https://www.high-endrolex.com/35

«акат ≈вропы и перспективы –оссии

«акат ≈вропы и перспективы –оссии

Ќаши западные партнеры, равно как и наша домашн€€ оппозици€, повально зациклились на упрощенном утверждении демократии. Ёта увлеченность Ц не дл€ XXI века с его проблемами. ¬ XX веке, когда идеалам либерализма и демократии противосто€ло сразу несколько тоталитарных идеологий, така€ постановка вопроса еще могла быть оправдана. ƒа и то Ц с большими оговорками.

¬ —оветском —оюзе очень немногие читали немецких философов в оригинале. ¬ лучшем случае мы их изучали по произведени€м ћаркса и Ёнгельса. ¬от и € тоже. ¬ этом смысле достопам€тный стишок ∆емчужникова: Ђ¬ тарантасе, в телеге ли / ≈ду ночью из Ѕр€нска €, / ¬се о нем, все о √егеле / ћо€ дума двор€нска€ї Ц точно не про нас.

ѕрошло уже много лет, но с тех пор помнитс€ вырванна€ из контекста фраза √егел€: ЂЌекоторые думают, что они высказывают чрезвычайно глубокую мысль, говор€: человек по своей природе добр; но они забывают, что гораздо больше глубокомысли€ в словах: человек по своей природе золї. Ёти слова Ц единственное, что запомнилось из работы ‘ридриха Ёнгельса ЂЋюдвиг ‘ейербах и конец классической немецкой философииї. ј пришла на ум эта фраза главным образом под впечатлением от разрастающегос€ в «ападной ≈вропе кризиса.

Ђ—оциальный райї

∆ила-была в XX веке ≈вропа. ѕо совокупности параметров Ц самый передовой и благоустроенный регион всех времен и народов. ќна дорого заплатила за свою цивилизационную зрелость. Ёта плата включала и две суперкровавые революции Ц ¬еликую французскую и ¬еликую ќкт€брьскую, две мировые войны, несколько гражданских, включа€ российскую и испанскую, коммунизм, фашизм и нацизм Ц как эксперименты в социальной инженерии и т.д.

» вот после окончани€ ¬торой мировой войны, по результатам которой территори€ «ападной ≈вропы сократилась почти наполовину, руководство западноевропейского прав€щего класса, видимо, собралось на какое-то тайное сборище. —обралось и решило, что ≈вропа не переживет еще одну большую войну или насто€щую революцию.

»з этого фундаментального вывода были извлечены практические уроки. ”чредили Ќј“ќ, чтобы примирить вековечных антагонистов √ерманию и ‘ранцию, жестко вмонтировав и ту и другую в структуры одного военно-политического союза, направленного против ———–. ƒалее было создано ≈вропейское сообщество Ц действительно гениальный проект, призванный цементировать новую франко-германскую близость через экономическую интеграцию. Ќо и это не самое главное. ѕо существу, во всей «ападной ≈вропе был вз€т курс на создание социального государства. ¬ыборочно подход€ к отдельным наиболее знаковым достижени€м —оветского —оюза в деле защиты прав труд€щихс€, западноевропейские политики стали энергично внедр€ть эти права и гарантии у себ€ дома.

ƒальше Ц больше. ѕовсеместно сокращен рабочий день и гарантировано право на забастовки. ¬ведена прилична€ минимальна€ заработна€ плата. ѕособи€ по безработице кардинально выросли. ѕовсеместно понижен возраст ухода на пенсию и установлено пенсионное обеспечение, в общем дающее возможность жить, особо не бедству€. ¬ наиболее продвинутых странах труд€щиес€ получили оплачиваемый отпуск по болезни, по беременности и по уходу за ребенком, пособие на ребенка и бесплатную медицинскую помощь. —тало практиковатьс€ субсидирование лекарств. ѕраво работодател€ на увольнение работника обставл€лось такими ограничени€ми, что практически превратилось в фикцию. ѕри этом рост производительности труда в «ападной ≈вропе отставал от роста реальных доходов труд€щихс€ в суммарном исчислении (зарплата плюс льготы).

ѕараллельно с ростом этих гарантий расшир€лс€ св€занный с ними государственный и полугосударственный сектор Ц государственное здравоохранение, государственное образование, другие оказываемые государством услуги. ”твердилась огромна€ самовоспроизвод€ща€с€ система. “ак, в «ападной ≈вропе свершилась мечта российского пролетариата Ц прилично жить, не особенно напр€га€сь на работе. » чтобы никто никогда не смел теб€ уволить.

«ападноевропейские труд€щиес€ даже не ведали своего счасть€, воспринима€ все эти блага и права как нечто само собой разумеющеес€, положенное им от века. Ќа деле, хот€ это не прин€то признавать, они были об€заны этим Ђсоциалистическим раемї главным образом —оветскому —оюзу.  оторый самим фактом своего существовани€ заставл€л западный прав€щий класс идти на колоссальные, прежде немыслимые, уступки труд€щимс€, причем зачастую в упредительном пор€дке, с перехлестом.

