Применение УЗИП класса I+II
13.06.2022
«Китаю надо привыкнуть к тому, что США будут его «вытеснять на холод». Это нормально, ведь Китай становится второй державой мира. Ценой возвышения страны является потеря симпатий, которые сменяются подозрительностью, настороженностью…» Этот пассаж взят из статьи, издаваемой на английском языке пропагандистскими службами Компартии Китая газеты Global Times, которая отличается раскованностью в комментировании мировых событий. Статья под заголовком «Китай может быть одиноким, но не изолированным» – реакция на то, что Китай не был приглашен американцами на военно-морские учения RIMPAC-2012. В них приняли участие 22 страны, включая Россию.
Американцы вытесняют Китай «на холод» не только при проведении военных учений. Его не зовут и в предлагаемый Вашингтоном странам Тихоокеанского бассейна Транстихоокеанский торговый пакт. И что еще серьезнее – резко активизировалось военное, экономическое и дипломатическое сдерживание Китая. Прорисовывается контур столкновения двух тихоокеанских «тектонических плит»…
Надо отдать должное Вашингтону. Пекину в свое время было сделано предложение о партнерстве, причем из разряда тех, «от которых нельзя отказываться». Президент Барак Обама в 2009 году отправился в китайскую столицу с намерением прозондировать отношение Пекина к выдвинутой ранее в кругах американских политологов идее формирования американо-китайского дуумвирата для управления миром (G2). Конечно, в представлениях Обамы, в G2 будет старший и младший брат. Но в любом случае это было лучше того предложения, что сделали Японии в середине 80-х. Побежденная в 1945-м и оккупированная до 1953 года страна с первоначальной помощью США достигла к тому времени таких успехов, что японская иена стала всерьез угрожать доллару. После десятилетия туманных обещаний и всевозможных уверток Токио в 1985 году был вынужден подписать Соглашение отеля «Плаза» и за два года ревальвировать иену на 50%. С тех пор о японском экономическом чуде мало что слышно.
То ли помня об этом, то ли исходя из динамики «мирного возвышения» Поднебесной и ветшания «хижины дяди Сэма», китайские руководители отвергли авансы Обамы. Вскоре лауреат Нобелевской премии мира объявил о начале реализации стратегии «возвращения в Азию», реальным содержанием которой является сдерживание Китая.
Сдерживание Китая: три главных направления
События минувшего года выявили три направления сдерживания Китая. Нарастает военное давление по периметру его границ силами самих Соединенных Штатов. К побережью Поднебесной перебрасываются дополнительные соединения ВМС. Второе дыхание получили американские военные базы в Японии, Южной Корее и на американских островах в Тихом океане. Усиливается система ПРО в Азиатско-Тихоокеанском бассейне. Создана новая база морской пехоты в Австралии, обсуждается базирование на Западном побережье новой авианосной группы.
Остающиеся после 2014 года военные базы в Афганистане, граничащем с неспокойным Синьцзяном, станут аванпостами разведывательной деятельности на западных рубежах Китая, а в случае необходимости – плацдармами для развертывания сил. Американское присутствие поставит под вопрос надежность китайских капиталовложений в месторождения меди и иных видов сырья, будет мешать созданию сухопутных мостов через Афганистан в дружественные Пекину Пакистан и Иран. Пентагон как зеницу ока бережет имеющиеся (Киргизия) и старается открыть новые базы в странах Центральной Азии.
Второе. Началось планомерное создание проблем с поставками столь необходимого для китайской индустрии сырья. Неутомимая Хиллари Клинтон в середине августа завершила турне по странам Африки, в ходе которого бросала увесистые камни в огород торговли Поднебесной со странами Черного континента (166 млрд. долл. в 2011 году), предлагала в качестве альтернативы кредиты и военную помощь. Нарастающий поток нефти, газа и иного стратегического сырья из стран Центральной Азии может быть переориентирован в результате разворачивающегося дипломатического наступления США, которое лишь на первый взгляд связано только с выводом части войск из Афганистана. Усиливающееся давление Запада на Иран способно привести к дальнейшему сокращению поставок столь необходимой Китаю нефти. Уже в обозримом будущем под вопрос может быть поставлен и доступ к природным богатствам государств АСЕАН – при не слишком скрываемой поддержке Вашингтона нарастает напряженность в Южно-Китайском море. А ведь эта региональная группа стран, создавшая с КНР еще в 2010 году зону свободной торговли, является третьим по значимости торговым партнером Китая (363 млрд. долл. в 2011 году). Австралия, ставшая крупной сырьевой базой Китая, подтвердила свою геополитическую ориентацию на США, дав согласие на создание американской базы.
