Готовое решение: солнечные электростанции на базе инверторов серии ECO
20.07.2021
На февральской сессии ЕС еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер представил энергетическую стратегию Евросоюза, в которой значительное место уделено согласованию единой политики по использованию возобновляемых источников энергии.
По оценкам европейских исследователей, до 2020 года можно будет сэкономить до 100 миллиардов евро при условии сбыта электроэнергии, полученной от использования солнечной энергии в Южной Европе и энергии ветра в Северном море, в других странах ЕС.
У России тоже есть интерес к ветроэнергетике, и наша страна даже может стать лидером в этой области: общий ветроэнергетический потенциал составляет 40 миллиардов кВт-ч в год. Хотя на практике суммарная мощность действующих отечественных ветроагрегатов невелика, но не потому, что мы не используем потенциал, а потому, что нет законодательных механизмов в поддержку этой сферы.
– Ветропотенциал у нас действительно колоссальный, – считает президент российской ассоциации ветроиндустрии Игорь Брызгунов. – По признанию международных экспертов, в России может быть создан ветроэнергетический рынок № 1. Это связано и с богатым природным потенциалом, и с полноценно развитой электросетевой структурой, и с достаточным количеством производственных мощностей, которые могут выпускать ветрогенераторы.
Однако действующих ветропарков в стране не так уж много: какие‑то проекты начинают развиваться, но на стадии проектирования останавливаются. То есть объекты не замораживаются, но строительство ветропарков дальше предпроектных проработок не идет.
– Развитие ветроэнергетики в России можно разделить на два периода – до законодательства по поддержке возобновляемых источников энергии и после, – рассуждает господин Брызгунов. – Мы с вами живем в период «до». Настоящие же ветроэнергетические рынки в других странах появляются только тогда, когда государство начинает их поддерживать.
В России на сегодняшний день есть лишь несколько постановлений на эту тему. И специалисты полагают, что эти решения были сделаны теми, кто считает, что можно не проводить в жизнь закон целиком, а разбить его на постановления и дополнения к существующим законодательным актам. Таким образом, сейчас есть только несколько поправок к законодательным актам, но они только сделали возобновляемые источники энергии полноправными участниками рынка.
– Мы ждем принятия законодательных инициатив по экономической поддержке возобновляемых источников, – подчеркнул Брызгунов. – В частности, надеемся обеспечить возврат инвестиций тем компаниям, которые возьмутся за развитие проектов ВИЭ. Это возможно за счет введения надбавки на плату вырабатываемой ветрогенерацией электроэнергии, а также при использовании такого механизма, как компенсация затрат на технологическое присоединение этих источников к электрической сети.
Пока этих законодательных инициатив нет, интересные проекты ждут своего времени. В нашей стране по‑прежнему есть лишь «модельные» ветрокомплексы, например на юге России еще с советских времен функционируют несколько таких установок, едва ли обеспечивающих локального потребителя.
В развитии отечественной ветроиндустрии заинтересованы как отраслевые компании, так и государство, ведь в нашей стране уже озвучены несколько крупных проектов, финансирование которых осуществляется как за счет частного, так и за счет государственного капитала. Известно, например, о новых совместных инициативах корпорации «Ростехнологии», «РусГидро» и компании Siemens, предполагающих не только создание ветропарков, но и производственные ресурсы для выпуска компонентов для ветровых турбин в России.
В игру на этом рынке сейчас активно включается Росатом в лице своей компании «Атомэнергомаш». Эта компания намеревается приобрести уже функционирующего производителя ветрогенераторов мегаваттного класса в Европе и продвигать девелоперские проекты в странах с развивающимся ветроэнергетическим рынком и в России (при появлении законодательной поддержки). Сегодня компания ведет переговоры с несколькими производителями ветрогенераторов и девелоперами ветроэнергетических проектов на Украине, в Польше, Венгрии, Турции и других странах.
Кстати, в России еще несколько лет назад работали около семи компаний, выпускавших оборудование для малых ветроэлектростанций. С кризисом большая их часть закрылась, а те, что остались, переориентируются на нужды других заказчиков.
Что касается новых проектов, то, например, в компании «РусГидро» пока не раскрывают подробностей ни настоящего, ни будущего, ссылаясь на то, что любая информация, связанная с ветроэнергетическими стройками на территории России, будет доступна очень скоро.
Российские же проекты компании «Атомэнергомаш» охватывают несколько регионов страны и будут глубоко интегрированы в энергетическое хозяйство регионов присутствия.
У этой компании есть еще несколько весьма амбициозных проектов – строительство ветропарков на территориях, прилегающих к атомных станциям, строительство ветропарка на архипелаге Новая Земля.
Сколько времени потребуется, чтобы инициативы получили официальный статус? Есть надежда, что немного. Те немногие комплексы, которые работают в стране, едва ли покрывают потребности локальных потребителей, а ведь могут работать с большими усилиями. Ветроэнергетика нуждается в статусе, а его может определить только государство.
Представители экологических структур тоже активно поддерживают возобновляемую энергетику. На днях они обнародовали обширное аналитическое исследование – результат двухлетней работы WWF и консалтингового агентства ECOFYS. По данным исследования, в настоящее время 1,5 миллиарда человек не имеют доступа к современному энергоснабжению, и эта проблема должна быть срочно решена за счет создания альтернативных источников. В то же время стоит изменить и подход к потреблению энергии.
