ризис евро ведет ≈вропу по пути ускоренной федерализации

 ризис евро ведет ≈вропу по пути ускоренной федерализации

»сторическа€ аксиома, что процессы объединени€ государств и народов происход€т особенно интенсивно при наличии внешней угрозы, вновь подтвердилась в современной ≈вропе. ѕравда, в услови€х ≈вросоюза сегодн€шнего дн€ в роли внешней угрозы выступает не военна€ опасность, а финансовый и экономический кризис, который при худших сценари€х может оказатьс€ не менее разрушительным. ѕосле двух с половиной лет острого кризиса евро стала очевидной четка€ тенденци€, что все усили€ по восстановлению европейской экономической и финансовой системы ведут по пути укреплени€ европейской интеграции. –ечь идет о быстрой федерализации ≈вросоюза, обретении институтами ≈— таких новых властных полномочий, какие невозможно было представить еще 5 лет назад. ќбратной стороной процесса становитс€ ослабление роли национальных правительств стран ≈—.

“аким образом, иде€ создани€ —оединенных штатов ≈вропы, котора€ еще п€ть лет назад казалась наивной и утопической, сегодн€ неожиданно обретает серьезные перспективы. ѕри одном серьезном "но" Ц при быстром усилении роли технократических европейских институтов Ѕрюссел€ под вопросом оказываетс€ демократическа€ основа ≈вропы. ѕосты в исполнительной структуре ≈— Ц ≈врокомиссии, также как руковод€щие кресла во всех остальных институтах ≈— распредел€ютс€ в рамках закрытых переговоров между главами 27 государств сообщества. Ќикакие выборы не оказывают пр€мого вли€ни€ на их состав. Ёто было нормально и естественно еще 5 лет назад, когда эти структуры занимались только координацией действий внутри сообщества. ќднако как быть, если процесс быстрой аккумул€ции власти даст им в руки реальные экономические и политические рычаги вли€ни€ на жизнь каждого из государств ≈вропы и каждого гражданина?

—егодн€ становитс€ очевидным, что если единой ≈вропе суждено справитьс€ с кризисом Ц что будет сделать очень непросто, и результат этой работы никем не гарантирован Ц то посткризисный ≈вросоюз будет иметь очень мало общего с аморфной и неповоротливой организацией, в которую сообщество превратилось после расширени€ 2004 года, разом прин€в 10 стран ÷ентральной и ¬осточной ≈вропы.

¬ качестве конкретного примера изменени€ системы властных полномочий в ≈— можно привести концепцию "европейского семестра", утвержденную в прошлом году. ќна предоставила ≈врокомиссии право регул€рных проверок и корректировок процесса формировани€ и исполнени€ национальных бюджетов стран зоны евро. ѕо итогам, последнего саммита ≈вросоюза, прошедшего в Ѕрюсселе 28-29 июн€ полномочи€ ≈врокомиссии в этой сфере будут дополнительно усилены в рамках согласованных главами государств и правительств сообщества четырех базовых параметров монетарного союза.

"ћы согласовали четыре главных блока монетарного сообщества", Ц за€вил по итогам саммита ≈— президент сообщества ’ерман ¬ан –омпей.

–ечь идет, во-первых, об "усилении системы прин€ти€ политических решений в зоне евро". ¬торым блоком стало утверждение принципов фискального союза, который подразумевает дальнейшую унификацию бюджетных и налоговых политик стран ≈вросоюза и усиление системы контрол€ над ними со стороны ≈врокомиссии в рамках "европейского семестра".

“ретий блок Ц решение о создании единого ≈вропейского механизма по мониторингу банков при активном участии ≈вропейского центрального банка /≈÷Ѕ/. Ётот инструмент позволит осуществл€ть общеевропейский контроль над де€тельностью банков, пресека€ возникновение в их работе кризисных или чрезмерно рискованных практик. ѕосле запуска этого механизма по мониторингу, намеченного на конец этого года, стабфонд ≈— получит право пр€мой рекапитализации банков. «десь важно отметить, что по€вление такого механизма на европейском уровне, с одной стороны, закономерно, поскольку в случае кризиса помощь банкам предоставл€етс€ из общеевропейских фондов. ќднако, с другой стороны, это новый шаг по усилению Ѕрюссел€ по отношению к остальным столицам. ¬ докризисной ≈вропе невозможно было даже представить передачу функций по контролю над де€тельностью банков от национальных правительств к некому наднациональному органу.