Третье. США создают все более ощутимую угрозу на маршрутах торговли и транспортировки необходимого Китаю сырья из стран Африки и Ближнего Востока. «Стратегическим содержанием американской политики «возвращения в Азию» является подавление и окружение Китая, – писал в статье под красноречивым заголовком «Америка в состоянии перекрыть жизненно важные морские пути Китая» на страницах Global Times аналитик Института военно-морских исследований КНР Ли Цзе. – Первоочередной задачей этой политики является окружение с моря».
Резкое потепление отношений США с Индией в последние несколько лет связывают со стремлением Вашингтона омрачить быстро развивающиеся индийско-китайские торговые связи (70 млрд. долл. в 2011 году), политические контакты в рамках БРИКС и ШОС. Заметно активизировалось взаимодействие дислоцированного в Тихом океане 7-го флота США с союзными Японией и Южной Кореей. В марте и июне прошли крупномасштабные учения неподалеку от китайских берегов. Стоит учесть, что японские морские силы самообороны считаются вторыми в мире после ВМС США.
Сильное впечатление на китайцев произвело появление авианосной группы во главе с авианосцем George Washington. На базу «Футенма» на Окинаве переброшены новые самолеты MV-22 Ospreys, способные осуществлять вертикальный взлет и посадку, в том числе на небольшие острова. Объявленная дислокация первых четырех кораблей прибрежной зоны в Сингапуре грозит закупорить бутылочное горлышко Малаккского пролива, соединяющего Тихий океан с Индийским.
В Вашингтоне обратили внимание на созданный Китаем ради обхода этого узкого места «наземный мост» через Мьянму, который призван обеспечить переброску сырья по построенным китайцами магистралям с побережья Индийского океана в юго-западную провинцию Юньнань. С правящего Мьянмой режима спешно сняли клеймо военной диктатуры и многолетнюю экономическую блокаду, а в ходе визитов госсекретаря и других высокопоставленных представителей Белого дома ему предложили набор стимулов ослабления ориентации на Китай.
Ухудшить ситуацию для китайских гражданских и военных кораблей способны споры из-за островов Южно-Китайского моря между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, а также Индонезией и Брунеем. Тлевшие десятилетиями очаги разногласий стали приближаться к воспламенению именно после начала сдерживания Китая. США начали предлагать новые и расширять имеющиеся программы военной помощи этим странам. В глубоководном вьетнамском порту «Камрань» впервые после завершения войны с Америкой появились корабли ВМС США. Состоялись совместные учения американцев с ВМС Вьетнама и Филиппин. Предложение американской помощи в модернизации вооруженных сил Филиппин совпало с апрельской конфронтацией из-за острова в Южно-Китайском море.
Новые условия – новые споры
Около 90% внешней торговли КНР осуществляется по морю. Неудивительна поэтому беспрецедентно резкая реакция Пекина на вмешательство США в ситуацию в Южно-Китайском море. В конце июля был повышен административный уровень небольшого поселения на одном из островов архипелага Сишацюньдао (Парасельские острова) в город под названием Саньша. Там же был учрежден постоянный гарнизон. Эти действия призваны подтвердить претензии Китая на все три архипелага Южно-Китайского моря (Сишацюньдао, Наньшацюньдао (Спратли) и Чжуншацюньдао), в названия которых входит иероглиф «ша», означающий «песок». Вскоре, 3 августа, Госдепартамент США выступил с заявлением протеста. 4 августа МИД КНР сделал ответное заявление. Можно было ожидать, что инцидент исчерпан. Но после небольшой паузы газеты, издаваемые Компартией Китая, опубликовали статьи с резкими выпадами против Вашингтона. «Город Саньша создан. Китай не переменит своего решения из-за каких-то высказываний США, – писала 6 августа газета Global Times. – Значение последнего заявления США равно нулю. У Америки есть влияние в Южно-Китайском море, это правда. Вьетнам и Филиппины недавно проявили активность, провоцируя Китай, что не обошлось без американского воздействия. Но влияние Вашингтона в Южно-Китайском море уменьшается... США должны понимать, что между Южно-Китайским и Карибским морем большая разница». Еще дальше пошла газета «Жэньминь жибао», орган ЦК КПК. В своей передовой статье она писала: «Заявление американской стороны вводит в заблуждение общественность и должно быть безжалостно опровергнуто. Мы имеем все основания крикнуть Америке: «Заткнись!»