¬се было бы ничего, если бы не одна маленька€ безделица.  апитализм как система функционирует через извлечение прибыли. »счезает прибыль Ц система сбоит. ќднако прибыль рождаетс€ не из воздуха. ќна по€вл€етс€ в процессе эксплуатации наемного труда. —оответственно, поскольку эксплуатаци€ западноевропейских труд€щихс€ в этих новых услови€х перестала приносить надлежащую прибыль, капитализм на «ападе в перспективе был обречен на постепенное системное затухание.

ѕользу€сь немалыми правами, вдобавок наход€сь под защитой утративших вс€кую ответственность за судьбы своих стран профсоюзов, труд€щиес€ «ападной ≈вропы работали все меньше и хуже. ѕон€тно, что, несмотр€ на периодически раздающийс€ ропот и стихийные протестные выступлени€, они были вполне довольны этим своим положением. ѕожива€, пусть без особой роскоши, но вполне при комфорте и не веда€ забот. ¬ данном отношении можно констатировать, что социальный эксперимент, поставленный послевоенными отцами Ц основател€ми современной «ападной ≈вропы, увенчалс€ успехом. —оветскому —оюзу в этой вотчине прав труд€щихс€, действительно, рассчитывать было не на что.

ћежду тем проблема, состо€вша€ в постепенном снижении производственного потенциала западноевропейских стран, усугубл€лась в результате массового сокращени€ рождаемости.

Ќичего удивительного в этом феномене не было. –ост благососто€ни€, образовательного и культурного уровн€ и возможностей досуга, как правило, ведет к падению рождаемости. Ёто вполне естественно. ¬ нашем случае свою роль сыграло еще одно обсто€тельство. ¬ынашивание, рождение и воспитание ребенка Ц это огромный труд, прежде всего матери. » огромна€ ответственность. “ер€€ навыки и привычку к серьезному труду, западноевропейские труд€щиес€ классы утрачивали и желание иметь детей.

 ороче говор€, на базе собственных трудовых ресурсов западноевропейский капитализм не смог бы обеспечить расширенное воспроизводство и извлечение прибыли.

 ризис

Ќачина€ с 1950-х гг. западноевропейские страны стали в возрастающих масштабах импортировать трудовые ресурсы из своих бывших колоний, а также из “урции и ёгославии. ѕричем со временем миграционные потоки зачастую трансформировались с точностью до наоборот. ≈сли в 1950Ц1960-е гг. прошлого века »тали€ поставл€ла избыточные трудовые ресурсы, то затем сама стала страной массовой иммиграции. — падением Ђжелезного занавесаї и включением стран бывшего советского блока сначала в ≈вросоюз, а затем и в Ўенген пошла массова€ перекачка трудовых ресурсов с востока ≈вропы на запад. ¬ключились миграционные потоки из  ита€.

—окраща€сь, западноевропейска€ рабоча€ сила перетекала в высокооплачиваемые и высокозащищенные наиболее престижные сектора экономики и государственного хоз€йства. » эти потери компенсировались за счет притока трудовых ресурсов с юга и востока. »ммигранты, гастарбайтеры, экстракоммунитарии (граждане стран, не вход€щих в ≈—. Ц –ед.) и пр. работали на заводах и фабриках, строили дома, подметали улицы, обслуживали в ресторанах... ѕричем поначалу Ц за нищенские или полунищенские деньги и без права на протест.

ћогло показатьс€, что западноевропейские капиталисты наконец-то разрешили вековечную дилемму капиталистического стро€, добившись того, что и волки сыты, и овцы целы. „то свои труд€щиес€ у них довольны и не бастуют, а работа между тем делаетс€ и прибыль генерируетс€. Ќаивные люди.

≈сли мотиваци€ Ц не допустить роста социального недовольства, то в рамках одной системы, достаточно компактной и открытой, какой €вл€етс€ современное западноевропейское демократическое государство, невозможно сохран€ть внутренние перегородки и поддерживать изолированные подсистемы. ќдну дл€ своих и другую дл€ чужих. ќдну дл€ граждан, а другую дл€ иммигрантов.

«десь надо сделать небольшое отступление. — созданием правовых основ социального государства в «ападной ≈вропе отстраивалась и адекватна€ ему политическа€ и психологическа€ надстройка. ≈сли не брать маргинальные внесистемные партии и настроени€, произошло беспрецедентное в истории переформатирование политического ландшафта. Ћевые, или точнее окололевые, идеи и настроени€ стали господствующими. Ќосител€ми доктрины социальной ответственности и социальной справедливости оказались не только традиционные социал-демократические партии и профсоюзы, но и политические организации, испокон века считавшиес€ правыми, Ц христианские демократы и т.п.

