Как бороться с матом на рабочем месте?

Как бороться с матом на рабочем месте?

В некоторых коллективах использование мата, к сожалению, сегодня является нормой. Особенно тяжело, если вы с таким положением дел сталкиваетесь впервые. Однако, согласно исследованию, проведенному работным порталом Joblist в мае 2011 года, каждый пятый россиянин использует обсценную лексику на рабочем месте. При этом каждый десятый из них применяет ее не только в общении с сослуживцами, но и с клиентами. Не принято использовать непечатные выражения в каждой пятой организации. При этом в 62% компаний к брани сотрудников руководство относится безразлично, а штрафу подвергается лишь 1%, - говорится в материале, присланном порталу "Нефть России" компанией HeadHunter.
 
Действительно, вряд ли найдется место, где общаются исключительно на литературном русском языке, и человек, у которого ни разу в жизни не вырвалось крепкое словцо. Тем не менее, далеко не каждый готов работать в организации, где грубые выражения являются чем-то обыденным.
Кто ругается матом?
 
Методик распознавания любителей мата нет, но каждый профессиональный HR-специалист всегда может выяснить лексические реакции кандидата на стрессовые ситуации.
 
Как известно, лучшее средство борьбы с любыми напастями — эффективная профилактика, а лучший способ избежать сражения — вообще в него не вступать. Поэтому если вы не хотите терпеть мат от коллег, постарайтесь не попадать в коллективы его любителей.
 
Среди тех, кто оказался в отделе, где используется ненормативная лексика, больше всего жалоб поступает не на сослуживцев, а на руководителей, которые позволяют себе использовать сквернословие, отчитывая подчиненных. По словам Ольги Степановой, руководителя департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel, «специалист по поиску персонала не может не предупредить кандидата о стиле общения с подчиненными предполагаемого босса. Однако практика показывает, что соискатели крайне редко отказываются работать с руководителем, использующим ненормативные выражения». В то же время многие клиенты кадровых агентств просят отсеивать претендентов, допускающих в речи нецензурщину. «Даже на первом собеседовании можно разглядеть пользователей табуированной лексики. Несмотря на то, что методик распознавания любителей мата нет, каждый профессиональный HR-специалист всегда может выяснить лексические реакции кандидата на стрессовые ситуации, — продолжает Ольга. — Так что если вы любите вставлять "пару ласковых" для красного словца, то, чтобы получить хорошее место, скорее всего, вам придется расстаться с этой привычкой».
 
Борьба с матом внутри компании
 
Гендерные различия также влияют на характер употребления в речи грубых слов. Традиционно ими злоупотребляют в мужских коллективах. И если вы женщина и вдруг попали в такой моногендерный отдел, придется выбирать между двумя тактиками: становиться на позицию «своего в доску» и самой не стесняться мата в подходящей ситуации либо соответствовать образу настоящей леди, в обществе которой переходить границы недопустимо. Конечно, можно стараться не подавать виду, что вас задевает такое обращение, но, как правило, это приводит к тому, что или вы перенимаете неприличные словечки от своих коллег, или угнетающая ситуация вынуждает уволиться по собственному желанию.
 
Впрочем, если вы чувствуете в себе силы бороться за чистоту русского языка и/или имеете на это полномочия, перечисленными способами адаптации можно не ограничиваться. По мнению Инны Ромашовой, кандидата филологических наук, доцента Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, «один из действенных способов — ввести моду на замену нецензурного слова другим — пристойным или забавным. Например, в одной из российских компаний вместо „пи...ец“ договорились использовать „упс, небольшой коллапс вышел“. Всем понравилось, и оборот прижился в речи коллектива. Для борьбы со сквернословием также можно установить хотя бы общие правила: к примеру, не ругаться при женщинах или при клиентах». По данным исследования, проведенного Омским государственным университетом, в ряде компаний даже устанавливаются наказания за речевую распущенность: «У нас есть „баночка“. Сказал — положил 10 рублей. Иногда за фразу кладут по 50 рублей сразу, но эффект очень положительный, заставляет трезветь горячие головы». Среди приемов защиты от нецензурных выражений, отмечает Инна, встречаются и совершенно экзотические: «Вместо использования плохих слов руководитель подразделения „кричит осликом“».
 
В некоторых компаниях речевой этикет прописан в корпоративных правилах или стандартах общения с клиентами. Инна Ромашова приводит пример из «Стандарта работы администратора отдела рецепции фитнес-клуба Wellcity»: «Отвечая на телефонные звонки, помните, что вас видят и слышат члены клуба и сотрудники. Будьте вежливы, не используйте жаргонных и нецензурных слов, не повышайте голос». Более того, в ряде организаций использование непечатных выражений может привести к выговору и даже увольнению.
 
«Наряду с административной ответственностью к лицу, оскорбившему других сотрудников, работодатель вправе применить механизмы воздействия, предусмотренные локальными нормативными актами организации. В таких актах (например, в положении об оплате труда или в положении о премировании работников организации) может быть установлена система оплаты труда, включающая премию, а также основания, при наличии которых премия работнику снижается или не выплачивается», — комментирует эксперт компании «КонсультантПлюс» Анна Денисова.
 
Уволить работника за сквернословие работодатель не имеет права, поскольку ТК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для увольнения.
 
