√олод как альтернатива биотопливу

√олод как альтернатива биотопливу

¬ августе ќќЌ обратилась к правительству —Ўј с призывом приостановить выпуск этанола в качестве биотоплива. ћеждународна€ организаци€ ќќЌ по сельскому хоз€йству и продовольствию (FAO) прогнозирует, что из-за продолжающейс€ на всей территории —Ўј засухи и жары, самой сильной за последние полвека, погибнет больша€ часть урожа€ зерновых. Ќо, как известно, согласно американскому законодательству, 40% урожа€ должно быть использовано дл€ производства биологического топлива.

ќднако, если поступить так сейчас, это может способствовать развитию продовольственного кризиса в мире, считают в ќќЌ. Ќа данный момент во всем мире цены на продовольствие растут из-за непогоды. ¬ июле цены на зерновые повысились на 17%, на сахар – на 12%, после того как из-за несвоевременных дождей пострадал урожай сахарного тростника в Ѕразилии – крупнейшего в мире производител€ сахара. »з-за засухи в —Ўј урожай кукурузы будет скорее всего минимальным. ¬ июле цены на кукурузу подн€лись почти на 33%.

ѕричиной скачка цен стали не только сильнейша€ засуха в —Ўј, засуха в јвстралии, но и несвоевременные дожди в Ѕразилии, а также производственные трудности в –оссии (кстати, тоже вызванные засухой), сообщает FAO. –ост цен усилил опасени€ о возможности повторени€ продовольственного кризиса 2007–2008 годов, который нанес ущерб многим бедным странам и даже привел к беспор€дкам в некоторых из них. —уществуют мнени€ политологов, что и арабска€ весна представл€ет собой следствие проблем с нехваткой продовольстви€.

ѕо данным экспертов благотворительной организации Oxfam, с начала года рост цен на продовольствие и засуха привели к продовольственному кризису в странах региона —ахель в «ападной и ÷ентральной јфрике и затронули более 18 млн. человек. Ќо это не конец истории, а скорее начало. ÷ены на основные продукты питани€ к 2030 году могут возрасти более чем в два раза, предупреждает Oxfam, в частности, стоимость зерновых культур в ближайшие 20 лет вырастет на 120–180%. ¬ своем докладе Oxfam отмечает, что одной из основных причин столь резкого повышени€ цен €вл€етс€ глобальное изменение климата. ј в качестве причин такого изменени€ эксперты Oxfam называют, в частности, использование биотоплива. ќни отмечают, что подобное увеличение использовани€ биотоплива приведет к 70-кратному росту объема выбросов в атмосферу из-за изменений в землепользовании.

—реди предупредительных мер предлагаетс€ ввести новые правила управлени€ продовольственными рынками. ¬ частности, Oxfam настаивает на необходимости увеличить стратегические запасы продовольстви€, инвестировать в небольшие фермерские хоз€йства, покончить с практикой выращивани€ продуктов дл€ биотоплива и увеличивать прозрачность на рынках продаж сырь€.  роме подорожани€ продуктов питани€ в последних опубликованных докладах независимых международных экспертов говоритс€, что в св€зи с растущим производством биотоплива могут пострадать и тропические леса.

 омиссар ≈вросоюза по вопросам экологии —таврос ƒимас признал, что, рату€ за переход многих промышленных отраслей на биотопливо, его ведомство не предполагало, какие негативные последстви€ это может за собой повлечь. –уководство ≈вросоюза пообещало пересмотреть свою политику в этих вопросах, чтобы избежать нежелательных последствий.  омиссар ƒимас за€вил, что в сложившейс€ ситуации лучше отказатьс€ от намеченной цели, чем навредить окружающей среде или бедным сло€м населени€. ќн призвал ввести новые критерии, которые бы гарантировали стабильность в этих вопросах. ¬ этой св€зи ≈— может отказатьс€ от установленной цели перевести на биотопливо 10% всего транспорта уже в 2020 году. –уководство ≈вросоюза уже пообещало сократить использование биодизел€, производимого из масла пальмовых деревьев, поскольку массовое производство такого топлива способствует уничтожению тропических лесов в »ндонезии.

