Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
Если проект будет реализован, Беларусь лишится не только собственной, более эффективной стратегии реализации дизтоплива на ближайшем украинском рынке и на рынках соседних европейских стран, но и возможности получать часть экспортных пошлин в свой бюджет.
О том, что российская компания «Транснефть» изучает проект строительства нового нефтепродуктопровода с конечной точкой в порту Усть-Луга и собирается загрузить его российскими и белорусскими нефтепродуктами, сообщил вице-президент этой компании Сергей Андронов в конце ноября на международном конгрессе Oil Terminal-2015 в Санкт-Петербурге.
Как было сказано, «Транснефть» уже провела предварительные переговоры в порту, а также с российскими нефтяными компаниями. Пока вопрос упирается в ресурсную базу. В новую трубу должно уйти дизтопливо с российских НПЗ, расположенных в европейской части РФ. По оценкам, сейчас 5 млн тонн дизтоплива с этих заводов не могут попасть в действующий нефтепродуктопровод «Север» (Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск).
Но для окупаемости новой трубы требуется около 10 млн тонн дизтоплива. Дополнительной ресурсной базой в объеме 5 млн тонн могут стать, как считает российская сторона, белорусские нефтепродукты. В «Транснефти» уже просчитали, что если соединить белорусские НПЗ с Усть-Лугой, то общая длина ответвления нефтепродуктопровода может составить до 800 км, а объем годовой прокачки — до 5 млн тонн дизельного топлива.
В 2014 году белорусские НПЗ произвели около 8 млн тонн дизтоплива, за январь — октябрь 2015 года — 6,8 млн тонн. Потребности белорусского рынка составляют, по имеющимся данным, около 2 млн тонн дизельного топлива в год. Получается, что в Беларуси ресурс для заполнения новой трубы есть.
Отметим, что Беларусь экспортирует около 14 млн тонн нефтепродуктов в год (за 2014 год — 13,78 млн тонн). Этот объем включает поставки как спецэкспортера белорусских нефтепродуктов — ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК), так и российских компаний-давальцев. В 2015 году БНК планирует экспортировать более 11,1 млн тонн автомобильного топлива, или на 42,3% больше, чем в 2014 году. Но если в прошлом году на российские нефтекомпании, работающие в Беларуси по давальческой схеме, приходилось около 25% импортируемой из России нефти, то в этом году объем давальческой переработки упал до 15% (в условиях налогового маневра и сложившейся конъюнктуры на мировом нефтяном рынке российским компаниям стало выгоднее экспортировать сырую нефть).
Соответственно, и объем произведенных на белорусских НПЗ российскими компаниями нефтепродуктов небольшой — это топливо российские компании поставляют преимущественно на свои АЗС в Беларуси. В то же время белорусские НПЗ увеличивают объемы собственной переработки нефти, и, как следствие, растет экспорт БНК.
Получается, что ресурсную базу для нового российского нефтепродуктопровода в объеме 5 млн тонн дизтоплива должна обеспечить в основном БНК. Но отвечает ли это ее интересам?
Нынешняя стратегия БНК нацелена на получение максимального эффекта от экспорта нефтепродуктов. А для этого компания должна в меньшей степени ориентироваться на продажи топлива через порты, а максимум светлых нефтепродуктов продавать на рынках близлежащих стран, которые являются высокопремиальными.
Сейчас БНК поставляет автомобильное топливо на рынки 20 стран мира. Около 65% всей экспортируемой продукции компания поставляет через порты. БНК работает с 12 терминалами в 7 портах. Это порты не только Балтийского моря (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга, Таллин), но и Черного (Николаев, Одесса). В структуре экспорта БНК темные нефтепродукты составляют 51%, светлые — 49%. Темные нефтепродукты поставляются через порты, а светлые реализуются на премиальных рынках близлежащих стран — Латвии, Литвы, Польши, Украины, России, Молдовы
Среди экспортных приоритетов БНК — рынок стран Балтии. Там компания работает через свое дочернее предприятие TransBaltic OIL (создано в июне 2012 года). Высокая конкуренция на этом рынке стимулирует белорусского поставщика улучшать сервис: сегодня компания готова продавать топливо в Латвии как по котировкам Platts, так и по фиксированным ценам, а также по фьючерсам на ICE Gasoil, кроме того, предлагает частично оплатить транспортировку до нефтебазы. Хеджирование валютных рисков позволило TransBaltic OIL увеличить продажи дизтоплива в Латвии до 8%, в Литве — до 21%, а вот в Эстонии они составляют пока лишь 1%.