«Вместе с тем стоит подчеркнуть, что дисциплинарное взыскание применяется в случае совершения работником административного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. Соответственно, применить выговор или замечание за нецензурную лексику на рабочем месте к сотруднику нельзя. Уволить его за сквернословие работодатель не имеет права, поскольку Трудовым кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для увольнения. Исключение составляют педагогические работники, использование мата которыми может рассматриваться как аморальный поступок», — поясняет Анна.
 
Защита достоинства личности по закону
 
Любителям сквернословия также следует помнить о том, что своими действиями они нарушают не только российские, но и международные правовые акты, гарантирующие личности защиту ее чести и достоинства. «В нашей стране к таким документам относится статья 21 Конституции и статья 2 Трудового кодекса РФ. Кроме этого, статьей 26 Европейской социальной хартии предусматривается право работника на защиту своего достоинства по месту работы. Государства-участники должны принимать все необходимые меры для защиты работников от издевательских, явно враждебных и оскорбительных действий на рабочем месте или в связи с выполняемой ими работой», — продолжает Анна Денисова.
 
Однако прежде чем подавать в суд на матерщинника, следует учесть, что далеко не всегда употребление обсценной лексики можно счесть оскорблением чести и достоинства личности. По словам эксперта, «это связано с тем, что она включает в себя не только нецензурные, но и сниженные, а также бранные выражения. К примеру, сниженная лексика — это слова, употребление которых публично признается неуместным и некультурным. К ним относят сленг, жаргон, просторечия, вульгарную лексику. Использование такой лексики нельзя признать оскорбительным в юридическом смысле».
 
В зависимости от ситуации, в которой имело место употребление непечатных выражений, последствия для похабника могут быть самыми разными. Анна Денисова рассматривает три возможных случая их использования на рабочем месте:
- в отношении конкретного работника;
- без цели унизить честь и достоинство конкретного работника, а также без явного неуважения к остальным работникам;
- поведение, выражающее явное неуважение ко всем сотрудникам и сопровождающееся нецензурной бранью.
 
«В первом случае лицо, использующее непристойные выражения в отношении сослуживца, при определенных обстоятельствах может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.61 КоАП РФ за оскорбление. Размер штрафа для граждан составит от 1000 до 3000 рублей, а для должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей. Причем стоит отметить, что до конца 2011 г. оскорбление квалифицировалось как преступление и только с принятием Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ перешло в разряд административных проступков.
 
Второй вариант встречается довольно часто. Работники, использующие нецензурную лексику в своей речи без цели унижения других сотрудников, не могут быть привлечены к административной ответственности, поскольку в данном случае нет состава оскорбления, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ. Мнение, убеждение, хотя и высказанное в неприличной форме, не становится оскорблением, поскольку не ставит перед собой цели унижения чести и достоинства.
 
Сопровождающееся нецензурной бранью поведение работника, которое выражает явное неуважение не к конкретному сотруднику, а ко всем окружающим, может быть расценено как мелкое хулиганство (часть 1 статья 20.1 КоАП РФ). Этот состав административного проступка предусматривает нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу и сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах. Рабочее место сотрудника в случае присутствия других лиц может быть признано общественным местом статьей 20.1 КоАП РФ. За совершение работником мелкого хулиганства на него может быть наложена санкция в виде административного штрафа от 500 до 1000 рублей или в виде административного ареста на срок до 15 суток. Для привлечения работника к ответственности по указанной статье необходимо обратиться с соответствующим заявлением в органы полиции, которые в соответствии с частью 1 статьи 23.3 КоАП РФ уполномочены рассматривать такие дела. Однако на основании частьи 2 статьи 23.1 КоАП РФ сотрудники полиции могут передать дело на рассмотрение суда».
 
В качестве доказательств можно использовать: свидетельские показания, аудио- и видеозаписи, подтверждающие факт оскорбления, а также заключение лингвистической экспертизы.
 
Если вы решились защищать достоинство своей личности в суде, то следующий шаг — подача заявления прокурору. «В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ дела об оскорблении возбуждаются прокурором. При наличии события и состава правонарушения он выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направляет его на рассмотрение мировому судье для вынесения окончательного решения», — объясняет Анна. Чтобы повысить шансы рассмотрения заявления в вашу пользу, лучше всего подкрепить его доказательствами. В их качестве вы можете использовать: свидетельские показания, аудио- и видеозаписи, подтверждающие факт оскорбления, а также заключение лингвистической экспертизы, которая подтвердит оскорбительный характер выражений, использованных обидчиком.
 
Помимо привлечения к ответственности по статье 5.61 КоАП РФ можно потребовать взыскания морального вреда в порядке гражданского судопроизводства. Такое требование носит самостоятельный характер и не может быть заявлено в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении (часть 3 статья 4.7 КоАП РФ).
 
В нашей стране, как известно, даже в самых высоких кругах не гнушаются использовать нецензурную брань. Однако стоит помнить, что наша свобода заканчивается там, где начинаются права других людей. И если вас оскорбляют, вы можете искать защиты в правовом поле, ведь порой самые горячие головы способен остудить лишь впечатляющий размер штрафа.

"Нефть России"


  • Дата публикации: 09.08.2012
  • 4660
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150