ѕонаехали: бензиновые авто скоро замен€т электрокарами

ѕонаехали: бензиновые авто скоро замен€т электрокарами

ѕо оценкам британской нефтегазовой компании BP, доказанных мировых запасов нефти, а это около 1,65 трлн барр., хватит еще на полвека. ќднако ведущие мировые концерны не ждут "судного дн€" нефт€ного рынка и уже сегодн€ "учат" свои автомобили ездить на электричестве, спирте и даже воде.

¬ыходит, что по€вление экомобилей - не только дань "зеленой" моде, но и стратегические многомиллиардные инвестиции автогигантов в не столь отдаленное будущее. япони€ и ≈вропа, в отличие от –оссии, вовсю осваивают такие автомобили. »х дол€ неуклонно растет и, по прогнозам экспертов, к 2020г. в развитых странах составит от 10 до 20% всего нового автопарка.

–Ѕ  вы€снил, когда электромобили станут дешевле машин на бензине и какие еще альтернативы нефтепродуктам использует современный автопром.

 ак кочегар стал шофером

ѕервые легковые автомобили, по€вившиес€ во второй половине XVIII века, ездили отнюдь не на бензине. »звестный французский изобретатель Ќикол€-∆озеф  юньо в 1769г. создал самодвижущийс€ экипаж на паровой т€ге. "“елега  юньо", использовавша€ в качестве топлива уголь, предназначалась дл€ буксировки артиллерийских экипажей со скоростью до 4 км/ч. Ќеудачна€ демонстраци€ машины не позволила Ќ.-∆. юньо организовать массовое производство, и изобретение зан€ло почетное место в ћузее искусств и ремесел в ѕариже.

¬ јнглии развитие паровых дилижансов притормозили не промахи изобретателей, а лоббисты в британском парламенте. ¬о второй половине XIX века, когда густа€ сеть железных дорог покрыла территорию “уманного јльбиона, паровые кареты стали угрожать железнодорожной монополии и владельцам конного транспорта. ¬ результате в 1865г. был прин€т закон, ограничивший скорость движени€ паровых машин до 7 км/ч за городом и 4 км/ч в городе, лишив их главного преимущества перед конными экипажами. ѕомимо этого, перед повозкой должен был бежать специальный человек с красным флажком, предупрежда€ о приближающейс€ опасности.

“ем не менее паровые автомобили стали насто€щим локомотивом дл€ развити€ будущей автотехники. Ќа них были опробованы важнейшие механизмы, используемые по сей день, - тормоза, рулева€ трапеци€, дифференциал (конструктивный элемент трансмиссии).

 роме того, именно паровым дилижансам мы об€заны по€влением профессии "шофер". ќдин из переводов этого слова с французского - кочегар: он нужен был, чтобы подбрасывать в топку уголь на первых дилижансах.

ƒругим попул€рным средством передвижени€ на заре автомобилестроени€ были электромобили. Ќапример, в 1910-х гг. в Ќью-…орке в качестве такси использовались тыс€чи электромобилей.

  1920-м гг. автомобили с бензиновым двигателем √енри ‘орда в —Ўј, а также √оттлиба ƒаймлера,  арла Ѕенца и ‘ердинанда ѕорше в ≈вропе окончательно вытеснили с рынка паровые машины и электромобили.

ƒвигатель чистой воды

»зобретатели продолжили поиски альтернативы бензину и сол€рке (в случае с дизельными моторами) во второй половине XX века. Ќекоторые из этих разработок оформлены в виде патентов, о других известно лишь по публикаци€м в газетах и рассказам очевидцев.

ѕо некоторым сведени€м, российский профессор √.ƒудко в 1951г. участвовал в испытани€х двигател€ внутреннего сгорани€, представл€вшего собой гибрид дизел€ с карбюраторным мотором. Ёто чудо техники испытатели установили на лодке, и два дн€ плавали на ней по јзовскому морю, €кобы заправл€€ ее водой из-за борта вместо бензина. ѕозднее, в начале 1990-х гг., двигатель, разлагающий воду на водород и кислород, сконструировал и оформил на него патент американский изобретатель —тенли ћейер.

