јльтернативный вариант поставок

јльтернативный вариант поставок

LNG Lite? – нова€ технологи€ дл€ транспортировки газа

¬ начале весны премьер-министр ¬ладимир ѕутин поручил министру энергетики —ергею Ўматко изучить возможность и целесообразность создани€ завода —ѕ√ на „ерноморском побережье –оссии. 17 марта на заседании правительства Ўматко сообщил, что ћинэнерго «ведет проработку нескольких альтернативных вариантов транспортировки газа в рамках проекта «ёжный поток». ѕомимо —ѕ√ и подводного трубопровода рассматриваетс€ вариант челночных поставок охлажденного газа по технологии LNG Lite? в пределах „ерного мор€. „то же такое LNG Lite??

—тоимость транспортировки природного газа (ѕ√), как правило, превосходит стоимость его добычи и €вл€етс€ важнейшим звеном в индустрии. ¬ насто€щее врем€ реализованы две технологии транспортировки ѕ√ – трубопроводна€ и морской транспорт —ѕ√, кажда€ из которых на современном этапе представл€ет отдельную отрасль.  роме этого уже давно рассматриваютс€ технологии морской транспортировки компримированного природного газа (CNG).

¬ 2007 году SeaOne Maritime Corp. (—Ўј) получила одобрение јмериканского бюро судоходства (ABS) на грузовую судовую систему технологии LNG Lite?. ƒанна€ технологи€ предполагает транспортировку газа как трубопроводного состава, так и фракционированных продуктов, включающих помимо метана и этана пропано-бутановую фракцию.  лючевой в LNG Lite? €вл€етс€ технологи€ компримированной газовой жидкости, представл€юща€ собой процесс сжижени€, в котором к природному газу добавл€етс€ абсорбирующий наполнитель (жидкий этан, пропан, бутан или их смесь), позвол€ющий ему перейти в жидкое состо€ние при температуре минус 40? — и давлении 100 бар (102 ат). ќбъем природного газа при этом может быть уменьшен в 300 раз (дл€ сравнени€: при сжижении по обычной технологии —ѕ√ объем газа уменьшаетс€ в 600 раз).

SeaOne Maritime Corp. утверждает, что технологи€ сжижени€ CGL? на 60% энергоэффективнее, чем прин€тое дл€ морского транспорта —ѕ√ классическое сжижение ѕ√.

—лабой стороной €вл€етс€ высока€ металлоемкость танкеров LNG Lite?. √рузова€ судова€ система (каргосистема) дл€ компримированной газовой жидкости (CGL) состоит из секций 42-дюймовых труб, соединенных между собой горизонтально и помещенных в специальную поддерживающую единую структуру. ¬ результате дл€ строительства танкеров потребуетс€ большое количество дорогой высококачественной стали; кроме того, эффективна€ грузовместимость будет ниже, чем у танкеров —ѕ√, что приведет к необходимости строительства большего флота и определенному удорожанию проекта. ¬ то же врем€ благодар€ тому что танкер (исключа€ каргосистему) €вл€етс€ обычным грузовым судном, нет никаких преп€тствий дл€ строительства подобных судов в –оссии.

  сильным сторонам технологии можно отнести существенно меньшие, чем при использовании —ѕ√, капитальные затраты на этапе подготовки, сжижени€ и регазификации, включа€ меньшие потери ѕ√ дл€ внутренних нужд.  роме того, LNG Lite? дает возможность вывозить сразу и природный газ, и пропано-бутановую фракцию, что позволит эффективно разрабатывать небольшие и средние офшорные месторождени€, имеющие условно-промышленные запасы. Ќе менее привлекательной €вл€етс€ за€вленна€ разработчиками возможность транспортировки природного газа непосредственно с морских месторождений при минимальной предварительной подготовке ѕ√, в том числе с наименьшим расходом энергии.

SeaOne Maritime Corp. уже спроектировала специальные баржи, предназначенные дл€ производства и хранени€ CGL?. ѕредполагаетс€, что в челночном транспортном модуле баржа с оборудованием дл€ подготовки газа по технологии CGL? помещаетс€ непосредственно на месторождении, что позвол€ет избежать строительства традиционных дорогосто€щих платформ, а заменить их подводным добычным комплексом. ѕри этом устьевой газ загружаетс€ с месторождени€ на баржу, где проходит подготовку и сжижение.