Исходя из логистики, прибалтийский топливный рынок наиболее приоритетный для «Нафтана». Стратегическая задача БНК на этом рынке — покупка или аренда нефтеналивного терминала в Рижском порту. В 2014 году БНК и латвийская SIA Woodison Terminal подписали протокол о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском порту. Речь идет о перевалке в первую очередь темных нефтепродуктов — мазута, газойля.
В Латвии доля TransBaltic OIL пока составляет около 1/5 рынка, но уже через 5 лет компания планирует довести ее за счет увеличения реализации нефтепродуктов мелким оптом с нефтебаз и в розницу на АЗС до 30%.
В Польше БНК работает через свою «дочку» — компанию Beloil Polska. И хотя она создана лишь 4 года назад, в рейтинге топ-200 топливных фирм в Польше Beloil Polska занимает 39-е место. Причем сегодня Beloil Polska продает топливо уже не только в Польше, но и в Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и других странах Европы. Стратегическая задача БНК — войти в розничную продажу нефтепродуктов в Латвии и Польше.
Небезынтересно также отметить, что правительство Беларуси еще в 2008 году одобрило проект по строительству нефтепродуктопровода в направлении Польши для загрузки дизтопливом с содержанием серы по европейским стандартам. В рамках проекта предполагалось построить 20 км нефтепродуктопровода: 9 км — на территории Беларуси и 11 км — в Польше. До перекачивающей станции под Брестом (Бернады — Прилуки) дизтопливо собирались поставлять по железной дороге, а потом до Малашевичей (Польша) — по нефтепродуктопроводу. Планировалось, что на первом этапе реализации проекта объем перекачки составит 110 тыс. тонн нефтепродуктов в месяц, на втором — 170 тыс. тонн.
Стороны собирались реализовать данный проект до 2010 года. Но помешали этим планам, надо полагать, вовсе не экономические резоны.
В принципе БНК могла бы уже сегодня поставлять дизтопливо в Латвию, что позволило бы компании снизить издержки на его транспортировку по железной дороге. К сожалению, у Беларуси и в этом направлении нет своей трубы, а вот все остальное — есть. В июне 2013 года БНК успешно завершила пробные испытания трубопровода Новополоцк — Дисна — Вентспилс, по которому было перекачано 35 тысяч тонн дизтоплива Евро-4 производства «Нафтана». В то время возможности для прокачки белорусского дизтоплива появились благодаря новым техническим возможностям и согласованию с компанией ЧУП «Запад-Транснефтепродукт» и АК «Транснефтепродукт» условий прокачки топлива с различным содержанием серы.
Напомним, «Запад-Транснефтепродукт» — «дочка» российской АК «Транснефтепродукт», она осуществляет транзит российских нефтепродуктов по территории Беларуси. Протяженность этого нефтепродуктопровода по территории Беларуси составляет 1493 км.
После распада Союза Беларусь в соответствии с Бишкекскими соглашениями считала этот нефтепродуктопровод своей собственностью. Сколько баталий пришлось выдержать белорусским чиновникам в стремлении отстоять свое право на имущественный комплекс предприятия «Запад-Транснефтепродукт»! Конфликт интересов был громкий, и в его орбиту были вовлечены даже президенты двух стран. Но в итоге Беларуси пришлось уступить — в 2004 году она признала, что этот нефтепродуктопровод является российской собственностью.