“ема вод€ных двигателей, выбрасывающих в атмосферу вместо выхлопных газов безвредный вод€ной пар, получила продолжение и в новом тыс€челетии, перестав быть научной фантастикой. ¬ 2008г. автомобиль с "вод€ной" силовой установкой Water Energy System презентовала €понска€ компани€ Genepax. ћашина могла ехать в течение часа со скоростью 80 км/ч, заправившись 1 л воды. — тех пор о данном ноу-хау ничего не слышно. ¬озможно, сыграла свою негативную роль высока€ стоимость силовой установки на топливных €чейках - 18,5 тыс. долл. ѕо за€влени€м департамента транспорта —Ўј, к 2020г. стоимость водородных топливных элементов в Ўтатах планируетс€ снизить со 100 до 30 долл. за 1 к¬т установленной мощности. ¬ таком случае источник электричества дл€ силовой установки мощностью 100 к¬т (134 л.с.) будет стоить пор€дка 3 тыс. долл., что сопоставимо с ценой бензинового двигател€ дл€ массового автомобильного сегмента.

 роме дороговизны водородных топливных элементов, значительным преп€тствием дл€ развити€ этого вида транспорта €вл€етс€ отсутствие специализированных заправочных станций. –ешением проблемы, по мнению экспертов, может стать применение водорода в качестве топлива дл€ "классического" ƒ¬— или смесей топлива с водородом. “акие машин с 2006г. выпускают корпорации Mazda и Ford (автобусы Ford и легковые машины Mazda RX-8).

ƒети кукурузы

¬едущие мировые автоконцерны - Nissan, Mitsubishi, Toyota , Ford, Honda, BMW и другие - имеют свои наработки в области машин на альтернативном топливе, которые в перспективе позвол€т слезть с "нефт€ной иглы". ѕомимо водорода, это электричество и биоэтанол (спирт, производимый из растительного сырь€).

¬ Ѕразилии уже давно используют в качестве топлива этиловый спирт, получаемый из сахарного тростника и кукурузы. ¬ других странах дл€ производства биотоплива используют все, что попадаетс€ под руку: опилки, бытовой мусор и даже навоз. “ак, например, поступают в японии, где правительство вкладывает миллиарды иен в развитие технологии производства биоэтанола из древесных отходов и риса. ј в 2010г. группа исследователей из €понского университета в “охоку получила биотопливо из водорослей.

¬ —Ўј и странах ≈вропы до этого пока не дошли, но значительную часть всего спирта используют в качестве добавки к дизтопливу. —ейчас эта добавка составл€ет менее 6%. » все же вектор движени€ "зеленого локомотива" уже задан.  ак следует из директивы по возобновл€емой энергии ≈—, следующа€ планка - 10% возобновл€емых видов топлива на транспорте к 2020г. јналогична€ программа по сокращению потреблени€ бензина и переходу на биотопливо действует в —Ўј. ¬прочем, у данного направлени€ есть и противники. ѕо их мнению, производство биотоплива из сельхозкультур (сахарного тростника, кукурузы и рапса) больше вредит экологии, нежели приносит пользу, а также угрожает продовольственной безопасности.

¬торой "крестовый поход" электромобилей

ѕотерпевшие фиаско в начале XX века электромобили могут вз€ть реванш у бензиновых машин в новом тыс€челетии. ѕо оценкам аналитиков, в японии к 2020г. они будут составл€ть до 20% от общей доли новых проданных машин. √ермани€ и ‘ранци€ намерены увеличить парк таких машин до 1 млн и 2 млн соответственно,  итай - до 5 млн. ¬ —Ўј к 2015г. будет около 1 млн электромобилей.

