Одна из американских компаний – лидеров мировой нефтяной индустрии – столкнулась с пренеприятным фактом - падением уровней добычи углеводородов. В целом тенденция характерна для многих. Но почему США не являются независимыми от импорта нефти, несмотря на богатые запасы? Ведь, в Баккене, штате Северная Дакота, имеется больше нефти, чем во всем Персидском заливе. Баккен является крупнейшим нефтяным пластом, открытым за последние сорок лет.
В чем же проблема? Почему бы «не пробуриться» к залежам? Оказывается, нет. Нефть находится на глубине 15.000 футов, лишь часть которой можно добыть при помощи современных технологий, что вызвало нефтяной бум.
Реальная ситуация, но впору задаться вопросом – чем это не острый сюжет для будущего триллера, в котором главную ставку кинодеятели вновь сделают на нефть, как самый «киногеничный», популярный и прибыльный энергоноситель. Она эффектно горит, очень дорого стоит, насмерть ссорит лучших друзей и закручивает жизнь в лихие истории. Будучи режиссером, грех не воспользоваться этими «чудесными» качествами нефти.
Очевидно, именно поэтому львиная доля фильмов о современной цивилизации снята про нефть, либо вокруг нефти. Еще в средине 50-х минувшего века одним из центральных «героев» фильма «Плата за страх» режиссер Анри-Жоржа Клузо выбрал этот «горючий коктейль», у которого даже нет своей химической формулы. Картина повествует об аварии на буровой установке в одном из нефтяных районов Гватемалы. Она полыхает как чудовищный факел, и пожар грозит обернуться крупной катастрофой для небольшого городка. Чтобы укротить стихию, необходим мощный направленный взрыв. Четверым отчаянным добровольцам, вызвавшимся доставить взрывчатку к месту аварии, нефтяная компания обещает крупное вознаграждение. Риск велик, ведь при малейшем толчке цистерны с жидким нитроглицерином грузовик взлетит на воздух, но желающих рискнуть много: эта смертельная поездка – единственный способ заработать в нищем поселке. Зрителям и кинокритикам фильм запомнился добротным сценарием, отличной режиссерской работой и замечательной игрой актеров. Кстати, главную роль в «Плате за страх» сыграл молодой, но уже неподражаемый Ив Монтан. А сама картина почти сразу стала классикой психологического триллера, завоевав признание жюри Берлинского и Каннского кинофестивалей.
Ив Монтан в фильме «Плата за страх»
Не менее захватывающий сюжет закручен в более позднем нефтяном киношедевре – «Армагеддон». С одной стороны, картина – яркий образец качественного Голливуда: два с половиной часа ураганного зрелища, приправленного шутками и звездным составом актеров, и сдобренного потрясающим саундтреком. С другой – такое количество ляпов в
одной работе редко встретишь. К примеру, хотя бы то, как легко все горит и взрывается в вакууме, как без проблем приземляется Шаттл на астероид и как на этом астероиде действуют законы земного притяжения. Но вереница просчетов постановщиков теряется с появлением главных героев, а они – нефтяники-буровики! Своеобразное управление буровых работ в космосе.
Голливудский киношедевр «Армагеддон»
Несомненно, центральное место нефтяной кинолетописи занимает экранизация романа «Нефть» классика американской литературы Эптона Синклера. Этот киноэпос критики моментально нарекли баррелем чистого кино. Их оценку разделили зрители и поддержали американские киноакадемики. Картина была удостоена сразу двух премий «Оскар» – за лучшую мужскую роль и операторскую работу. Собственно с такими рекомендациями нет нужды объяснять, почему картину стоит посмотреть.
Непосредственно нефти посвящена еще одна приключенческая драма – «Черное золото». События картины разворачиваются где-то на Аравийском полуострове в 30-е годы прошлого века, в то время, когда там была обнаружена нефть. В сюжете переплелись борьба за власть, религия, нефтяная лихорадка и, конечно же, любовь. Фильм особенно интересен для ценителей исторических картин и поклонникам Антонио Бандероса.
Бандерос «Черное золото»
Дележ невесты и золотого зуба, крикет и турецкие бани, цирк и революционные студенты, вокал известной Понаровской и «Интеграл» Бари Алибасова, карате-клуб в уездной тюрьме и песнь будущего министра Азербайджана Бюль-бюль-оглы со стен осажденной башни… Гремучая, на первый взгляд, смесь на выходе оказалась шикарным первым советским боевиком. Речь идет о картине Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой». А где же, вы скажете, о нефти? Ну как же: а продажный служитель закона в исполнении Сергея Юрского, который для собственного обогащения любыми способами ищет на чужой земле нефть и готов «любой ценой» и как можно дороже выдать замуж свою дочь. Кстати, нефть в фильме так и не нашли – да и не в ней счастье. В реальности уже достаточно давно она справляется со своей ролью совсем по другим сценариям.
«Не бойся, я с тобой»