Ќаконец, последним блоком станет утвержденный на саммите набор мер по стимулированию роста и конкурентоспособности единой ≈вропы. "ќб этих мерах невозможно было даже и думать еще несколько лет назад", Ц пр€мо за€вил в этой св€зи глава ≈врокомиссии ∆озе ћануэл Ѕаррозу по итогам саммита. ѕо его словам, работу над дальнейшей разработкой элементов нового механизма ≈врокомисси€ и —овет ≈— начнут немедленно. "¬о взаимодействии с ≈вропарламентом нам предстоит решить, какие шаги мы можем предприн€ть в рамках действующих базовых документов ≈вросоюза, а какие потребуют их изменени€", Ц подчеркнул он. “аким образом, Ѕаррозу дал пон€ть, что сегодн€, через два с половиной года после вступлени€ в силу Ћиссабонского договора, вопрос о пересмотре базовых соглашений ≈вросоюза более не €вл€етс€ табу дл€ европейских лидеров. ќжидаетс€, что "дорожна€ карта" создани€ монетарного союза будет готова уже к окт€брю.

ѕримечательно, что к разделу "институционального пирога" новых властных полномочий в единой ≈вропе стремитс€ успеть и ≈вропейский парламент. Ётот орган вообще чрезвычайно интересен Ц это единственный из европейских институтов, который избираетс€ пр€мым голосованием по всем европейским странам.  ажда€ страна ≈— избирает определенное количество депутатов по своей национальной квоте, условно пропорциональной доле населени€ страны в составе ≈—. —егодн€ количество европарламентариев превышает 700 человек. ћногие аналитики отмечают, что при столь большом количестве евродепутатов эффективна€ законодательна€ работа вр€д ли возможна. ќднако ≈вропарламент и не €вл€етс€ законодательным органом! Ёто совещательный орган, который изначально создавалс€ как механизм учета общественного мнени€ при прин€тии ключевых европейских решений. — течением лет он не переставал стремитьс€ к обретению новых функций, при этом его "заветной мечтой" €вл€етс€ превращение в полноценный законодательный орган с полноценным правом прин€ти€ законов.

¬ерным этой традиции осталс€ и нынешний глава ≈вропарламента ћартин Ўульц, который за€вил на саммите, что дл€ успеха борьбы с кризисом в ≈вропе необходимо усилить роль ≈вропарламента на европейской арене. Ўульц подчеркнул, что ≈вропарламент еще два года назад предложил набор мер по выводу зоны евро из кризиса, которые вполседствии были "вз€ты на вооружение —оветом ≈— и ≈врокомиссией", однако "врем€ было потер€но".

„тобы избежать подобных ситуаций в будущем, он предложил прин€ть новое межинституциональное соглашение ≈вросоюза, которое подпишут —овет ≈—, ≈врокомисси€ и ≈вропарламент дл€ повышени€ координации действий между собой в борьбе с кризисом. ѕодписание такого соглашени€ Ц это упрощенный путь усилени€ в Ѕрюсселе позиций ≈вропарламента, не требующий сложной процедуры базовых документов ≈— и их ратификации на национальном уровне.

ћартин Ўульц считает, что "≈вропарламент может одновременно способствовать ускорению и повышению качества европейских решений сегодн€". Ќельз€ сказать, что этот тезис легко прин€ть на веру: иде€, что 700 депутатов ≈вропарламента способны ускорить процесс согласовани€ европейских решений, очевидна, пожалуй, только дл€ самих европарламентариев.

