—мертельные Ќѕ«: когда росси€не задохнутс€ от выхлопных газов

—мертельные Ќѕ«: когда росси€не задохнутс€ от выхлопных газов

Ќи дл€ кого не секрет, что качество российского бензина всегда оставл€ло желать лучшего, а нефт€ные компании, хот€ и декларируют намерени€ модернизировать свои Ќѕ«, не тороп€тс€ их выполн€ть, предпочита€ экспортировать мазут, а затем - уже за рубежом - производить из него высококачественное топливо.

ћежду тем количество автомобилей в –оссии продолжает увеличиватьс€, и потребности в топливе также растут. Ќѕ« наращивают мощности, увеличива€ производство бензина невысокого качества. –езультат - резкий рост числа людей, страдающих аллергией, астмой и раком легких. Ёксперты делают неутешительные выводы: жители крупных городов задыхаютс€ в пр€мом смысле этого слова, а причина кроетс€ в устаревших Ќѕ« и низкокачественном бензине.

 ак мы до такого докатились?

ƒо распада ———– счастливых обладателей жигулей в средних и малых городах –оссии можно было пересчитать по пальцам, а ночью легковую машину на дороге было встретить в диковинку. —оответственно и вредных выбросов в те времена почти не было. “огда наши Ќѕ« были ориентированы в основном на выпуск мазута и дизтоплива. ¬ыпускалс€ и бензин марок ј-76 и ј-80.

— тех пор прошел не один год, сейчас средний возраст российских Ќѕ« составл€ет около 60 лет, а изношенность их основных фондов доходит до 80%.  огда в 90-х гг. –осси€ перешла на рыночную экономику, оказалось, что стоимость нашего бензина в разы ниже, чем в ≈вропе. „тобы избежать стремительного оттока российских нефтепродуктов за рубеж и возникновени€ дефицита на внутреннем рынке, были выставлены заградительные пошлины на вывоз светлых нефтепродуктов. ¬ результате нефт€никам стало выгодно производить только мазут, который впоследствии - уже на иностранных Ќѕ« - перерабатывалс€ в светлые нефтепродукты. »нвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль перестали быть выгодными и интересными.

ј воз и ныне там

—пуст€ 20 лет российские власти очнулись ото сна и решили "заставить" нефт€ников модернизировать свои Ќѕ«. Ѕыли установлены и сроки перехода на более экологичное топливо - €нварь 2015г. ќднако не стоит ждать, что угрозы высоких штрафов помогут решить эту задачу. Ќефт€ники не только не хот€т модернизировать существующие Ќѕ«, но также не хот€т строить новые заводы, поскольку примерный срок реализации такого проекта занимает 5 и более лет, а государство, в свою очередь, не может гарантировать неизменность параметров налогообложени€ экспорта нефтепродуктов и условий их дальнейшей транспортировки.

— 2002г. –осси€ экспортирует сырой нефти больше, чем ее перерабатывает, поскольку отправл€ть нефтепродукты за границу оказалось намного выгоднее. ѕравительство планирует дл€ стимулировани€ повышени€ глубины переработки нефти выровн€ть пошлины на светлые и темные нефтепродукты и запретить подключение к магистральным нефтепроводам новых Ќѕ«, глубина переработки на которых меньше 70%. ќднако большинство экспертов сход€тс€ во мнении, что предпринимаемые шаги не увенчаютс€ успехом.

ѕо мнению эксперта "Info Lain јналитика" »вана ‘ед€кова, эти меры нос€т запретительно-ограничивающий характер и относ€тс€ лишь к корректировке условий транспорта и сбыта, но не создают комплексных условий роста инвестиций в нефтеперерабатывающую и нефт€ную отрасли.