Ќо за социальный мир проходитс€ платить. ¬от западноевропейские общества и заплатили за реальность социального мира в жизни фикцией социального мира в головах. ¬едь если задуматьс€, в «ападной ≈вропе сейчас повально исповедуютс€ ценности, которые когда-то существовали в социалистической пропаганде. „то все имеют право на достойную жизнь, что социально незащищенным и слабым надо помогать, что государство должно перераспредел€ть богатства от сильных и успешных в пользу слабых и неудачливых и т.д. ѕон€тно, что утверждение этих ценностей вызывает огромное восхищение. Ѕеда в другом Ц если не обеспечен баланс прав и об€занностей, общество перестает функционировать.

Ќаконец, сами гастарбайтеры тоже не собирались миритьс€ со своим угнетенным положением. ќни приезжали на «апад вовсе не дл€ того, чтобы жить там чуть лучше, чем у себ€ дома. ќни приезжали и приезжают дл€ того, чтобы жить точно так же, как коренное население, чтобы пользоватьс€ точно таким же объемом социальных прав и гарантий.

 лассики были правы, когда указывали, что капитал живет сегодн€шним днем. “ак и здесь. Ќа прот€жении целого поколени€ система, основанна€ на привлечении дешевых трудовых ресурсов с юга и востока, приносила западноевропейским капиталистам сверхприбыли. Ќо эта система с самого начала была обречена. ѕостепенно иммигранты в возрастающей степени добиваютс€ дл€ себ€ такого же объема социальных прав и гарантий, что и местное население. ѕлюс, как вс€кое организованное меньшинство, они требуют и дополнительных прав Ц прежде всего права на религиозную, культурную и бытовую идентичность. ¬от и получаетс€, что в современной демократической јнглии, на родине ¬еликой хартии вольностей (1215) и акта Habeas Corpus (1679), допускаетс€ использование норм шариата как источника права. Ќо это так, к слову.

ћассовое привлечение работников из бедных стран помогло западноевропейским государствам справитьс€ с дефицитом трудовых ресурсов, но не решило главную проблему. ј именно Ц как дать всем достойную зарплату и реальные права, чтобы труд€щиес€ были довольны, и одновременно обеспечить конкурентоспособность производства и получение прибыли. Ќо у наших западноевропейских друзей оставалась в рукаве еще одна карта.

 ак известно, капитал, как и пролетариат, не имеет отечества.  огда капитал не может получить высокую норму прибыли в зоне своего непосредственного обитани€, он ищет себе применение в других местах. “ак случилось и в послевоенной «ападной ≈вропе. “ер€€ прибыль у себ€ дома, тамошний капитал устремилс€ за границу. —начала в относительно цивилизованную Ћатинскую јмерику, потом в страны ёго-¬осточной јзии, с падением Ѕерлинской стены Ц в ¬осточную ≈вропу, ну и, в конце концов, Ц естественно, в  итай и »ндию.  апитал прибегал к этому испытанному средству тыс€чи и миллионы раз в своей истории. “рюк сработал и в данном случае.

¬ Ћатинской јмерике и јзии были развернуты широкомасштабные относительно современные производства. ѕри дешевизне рабочей силы и близости природных ресурсов западноевропейский капитал стал получать сверхприбыли. ѕроизводима€ продукци€ потекла по всему миру, в том числе на историческую родину, попутно осваива€ бесконечно емкие целинные рынки ћексики, Ѕразилии, »ндонезии, »ндии,  ита€ и других гигантов третьего мира.  азалось бы, все счастливы.

Ќо оп€ть приключилась незадача. ѕродукци€, производима€ в третьем мире Ц будь то филиалы западноевропейских компаний или производства, создаваемые самими китайцами с помощью скопированных западных технологий, Ц приход€ в «ападную ≈вропу, с легкостью побивала аналогичные товары, производимые в самой «ападной ≈вропе. Ќе важно что Ц автомобили, пылесосы, телевизоры, компьютеры, посуду, игрушки или тр€пки.

ƒа, товары, производимые в «ападной ≈вропе Ц лучшего качества. Ќо в силу дороговизны рабочей силы и забюрократизированности рынка труда эти товары сто€т настолько дороже своих китайских аналогов Ц похуже качеством, менее долговечных и безопасных дл€ здоровь€, но вполне приемлемых, Ц что западноевропейский производитель вчистую проигрывает конкурентам из третьего мира. ѕричем на своей же собственной пол€не.