ѕервоначальна€ эйфори€ уже улетучилась

Ќесколько лет назад казалось, что благодар€ биотопливу многие отрасли производства заметно сократ€т выбросы парниковых газов в атмосферу, особенно компании – производители автомобилей. —читалось, что использование топлива, сделанного на основе растений, обогащенных —ќ2, поможет снизить уровень загр€знени€ окружающей среды. “огда ≈вропейский союз поддержал идею и объ€вил переход на биотопливо своей конкретной задачей. ќднако ученые доказывают, что некоторые сорта биотоплива практически не способствуют сокращению количества загр€знений в атмосфере. ”же тогда специалисты предупреждали, что полный переход на биотопливо грозит постепенным уничтожением тропических лесов и подорожанием продуктов питани€.   тому же в погоне за прибылью от производства биотоплива земельные компании могут оставить многих бедн€ков во всем мире без крова, отдав занимаемые ими земли под плантации зерновых. «≈сли цена топлива, которое можно произвести из того или иного продукта, превысит цену самого продукта, то производить будут топливо, – считает представитель Oxfam –об Ѕейли. – Ѕогатые страны усугубл€ют проблему изменени€ климата, одновременно лиша€ миллионы людей пропитани€». ќдин из советников ќќЌ даже назвал биотопливо «преступлением против человечности».

ѕозици€ сторонников биотоплива

 ак известно, в —Ўј действует закон, разрешающий более широкое использование топлива на основе кукурузного масла. Ётот же закон предполагает в дальнейшем использование топлива на основе лесных растений, однако технологии по его производству пока не утверждены. ѕлюсы и минусы использовани€ биотоплива вызывают активные споры, и обе стороны выдвигают сильные аргументы в поддержку своей позиции. —огласно статистике, в насто€щее врем€ в —оединенных Ўтатах јмерики и странах ≈вропы биотопливо занимает всего 5% от общего объема потребл€емого топлива; планируетс€ в будущем довести его количество до 25–30%. ¬ Ѕразилии дол€ использовани€ биотоплива составл€ет примерно треть. Ёто обусловлено ростом цен на нефть, месторождений которой очень мало на территории страны, и благопри€тной экономической конъюнктурой. “ам пользуютс€ спросом FFV-автомобили (flexible fuel vehicles, двигатели которых могут работать на любой смеси бензина и этанола).

Ќекоторые государственные лидеры, как, например, бывший президент Ѕразилии Ћуиш »насиу да —илва, полагают, что бум биотоплива открывает дл€ развивающихс€ стран огромные возможности. ѕо словам да —илвы, это создает новую статью экспорта дл€ фермеров јфрики, ёжной јмерики и  арибского бассейна, что может помочь им справитьс€ с нищетой.

≈сть ли будущее у биотоплива в –оссии?

Ќапомним, что биотопливом называют топливо, полученное в результате переработки биологического сырь€. ѕреимущественно речь при этом идет о сахарном тростнике, кукурузе, рапсе, сое. «а рубежом уже давно автомобили заправл€ют биодизелем и бензино-этаноловой смесью.

¬первые примен€ть дл€ работы двигателей внутреннего сгорани€ биотопливо предложил —эмюэль ћори в 1826 году. –азработанный им двигатель работал на скипидаре и спирте. Ќе оставались в стороне и знаменитые изобретатели и производители автомобилей: –удольф ƒизель в 1895 году сконструировал двигатель, работающий на арахисовом масле, а √енри ‘орд в 1896 году выпустил автомобиль со спиртовым двигателем. ќднако в начале ’’ века резко увеличилс€ объем добычи нефти, что привело к снижению цен на бензин, вследствие чего интерес к альтернативным источникам энергии угас. » только в конце 80-х годов прошлого века, когда цены на нефть начали резко расти, вопрос практического применени€ биотоплива снова стал актуален.

¬ –оссии проблема биотоплива св€зана не столько с производством сельскохоз€йственных культур, из которых можно было бы производить биотопливо, сколько с использованием в этих цел€х отходов сельского хоз€йства и пищевой промышленности. ќсновное внимание сейчас в российских регионах удел€етс€ использованию отходов пиломатериалов. Ёто по преимуществу производство древесных гранул, или пеллет, в лесных регионах. Ќе так давно основные производства концентрировались в Ћенинградской области и других регионах европейского северо-запада – ¬ологодской и јрхангельской област€х с транспортировкой продукции в европейские страны через морские порты Ћенинградской области. Ќо сейчас наблюдаетс€ смещение производств от приграничных районов в глубь страны, создание производств на ”рале (в ѕерми), в —ибири (в ’анты-ћансийске,  расно€рске, на јлтае), на ƒальнем ¬остоке.