—обака на сене

ѕозици€ правительства в данном вопросе вполне пон€тна. ≈сли переложить затраты на модернизацию на потребителей, это приведет к моментальному росту цен на топливо и к скачку инфл€ции. ¬ласти не могут допустить повышени€ цен на бензин и другие виды топлива, поскольку они заложены в цены практически всех товаров и услуг. ѕойти на такие меры, тем более перед выборами, правительство просто не может. Ќо и реальных мер дл€ стимулировани€ развити€ нефтепереработки тоже не принимаетс€. ѕока только одни декларации с обеих сторон.

—ейчас правительство пытаетс€ заставить нефт€ников, а не создать дл€ них услови€ дл€ развити€ нефтепереработки. — одной стороны, государство требует повышени€ качества и стандартов переработки, которые однозначно потребуют больше инвестиций, а с другой стороны, настаивает на снижении цен на конечную продукцию. ќднако режим работы из-под палки просто не может быть эффективным, полагают эксперты.

¬се осознают, что бензин более высокого качества будет стоить дороже, и потребитель не хочет брать на себ€ эти издержки. ѕравительство же вместо создани€ условий требует сохранить цены на низком уровне, да при этом еще и инвестировать в модернизацию. "ѕолучаетс€, что экономических стимулов дл€ программ обновлени€ Ќѕ« на самом деле просто нет", - полагает ».‘ед€ков.

≈сть ли у нас экологический мониторинг?

ѕолучаетс€, что цены на российские нефтепродукты полностью соответствуют рыночным, а качество оставл€ет желать лучшего. ¬ результате потребитель платит за топливо, от которого "кашл€ет" не только его машина, но и все окружающие. ћы попытались вы€снить, как сказываютс€ на здоровье человека, особенно городского, выхлопные газы. ѕравда, надо признать, эта попытка не увенчалась успехом.

ќказываетс€, в –оссии если какое-то учреждение и производит соответствующие исследовани€, то их результаты, скорее всего, засекречены. “ак, в ћинистерстве природных ресурсов и экологии нас вежливо направили в –осгидромет, который как вы€снилось, мониторит состо€ние атмосферного фронта не только на предмет дождей, но и на предмет концентрации €довитых веществ. ѕравда, в ведомстве по€снили, что наблюдени€ ведутс€ только за особо опасными объектами, к которым Ќѕ« не относ€тс€.

¬ –остехнадзоре напомнили, что функции экологического мониторинга переданы –осприроднадзору, где информацию также не удалось получить. Ќе проводили соответствующих исследований и в "√ринписе". Ќаучный центр профильной медицины ћинздрава отправил нас в научно-исследовательский институт √игиены и экологии человека. » вот только здесь удалось получить некоторые по€снени€.

ќказываетс€, предпри€ти€ нефтепереработки классифицируютс€ по степени опасности в зависимости от объемов выбросов в атмосферу. “ак, места хранени€ нефти и битумов относ€тс€ ко второму классу опасности - жилое помещение или социальное учреждение не может располагатьс€ ближе, чем в 500 м. –ассто€ние до ј«—, в зависимости от наличи€ системы закольцовки (возврат выбросов обратно в ј«—), должно составл€ть минимум 50 м, а при отсутствии такой системы - 100 м. Ќѕ« относитс€ к первому классу опасности, предусматривающему отсутствие жиль€ в радиусе 1 тыс. м.

—трахи росси€н

„то же думают сами росси€не по поводу воздуха, которым они дышат? ѕо данным исследовательского центра ¬÷»ќћ, пор€дка 12% от числа опрошенных в ћосковском регионе респондентов в числе наиболее опасных объектов с точки зрени€ экологии назвали ј«—. ’имические производства пугают 8% жителей, "заводы и фабрики вообще" - 6%, “Ё÷ - 5%. ќколо 4% респондентов считают, что опасными дл€ окружающей среды €вл€ютс€ нефтеперерабатывающие и цементные заводы в  апотне и 2% голосов получили ответы "нефтеперерабатывающие производства". ¬ тоже врем€, поражает инфантильность некоторых сограждан: около 32% респондентов затруднились с ответом, а 12% вообще сообщили, что экологически опасных предпри€тий в регионе нет.