 

ћы снова в который уже раз наблюдаем удивительное раздвоение сознани€ пролетариата. — одной стороны, западноевропейские труд€щиес€ протестуют и устраивают манифестации, требу€ от своих правительств защитить местного производител€ от нечестной конкуренции со стороны  ита€. Ќо с другой стороны, приход€ в магазин, те же самые труд€щиес€ покупают китайские товары, потому что они дешевле.  азалось бы, достаточно всем разом в один прекрасный день перестать покупать китайские товары и начать покупать свои Ц добротные, хорошие, при€тные на ощупь и на вид, безопасные дл€ здоровь€ и произведенные с соблюдением всей мириады законов об охране труда и природы. » проблема конкуренции была бы решена раз и навсегда. Ќо этого не происходит, потому что кошелек тоже не имеет своего отечества. “аким образом, операци€ по переводу производств из «ападной ≈вропы в третий мир, задуманна€ изначально с целью поддержать западноевропейский бизнес, помочь ему получать привычно высокую норму прибыли, сейчас на наших глазах завершаетс€ полным крахом.

«ападноевропейские правительства и крупные предприниматели полностью потер€ли контроль над процессом, ускорению которого они сами на прот€жении последних дес€тилетий в немалой степени способствовали. ћощна€ промышленность, сложивша€с€ в  итае, »ндии, “урции и других странах юга и востока, создала непреодолимую конкуренцию традиционным индустриальным державам «ападной ≈вропы. —ейчас индустри€ в этих странах, особенно т€жела€ и легка€, доживает последние дни. ¬ысокотехнологичные отрасли пока еще держатс€, но тоже сдают позиции.

“отальна€ деградаци€ промышленной базы в «ападной ≈вропе, по сути означающа€ деиндустриализацию целого громадного региона, когда-то бывшего Ђмастерской мираї, в сочетании с практически нулевым приростом и стремительным старением местного населени€ и притоком иммигрантов, ведет к системному кризису всей западноевропейской цивилизации.  ризису, который не может быть разрешен в рамках сложившейс€ в ≈вропе модели социального государства.

“о, что мы видим сегодн€ в √реции, »талии, »спании Ц это Ђмомент истиныї, который очень долго откладывалс€, но, наконец, наступил. “рагеди€ западноевропейцев состоит в том, что дл€ выхода из этого кризиса им сперва нужно совершить очень непри€тную революцию у себ€ в головах. ѕо-человечески западноевропейских труд€щихс€ жалко.   их услугам были предоставлены колоссальные социальные завоевани€. ќни привыкли прилично зарабатывать, иметь большие отпуска, путешествовать по миру, пользоватьс€ бесплатным медобслуживанием, рано уходить на пенсию, получать неплохие пенсии и т.д.

Ќо дл€ того чтобы все это себе позволить, наци€ должна производить. ¬ противном случае постепенно образуетс€ огромный пузырь. ≈го можно поддерживать какое-то врем€ за счет кредитов. Ќо рано или поздно пузырь лопнет. —обственно, это и произошло у нас на глазах в √реции.

  сожалению, дл€ наших западноевропейских друзей выход из разразившегос€ в ≈вропе всеобщего кризиса может быть только один Ц через демонтаж системы социального государства. ѕотому что она перестала функционировать. ¬едь подавл€ющее большинство населени€ получает от государства больше, чем дает. „тобы выйти из кризиса, западноевропейцам надо снова привыкать жить по средствам. ј это больно.

ƒавайте теперь попробуем разобратьс€, чем этот кризис чреват дл€ –оссии. » что нам делать в этой ситуации.

ѕоследстви€ дл€ нас

ѕрежде всего приходитс€ признатьс€, что мы воспринимаем нынешние неур€дицы в —таром —вете с легким злорадством. —лишком долго мы давили в себе комплекс неполноценности перед зажиточной и комфортабельной «ападной ≈вропой. —ходное чувство испытываешь и на человеческом уровне, когда успешный сосед, всегда смотревший на теб€ с высокомерием, вдруг сталкиваетс€ с непри€тност€ми, и роли мен€ютс€.

¬ своей истории, в том числе недавней, –оссии пришлось изведать немало несправедливостей от «ападной ≈вропы. “ем не менее от злорадства нужно избавл€тьс€. Ќесмотр€ ни на что, эта часть мира остаетс€ дл€ нас цивилизационной €корной сто€нкой и основным источником модернизационного ресурса. “ак было во времена »вана III и ѕетра I. “акое положение имеет место и сегодн€. «ападна€ ≈вропа Ц первый торговый партнер –оссии, первое место поездок росси€н, первый источник капитала дл€ инвестировани€ в –оссию и т.п.

 ак бы мы ни позиционировали себ€ в качестве автономного центра силы Ц что совершенно справедливо, Ц –осси€ все равно неотъемлема€ часть Ђбольшой ≈вропыї. ѕри всех особенност€х национальной истории, включа€ тот ключевой факт, что нас лишь по касательной затронули ¬озрождение, –еформаци€ и ѕросвещение, –осси€ сформировалась в русле общезападного и общехристианского исторического процесса. Ќе стоит лукавить, по своему мировоспри€тию росси€не Ц европейцы. ѕосмеива€сь над нынешней заварухой в «ападной ≈вропе, по сути мы смеемс€ над собой.