Несколько лет назад объем транзита российских нефтепродуктов через «Запад-Транснефтепродукт» составлял около 9 млн тонн, но теперь заметно снизился. Это произошло в том числе и по причине ввода в эксплуатацию нового российского нефтепродуктопровода «Север», который, по сути, является альтернативой транзиту российского топлива по системе «Запад-Транснефтепродукт».
Между тем идея соединения белорусских НПЗ с портом Усть-Луга не является новой. Ранее стороны обсуждали ее несколько раз, хотя несколько в ином ключе — без Мозырского НПЗ, так как этот завод, расположенный фактически на границе с Украиной, был изначально ориентирован на соседний рынок и стратегически не вписывался в новый проект.
Речь шла о строительстве нефтепродуктопровода Новополоцк — Усть-Луга. В частности, в 2009 году этот проект вошел в план мероприятий о сотрудничестве Беларуси и России в сфере энергетики. В то время белорусская сторона рассчитывала, что его реализация позволит значительно удешевить транспортировку вырабатываемых в Беларуси нефтепродуктов за счет исключения затрат на железнодорожный транспорт.
В то время предполагалось, что мощность нового нефтепродуктопровода составит 2−3 млн тонн в год и построен он будет за 2 года. Согласно планам, протяженность белорусского участка нефтепродуктопровода до границы с РФ должна была составить около 85 км, по российской территории — около 300 км. Планировалось, что Беларусь самостоятельно построит участок нефтепродуктопровода на своей территории. Участвовать в проекте она предлагала российским компаниям «Лукойл» и «Роснефть» (в то время они поставляли большие объемы нефти для переработки на «Нафтан»). Но эта идея так и осталась на бумаге.
В конце 2012 года тема переориентации белорусских нефтепродуктов на российские порты вновь актуализировалась по политическим соображениям. Однако взять на себя дополнительные затраты на строительство новой трубы в направлении Усть-Луги, а также расходы на оптимизацию тарифов в целях создания конкурентоспособного для белорусских нефтепродуктов транзитного коридора РФ не согласилась.
«Конечно, экономику этого проекта надо считать. Но, думаю, сейчас для нас этот проект не является актуальным», — сказал в беседе с обозревателем профильный чиновник.
Очевидно, что нынешняя экспортная стратегия БНК нацелена на получение максимальной прибыли при поставках своего товара на премиальные рынки соседних стран, а для этого компании нужно быть поближе к покупателю — самостоятельно торговать моторным топливом на европейских АЗС (к этому она стремится). В то же время предложение российской «Транснефти», которая хочет забрать в свою трубу белорусское дизтопливо, противоречит этой стратегии.
Тем более что российская компания планирует связать с Усть-Лугой не только расположенный на севере белорусский «Нафтан», но и Мозырский НПЗ, для которого украинский рынок остается самым выгодным с точки зрения логистики поставок нефтепродуктов. Между тем на украинском рынке несколько лет работает «дочка» БНК — «БНК-Украина», которая уже постепенно входит в сегмент розничных продаж белорусского топлива в Украине.
У белорусских специалистов также вызывает опасение сам факт поставок белорусского дизтоплива по трубе вместе с российским. Белорусское дизтопливо, говорят они, отвечает современным европейским стандартам: оно в стране производится только класса К5 (Евро-5), в то время как на российских НПЗ пока производится топливо в основном более низкого стандарта — Евро-4.
Кроме того, строительство новой трубы приведет к тому, что Беларусь потеряет часть экспортных пошлин на нефтепродукты, так как их экспорт будет осуществляться уже с территории РФ, а значит, и пошлины будут уходить в российский бюджет.
Наконец, новую трубу в направлении Усть-Луги еще предстоит построить, а это — лишние затраты, которые, естественно, лягут на себестоимость продукции, что в еще большей степени снизит эффективность экспортных продаж белорусского дизтоплива.
Автор: Татьяна Маненок
Новости компаний 15.11.2024
Новости компаний 14.11.2024
Новости компаний 13.11.2024
Тема дня 13.11.2024
Новости компаний 11.11.2024
Технологии 13.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также