговечные лампочки накаливания.

Этот недорогой, но запоминающийся проект доказывает, что эффективность рекламы не всегда зависит от количества вложенных в нее средств.

 А что у нас?

 В Беларуси популяризация идей энергосбережения ведется постоянно. Однако креативной рекламы для работы в этом направлении нам пока не хватает. Чаще всего у нас используются рекламные листовки с инфографикой и прямое объяснение потребителям плюсов экономии. У нас дефицит опытных рекламщиков, нет денег на подобные проекты или креативная реклама идей энергосбережения в Беларуси просто не будет эффективной?

Вот что думают по этому поводу специалисты.

  «Наши люди знают что экономить, но не знают как»

 Председатель собрания акционеров белорусского предприятия «Завод энергоэффективного оборудования «Белмашпроектэнерго» Андрей САДЫКОВ:

– Наша компания занимается практическим решением проблем энергосбережения на белорусских предприятиях больше 10 лет. Исходя из опыта работы, я уверенно могу сказать: о том, что энергию нужно экономить, белорусы прекрасно знают и без социальной рекламы. Как на уровне обычных потребителей, так и на уровне руководителей крупных предприятий. В нашей стране эта кампания носит куда более широкий характер, чем во многих других: необходимость экономии энергоресурсов закрепляется законодательно – что может быть сильнее? Поэтому нам как энергозависимой стране нужно идти дальше и работать не столько над популяризацией идей энергосбережения вообще, сколько над распространением конкретных эффективных средств снижения энергопотребления на предприятиях и в жилых домах. Проблема в том, что ни руководители энергоемких производств, ни потребители пока толком не знают, как направить эту деятельность по энергосбережению в нужное русло и какие именно меры приведут к максимальному эффекту.

 Креатив обязательно сработает

 Начальник отдела организационно-правовой работы и взаимодействия со СМИ Департамента по энергоэффективности Жанна ЗЕНЬКЕВИЧ:

 – В каждой стране накоплен свой уникальный опыт популяризации идей энергосбережения и энергоэффективности. С 1998 года, когда был принят закон «Об энергосбережении» и энергосбережение стало приоритетом развития белорусской экономики, в нашей стране активно развивается тематическая пропаганда. Вдохновителем и организатором ее развития стал Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору (теперь – Департамент по энергоэффективности).

Для специалистов проводятся обучающие семинары, организовываются международные специализированные выставки энергоэффективных технологий и оборудования, научно-технические конференции и форумы. Появляется первое специализированное печатное издание – журнал «Энергоэффективность», издаются первые учебники для студентов, а позже, и школьников.

Для населения в прямом эфире Белорусского радио и телевидения проводятся циклы передач, радиовикторины, активные участники которых, молодежь и взрослое население, награждаются специальными тематическими призами. На улицах столицы размещаются первые постеры, а в метро – рекламные листовки, созданные в том числе на основе отобранных работ – победителей конкурса детских рисунков на тему энергосбережения.

Появляется первая социальная реклама на телевидении. Комитет ориентировал работу по воспитанию культуры энергопотребления на подрастающее поколение. Не случайно, что «гимн энергосбережения» был создан коллективом педагогов и воспитанников дошкольного учреждения (гомельских детских яслей-сада «Атиква»), а первый в республике «Музей энергосбережения» организован на базе Гомельского областного управления образования.

Сегодня в масштабе республики проводятся многие информационные акции в стиле – «Время менять привычки», месячники по энергосбережению, в рамках которых житель вместе с жировками на квартплату получает информацию, как простыми и доступными всем способами сэкономить семейный бюджет. Специально для детей организован республиканский конкурс школьных проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон», который проходит на протяжении шести лет, привлекая все большее число участников. Присутствующие на заключительных этапах конкурса «Энергомарафон» гости и эксперты ПРООН, Всемирного Банка, проекта ЕС отмечают неординарность данного проекта.

Популяризация основ энергосбережения и повышение квалификации специалистов, отвечающих за экономию энергоресурсов,- основные задачи учебно-выставочного и издательского центра РУП «Белинвестэнергосбережение». На базе центра открыта постоянно действующая выставка «Энергосбережение – ХХI век», ориентированная на работу с населением.

Большая работа уже проделана. Но надо задействовать не только административный ресурс. Хотелось бы приобщить к этой теме производителей энергоэффективной продукции, которые могут творчески и наглядно продвигать преимущества энергосбережения
  • Дата публикации: 25.02.2013
  • 1521

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться