ёли€ Ћебедева: атом дл€ —Ќ√

ёли€ Ћебедева: атом дл€ —Ќ√

Ц ёли€ ¬€чеславовна, первый вопрос. — 1 июл€ 2011 года начал функционировать “аможенный союз. ѕрин€та рамочна€ программа сотрудничества государств-участников —Ќ√ в области мирного использовани€ атомной энергии.  ак, на ¬аш взгл€д, это отразитс€ на будущем сотрудничестве между странами —Ќ√?  акие перспективы открывает это событие?

Ц “аможенный союз начал функционировать с 1 июл€ прошлого года. ѕредполагаетс€ создание общего экономического пространства, общего рынка; убираютс€ таможенные пошлины; трудовые ресурсы получают возможность свободно перемещатьс€ из одного государства в другое; предполагаетс€ интеллектуальна€ и производственна€ коопераци€; объединение рынков и совместное использование транспортных коммуникаций. ¬ данной ситуации в сфере атомной энергетики страны —Ќ√ могут воспользоватьс€ конкурентными преимуществами, а именно свободным передвижением товаров, услуг, капитала, рабочей силы, инвестиций. “аким образом, едина€ экономическа€ площадка создаЄт услови€ дл€ успешной кооперации и интеграции атомной промышленности, открывает новые возможности и перспективы.

Ц — развалом ———– больша€ часть производства в сфере атомной энергетики, то есть то, что приносит прибыль, осталась в странах —Ќ√.  ак государства участники —Ќ√ вид€т развитие атомного машиностроени€ в формате рамочной программы "јтом —Ќ√"?

Ц –ешением —овета глав правительств —Ќ√ от 19 ма€ 2011 года были прин€ты рамочна€ программа сотрудничества государств-участников —Ќ√ в области мирного использовани€ атомной энергии на период до 2020 года "јтом —Ќ√" и план первоочередных меропри€тий по еЄ реализации.

¬ рамках этой программы определены три этапа. Ќа первом этапе создаЄтс€ единое правовое поле, то есть, гармонизируетс€ законодательна€ база в этой области, создаЄтс€ правова€ основа дальнейшего сотрудничества.

ƒалее, име€ единый правовой потенциал, уже можно разрабатывать механизм эффективной координации совместных действий стран —Ќ√ и организовывать исполнение двухсторонних и многосторонних проектов в области использовани€ атомной энергии в мирных цел€х.

Ц Ёто первый этап, который завершЄн?

Ц ƒа. ¬торой этап планируетс€ на 2012-2015 годы и включает обеспечение эффективной координации совместных действий государств-участников —Ќ√ в области использовани€ атомной энергии в мирных цел€х и информационно-аналитическую поддержку соответствующей тематической де€тельности государств-участников.

Ќа этом этапе предполагаетс€ создать механизм, который будет не только координировать, но и обладать функци€ми контрол€ над определЄнными программами.

“ретий этап - это 2016-2020 годы - предполагает дальнейшее развитие региональных партнЄрских отношений государств-участников —Ќ√ в сфере использовани€ атомной энергии в мирных цел€х.

Ёто развитие сотрудничества по конкретным проектам, таким как создание регионального центра —Ќ√ по повышению квалификации медицинских физиков; формирование комплексной системы поддержани€ безопасности исследовательских €дерных установок стран —Ќ√; применение телемедицинских технологий √  "–осатом" - ‘ћЅј-ћ»‘» в диагностике онкологических заболеваний; международный молодЄжный научно-образовательный проект "ј“ќћЌќ≈ —ќƒ–”∆≈—“¬ќ XXI" (Ќ»я” ћ»‘»).

Ц Ёто те проекты, которые уже одобрены и наход€тс€ сейчас на разных стади€х реализации.

Ц ≈сли касатьс€ второго этапа, как он будет реализован? ≈сть ≈вропейское пространство, ≈вропейский союз. Ќо это совершенно другой уровень международной интеграции. Ќапример, организаци€ ≈вроатом €вл€етс€ координационным органом, принимающим решени€, об€зательные дл€ всех государств - участников.  роме того, ƒоговор о ≈вроатоме предусматривает среди его функций регулирование поставок урановых ресурсов. ѕредлагаетс€ ли в рамках сотрудничества "јтом —Ќ√" наделение координационного органа именно такими полномочи€ми?

ѕока об этом речи не идЄт, потому что требуетс€ более глубокий уровень интеграции между странами.

¬ рамках ≈вроатома регламент или директива может приниматьс€ —оветом министров и соответственно, если решение носит об€зательный характер, то государство об€зано имплементировать его в национальное законодательство в чЄтко определенные временные сроки. ј многие директивы нос€т характер пр€мого действи€.

 роме того, европейцы разработали единые нормы безопасности дл€ защиты здоровь€ труд€щихс€ в этой области, а так же проживающего на территории населени€, где располагаетс€ инфраструктура јЁ—.

—огласно статье 86 ƒоговора о ≈вроатоме, эта организаци€ €вл€етс€ собственником при закупках €дерного сырь€ и поставках руды как из внешних источников, так и из источников внутри ≈— - то есть, произведенных и импортированных. Ѕолее того, дл€ снабжени€ специальными расщепл€ющимис€ материалами было создано агентство по снабжению, наделенное правом заключени€ соответствующих контрактов и подконтрольное ≈врокомиссии по энергетике.

¬ажно отметить - несмотр€ на то, что ≈— €вл€етс€ крупнейшим региональным межгосударственным интеграционным объединением с сильными элементами наднациональности, государства-члены ≈— сохран€ют за собой компетенцию в таких вопросах как безопасность €дерных объектов, обращение с радиоактивными отходами и нераспространение.