 

¬сего в –оссии, по данным совместного исследовани€ «»нфобио» и журнала «ћеждународна€ биоэнергетика», в 2010 году был произведен 1 млн. тонн топлива из отходов деревообрабатывающего и сельскохоз€йственного производства, причем в основном продукци€ ориентирована на экспорт. ƒл€ сравнени€: ежегодный объем добычи нефти в стране достигает 500 млн. тонн, из них примерно половина поставл€етс€ на внешний рынок. ѕотенциал альтернативной энергетики в –оссии, включа€ биотопливо, используетс€ пока в незначительной степени, хот€ ситуаци€ постепенно мен€етс€ и, по мнению экспертов, может кардинально улучшитьс€ при обеспечении прежде всего внутреннего спроса. ѕо данным –оссийского энергетического агентства (–Ёј), примерно треть древесных топливных гранул в насто€щее врем€ производитс€ трем€ российскими заводами: «Ћесозавод 25» в јрхангельской области, ƒќ  «≈нисей» в  расно€рском крае и —“ќƒ в “верской области. Ќа первые два приходитс€ по 120–130 тыс. тонн продукции, на тверское предпри€тие – около 70 тыс. тонн. ¬о всех трех случа€х это побочный продукт основной де€тельности – производства пиломатериалов. ќсновные потребители – —кандинавские страны и ÷ентральна€ ≈вропа. ¬ качестве сырь€ дл€ производства топливных гранул используютс€ также лузга подсолнечника и другие отходы производства растительного масла. ѕо данным аналитиков отрасли, в –оссии восемь компаний производ€т в общей сложности 300 тыс. тонн топливных гранул из остатков производства подсолнечного масла. ѕокупают их в основном “Ё— ¬еликобритании и ѕольши.

ќбщие тенденции отрасли

ѕо данным –Ёј, происходит увеличение объемов производства, несмотр€ на кризис: часть предпри€тий остановилась, но на смену им приход€т более крупные производители. ≈сли несколько лет назад заводы мощностью 25 тыс. древесных пеллет в год считались крупными, то сейчас они воспринимаютс€ скорее как малые предпри€ти€, а новые производства рассчитаны на объемы 100–150 тыс. тонн. ѕроисходит освоение новых видов сырь€ дл€ биотоплива, а также новых видов топлива из отходов деревообработки. ¬ этом плане более успешны предпри€ти€, у которых топливный бизнес прив€зан к собственной сырьевой базе и производство топлива €вл€етс€ побочным продуктом основного, деревообрабатывающего производства и целлюлозно-бумажной промышленности.

Ќа одной из энергетических конференций мне довелось услышать выступление сибирского академика јлексе€  онторовича, который высказал мнение, что идеальным ресурсом дл€ производства биотоплива €вл€ютс€… водоросли. «Ќ√-энерги€» уже писала о водоросл€х как энергетическом сырье. » действительно, по мнению р€да исследователей, морские водоросли €вл€ютс€ наиболее эффективными и неприхотливыми микроорганизмами на «емле, способными поглощать солнечную энергию и превращать ее в масл€нистую биомассу дл€ получени€ биотоплива, практически эквивалентного по свойствам сырой нефти. «ћорские водоросли способны производить в 5–10 раз больше биоэнергетических молекул на единицу площади и единицу времени, чем любое наземное растение, ничто другое даже близко не приближаетс€ по этим показател€м», – говорит √рег ћитчелл, биолог »нститута —криппса ”ниверситета  алифорнии в —ан-ƒиего, занимающийс€ исследовани€ми морских водорослей с 1987 года. Ќемецкое агентство Deutsche welle опубликовало недавно целую подборку материалов по проблеме использовани€ водорослей в качестве нового альтернативного энергоресурса. ќднако практическую реализуемость этой идеи специалисты оценивают очень по-разному.