»так, нынешний саммит стал уже третьим этапом радикального усилени€ европейской интеграции с начала кризиса евро. Ёкономический суверенитет национальных правительств вновь сократитс€, но, в услови€х кризиса, они это едва ли замет€т. ќднако здесь важно сделать оговорку об особом месте в этой структуре √ермании Ц первой экономики ≈— и зоны евро. √ермани€ продолжает закрепл€ть за собой позицию не только экономического лидера сообщества, но и политического т€желовеса, которому в ближайшем будущем будет принадлежать последнее слово в обсуждении всех экономических вопросов.
–езультатом саммита также стало прин€тие двух ключевых мер дл€ краткосрочной финансовой поддержки кризисных стран зоны евро, на которых настаивали правительства »талии и »спании.

ѕосле 14 часов сложнейших переговоров, завершившихс€ в буквальном смысле на рассвете второго дн€ саммита, лидеры зоны евро прин€ли неожиданное и важнейшее решение о предоставлении до конца года стабфондам зоны евро права пр€мой рекапитализации европейских банков без посредничества национальных правительств. ѕравда, прежде чем это станет реальностью, ≈— должен будет создать единый ≈вропейский механизм надзора за банками, который займетс€ мониторингом и контролем де€тельности финансовых организаций не от лица правительств, а от лица ≈врокомиссии и ≈вропейского центробанка. Ћидеры ≈— также договорились наделить европейские стабфонды /EFSF, ESM/ правом выкупать на первичном и вторичном рынках долговые об€зательства кризисных стран зоны евро. Ќа практике эти меры стали значительным шагом в направлении объединени€ долгов зоны евро, который неизбежно приведет к ут€желению финансовой нагрузки на первую и наиболее благополучную экономику зоны евро Ц √ерманию. ¬замен, ћадрид и –им поддержали создание долгосрочного ѕакта роста и зан€тости.

ѕроект этого пакта направлен на преодоление экономического спада и создание новых рабочих мест в ≈вропе за счет инвестировани€ средств в новейшие разработки, энергетику и инфраструктурные проекты. ќбъем его финансировани€ должен составить около 120 млрд евро. Ёта сумма будет собрана из трех источников: около 55 млрд из структурных фондов ≈вросоюза, 60 млрд Ц кредиты, привлеченных ≈вропейским инвестиционным банком и еще 4,6 млрд должна дать эмисси€ проектных облигаций, то есть ценных бумаг, выпускаемых отдельными европейскими компани€ми дл€ финансировани€ крупных инфраструктурных и энергетических проектов в ≈вропе, таких как строительство дорог, создание энергосетей, парков ветр€ков. √арантии по этим облигаци€м обеспечит ≈врокомисси€ на уровне 230 млн евро из бюджетных средств ≈— на период до 2014 года. ѕакт должен быть введен в действие уже до конца этого года.

—умма в 120 млрд евро соответствует примерно 1 проц. суммарного ¬¬ѕ 27 стран ≈—. Ёта величина имеет, в первую очередь, символическое значение. ќна должна убедить избирателей в ≈вропе в том, что Ѕрюссель и национальные лидеры не только нав€зывают им меры бюджетной дисциплины, которые ведут к снижению уровн€ жизни европейцев, но и прилагают активные усили€ дл€ обеспечени€ экономического роста и увеличени€ зан€тости, что в будущем позволит восстановить и приумножить благососто€ние жителей ≈вропы. “аким образом, лидеры ≈вропы пытаютс€ сегодн€ сбить накал социальной напр€женности в услови€х продолжающихс€ долгосрочных программ бюджетной консолидации и болезненных, но необходимых структурных реформ государственных секторов европейских стран.

ѕо новым технологи€м ≈вросоюз сделал сегодн€ пусть и менее заметный, но очень важный шаг вперед Ц лидеры ≈— договорились о создании единой патентной системы ≈—, котора€ должна качественно упростить путь от инновации к ее экономической реализации. —тоит отметить, что безуспешные попытки ее создани€ предпринимались в ≈вропе в течение 30 лет!