Этнические китайцы Таиланда осудили позицию Японии в споре из-за островов. Фото Reuters |
Соседи Китая – союзники, друзья, соперники?
Окружение Китая по периметру морских и сухопутных границ, подталкивание американцами сопредельных стран к конфронтации с ним создаст для нового руководства качественно новую внешнеполитическую ситуацию. Это делает актуальным вопрос о союзниках, о дружественных или хотя бы нейтральных соседях. Ответ на него активно ищут в многочисленных исследовательских институтах при ЦК КПК, Госсовете (правительстве) КНР, МИД, военном ведомстве, спецслужбах и информационных органах. По материалам китайской блогосферы можно представить ход дискуссий.
Северная Корея. Правящий режим использует китайскую помощь для сохранения власти, для противостояния с США, Японией и Южной Кореей. Социальная система отсталая, экономика слабая, международный имидж отвратительный. Программа создания ядерного оружия создает проблемы для США, Японии и Южной Кореи, но не может быть использована в интересах Китая.
Южная Корея. Несмотря на растущий объем торговли с Китаем, страна остается союзником США, сохраняет американские базы с ядерным оружием. Вооруженные силы в случае войны поступают под американское командование. Может занять нейтральную позицию в отношении Китая только в отдаленной перспективе.
Вьетнам. Относится к Китаю настороженно, в Ханое не забыли о войне 1979 года. Имеются территориальные претензии к КНР на суше и на море. Ведет морскую разведку нефти с привлечением иностранных компаний. Активно закупает корабли, подводные лодки и боевые самолеты. Провел первые совместные морские маневры с США. В условиях конфронтации с США можно рассчитывать на нейтральную позицию.
Монголия. Относится к Китаю настороженно, тяготеет к России и США. Отношения могут быть дружественными.
Пакистан. Главная ценность состоит в сдерживании Индии. Зависит от военной и экономической помощи США, несмотря на антиамериканские настроения элиты. Ядерный потенциал может попасть в руки террористов или мусульманских экстремистов. Провозглашает себя «другом в любую погоду», но таковым не является.
Афганистан. Расширяет деловое партнерство и стремится наводить политические мосты с Китаем ради уменьшения зависимости от США. Останется в сфере влияния Вашингтона в обозримом будущем. В лучшем случае будет тормозить использование своей территории для недружественных акций.
Казахстан. Самая успешная страна Центральной Азии. Экономика развивается, социальная система сравнительно стабильная. Готов наращивать поставки стратегического сырья. Энергично участвует в создании коммуникаций из Китая в Каспийский бассейн и Европу. Стремится стать региональным гегемоном. Относится к Китаю настороженно, тяготеет к России, активно участвует в создании Евразийского союза. В условиях конфронтации с США будет ориентироваться на позицию Москвы.
Таджикистан. Правящий режим нестабилен, экономика отсталая, социальная система неразвита. Охотно идет на любые формы сотрудничества, но не надежен. Население относится к Китаю с настороженностью, опасаются новых территориальных уступок в пограничных районах. Может предоставить территорию под базы США.
Киргизия. Наименее стабильная из стран Центральной Азии. Возможны гражданская война и распад территории. База американских ВВС сохранится после 2014 года. Имеются военные базы России. Стремится расширить приток помощи из Китая. Тяготеет к России и может войти в Евразийский союз. В условиях конфронтации с США будет с оговорками следовать курсу Москвы.
