Нивелирование Киотского протокола - верный признак второй волны кризиса?

Нивелирование Киотского протокола - верный признак второй волны кризиса?

На прошедшей неделе случилось одно очень важное событие, которое одновременно связано с глобальными политическими, экономическими и, главное, экологическими проблемами. В минувшее воскресенье, 11 декабря, в южноафриканском городе Дурбан завершилась самая длинная в истории сессия конференции ООН по климату.

"Конференция была приурочена к завершению первого этапа реализации Киотского протокола (2008-2012рр.) и должна была ознаменовать собой начало второго этапа, рассчитанного на 2013 – 2017гг. Переговоры выдались на редкость трудными и не обошлись без неприятных сюрпризов, одним из которых стало заявления властей Канады о намерении выйти из Киотского протокола. Договор, таким образом, прямо на глазах у всего мира начал «трещать по швам». Положение стало вообще критическим, когда следом за Канадой, о нецелесообразности своего дальнейшего участия в Киотском протоколе заявили Россия и Япония", объяснил Евгений Ольховский, ведущий эксперт Академии Masterforex-V.

Киотский протокол: как всё начиналось?

Как отмечает эксперт, выход Канады из Киотского протокола свидетельствует только об одном - договоренности утратили свою эффективность. Коротко напомним:
подписание. Киотский протокол был подписан в 1997 году. Этот международный договор, ратифицированный 181 государством мира, обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой существенно сократить выбросы парниковых газов в атмосферу. Державы Евросоюза обязались сократить выбросы на 8 %, Япония и Канада — на 6 %, страны Восточной Европы— тоже на 8 %, Россия и Украина — сохранить выбросы на уровне 1990 года;
ограниченность действия. Главной проблемой Киотского протокола с момента его вступления в силу стали всевозможные особые подходы государств к выполнению взятых на себя обязательств. Так, например, Китай и Индия, прошедшие в графе «развивающиеся государства», никаких обязательств по Киотскому протоколу на себя не взяли, а США хоть и подписали этот документ, но в последствии отказались от его ратификации. В дальнейшем Канада и Япония стали все чаще игнорировать свои квоты, угрожая вообще выйти из протокола;
что удерживало страны в рамках Киотского протокола? До сих пор этот документ более-менее работал, главным образом, благодаря усилиям «экологически озадаченного» Евросоюза (который, кстати, и «затащил» в этот договор Россию) и странам, которые усматривали вполне конкретную выгоду для себя. Речь идет о торговле квотами на выбросы парниковых газов. Особенно тут преуспевает Россия, Украина, страны Восточной Европы в которых, по сравнению с 1990-м годом, работает значительно меньше предприятий. Дисциплинированные Япония, Канада и Евросоюз (особенно Германия) раньше вполне охотно платили за повышение собственных квот, но теперь ситуация несколько изменилась.

Экономическая стагнация или почему экологические проблемы отошли на второй план?