 ризис там Ц не нечто случайное и изолированное. Ёто Ц системный кризис, присущий на определенном этапе развити€ высокоразвитому капиталистическому обществу. ќн с неизбежностью обуславливаетс€ имманентным позднему капитализму желанием примирить непримиримое Ц социальный мир, экономический рост и сверхвысокую прибыль.

ќкт€брьска€ революци€ на добрые 75 лет вырвала –оссию из общего исторического потока. Ќо в 1990-е гг. через шок и хаос мы снова бухнулись в самую его середину. ≈два не утонули. ¬ыплыли. » сейчас благополучно плывем по историческому течению вместе с товарищами по избранной модели социально-экономического развити€. ѕлывем туда же, что и западноевропейцы, только с некоторым отставанием по времени. ¬ направлении формировани€ социального государства, несущего большой объем об€зательств перед своими гражданами и решающего растущую проблему дефицита трудовых ресурсов через массовое привлечение рабочей силы из-за рубежа.

ѕока еще, слава Ѕогу, население у нас не слишком избаловано. ѕривыкло, особенно в провинции, довольствоватьс€ немногим. ƒо западноевропейского уровн€ жизни и стандарта социальных ожиданий еще очень далеко. Ќо тенденци€ налицо. ј истори€ движетс€ быстро. ≈сли не прин€ть корректирующих мер, через какие-нибудь 20Ц25 лет мы столкнемс€ с аналогичным по силе кризисом разбалансировки. “олько с поправкой на характерную дл€ –оссии брутальность всех исторических про€влений и на еще больший драматизм проблемы депопул€ции.

 стати, и —оединенные Ўтаты идут тем же путем, с еще большим лагом по времени. “ам еще нет масштабной деиндустриализации. ¬полне приличный естественный прирост населени€. »ммиграци€ пока перевариваетс€. »ными словами, общество работает. Ќо тем не менее все признаки западноевропейской болезни присутствуют. » наступление системного кризиса Ц вопрос времени. ¬ этой ситуации надо честно и жестко извлечь уроки из западноевропейского опыта, проанализировать собственное положение и прин€ть меры по радикальному выправлению наметившихс€ тенденций Ц иначе будет поздно.

ƒл€ этого надо ответить на принципиальный вопрос.

„то несут с собой нынешние исторические перемены? »ли, если проще и все заземлить, Ц можем ли мы считать, что изменени€ в мире постепенно ведут к формированию всемирного сообщества добра и справедливости? » что, соответственно, нам не нужно особо волноватьс€ и выпрыгивать из штанов, забот€сь о собственной безопасности, потому что исторический процесс обо всем позаботитс€?

Ќациональна€ безопасность в интерьере добра и зла

Ќесомненно, исторический процесс при всех своих зигзагах и сбо€х повсеместно ведет к постепенному росту благополучи€, благососто€ни€ и комфорта. √де прежде люди ходили босиком и в набедренных пов€зках, сегодн€ нос€т сандалии и дешевые сари. √де прежде от голода ежегодно умирали сотни тыс€ч, сегодн€ счет идет на дес€тки. √де раньше голодал каждый второй, сегодн€ недоедает каждый четвертый или каждый восьмой. √де раньше средн€€ продолжительность жизни составл€ла 25 лет, сегодн€ она достигает 50Ц60. √де раньше один велосипед приходилс€ на несколько деревень, сегодн€ дешевые мотороллеры и мобильные телефоны сплошь и р€дом присутствуют в самой глуши и в самых бедных семь€х.

ѕри нынешнем уровне человеческого несчасть€ эти выкладки неизбежно нос€т циничный характер. Ќо истори€, как и люба€ наука больших чисел, вообще штука цинична€. ‘акт остаетс€ фактом Ц социально-экономические показатели, в том числе характеризующие такие жизненные вещи, как обеспеченность чистой питьевой водой, канализацией, свежими продуктами питани€, профессиональными акушерскими услугами и другой элементарной медицинской помощью, телефонной св€зью и т.п., неуклонно улучшаютс€ даже в самых отдаленных, нищих и отсталых уголках мира.

ќднако материальный прогресс Ц это одно. ј утверждение добра в межчеловеческих отношени€х Ц совсем другое. ≈сли судить по сегодн€шнему социальному законодательству в «ападной ≈вропе и по де€тельности гуманитарных организаций, может сложитьс€ впечатление, что межчеловеческие отношени€, а значит Ц и межгосударственные (потому что вторые не существуют в отрыве от первых), постепенно станов€тс€ все более гуманными. ѕо крайней мере, в «ападной ≈вропе.