Россия. Возвращение Путина в Кремль отвечает интересам Китая. Взяв курс на обеспечение внутренней стабильности, он одновременно проводит активную внешнюю политику. Ее главным направлением станет создание Евразийского союза и его максимальное расширение. Путин и его окружение тесно связаны с Западом деловыми и в некоторых случаях личными отношениями. Запад и особенно США сделают все возможное, чтобы не допустить повышения уровня нынешних отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства. Москва препятствует использованию ШОС в интересах Китая. Путин намерен использовать финансовые ресурсы Китая для поддержки экономики Сибири и Дальнего Востока.
Россия может заинтересоваться союзническими отношениями с Китаем только в ответ на резкое усиление нажима Запада в области безопасности, намеренного нанесения ущерба экономике, создание имиджевых и финансовых проблем лично для Путина и его окружения. Оптимальным курсом на обозримое будущее является заключение формальных и неформальных договоренностей о совместных действиях по конкретным проблемам, где интересы России и Китая совпадают. В условиях конфронтации Пекина с Вашингтоном Россия скорее всего займет позицию позитивного нейтралитета, будет выполнять обязательства по поставкам собственного сырья и транспортировке из других стран.
Одиночество длиной в 2 тысячи лет
Отсутствие союзников и ограниченное число надежных соседей и партнеров в условиях активизации сдерживания Китая станут неприятным обстоятельством для нового руководства в Пекине. Победившее в результате компрометации лидера новых левых Бо Силая основное течение либералов хотело бы сохранить статус-кво и продолжить «мирное возвышение» Китая. Однако нарастающее давление изнутри (часть военных и националистически настроенная молодежь) и извне (антикитайски настроенные круги американской элиты, назначившие Китай главным противником США) вынуждает Пекин серьезно готовиться к конфронтации с опорой на собственные силы.
История Срединного государства, как называется эта страна на китайском языке, показывает, что такая ситуация скорее типична, чем уникальна. Китайцы издавна считали, что Срединное, то есть самое сильное, богатое, добродетельное и богоспасаемое, государство может быть под круглым небом только одно, почему и называется Поднебесной. Остальные страны, расположенные на периферии квадратной Земли, – варвары, лишенные покровительства неба. Надо ими «управлять на длинных поводьях», «одних варваров использовать против других», «дружить с дальними, нападать на ближних» и т.д. Соседей подчас с основанием, а чаще без всяких оснований включали в число вассалов Поднебесной, а их подарки представляли как дань от варваров. «Сыны неба» неохотно шли на создание союзов с соседями даже перед лицом смертельной опасности от еще более могущественных конкурентов. Такая политика проводилась на протяжении двух тысячелетий существования единого государства. Однако она дала сбой в середине ХIХ века, когда одряхлевшая империя Цин в ходе «опиумных войн» столкнулась с агрессией Англии и Франции, а затем на нее набросились другие западные державы и Япония. Попытки императорских дипломатов играть на противоречиях между державами Запада и Японией, вести тайную игру с Санкт-Петербургом против Токио оказались малоэффективными. В 1911 году под ударами извне и смуты изнутри империя пала, но времена упадка, проигранных войн и бесконечных унижений от чужеземцев продолжались.
Одержав с помощью Москвы победу в гражданской войне, китайские коммунисты в 1949 году провозгласили Китайскую Народную Республику, а в 1950 году подписали Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи с СССР. Это был первый и единственный раз, когда Китай установил юридически оформленные союзнические отношения с другим государством. Впрочем, они просуществовали недолго, примерно до 1960 года. С тех пор Пекин сближался с теми или другими государствами, подписывал различные соглашения и договоры о дружбе и сотрудничестве, но не вступал в военно-политический союз. Добившись небывалых экономических успехов, Китай смог восстановить свое законное место в мире, полтора столетия бед и унижений остались позади. Но союзников он так и не завел. Наверное, одиночество является исторической судьбой Китая, не способного быть ничьим младшим братом и в то же время не стремящегося взвалить на себя ответственность владыки мира.
Юрий Вадимович Тавровский - политолог-востоковед.
"Независимая газета" (Россия)
Новости компаний 15.11.2024
Новости компаний 14.11.2024
Новости компаний 13.11.2024
Тема дня 13.11.2024
Новости компаний 11.11.2024
Технологии 13.11.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также