ѕо продажам машин на электрот€ге сегодн€ лидируют продвинутые в техническом плане €понцы. ѕервое место занимает Nissan (по данным на июнь 2012г. продано более 30 тыс.), за ним следует Mitsubishi с моделью I-MiEV (более 15 тыс. машин). ≈ще одним заметным игроком на рынке электрокаров может стать корпораци€ Toyota. —тратеги€ €понского производител€ автомобилей заключаетс€ в том, что все виды экологичного транспорта "будут сосуществовать с классическими машинами на бензине", за€вили –Ѕ  в российском отделении компании Toyota. —егодн€ серийно производитс€ единственна€ модель электромобил€ Toyota - RAV4 EV, продажи которой этим летом стартовали в нескольких штатах —Ўј. ƒо конца текущего года компани€ планирует вывести на мировые рынки электромобиль на базе модели Toyota iQ.

ѕо мнению председател€ подкомитета по стратегическим инноваци€ми в автомобильной сфере “оргово-промышленной палаты –оссии јндре€ ѕанкова, именно электромобили в перспективе могут составить конкуренцию машинам на бензине и дизтопливе. ¬ ближайшее дес€тилетие автомобильные гиганты должны избавитьс€ от главного недостатка таких машин - их высокой стоимости. "«а прошедшие три года цена на батареи (литий-ионных аккумул€торов дл€ электромобилей. - ѕримеч. ред.) уменьшилась в два раза только за счет того, что в первый год было произведено 5 тыс. электромобилей, во второй год - 18 тыс., сейчас выпускаетс€ до 40 тыс. в год", - по€сн€ет эксперт. ѕо его словам, это подтверждает исследование McKinsey, согласно которому стоимость аккумул€торных батарей, используемых в электромобил€х и подзар€жаемых "гибридах", к концу дес€тилети€ снизитс€ на 45%, а стоимость самих машин - на 30-40%. ¬ результате, по прогнозам ј.ѕанкова, к 2020г. электромобиль будет стоить дешевле автомобил€ с ƒ¬— аналогичного класса.

Ќесмотр€ на то что первый электромобиль по€вилс€ в –оссии всего год назад, в московском регионе работает уже 43 зар€дные станции, подчеркивает эксперт. ќн также напомнил, что американский инвестиционный фонд Enerfund намерен вложить 50 млн долл. в создание зар€дной инфраструктуры в –‘, благодар€ чему через два года на территории –оссии по€в€тс€ около 2 тыс. обычных и 100 "быстрых" зар€дных станций (последние способны зар€дить электромобиль за 10-15 минут).

√ј« против электричества

ќщутимое вли€ние на снижение стоимости электрокаров оказывает господдержка развити€ рынка электротранспорта, котора€ есть в —Ўј, японии и многих странах ≈вросоюза. «десь с середины 1990-х гг. проводитс€ так называема€ зелена€ налогова€ реформа. ƒл€ экотранспорта существуют налоговые льготы при покупке и эксплуатации. Ќапример, в Ћондоне льготы за въезд в центр города составл€ют 2 тыс. фунтов в год, в Ќорвегии уменьшен транспортный налог (разова€ льгота - около 2 тыс. евро), в р€де штатов —Ўј также предоставл€етс€ разова€ налогова€ льгота до 4,7 тыс. долл.  роме того, примен€ютс€ "немонетарные" льготы: бесплатный проезд по платным дорогам, езда по выделенной полосе дл€ общественного транспорта.

¬ –оссии вопрос налоговых льгот дл€ экомобилей (в частности, беспошлинного ввоза электротранспорта) только обсуждаетс€. “ем не менее ј¬“ќ¬ј« недавно представил первый отечественный серийный электромобиль El Lada. –азработки электромобилей толь€ттинский автогигант ведет еще с 1970-х гг. "— того времени было создано немало интересных образцов, которые удостаивались высокой оценки экспертов, а электрические версии "ќки" неоднократно становились победител€ми и призерами международных экоралли", - отметил представитель завода. ѕравда, отечественным российский электромобиль можно назвать лишь с нат€жкой. Ёлектродвигатель, инвертер, электрический отопитель и блок DC/DC (аналог генератора) дл€ El Lada поставлены швейцарской фирмой MES, аккумул€тор - китайский, а зар€дное устройство - швейцарское.

¬прочем, другие крупные российские автопроизводители куда более консервативны. ¬ группе √ј« и  амј«е считают, что у электромобилей нет перспектив на российском рынке. ѕоэтому оба российских автогиганта сосредоточили усили€ на разработке и внедрении машин, работающих на газе.

"ѕо уровню цены электромобиль относитс€ к премиальному сегменту, но потребительские качества премиум-классу не соответствуют. —удите сами: маленький пробег, ограниченный радиус действи€, отсутствие какой-либо инфраструктуры, длительность подзар€дки аккумул€торов", - отметил представитель  амј«а. ќн добавил, что при эффективной скорости большинство электромобилей могут проехать до 150 км, но в реальности это рассто€ние существенно сокращаетс€, особенно в городском цикле. ¬ нашей стране развитие электромобилей выгл€дит абсолютно нереалистичным ввиду проблемы использовани€ аккумул€торов при низких температурах, добавл€ют в группе √ј«. " роме того, российский потребитель не готов платить существенно более высокую цену за улучшение экологических характеристик автомобил€. —казанное относитс€ и к машинам, работающим на биотопливе. ¬ услови€х больших запасов газа развитие данного направлени€ невыгодно", - добавил представитель автоконцерна.

√онка автовооружений продолжаетс€

Ѕорьба крупнейших мировых автоконцернов сродни сражению, где полем битвы €вл€етс€ автомобильный рынок, оружием - новые технологии, а трофе€ми - сердца и кошельки потребителей.

–осси€ в этом плане в последние лет 20 заметно отстала от ведущих стран. — одной стороны сказываетс€ чисто российский менталитет, с другой - инертность российских чиновников, которых проблемы городской экологии и отечественного автопрома не особо забот€т. ≈ще одна причина - отсутствие современной научной и производственной базы. ¬осстановление прежних позиций требует значительных инвестиций, которые российские автопредпри€ти€ не могут себе позволить. ƒл€ сравнени€: Toyota в 2012 финансовом году (с апрел€ 2011г. по март 2012г.) вложила в Ќ»ќ – 690 млрд иен (около 285,6 млрд руб.). ѕри этом финансирование программы инновационного развити€ ј¬“ќ¬ј«а на 2011-2016гг. (документ размещен на сайте завода) составл€ет чуть более 13,5 млрд руб.

—итуаци€ с экологичным транспортом в –оссии может изменитьс€ только, если за дело возьметс€ государство, считает директор научного центра "Ёкологическа€ безопасность и устойчивое развитие транспорта" Ќ»» автомобильного транспорта ёлий  унин. „тобы развивать это направление, должен быть серьезный межведомственный проект, а лучше - федеральна€ целева€ программа по переходу на альтернативные виды топлива, говорит он. "ѕри этом развитие электромобилей имеет смысл только тогда, когда вс€ цепочка выстраиваетс€ на экологически чистых возобновл€емых источниках энергии. „тобы вырабатывать электричество, необходимо использовать, например, ветровую энергию. ѕолучать электроэнергию на тепловых электростанци€х дл€ зар€дки электромобилей - нонсенс, поскольку суммарное  ѕƒ будет меньше, чем у обычных ƒ¬—. Ёто деньги на ветер", - считает ё. унин.

ћашинами на альтернативном топливе заниматьс€ нужно, но необходимо детально просчитать все нюансы и область их применени€. ќднако, пока –осси€ живет за счет экспорта нефти и газа, перспектив у этого направлени€ в нашей стране немного, резюмирует эксперт.

јлександр ¬олобуев, –Ѕ 

 

  • ƒата публикации: 27.09.2012
  • 1291
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150