ѕоложительный опыт ≈— может быть эффективно учтЄн и применЄн на пространстве —Ќ√, особенно на таких направлени€х как исследовательские установки, единые нормы безопасности дл€ защиты здоровь€ населени€, упрощенный инвестиционный режим, предоставление свободы выбора места работы в любой стране —Ќ√.

—ейчас действует ћежпарламентска€ јссамбле€ стран —Ќ√, разрабатывающа€ модельные законы, которые государства смогут использовать в качестве основы при подготовке своего внутреннего законодательства в различных сферах: транспортировка ќя“, безопасность јЁ— и т.д.

Ц “о есть к завершению третьего этапа реализации рамочной программы можно ожидать создани€ некой новой структуры?

Ц ≈сть иде€ создани€ новой атомной транснациональной корпорации "≈¬–ј«»я". ћежрегионального объединени€, созданного на площадке совета министров энергетики государств —Ќ√, целью которого €вл€лось бы развитие мирных €дерных технологий дл€ электрификации и теплофикации на пространстве —Ќ√.

“акже много нерешЄнных вопросов неэлектрического применени€ достижений атомной энергетики: технологи€ осушение болот с сохранением экологического баланса (например, в Ѕелоруссии, в “юменской области и т.д), опреснение воды, освоение безводных пустынь, нехватка водных ресурсов в странах ÷ентральной јзии и т.д. - это очень затратные проекты.

¬ конце концов, применение мирной атомной энергии в цел€х изучени€ космического пространства.

Ќа первоначальном этапе основу дл€ атомной “Ќ  "≈¬–ј«»я" составили бы Ѕелорусси€, –осси€ и  азахстан.

»де€ пон€тна.  ак в рамках корпорации предполагаетс€ учитывать интересы сторон? «аинтересованы ли –осси€ и партнЄры по —Ќ√ в этой инициативе?

“ут, конечно, нужно исходить из взаимовыгодных дл€ всех сторон условий.

¬о-первых, иде€ "≈¬–ј«»»" предлагаетс€ в рамках ≈вразийского союза. “акие площадки как —Ќ√, ≈Ёѕ, “аможенный союз - рабочие инструменты интеграции. Ќеобходимо исходить из условий создани€ общего рынка, дл€ которого необходима сильна€ экономика. ј дл€ неЄ нужна высока€ индустриализаци€.

¬от тут, атомна€ энергетика обладает многими конкурентными преимуществами и иным взгл€дом на развитие экономической интеграции.

— одной стороны, это наукоЄмка€ и затратна€ сфера, где в одиночку трудно охватить весь спектр вопросов. — другой стороны, достижени€ атомной науки, их внедрение способствуют удешевлению электрификации и теплофикации, что в свою очередь может дать импульс дл€ развити€ других отраслей - сельского хоз€йства, лЄгкой, пищевой промышленности, машиностроени€, металлургии и т.д.

Ц  акую нишу на рынке €дерных технологий может зан€ть такое объединение?

Ц ѕредлагаетс€ несколько направлений:

- совместное строительство јЁ— на взаиморасчЄтах между государствами-участниками;

- использование мирных €дерных установок нового поколени€, реакторов малой мощности;

- оптимизаци€ схемы размещени€ јЁ— с учЄтом трансграничных перетоков электроэнергии;

- обеспечение безопасности в сфере использовани€ атомной энергии в мирных цел€х;

- совместна€ добыча урановых руд и производство топлива;

- совместна€ утилизаци€ и вывод из эксплуатации €дерных энергетических установок, включа€ обращение с радиоактивными отходами;

- совместное применение радиоизотопов и неэнергетических мирных €дерных технологий;

- создание единой инфраструктуры обращени€ с облучЄнным €дерным топливом и радиоактивными отходами;

- совместные действи€ по реабилитации территорий с радиационными загр€знени€ми;

- едина€ база данных и обмен информацией, совместна€ интегрированна€ система безопасности €дерных объектов.

Ц  аков будет механизм контрол€ над де€тельностью ј“Ќ  и ответственности?

Ц Ћогично будет, если ј“Ќ  будет иметь два уровн€ контрол€: внутригосударственный и наднациональный. ѕри этом государство передаЄт "≈¬–ј«»»" часть своих полномочий, в части касающейс€ права заключени€ договоров по тому или иному вопросу. “аким образом, это будет ещЄ одним механизмом интеграции.

ј вот о механизме ответственности говорить пока рано. ¬ ≈— есть политическа€ ответственность, например, лидера государства.  роме того, действует ≈вропейский суд, де€тельность которого действительно эффективна, так как решени€ об€зательны к исполнению.

≈сли мы говорим об —Ќ√, то на данном этапе такого органа нет. Ёкономический суд —Ќ√ - это арбитраж и в данном контексте он не применим. Ќо, безусловно, такой институт необходим.

ѕравда, сейчас начинает функционировать —уд ≈вразийского Ёкономического —ообщества и решени€ этого —уда, согласно ст.20 —татута —уда, €вл€ютс€ об€зательными дл€ исполнени€ сторонами спора.

ƒругими словами, можно уже говорить об институте ответственности в рамках “аможенного союза дл€ государств-членов, органов ≈врјзЁ— и хоз€йствующих субъектов государств-членов “аможенного союза.

 

ёли€ Ћ≈Ѕ≈ƒ≈¬ј,

магистрант ≈вропейского учебного института при ћ√»ћќ ћ»ƒ –‘

 

AtomInfo.Ru


  • ƒата публикации: 20.02.2012
  • 841
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150