– Человеку нужны не киловатты или джоули, а комфортные условия проживания, обеспеченные гораздо более экономным образом, чем это сейчас делается в большинстве стран, – отметил руководитель программы WWF России «Климат и энергетика» Алексей Кокорин. – В 2020 году человечество должно пройти пик потребления энергии и начать его снижать.
Вывод исследования WWF и ECOFYS, на первый взгляд, поражает: 95 процентов энергии, включая топливо для транспорта, будет получаться из возобновляемых источников энергии. Через сорок лет, по их мнению, не понадобится ни атомной энергетики, ни технологии улавливания и захоронения СО2, которая, в принципе, способна сделать полностью чистой угольную и газовую генерацию электроэнергии и тепла.
– Чтобы достичь этой цели, понадобятся глобальные усилия – аналогичные тем, которые понадобились для борьбы с мировым финансовым кризисом, – сказал директор WWF International Джим Лип. – Но в долгосрочной перспективе выгоды будут значительно больше затрат: к 2040 году экономия от снижения энергоемкости станет равна общей сумме инвестиций в ВИЭ и энергоэффективность, а к 2050 году выгода от следования этому сценарию по сравнению с базовым составит около 4 триллионов евро, и это только за счет более низких затрат на производство энергии.
Но это возможно при таком условии: в 2050 году стиль жизни и уровень энергоэффективности в мире должны кардинально измениться. Если к 2050 году численность населения планеты стабилизируется на уровне 9 миллиардов человек, то общее потребление энергии в середине века может стать на 15 процентов ниже, чем в 2000 году. Тогда есть все шансы для полного перехода на ВИЭ и решения проблемы антропогенного воздействия на климат.
– Такое развитие событий может показаться фантастикой, ведь ничего подобного не предсказывает ни один из нынешних официальных сценариев, составленных по инерции, – добавил господин Кокорин. – Сорок лет – большой срок: вспомните 1970 год и его сценарии энергетики как для мира, так и для СССР, ни один из которых не оказался верным. Только достаточно смелый и новаторский сценарий имеет шансы реализоваться.
У нашей страны и через сорок лет будет немало особенностей, говорят экологи. Вероятно, мы будем входить в те 5 процентов стран (по численности населения), которые продолжат экспортировать углеводороды. У нас современная газовая генерация может «прожить» гораздо дольше, чем в мире в целом.
В то же время потенциал роста доли ГЭС в России выше среднемирового, который в глобальном прогнозе WWF составляет 12 процентов.
– Развитие новых ГЭС должно идти только при условии соблюдения наивысших стандартов социальной ответственности и экологической безопасности, – сказал руководитель программы по экологической политике ТЭК Алексей Книжников. – К сожалению, до сих пор в России делаются попытки реализации проектов вопреки лучшим международным стандартам.
WWF России уже начал совместные работы с ведущими российскими экономистами, использующими современные энергоэкономические модели.
– К середине этого года мы предполагаем получить первые результаты и выяснить, при каких условиях наша страна сможет развиваться в рамках построения глобальной низкоуглеродной экономики, с минимальными выбросами парниковых газов, – сказал Кокорин.
WWF также планирует оценить прямые и скрытые субсидии в традиционный ТЭК как фактор сдерживания развития ВИЭ в нашей стране.
Соглашение с испанским оператором Cobra Energia станет самым крупным контрактом GE в Европе в сфере ветроэнергетики.
Среди преимуществ, которые получает Cobra Energia при заключении контракта с GE, – высокая надежность ветряных турбин, оптимизация их производительности, увеличение срока службы оборудования и предсказуемость расходов на его обслуживание. Это соглашение также позволит компании наладить удаленное управление работой ветряных турбин и расширить возможности для выявления и устранения неисправностей.
Cobra Energia входит в испанский строительный холдинг ACS и управляет одним из самых крупных ветропарков в Испании. Испания является одним из лидеров по использованию возобновляемых источников энергии, в том числе энергии ветра и солнца.
При разработке сервисных решений в сфере ветроэнергетики GE использует свою богатую техническую экспертизу и учитывает опыт эксплуатации более 14 500 ветряных турбин. Вместе с тем, при реализации сервисных программ GE задействуются местные высококвалифицированные техники, инженеры и специалисты по ремонту, а также высококлассные производственные комплексы глобального уровня.
Ирина КРИВОШАПКА
МНЕНИЕ
Рене Умлауфт, руководитель департамента возобновляемой энергии «Сименс АГ»:
– В Германии есть серьезный потенциал в области реконструкции электростанций. Эта работа поддерживается правительством специальными льготами. Многие ныне установленные ветровые турбины имеют мощность всего в несколько сотен киловатт, и им уже около двадцати лет. Кроме того, мы видим значительный потенциал в германском рынке морских ветровых электростанций. Мы уже получили заказы на четыре такие коммерческие станции в Германии.
Существует потребность в стабильных, оформленных в некую систему условиях, чтобы инвестировать в рынок возобновляемых источников энергии. В Германии, например, есть специальный закупочный тариф для стимулирования развития возобновляемых источников энергии. В остальных странах имеются другие стимулы для повышения доли использования этих источников.
Россия и СНГ 31.01.2025
Россия и СНГ 31.01.2025
Новости компаний 29.01.2025
Беларусь 22.01.2025
Тема дня 22.01.2025
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также