¬се это было бы так. ≈сли бы 80 лет назад, то есть всего лишь одну длинную человеческую жизнь назад, в одной из самых гуманистически респектабельных стран «ападной ≈вропы не пришел к власти нацизм. » не создал систему массового планового уничтожени€ людей с замыслом распространить ее по всему миру. »ндустриальное производство муки из человеческих костей и ремесленное изготовление абажуров из человеческой кожи не очень совместимо с тенденцией на утверждение гуманистических начал.

 стати, и у нас в –оссии в те же самые тридцатые годы дело обсто€ло не намного лучше. “олько в 1937Ц1938 гг. было репрессировано около 1,5 млн человек, из которых 680 тыс. расстрел€ли. ѕричем за очень многими из этих репрессированных сто€ли не только злодейские Ђтройкиї и палачи-садисты, но и дес€тки и сотни тыс€ч обычных людей, таких же, как и сами жертвы.

Ётот переход между категори€ми жертв и палачей происходил в массовом пор€дке, иногда по нескольку раз в течение одной человеческой жизни. Ћюди предавали, обрека€ своих ближних на страшные мучени€ и смерть, чтобы отвратить эту опасность от себ€, улучшить жилищные услови€, продвинутьс€ по службе или, наконец, просто из элементарной человеческой ревности, зависти или недоброжелательности.

Ќе забудем, что –осси€ с ее великой классической литературой и не менее великой музыкой, как и √ермани€, считалась одним из оплотов духовности. ѕам€ту€ об этих Ђсбо€хї, несколько по-иному начинаешь воспринимать Ђэксцессыї перемен в далеко не столь благополучных странах мира.  ак в свое врем€ писал “ургенев, Ђесли сливки плохи, что же молоко?ї.

ѕро€влений жестокости и зла в современном мире слишком много, чтобы оставить их без внимани€. Ѕоротьс€ с болезнью невозможно, не поставив диагноза. ¬сем нам хочетс€ наде€тьс€, что по мере исторического прогресса, роста общего уровн€ образовани€ и культуры, развити€ права, преодолени€ бедности и т.п. уважение к человеческой жизни будет постепенно утверждатьс€ как универсальна€ ценность любого общества и системы межгосударственных отношений. Ќо это Ц в принципе и в идеале.

ѕоэтому ставить национальную безопасность твоей страны и благополучие твоих граждан в зависимость от Ђдобротыї других участников международного общени€, с которыми приходитс€ иметь дело, сегодн€ несерьезно и безответственно.  огда-нибудь, через несколько дес€тилетий или столетий, после того как сложитс€ общепланетарна€ общность людей и добро победит во всемирном масштабе, можно будет положитьс€ на гуманистическое саморегулирование межчеловеческих отношений и отказатьс€ от опоры на силу. Ќо это произойдет нескоро.

“езис о гуманистической зрелости современного человека вовсе не прит€нут за уши дл€ того, чтобы послужить цел€м нашего разговора об обеспечении безопасности и благополучи€ –оссии на фоне надвигающегос€ системного кризиса западной цивилизации. √осударства Ц не нечто сверхъестественное или механическое, существующее автономно от составл€ющих их людей. ¬ол€ и действи€ государства, равно как и международной организации, партии и т.п., производны от воли и действий граждан этого государства, участников этой организации, членов этой партии. ƒвижение Ђ“алибанї убивает и взрывает не потому, что его кто-то раз и навсегда запрограммировал на это, а потому, что дес€тки и сотни тыс€ч, а может быть и миллионы людей в различных регионах мира в сегодн€шней социально-экономической, политической, психологической и т.п. обстановке хот€т убивать и взрывать.

≈сли оставить в стороне надежду на универсальное торжество добра, станет очевидно, что государство может обеспечивать свою национальную безопасность дво€ко: через наращивание собственной национальной силы во всех ее компонентах Ц и твердой и м€гкой, и вступа€ в аль€нсы с более сильными партнерами, чью защиту ты достаточно комфортно можешь прин€ть.

Ќа нынешнем историческом этапе ни –осси€, ни другие основные международные игроки пока не готовы рассматривать опцию, при которой –осси€ оказалась бы младшим партнером при другом, более сильном государстве. “ипа јвстро-¬енгрии при √ерманской империи или јнглии при —Ўј. » не дай нам Ѕог дожить до того дн€, когда эта опци€ будет восприниматьс€ как нечто само собой разумеющеес€.

«начит, нам остаетс€ положитьс€ на свои собственные силы, чтобы достойно встроитьс€ в современный мир и защититьс€ от его эксцессов. “езис Ц общеприн€тый и общепризнанный. Ќа эту тему сказано и написано достаточно много. » останавливатьс€ на этом никакой необходимости нет. Ќо есть, наверное, смысл в заключение затронуть еще один сюжет. –ечь идет о том инструменте, который, при всей своей недостаточности и ущербности, единственный открывает перспективу преодолени€ угрожающего –оссии системного кризиса. “о есть, если конкретно, о роли и задачах современного российского государства.