Ќазвать саммит поражением √ермании в ее битве за восстановление бюджетной дисциплины в ≈—, или, выража€сь простыми словами, требование к странам сообщества жить по средствам, а не в долг, стало бы преувеличением. –ечь идет о необходимом тактическом отступлении канцлера ћеркель, благодар€ которому удалось впервые с начала года серьезно усилить позиции единой европейской валюты. ≈сли бы √ермани€ сегодн€ не сделала этого шага, в перспективе нескольких мес€цев спасать единую валюту могло бы стать бессмысленным, а ее крах обойдетс€ Ѕерлину гораздо дороже, чем усили€ по ее поддержанию.

 роме того, канцлер четко произнесла, что любые меры долговой поддержки стран сообщества будут приниматьс€ "только под конкретные услови€", то есть, взамен этим странам предстоит предпринимать усили€ по реформированию элементов своих финансовых и экономических систем, оказавшихс€ несосто€тельными /или невыгодными дл€ Ѕрюссел€ и соседей по ≈— Ц вроде сверхльготного налога на прибыль компаний на  ипре/. ¬ долгосрочной перспективе этот процесс также будет вести к дальнейшему сближению и унификации норм финансовой де€тельности в ≈— Ц ведь рекомендации, а вернее, указани€ по реформам будут создаватьс€ по общим "лекалам". Ќаконец, оговорка об услови€х оставл€ет дл€ √ермании хот€ и небольшую, но реальную возможность отказатьс€ от участи€ в финансировании той или иной программы.

ћногие немецкие комментаторы упрекают ћеркель, что она сделала большой шаг по пути, который ведет к введению еврооблигаций Ц то есть, максимально полного объединени€ долговых об€зательств стран зоны евро. «десь проблема в чрезмерной политизации самого термина "евробонды" в ≈вропе в целом и в √ермании в особенности. »з-за этого уступка ћеркель действительно может стоить ей снижени€ политического рейтинга, однако, это политический ущерб лично дл€ канцлера ‘–√, а не дл€ позиций √ермании.

Ѕременем дл€ √ермании станет не само введение еврооблигаций, а их введение в несбалансированной экономике зоны евро, где есть серьезно ослабленные и некредитоспособные государства. ≈сли ‘–√ сможет до введени€ евробондов нав€зать остальным странам концепцию бездефицитных бюджетов /дефицит допускаетс€ на уровне 1 проц. ¬¬ѕ/, а главное, добитьс€ ее выполнени€, то от введени€ евробондов вс€ ≈вропа, включа€ √ерманию, будет в большом выигрыше.  онечно, путь в этом направлении обещает быть очень сложным, но он, по крайней мере, будет. “аким образом, в действительности ћеркель сегодн€ ценой угрозы снижени€ собственного политического рейтинга значительно усилила позиции √ермании на европейской арене. ј также заметно оживила надежды на восстановление самой "арены".

 омментиру€ итоги саммита, председатель ≈врогруппы, премьер Ћюксембурга ∆ан- лод ёнкер в свойственной ему мрачно-ироничной манере отметил, что "про ≈вропу никогда нельз€ сказать, что здесь все хорошо, но результаты сегодн€шней дискуссии могли быть гораздо хуже". –еакци€ рынков стала более оптимистичной. —разу после объ€влени€ итогов первого дн€ саммита ≈— в Ѕрюсселе на “окийской фондовой бирже произошел мощный скачок курса евро к йене, а также основных индексов Ц Ќиккэй и “ќѕ» —. Ѕуквально за несколько минут Ќиккэй взлетел на 1,7 проц., и впервые с 14 ма€ вернулс€ на отметку выше 9 тыс. пунктов. ≈вропейска€ же валюта подорожала более чем на иену и вплотную приблизилась к отметке в 100 иен за один евро. “енденци€ к усилению евро сохранилась и в последующие дни, однако в более спокойном режим.

ѕортал "–одон"


  • ƒата публикации: 18.07.2012
  • 587
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150