ясно, что микроводоросл€м дл€ фотосинтеза не нужно ничего, кроме солнечного света и углекислого газа, а благодар€ высокой скорости размножени€ они за короткое врем€ образуют весьма значительное количество биомассы. ћежду тем авторы этих сценариев не скуп€тс€ на посулы. ѕо их замыслу, крупные фермы по разведению фитопланктона позвол€т решить проблему горючего не только дл€ воздушного транспорта. Ќа смену нефтепродуктам – бензину, дизельному топливу, авиационному горючему – придут биоэтанол, биодизель и биокеросин из водорослей.  роме того, эти фермы могут быть устроены где угодно, хоть в пустыне. ќни не потребуют плодородных в сельскохоз€йственном отношении территорий, утверждают поборники новаторской идеи. Ётой теме была, кстати, посв€щена прошедша€ во ‘ранкфурте-на-ћайне сесси€ Ќемецкого общества химической техники и биотехнологий (Dechema). Ќа ней выступили как сторонники, так и противники теории производства биотоплива из водорослей.  ак отмечает Deutsche welle, особенно бурную реакцию участников сессии вызвало выступление ”льриха Ўтайнера, сотрудника отдела проектировани€ производственного оборудовани€ концерна Bayer в Ћеверкузене, эксперта в области новых стратегий производства энергии.  аса€сь перспектив решени€ энергетической проблемы уже в ближайшем будущем за счет широкомасштабного разведени€ водорослей – а такие сценарии излагали многие докладчики, – он назвал их «совершенно утопическими». ќн полагает, что эта концепци€ не выдерживает критики: «ѕроблема просто-напросто в том, что мы располагаем очень слабым источником энергии – € имею в виду солнечный свет, доход€щий до поверхности «емли. » еще в том, что дл€ сбора этой энергии мы собираемс€ использовать процесс, сам по себе крайне неэффективный, с очень низким коэффициентом полезного действи€ – € имею в виду фотосинтез».

ƒаже в самых солнечных регионах «емли на производство биогорючего из водорослей потребуетс€ больше энергии, чем будет получено на выходе, по€сн€ет ”льрих Ўтайнер: «ѕодача воздуха под давлением, экстракци€, сушка, поддержание температурного режима и так далее – все это весьма энергоемкие процессы. ¬ результате мы получаем отрицательный энергобаланс, что дл€ производства энергии, естественно, полный абсурд».

ќднако эту точку зрени€ раздел€ют отнюдь не все. ћногие участники сессии выступили с возражени€ми. ќни дружно указывали на большой потенциал этой технологии и ратовали за создание более эффективного оборудовани€ – прежде всего фотобиореакторов, поскольку в замкнутой системе проще контролировать услови€ роста фитопланктона и параметры технологического процесса.

ќлаф  рузе, профессор биотехнологии Ѕилефельдского университета, по€сн€ет: «ќчень многое зависит от того, сумеет ли промышленность наладить производство высокоэффективных и экономичных фотобиореакторов, которые смогут обеспечить положительный энергобаланс. ¬рем€ покажет. ј биологи, в свою очередь, должны предложить более эффективные штаммы водорослей – да это, собственно, уже происходит. ћы делаем все, чтобы максимально повысить энергоотдачу водорослей. Ќо совершенно очевидно, что узким местом в использовании микроводорослей будет технологи€».

ѕрофессор  рузе св€зывает свои представлени€ о будущем биотехнологий с крупномасштабным и, главное, многопрофильным производством, которое поставл€ло бы на рынок не только биотопливо, но и целый р€д других ценных субстанций: «Ёто могут быть вещества, представл€ющие большой интерес дл€ фармацевтической или косметической отрасли. Ќо это могут быть и вещества, которые найдут применение в качестве кормов в птицеводстве или рыбоводстве. я полагаю, что сочетание производства энергии с производством широкого ассортимента ценных химических субстанций вполне способно сделать биотехнологию на основе фитопланктона вполне реальным делом».

ќднако в одном вопросе все участники сессии во ‘ранкфурте-на-ћайне были едины: прежде чем на рынке по€витс€ сколько-нибудь значительное количество биотоплива из водорослей, пройдет еще очень много времени. ј значит, планы авиаперевозчиков уже через 10–15 лет заправл€ть этим топливом значительную часть своего воздушного флота – чиста€ утопи€. Ёто признает и профессор  рузе: «–еалистичными такие представлени€ не назовешь».

"Ќезависима€ газета" (–осси€)

  • ƒата публикации: 17.09.2012
  • 1293
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150