√осударство и демократи€

Ћюбое государство в принципе призвано действовать на трех направлени€х. ¬о-первых, защищать свое население и свою территорию от угроз извне. ¬о-вторых, обеспечивать экономический рост и минимальный уровень благососто€ни€ и благополучи€ внутри. ¬-третьих, поддерживать общественный пор€док и, по мере взрослени€ человеческой цивилизации, утверждать ценность человеческой жизни. √осударство не должно быть слишком сильным и агрессивным, потому что тогда оно подомнет под себ€ гражданское общество и человеческую личность. Ќо оно не может быть и слишком слабым и аморфным, ибо в этом случае неизбежны хаос, криминал и оп€ть-таки подавление человеческой личности. ≈го место где-то посередине.

ƒл€ «ападной ≈вропы, поскольку Ќј“ќ еще не окончательно развалилось и худо-бедно дает гарантии безопасности своим членам, центр т€жести в де€тельности государства сместилс€ на второе и третье направление. ƒл€ нас Ц в принципе аналогично, хот€ в нашей ситуации государству приходитс€ заботитьс€ и об обеспечении внешней безопасности. Ќо центральный вызов, с которым сегодн€ сталкиваютс€ все государства в —таром —вете, включа€ и –оссию, остаетс€ неизменным Ц вытащить свои страны из глубочайшего системного кризиса.

≈сли наши государства справ€тс€ с этой задачей Ц можно считать, что у европейской цивилизации есть будущее. Ќе справ€тс€ Ц неизбежно ускорение внутренних процессов депопул€ции, деиндустриализации и социально-политической дезинтеграции с перспективой полной утраты этими странами сколько-нибудь значимой роли в мировом развитии.

 онечно, если рассуждать отвлеченно, любое государство есть зло. ќно подавл€ет индивида. Ќо люди пока не научились жить без государства. ¬ тех зонах, где оно отсутствует, его замен€ет така€ форма общественной организации, как банда.

«а примерами беспредела в отсутствии государства вовсе не об€зательно отправл€тьс€ в јфрику. ¬озьмем самую сильную страну современной демократии, гордую своей демократической зрелостью, Ц —оединенные Ўтаты. “ам в 2005 г. город Ќью-ќрлеан, столицу штата Ћуизиана, накрыло ураганом Ђ атринаї. Ќаселение пришлось эвакуировать. ¬ отсутствие государственного надзора и контрол€ Ц Ђд€дьки с палкойї Ц люди, казалось бы, с молоком матери впитавшие привычку к соблюдению весьма жестких правил человеческого общежити€, за считанные дни обнаружили полнейшую неспособность к элементарной самоорганизации и поддержанию пор€дка. “акие каноны человеческого общежити€, как уважительное отношение к старикам и забота о слабых, оказались напрочь забыты. ћассовое дезертирство госслужащих, мародерство, изнасиловани€, хулиганствоЕ

¬споминаю об этом не дл€ того, чтобы уколоть Ђамериканских империалистовї. ѕросто из этой истории €сно видно, что люди, даже в самых развитых обществах, не очень готовы обходитьс€ без государства.  стати, в японии после прошлогоднего землетр€сени€ и цунами, оставивших страшные разрушени€, ничего подобного не происходилоЕ

ƒл€ поразившего европейскую цивилизацию кризиса нет иного выхода помимо усилени€ государства. » оценивать успешность государства в этой ситуации гр€дущие поколени€ будут по тому, насколько оно оказалось эффективным в преодолении этого кризиса.  аково это государство по своей форме Ц зрело-демократическое или слегка авторитарное Ц с точки зрени€ исторического процесса и судеб конкретных людей имеет минимальное значение. ѕри прочих равных демократическа€ форма правлени€ в принципе предпочтительней. ќсобенно на прот€жении длительных исторических отрезков и при отсутствии серьезных внутренних кризисов и внешних угроз. Ќе более и не менее. Ќо не будем забывать, что демократи€ Ц это только форма организации политической системы государства, котора€ в последнее врем€ все чаще отождествл€етс€ со свободными выборами. —ама по себе демократи€ не решает ни одну проблему Ц не поднимает производство, не боретс€ с преступностью, не лечит больных, не заботитс€ о дет€х и т.п. ¬се зависит от того, какое содержание мы вкладываем в эту форму.

„естно скажу, € бесконечно разочарован в св€зи с тем, что наши западные партнеры, к которым € реально отношусь с уважением, равно как и наша домашн€€ оппозици€, сегодн€ все повально зациклились на упрощенном утверждении демократии. Ёта увлеченность Ц не дл€ XXI века с его проблемами. ¬ XX веке, когда идеалам либерализма и демократии противосто€ло сразу несколько тоталитарных идеологий, така€ постановка вопроса могла быть оправдана. ƒа и то Ц с большими оговорками.

