»нвестиционный климат в нефт€ной отрасли складываетс€ хуже некуда

»нвестиционный климат в нефт€ной отрасли складываетс€ хуже некуда

—амое странное и печальное в текущем развитии нефт€ной отрасли –оссии заключаетс€ в том, что Ђповестку дн€ї в ней парадоксальным образом стало определ€ть министерство финансов. ќб этом ÷ентру энергетической экспертизы за€вил заместитель директора по энергетическому направлению »нститута энергетики и финансов јлексей Ѕелогорьев.

"Ёто действительно парадокс, поскольку ћинфин любой страны силен краткосрочным и среднесрочным планированием, в российском случае Ц с горизонтом видени€ не более 2-3 лет. Ќефт€на€ же отрасль, как и “Ё  в целом, Ц это мир долгосрочных стратегий и многолетней отдачи инвестиций. ћинимальным горизонтом здесь €вл€ютс€ 7-8 лет, а по многим новым проектам Ц 10-15 и более. Ёто еще в большей степени касаетс€ –оссии, где, начина€ с 2002 года, Ђльвиную долюї выручки от продажи нефти (при $100 за баррель около 70%) забирает себе государство, и нефтедобытчики, вопреки расхожему мнению, как таковых Ђсверхдоходовї не получают, в отличие от многих своих зарубежных коллег. Ѕудь в —Ўј наша налогова€ система, никакой нефт€ной Ђсланцевой революцииї не было бы и в помине", - отмечает эксперт.

"—ила налоговой реформы начала 2000-х годов, когда родилось Ќƒѕ», была, на мой взгл€д, в ее системности и относительной простоте. Ћавинообразный рост льгот дл€ выработанных и малых месторождений, высоков€зкой нефти, трудноизвлекаемых запасов, месторождений, расположенных в новых районах добычи, начавшийс€ в 2007 году, лишил налоговую систему и того, и другого, - говорит эксерт. - Ќа льготы по Ќƒѕ» сейчас приходитс€ уже около 28% добычи, т.е. пор€дка 3 млн барр. в день (это больше всей добычи в ¬енесуэле или почти в два раза больше добычи в  азахстане).

—огласно расчетам ћинфина, обща€ сумма льгот по Ќƒѕ», за период только 2008-2014 гг. составила около 1,6 трлн руб. или почти 13% от общей суммы Ќƒѕ» при добыче нефти. —ейчас это пор€дка 13,4%. ¬ ћинфине это считают пр€мыми потер€ми бюджета, хот€ на самом деле этой добычи просто бы не было и мы бы сейчас добывали не 534 млн тонн в год, а где-нибудь, 410-420 млн тонн, как в 2003 году".

ѕо мнению Ѕелогорьева, ухудшение качества ресурсной базы неизбежно ведет нас к росту доли льготируемой добычи, причем величина льгот тоже будет расти, включа€ использование нулевых ставок как по Ќƒѕ», так и по экспортным пошлинам: "„тобы избежать всего этого и не превращать налоговую систему в беспор€дочное нагромождение норм, администрировать которые с каждым годом будет все дороже и сложнее, ћинэнерго, самими компани€ми, экспертами, региональными власт€ми (тем же ’ћјќ) были предложены разные варианты системной реформы с переходом к преимущественному налогообложению прибыли вместо выручки. —ейчас недропользователи плат€т с прибыли стандартные 20%, основные изъ€ти€ в бюджет происход€т за счет валовых показателей через Ќƒѕ» и пошлины. “ака€ система, м€гко говор€, не гибка€ и фактически требует применени€ индивидуальных льгот к каждому новому проекту".

"≈—Ћ» ”„≈—“№, „“ќ „≈–≈« ѕќЋ√ќƒј ¬ —“–јЌ≈ ¬џЅќ–џ, ј ≈ў≈ ” ћ»Ќ‘»Ќј » ÷Ѕ ≈—“№ ќ–»≈Ќ“»–џ ѕќ »Ќ‘Ћя÷»», “ќ ¬≈Ћ»  –»— , „“ќ Ќј Ќ≈‘“яЌџ≈  ќћѕјЌ»» Ѕ”ƒ”“ ƒј¬»“№, » ¬≈—№ –ќ—“ ј ÷»«ќ¬ ѕ–»ƒ≈“—я ¬«я“№ Ќј —≈Ѕя Ќѕ«, „“ќ Ќј ѕ–ј “» ≈ ќ«Ќј„ј≈“ ѕ≈–≈’ќƒ   Ќ”Ћ≈¬ќ… –≈Ќ“јЅ≈Ћ№Ќќ—“» ѕ≈–≈–јЅќ“ »".

