Чем опасны для Средней Азии противоречия Таджикистана и Узбекистана?

Чем опасны для Средней Азии противоречия Таджикистана и Узбекистана?

Вопрос взаимоотношений Таджикистана и Узбекистана волнует не только ведущих политологов СМИ России и СНГ, но и инвесторов. Так, в апреле 2012 года поставки узбекского газа в Таджикистан были возобновлены. Это произошло в результате подписания контракта между «Таджиктрансгазом» и «Узтрансгазом» 11 апреля 2012 года. В результате перебоев с поставками голубого топлива, в Таджикистане приостановили работу несколько крупных, экономикообразующих предприятий, среди которых крупнейший алюминиевый завод в Центральной Азии «Таджикский алюминиевый комбинат». В чём же кроются причины проблемы? Можно ли рассматривать данное событие как из ряда вон выходящее? К чему может привести дальнейшее обострение ситуации?

Позиции сторон: в чём они заключаются?

Ввиду необходимости ответить на эти вопросы, эксперты землячества трейдеров и инвесторов Средней и Центральной Азии Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V провели анализ ситуации, сложившейся в отношениях между Ташкентом и Душанбе.

В первую очередь, начнём с того, что потенциалы игроков являются несоизмеримыми. В Узбекистане на сегодняшний момент проживает примерно 29,5 миллионов человек, совокупный ВВП составляет 43,7 млрд. дол. Таджикистан же населяет 7,6 миллионов человек, при совокупном ВВП 5,5 млрд. долларов США. В военном отношении и уровне централизации их нельзя сравнивать в принципе, так как Ташкент является авторитарным, стабильным режимом, вооружённые силы которого на порядок превосходят силы недавно оправившегося от гражданской войны конкурента.

Существует ещё ряд причин, по которым Узбекистан просто обязан проводить агрессивную внешнюю политику по отношению к своему соседу:

  • Узбекистан является традиционным центром силы в регионе. Ташкент, с момента обретения независимости, заявил о себе как о лидере в микрорегионе. Его внешнеполитический курс изначально склонялся в сторону США, так как именно этот факт позволил стране эффективно конкурировать с Россией;
     
  • историческое наследие. Таджикистан до 1929 года являлся автономией в составе Узбекской ССР;
     
  • экономическая слабость. На сегодняшний момент, узбекский сумм является самой слабой валютой региона. Кроме того, полнейшая неконкурентоспособность продукции, наряду с экономически невыгодной внешней политикой, привели к переизбытку протекционизма в стане. Для примера можно сказать, что налог на импорт составляет 120%;
     
  • боязнь внутреннего социального взрыва. Здесь имеют место две составляющие: акцентирование внимания на внешнем враге и удержание регионального, потенциально богатого, конкурента от возможности автономизироваться и самостоятельно развиваться.

Таджикистан в этой ситуации пытается:

  • любыми способами заручиться поддержкой международной общественности;
     
  • провести ряд реформ, направленных на диверсификацию поставок энергоресурсов;
     
  • развивать собственные энергетические мощности;
     
  • сотрудничать с постсоветскими странами в области постройки новых производственных объектов.

Таким образом, хотя Душанбе и не может открыто противостоять Ташкенту, его дипломатические манёвры, в совокупности с настойчивостью в решении жизненноважных вопросов приносит свои плоды.

Вписывается ли сегодняшний конфликт в систему отношений Душанбе-Ташкент?

Несомненно, да. Эта проблема является логическим продолжением политики прямого давления на Таджикистан. Открытое противостояние началось ещё в далёком 2000 году после вооружённого столкновения. Последняя же фаза противостояния началась в ноябре 2009 года, когда Ташкент под разными предлогами начал задерживать поставки грузов южному соседу через железнодорожное сообщение в ответ на решение Душанбе самостоятельно строить Рогунскую ГЭС. В общем и целом, противостояние происходит на нескольких, явно очерченных аренах:

  • железнодорожная блокада. Задержание железнодорожных составов под любыми предлогами: начиная от проверки на соответствие стандартам, заканчивая якобы опасением по поводу терактов (17 ноября на территории Таджикистана произошёл взрыв на ж/д мосту);
     
  • борьба за строительство каскада ГЭС на реке Фахша. Узбекистан хотел получить контрольный пакет акций объекта, а после отказа и заявлений Душанбе о самостоятельном финансировании строительства путём внутренних займов, начал настаивать на экологической опасности объекта;
     
  • военное противостояние. Последним проявлением послужил ноябрьский инцидент, в результате которого погиб узбекский пограничник. Это стало отличным поводом позвенеть оружием перед соседом. К границе было стянуто несколько полков, в том числе бронетанковые войска, позже узбекская сторона закрыла 9 из 16 пропускных пунктов. В ответ на это Таджикистан произвёл минирование данного участка границы;
     
  • перебои с поставками газа. Они возникают практически каждый квартал, так как Узбекистан заявляет, что большинство природного газа уходит на экспорт в Китай, так что Таджикистан будет снабжаться лишь по остаточному принципу. Такую уверенность риторике прибавляет подавляющая зависимость Душанбе (около 95% газа поставляется Узбекистаном либо проходит через его территорию).

Так что закономерность конфликта имеет один корень, а методы его эскалации могут варьироваться в зависимости от ситуации.

Станет ли конфликт спусковым крючком в большой войне?

Начнём с того, что агрессивная внешняя политика в отношении соседа, наряду с экономическим изоляционизмом, опустили международный авторитет довольно низко. Последние переговоры с США по поводу возобновления функционирования военной базы также провалились. Тотальная коррупция в сумме с низкими социальными стандартами также свидетельствует о низкой мобилизационной готовности страны. Если говорить о соседях и больших игроках, то их позиции заключаются в следующем.
постсоветская Центральная Азия. Все страны, несмотря на собственные социально-экономические проблемы, поддерживают Таджикистан на дипломатической арене. Они прекрасно понимают, что любые уступки Душанбе приведут к ещё большим аппетитам;
США. Политика сверхдержавы в регионе выглядит двояко, ведь с одной стороны полный отказ от военного присутствия в Узбекистане приведёт к катастрофической утрате позиций в регионе, а с другой – поддержка Таджикистана является продолжением политики диверсификации поставки энергоносителей в регионе с целью ослабить позиции РФ. Вместе с тем, обстановка на мировой арене вероятнее всего продиктует склонность к дипломатической поддержке Ташкента;
Россия. Позиция Москвы направлена на поддержку, в критической ситуации, именно Таджикистана. Хотя краткосрочные манёвры показывают, что она тоже не желает терять свой энергетический инструмент. Важной чертой политики в регионе является то, что РФ практически всегда выступает единым фронтом с Казахстаном.

Таким образом, хотя вероятность горячего конфликта и сохраняется, высокая вероятность вступления России в игру, а также занятость США своими внешнеполитическими «приоритетами», является основанием для экспертов полагать, что в ближайшие 2 года вероятность военной вспышки равняется 05-1%.

"Биржевой лидер"


  • Дата публикации: 19.04.2012
  • 710
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150