Исходя из итогов сессии переговоров в Дурбане участники Киотского протокола договорились о втором периоде заседаний, который должен начаться 1 января 2013 года:
1. Вторая волна кризиса. Новый виток экономической рецессии лишний раз напомнил правительствам, в первую очередь, развитых государств, что в борьбе за выживание «каждый сам за себя». Как оказалось, сейчас, когда жизнеспособность крупнейших мировых экономик оказалось под большим вопросом, стало не до «экологической» щепетильности (см. Банк Societe Generale: крах евро неизбежен. Комментарии профессиональных трейдеров, Будет ли 2-я волна кризиса в мире и ее влияние на курсы валют форекс"). Тем более, что все еще не доказано влияние выбросов парниковых газов на потепление климата на планете. Банальная экономия средств, вот что движет странами, выходящими из Киотского протокола. По словам канадского министра окружающей среды Питера Кента, если бы его страна продолжила придерживаться взятых на себя обязательств – это обошлось бы бюджету в 13,6 млрд долларов. "Это 1600 долларов на каждую канадскую семью", – заявил министр.
2. Осознание бессмысленности и неэффективности протокола. В условиях, когда США и Китай не считают нужным придерживаться условий Киотского протокола, добровольное наложение на себя ограничений всеми остальными странами, практически, ничего не меняет в мировой экологической обстановке. Ведь только на долю этих двух стран приходится 40% всех выбросов СО2 в атмосферу. С момента подписания соглашения (1997г.) Вашингтон обязывался снизить к 2012 году выбросы на 6%, однако увеличил их аж на 30%. И главное: платить $14 млрд. штрафов не собирается. Как сказал представитель «взбунтовавшейся» Канады Питер Кент: «действие Киотского протокола не распространяется на двух мировых лидеров по выбросам парниковых газов — США и Китай, следовательно, соглашение не работает». Если же соглашение (кстати, полностью основанное на доверии – редкий случай в международной политике) можно безнаказанно нарушать одному из государств, то оно не стоит бумаги, на котором написано.
3. Изменение статуса некоторых государств. Проблема еще заключается в том, что обязательства, которые накладывает Киотский протокол, относятся не вообще ко всем странам мира, ратифицировавшим этот документ, а примерно лишь к 40-ка из них – с наиболее развитой экономикой. В 1990-м году, который являлся исходной точкой при подписании протокола, на долю этих стран приходилось две трети всех вредных выбросов в атмосферу. Сейчас же на их долю приходится менее одной трети. В то же время, такие «промышленно неразвитые» в 1990-м г. государства как Китай, Индия и Бразилия сегодня загрязняют окружающую среду похлеще «золотого миллиарда». Однако, по недоразумению, действие Киотского протокола на них не распространяется.
4. Новые амбициозные экономические проекты. Многим странам приходится всячески приспосабливаться к постоянно меняющимся (не всегда в лучшую сторону) экономическим реалиям. У той же Канады, например, полностью изменились приоритеты: теперь она крайне заинтересована в разработке своих нефтесодержащих песков, а это энергоемкое мероприятие связано с очень большими тепловыми выбросами. Япония, после трагедии на атомной электростанции Фукусима, также может рассматривать возможность снижение доли мирного атома в собственном энергетическом секторе. Соответственно, станет вопрос о тепловых станциях. То же самое касается и Германии, которая планируется полностью отказаться от атомной энергии.
5. Рост цен на энергоносители. В таких условиях добровольное ограничение собственной промышленности (при значительном росте себестоимости произведенных товаров) – это настоящее самоубийство. Выплата штрафов или покупка дополнительных квот на выбросы – это также непозволительное расточительство. В то же время, один из главных торговцев квотами – Россия – также утратил интерес к этому бизнесу:
- во-первых, на фоне многомиллиардных доходов от торговли энергоносителями – пара миллиардов от продажи квот по Киотскому протоколу погоды не сделают;
- во-вторых, Москва который уже год старается нарастить мощности собственной промышленности. Естественно, до уровня 1990 –го года ей еще далеко, но все же…

Что же решила конференция в Дурбане?

Несмотря на «хорошую мину при плохой игре» самая долгая конференция ООН по проблемам климата закончилась, в сущности, ничем. Было принято множество деклараций о намерениях. Участники конференции утвердили так называемую дорожную карту пути к новому глобальному соглашению об ограничении выбросов парниковых газов.

Оно должно быть разработано к 2015 году, однако вступит в силу не ранее 2020 года. До этого момента будет действовать Киотское соглашение, которое уже официально отказались пролонгировать Канада, Япония и Россия. Вернее, они остались в рамках протокола, но отказались от всех взятых на себя обязательств. Как заявили представители РФ, они будут ожидать нового соглашения, которое будет распространяться на все страны – и развитые, и развивающиеся.

Источник: "Биржевой лидер" (Россия)

  • Дата публикации: 20.12.2011
  • 531
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150