Ћюбопытно, что в государственном докладе ћинприроды о состо€нии и об охране окружающей среды –‘ в 2009г. в качестве источника наибольшего вреда атмосфере в ћосковском регионе, как и в предыдущие годы, называетс€ автомобильный транспорт. ѕо подсчетам ведомства, в 2009г. на его долю пришлось 1 млн 355 тыс. тонн суммарных выбросов региона в атмосферу. ¬ этом же докладе наибольшими стационарными источниками загр€знени€ атмосферного воздуха в ћоскве в числе других предпри€тий назван "ћосковский Ќѕ«".

Ќадежды никакой и видим мы с тоской...

¬ результате, как ни крути, на сегодн€шний день мы имеем то, что имеем: бензин невысокого качества, загр€зн€ющий окружающую среду, отсутствие какого-либо мониторинга и нежелание нефт€ников модернизировать Ќѕ«. ѕри этом, суд€ по нынешним темпам модернизации, мы к 2015г. вр€д ли станем свидетел€ми отказа от евро-2 и евро-3 и перехода на высокоэкологичное топливо. Ѕольшинство экспертов нефтегазового рынка склонны думать, что к установленному сроку в этом вопросе так ничего и не изменитс€.

ѕо мнению ».‘ед€кова, пока не будут предложены нормальные эффективные экономические услови€ дл€ модернизации Ќѕ«, это будет в€лотекущим саботирующим процессом. Ќефт€никам будет выгодно покупать Ќѕ« за рубежом и уже там производить высококачественное топливо. Ќужна пон€тна€ нормальна€ стратеги€ на ближайшие 3-5 лет без посто€нно мен€ющихс€ налоговых условий.

Ёксперт »  "“ройка ƒиалог" ¬алерий Ќестеров также сомневаетс€, что глубина переработки с нынешних 70-72% превысит 80% к 2015г. "Ќас ожидает поступательное движение вперед в части модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, но не полный успех", - заключает он.

ј вот заместитель министра энергетики —ергей  удр€шов с оптимизмом смотрит в будущее старых Ќѕ«. "ћы проработали совместно с компани€ми: они подписали четырехстороннее соглашение, что они об€зуютс€ сделать модернизацию, прописали это по установкам, создали баланс и под это предложили изменение техрегламента. ƒа, там прописаны санкции с оборотным штрафом.  омпании сами сделали эти расчеты, то есть мы исходили из реальности тех планов, что там прописаны. » мы считаем, что до санкций вопрос, скорее всего, не дойдет", - сказал он. ѕо словам —. удр€шова, рентабельность таких проектов сегодн€ составл€ет более 20%. ќн считает, что сейчас дл€ нефт€ников эти проекты должны быть привлекательны.

—ѕ–ј¬ ј

—ейчас в –оссии функционирует 28 крупных Ќѕ«, объемом нефтепереработки - более 1 млн т в год. Ќа них приходитс€ 90% общей нефтепереработки. „то касаетс€ мини-Ќѕ«, то их, по разным оценкам, от 80 до 300. —редн€€ мощность - 9 млн т (в ≈вропе - 5 млн т).

¬ 2009г. средний выход светлых нефтепродуктов на российских Ќѕ« не превышал 55-57%, что в 1,3 раза ниже, чем в —Ўј и «ападной ≈вропе. ƒол€ углубл€ющих процессов, увеличивающих выход светлых нефтепродуктов, в среднем по –оссии составл€ет 20,3%, что в 3,6 раза ниже, чем в —Ўј и в 2 раза ниже, чем в «ападной ≈вропе.

≈лена «абелло

„итать полностью: http://top.rbc.ru/economics/21/09/2011/616502.shtml

»сточник: –Ѕ 

  • ƒата публикации: 21.09.2011
  • 1766
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150