¬ самом деле, давайте устроим широкомасштабный диспут на тему Ц в какой степени демократические процедуры помешали или поспособствовали приходу нацистов к власти в √ермании. ¬едь свои 13 или 17 млн голосов Ќ—ƒјѕ так или иначе получала. ћожет быть, докопаемс€ до истины. Ќо € бы предпочел кардинальное решение Ц чтобы этих не совсем свободных демократических выборов в √ермании не было вообще. ј вместо этого какой-нибудь бравый генерал, например, фон Ѕраухич или Ћюдвиг Ѕек, организовал военный переворот и попросту перестрел€л верхушку нацистов. » тогда, скорее всего, угроза ¬торой мировой войны была бы отведена, во вс€ком случае, она не реализовалась бы в столь брутально-геноцидальной форме. » все последующее развитие человечества пошло бы иначе. ¬полне веро€тно Ц значительно более гуманно.

»ли другой пример из недавнего прошлого. ¬ 2006 г. —Ўј насто€ли на проведении свободных выборов на территории ѕалестинской автономии. ’от€ ежу было пон€тно, что в той обстановке победить на выборах должно было ’јћј—. “ак и произошло. ƒемократи€ восторжествовала. Ќо ѕалестинска€ автономи€ с тех пор поделена на два анклава Ц «ападный берег, где осталась у власти ‘ј“’, и сектор √аза, где к власти пришло ’јћј—. ѕролито море крови. ћирный процесс напрочь заблокирован. —прашиваетс€ Ц стоило столь усердно добиватьс€ свободных демократических выборов?

»рак сейчас, после дев€ти лет американской оккупации, Ц свободна€ демократическа€ страна. “ам проход€т формально свободные демократические выборы. » это замечательно. –аньше у власти находилс€ свирепый диктатор, который жестоко подавл€л свой народ, травил химическим оружием курдов, топил в пойме Ўатт-эль-јраб шиитов, воевал с сосед€ми, угрожал всему региону. ¬се это так. Ќо женщины в тогдашнем Ѕагдаде ходили в коротеньких юбочках и с непокрытыми головами. ј христианское меньшинство в 1,4 млн человек чувствовало себ€ достаточно нестесненно и исповедовало свою веру. —ейчас в »раке осталось 500 тыс. христиан. ј как живетс€ иракским женщинам, мы знаем из теленовостей.  ак знаем и то, что положение женщин и религиозных меньшинств €вл€етс€ одним из наиболее универсальных показателей, характеризующих цивилизационную зрелость любого общества. —прашиваетс€, стоило ли...? „ем закончитс€ арабска€ весна с ее Ђпрорывомї к демократии Ц тоже большой вопрос, результаты выборов там, где они прошли, говор€т сами за себ€.

«а последние дес€тилети€ человечество проделало великий путь. Ќам пора научитьс€ оценивать зрелость государств и обществ не только по демократичности избирательного процесса, но и по реальному качеству жизни реальных граждан, выражающемус€ в безопасности и комфорте конкретной человеческой жизни. “ака€ оценка намного труднее. Ќо если мы не будем учитьс€ примен€ть ее, мы вскоре утратим ориентиры в происход€щих сегодн€ в мире стремительных переменах.

 

* * *

—обственно, в этом Ц ответ на вопрос, что сегодн€ требуетс€ –оссии, чтобы выбратьс€ из нашего собственного кризиса, обусловленного хаотическим демонтажем —оветского —оюза и характером формировани€ российской государственности в 1990-е гг., и не скатитьс€ в разрастающийс€ кризис западного социального государства. ѕо логике вещей, мы туда обречены скатитьс€. “олько не име€ амортизационных механизмов и сложившейс€ в последние дес€тилети€ в «ападной ≈вропе привычки к ненасильственному урегулированию разногласий.

≈сли коротко, нам нужно государство в стиле Ћи  уан ё. — неизбежными модификаци€ми, потому что мы не китайцы. —ильное, добротное, честное государство. » умное. » жесткое Ц когда надо. ј остальное Ц приложитс€.

» западноевропейцам € могу пожелать того же Ц сильного эффективного государства, способного решать социально-экономические проблемы, заставл€ть людей работать, но и защищать их Ц и от террористов, и от криминала, и от финансово-экономических неур€диц.

јльтернатива Ц в лучшем случае через одно поколение «ападна€ ≈вропа превратитс€ в зону шопинга и культурного отдыха дл€ китайцев, индийцев, американцев и, может быть, нас. “оже не самый плохой вариантЕ

Ќ.Ќ. —пасскийЦ доктор политических наук, чрезвычайный и полномочный посол.

"–осси€ в глобальной политике"


  • ƒата публикации: 06.07.2012
  • 1115
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150