¬ –оссии наиболее перспективно выгл€д€т дл€ такой схемы месторождени€ Ѕаренцева и ѕечорского морей, за исключением гигантских месторождений, таких как Ўтокмановское √ ћ. ”дельна€ стоимость заводов —ѕ√ растет по мере уменьшени€ их мощности, тогда как LNG Lite? лишен подобного недостатка и может быть существенно более эффективным при годовой добыче до 5 млрд. куб. м/год. ѕо за€влени€м разработчика концепции компании SeaOne, технологи€ €вл€етс€ экономически эффективной при использовании ее на месторождени€х с запасами 85 млрд. куб. м газа при ежегодных поставках 3 млн. тонн компримированной газовой жидкости на прот€жении 10–15 лет.

“ранспортировка —ѕ√ в сравнении с трубопроводами выгл€дит более привлекательно при прот€женности маршрутов от 3000 км и более, трубопровод выигрывает на более коротких дистанци€х. LNG Lite? может зан€ть нишу между этими технологи€ми. SeaOne Maritime Corp. за€вл€ет об эффективности при рассто€ни€х транспортировки от 100 до 5500 км. –ассматриваемый сейчас вариант создани€ завода —ѕ√ на „ерноморском побережье –оссии и доставки —ѕ√ в –умынию или Ѕолгарию с последующими поставками в ≈вропу по трубопроводу наверн€ка значительно уступает варианту «ёжного потока» с прокладкой трубопровода по дну „ерного мор€. ѕри рассто€ни€х транспортировки около 800 км трубопровод значительно выгоднее, а вот LNG Lite? за счет более низких потерь на сжижение может оказатьс€ сопоставим по стоимости с трубопроводом. ¬ числе преимуществ использовани€ новой технологии дл€ создани€ транспортного коридора следует отметить, что в этом случае отпадает необходимость получени€ разрешени€ ”краины или “урции на реализацию проекта, которое необходимо дл€ прокладки трубопровода.  роме того, использование технологии морской транспортировки придаст логистической схеме большую гибкость: если трубопровод ставит –оссию в зависимость от Ѕолгарии или –умынии (пока неизвестно, какой вариант прокладки трубопровода будет выбран), то морской транспорт позвол€ет в случае необходимости осуществить и пр€мую поставку на рынки ≈вропы, например в »талию. ƒело в том, что существующие терминалы регазификации —ѕ√ могут быть легко приспособлены дл€ выгрузки и регазификации компримированной газовой жидкости.

Ѕлагопри€тно выгл€дит LNG Lite? и с экологической точки зрени€: при производстве компримированной газовой жидкости, по меньшей мере, в 3 раза меньше выбросов в атмосферу, чем при производстве —ѕ√. ¬ случае разливов углеводороды быстро испар€ютс€, не принос€ заметного вреда окружающей среде.

ќтдельно стоит отметить вопрос, св€занный с пошлиной на природный газ.  ак известно, поставки —ѕ√ не облагаютс€ 30-процентной экспортной пошлиной. ≈сли компримированна€ газова€ жидкость будет признана сжиженным природным газом и получит такие же преференции, это может сделать вариант с использованием LNG Lite? конкурентоспособным с трубопроводными поставками природного газа, например, по «ёжному потоку».

“ехнологи€ LNG Lite? выгл€дит перспективно и в сочетании с планируемыми газовыми трубопроводами и проектами —ѕ√, так как, веро€тно, может быть способна увеличить гибкость и эффективность поставок природного газа ќјќ «√азпром».

ќднако до насто€щего времени, по имеющейс€ информации, танкеры LNG Lite? не признаны квалификационными обществами, и, следовательно, нельз€ говорить о конкретных сроках внедрени€ и реальной эффективности такой морской транспортировки ѕ√ в сравнении с уже существующим транспортом.
ѕодробнее: http://www.ng.ru/energy/2011-06-20/15_variant.html

 

»сточник:  Ќ√-Ёнерги€ (–осси€)

  • ƒата публикации: 14.07.2011
  • 1941
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150