Ѕудущее сланцевого газа

Ѕудущее сланцевого газа

ѕо€вление новой технологии добычи сланцевого газа изменит взгл€д на многие ныне вполне приемлемые и обыденные пон€ти€. Ќачнем с роли магистральных газопроводов. ќни перестанут быть определ€ющим, а тем более лимитирующим монопольным фактором. —ланцевый газ во многих случа€х станет местным топливом, так как его геологические ресурсы территориально распределены. Ћегко можно представить месторождение где-нибудь в ¬роцлавском воеводстве в ѕольше, которое технически можно быстро освоить, получать газ и складировать его в промежуточных местных наземных и подземных хранилищах в виде LNG дл€ любых нужд, в первую очередь как транспортное топливо. ƒл€ бытовых же нужд понадоб€тс€ специальные локальные трубопроводы, как это уже делаетс€ в большинстве штатов јмерики.

¬торое направление применени€ такого вида местного топлива св€зано с созданием местных электростанций на газотурбинных генераторах заданной мощности, совмещенных, например, с блоками зар€дки сменных автомобильных аккумул€тоных батарей дл€ электромобилей и гибридных моделей, распространение которых неизбежно, учитыва€ их прекрасные экологические и экономические характеристики.

ѕо данным PennEnergy, наблюдаетс€ рост интереса энергомашиностроителей к разработке и внедрению новых газотурбинных электрогенераторов, работающих на газе. “ермодинамические характеристики газовых турбин выше, чем у других двигателей внутреннего сгорани€. »х  ѕƒ может достигнуть 55%. ƒо сих пор развитие этой отрасли сдерживалось чисто техническими причинами, в первую очередь отсутствием термостойких материалов дл€ изготовлени€ турбинных лопаток, работающих при температурах сгорани€ газов 1500 градусов ÷ельси€, причем чем выше температура, тем выше  ѕƒ установки. “ак что следующий этап прогресса св€зан с успехами в металловедении и металлургии. —оциальный заказ очевиден, остаетс€ лишь ждать результатов. Ќо уже при нынешнем уровне у газотурбинных генераторов есть большое число направлений их эффективного применени€.

јвтомобильное направление

ѕо данным фирмы PennEnergy, наиболее вли€тельного источника информации о нефти и газе, несмотр€ на дешевизну природного газа сегодн€ в —Ўј только 0,1% автомобилей работают на газе. ј между тем остальной мир решительно обошел —Ўј по количеству автомобилей, работающих на компримированном природном газе (LNG). ¬ 2011 году таких автомобилей было 14,8 млн., в том числе в »ране 2,86 млн., ѕакистане – 2,85 млн., јргентине – 2,07 млн., Ѕразилии – 1,7 млн., »ндии – 1,1 млн. —реди этих машин больше всего большегрузных траков и автобусов. ћногие работают на двух видах топлива. », конечно же, есть работающие на сжиженном газе (LNG). ќтмечаетс€ быстрый рост числа заправочных станций, в 2010-м их стало в мире 18 200, на 1055 больше, чем в предыдущем году.

ѕрофессор энергоэкономики  ристофер Ќиттель из MTI подчеркивает, что увеличение парка автомобилей на метане защищает экономику от воздействи€ шоковых цен на нефть. ќдновременно это экономит 850 долл. на легковом автомобиле и 18 500 долл. на грузовом автомобиле. ћожно дискутировать о цифрах, но тренд сомнению не подлежит. √аз займет серьезное место в р€ду транспортных топлив. ѕоробнее об этом далее, а пока о находке американских маркетологов и PR-специалистов. ѕридумано название типа Brend Name дл€ этого как бы нового топлива – Eagle Disel. Ёто, по сути, сжиженный или скомпримированный газ при температуре минус 260 по ‘аренгейту.

¬ —Ўј по€вились несколько небольших, но очень динамичных фирм по выпуску самого разного оборудовани€ дл€ получени€ и применени€ LNG. Ёто сжижители, средства перевозки топлива в больших и малых емкост€х дл€ заправочных станций, газовые баллоны разных моделей дл€ автомобилей (более 280 типов). Ёти же фирмы поставл€ют практически весь ассортимент запчастей. Ќекоторые из них уже вошли в новое совместное предпри€тие с крупнейшим в  итае производителем мощных двигателей. ÷ель новой компании – разработка и производство эффективных газовых моторов дл€ автомобилей, судов и электроустановок разной мощности.

“анкерные перевозки газа

Ќачало было положено созданием концерна Sonatrach (јлжир, 1963) по перевозке метана из —редиземного мор€ до јтлантического побережь€ —Ўј. Ѕыли построены специальные терминалы по сжижению метана и загрузке танкеров и по дросселированию газа в пункте прибыти€ с максимальной рекуперацией энергии сжатого газа. ¬ считанные годы был создан и стал энергично развиватьс€ флот танкеров-метановозов. »х грузоподъемность возросла почти в 10 раз. Ќа всех последних модел€х установлены газотурбинные электрогенераторы на перевозимом метане, которые обеспечивают энергией движители танкера и криогенные установки дл€ хранени€ метана в сжиженном состо€нии при заданных температуре и давлении. ћежду тем в ≈вропе возникла тупикова€ ситуаци€. ћатериковые газопроводы принадлежат владельцам газовых ресурсов. ќни же владеют и большей частью систем резервировани€ и распределени€ в местах доставки. јнтимонопольное законодательство в этой области отсутствует. ќ гаранти€х энергетической безопасности нечего и говорить. –еальной конкуренции не возникает. ¬ результате покупатели в ≈вропе оказались в критической ситуации без права выбора. ћожно вспомнить о примерах газовых войн в последние годы. ќдин канадский шутник назвал это эффектом углеводородной бомбы.

–азвитие танкерных перевозок газа может резко изменить ситуацию, так как по€витс€ достаточное число терминалов по загрузке и разгрузке танкеров. ≈сть сообщени€ о разработке терминалов, которые можно легко конвертировать с входа на выход. ≈сли значительна€ часть терминалов будет принадлежать покупател€м, то конкуренци€ позволит регулировать услови€ поставки, объемы продаж и цены, уравнива€ права и возможности сторон.

  этому следует добавить, что инфраструктура уже создана. —истема хранени€, распределени€ и транспорта газа в —Ўј, как, впрочем, и в ≈вропе, хорошо развита и насчитывает дес€тки тыс€ч сервисных и технологических объектов. ќна может быть легко дополнена новым оборудовнием дл€ работы на LNG. ѕо общему мнению американских экспертов, переход на это топливо возможен во всех штатах, на всех федеральных и на крупных местных трассах в ближайшие годы. “о же можно ожидать и в ≈вропе.


≈фим ÷ыркин - эксперт, ћонреаль

"Ќезависима€ газета" (–осси€)

  • ƒата публикации: 12.02.2013
  • 1052
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150