Ёксперт напомнл, что после долгого пр€мого сопротивлени€, ћинфин осенью 2015 года решил пойти в обходной маневр и согласилс€ на введение налога на дополнительный доход, но на услови€х частичного сохранени€ Ќƒѕ» и р€да других оговорок: "“о есть вместо системности и простоты нам оп€ть предлагают паллиативный вариант Ђмодернизацииї действующей схемы налогообложени€. ѕричем конечна€ налогова€ нагрузка на нефт€ные компании только возрастет. ¬ этом обнажаетс€ основное противоречие: нефт€на€ отрасль объективно исчерпала ресурс дл€ роста отчислений в бюджет (при стабильных мировых ценах). ѕредлага€, например, снизить величину вычета из Ќƒѕ» с $15 до $7,5, ћинфин не так уж далек от реальной оценки средней себестоимости добычи нефти, но с оговоркой Ц на действующих месторождени€х, причем уже далеко не на всех".

"ѕроизводственна€ и в меньшей степени финансова€ устойчивость нефт€ных компаний, котора€ так будоражит воображение ћинфина, Ц это устойчивость текущего момента, устойчивость, созданна€ инерцией прошлого благополучи€. ƒл€ ее поддержани€ в долгосрочной перспективе, как понимают даже в самом ћинфине, нужны огромные капитальные вложени€, причем в услови€х фактического закрыти€ дл€ большинства недропользователей основных рынков заемного капитала.  огда мы говорим о росте налоговой нагрузки, нужно все-таки помнить, что на дворе отнюдь не 2013 год. ¬опрос не только в снижении нормы доходности новых инвестиционных проектов (по многим Ц до нул€), но в не меньшей степени и, где компани€м банально вз€ть деньги дл€ финансировани€ капвложений", - отметил Ѕелогорьев.

ќн уверен, что текущие интересы ћинфина всем близки и пон€тны, и логика его действий по сути не вызывает особых вопросов. ќднако вопросы есть к правительству Ц естественному арбитру между интересами своих министерств. –осси€ Ц чуть ли не единственна€ страна с сырьевой экономикой, котора€ в период столь глубокого и острого кризиса на сырьевых рынках, пытаетс€ выжить из сырьевых компаний дополнительные доходы. ’от€ по логике экономической политики в такие периоды сырьевым отрасл€м, напротив, нужно оказывать поддержку.

"ѕоскольку российска€ нефт€на€ отрасль держитс€ на вертикально-интегрированных компани€х, то не стоит забывать и о нефтепереработке. ј здесь ситуаци€, сложивша€с€ в рамках Ђбольшого налогового маневраї, еще менее радужна€, чем в добыче: наши Ќѕ« не так уж далеки от балансировани€ на грани рентабельности. Ёто при том, что зарубежные компании, если посмотреть на их свежую отчетность за 2015 год, выживают сейчас во многом именно за счет роста доходности переработки, тогда как весь сектор upstream пребывает в глубоком минусе", - считает эксперт.

ѕо его словам, у российских компаний в долларовом выражении в добыче ситуаци€ аналогична. ѕоэтому когда правительство сейчас неожиданно решает повысить акцизы на моторные топлива, нужен, прежде всего, честный разговор с нефт€ными компани€ми: да, мы повышаем акцизы, но за счет потребителей, а не Ќѕ«. ќднако на словах мы слышим совсем другое: ћинфин вовсе не ожидает роста розничных цен на бензин и дизельное топливо, а ‘ј— оценивает его не больше 2%. ’от€ самые несложные подсчеты показывают, что рост должен составить около 6%, а по оценкам ћинэнерго, даже до 10%. ≈сли учесть, что через полгода в стране выборы, а еще у ћинфина и ÷Ѕ есть ориентиры по инфл€ции, то велик риск, что на нефт€ные компании будут давить, и весь рост акцизов придетс€ вз€ть на себ€ Ќѕ«, что на практике означает переход к нулевой рентабельности переработки".

"¬се выше сказанное было бы не так грустно, если бы дело ограничивалось 2-3 годами экономического кризиса и бюджетного дефицита. Ќа инерции докризисных инвестиций и с опорой на импортозамещение нефт€ные компании (по крайней мере, крупные) могут пережить такой среднесрочный налоговый нажим. ƒобыча и переработка, конечно, сниз€тс€, но не драматично. ќднако основна€ проблема в том, что государство не дает никаких не то, что гарантий, но хот€ бы дл€ начала €сных ориентиров, а что будет за этим горизонтом, - считает Ѕелогорьев. - Ѕлокируютс€ даже безобидные попытки пилотного тестировани€ Ќ‘–. ≈сли помножить это на весьма депрессивные консенсус-прогнозы по ценам на нефть, темпам роста российского ¬¬ѕ, а следовательно платежеспособного спроса на нефтепродукты, и крайне туманные геополитические перспективы, включа€ технологические санкции и доступность качественного западного кредитовани€, то инвестиционный климат в отрасли складываетс€ хуже некуда. ѕоэтому не обвин€йте нефт€ные компании в обвале будущих бюджетных доходов".        

  • ƒата публикации: 28.06.2016
  • 1686
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150