https://www.high-endrolex.com/35

 ак Ѕеларусь пытаетс€ минимизировать последстви€ российского нефт€ного маневра

Ѕеларусь пытаетс€ ускорить модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (Ќѕ«) в ћозыре и Ќовополоцке дл€ нивелировани€ потерь от проводимого в –оссии налогового маневра. ќднако, как считают эксперты, только этим не стоит ограничиватьс€. ќдна из ключевых задач Ч максимально оптимизировать поставки нефтепродуктов на ключевые рынки.

нефть.jpg

–осси€ начала реализацию налогового маневра в нефт€ной сфере в 2015 году. ¬ св€зи с этим цена нефти дл€ белорусских Ќѕ« начала увеличиватьс€. » если в 2014 году она составл€ла около 48% от мировой цены, то к 2018 году выросла до 74%.

¬ 2019−2024 годах вывозна€ пошлина на нефть в –‘, которую не уплачивает Ѕеларусь при импорте углеводородного сырь€, снизитс€ с 30 до 0%. ќдновременно с этим будет повышатьс€ налог на добычу полезных ископаемых, что может привести к увеличению вход€щей стоимости нефти дл€ Ѕеларуси до фактически мирового уровн€.

≈жегодные потери Ѕеларуси будут прирастать на сумму около 300 млн долларов в зависимости от складывающихс€ котировок. ¬ целом белорусска€ сторона оценивала издержки от реализации налогового маневра в –‘ за 6 лет на уровне 10−11 млрд долларов. ”читывались не только издержки от увеличени€ цены нефти, но и сокращение поступлений в бюджет от экспортных пошлин.

— 2019 года российский бюджет компенсирует своим Ќѕ« рост цен на сырье с помощью так называемого отрицательного акциза. ћинск этого позволить не может, поэтому хотел получить компенсацию от –оссии. Ќо стороны до сих пор не ударили по рукам. Ѕеларусь вынуждена сама предпринимать усили€ дл€ минимизации последствий налогового маневра.

—тратеги€ Ђкопеечного сдерживани€ї

Ќачальник главного управлени€ экономики и финансов концерна ЂЅелнефтехимї ƒмитрий “ишенков утверждает, что многое уже сделано в предыдущие годы, что позволило в некоторой степени адаптироватьс€ к новым услови€м.

Ч ¬ первую очередь это касаетс€ работы по оптимизации всех видов затрат по всем направлени€м. Ёто и меропри€ти€ по улучшению использовани€ сырь€, материалов, применение новых видов сырьевых ресурсов, повышение технического уровн€ производства, меропри€ти€ по энергосбережению, установление лимитов на транспортные и рекламные расходы, услуги св€зи, повышение доходности объектов социальной сферы. “олько за 2018 год экономический эффект от внедрени€ меропри€тий по снижению затрат организаци€ми концерна достиг около 200 млн рублей, что позволило снизить затраты на производство продукции на 4,6%, Ч сказал он (цитата по belchemoil.by).

¬ течение 2019 года планируетс€ снижение затрат на производство продукции в размере 170 млн рублей, основную долю которых состав€т меропри€ти€ по энергосбережению (70 млн рублей) и по повышению технического уровн€ производства (53 млн рублей).

¬прочем, как отметил “ишенков, с учетом высокой доли нефти (90%) в затратах на производство топлива, Ђсложно без рыночных подходов к ценообразованию компенсировать отрицательное воздействие внешних факторовї.

¬ текущем году цены на моторное топливо выросли уже 7 раз. Ќо, как сказал зампредседател€ ЂЅелнефтехимаї ¬ладимир —изов, концерн Ђпродолжит стратегию сдержанного изменени€ цен на нефтепродуктыї. Ёто значит, что Ђкопеечное сдерживаниеї будет продолжатьс€, несмотр€ на то что стоимость нефти дл€ белорусских Ќѕ« с начала года выросла практически на 18%, а розничные цены на топливо Ч на 4%. Ђћы пытаемс€ эволюционно подт€гивать [цены], не допуска€ резкого удара по потребител€мї, Ч отметил —изов.

”скорение модернизации

¬прочем, в насто€щее врем€ стратегическа€ задача перед концерном Ч ускорение модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Ѕлагодар€ этому Ќѕ« надеютс€ сохранить конкурентоспособность в услови€х мировых цен на нефть.

ѕеред ЂЅелнефтехимомї поставлена задача максимально сократить сроки ввода и пуска установок глубокой переработки нефти Ч замедленного коксовани€ на ЂЌафтанеї и гидрокрекинга т€желых нефт€ных остатков на ћозырском Ќѕ«.

ƒо 7 но€бр€ должны завершитьс€ строительно-монтажные работы, после чего должна начатьс€ пусконаладка.

»сточник: »  "ёнитер"
»сточник: »  Ђёнитерї

¬прочем, на самих заводах озвученные сроки называют довольно оптимистическими. Ђќчень многое зависит от строителей, которых раньше у нас был дефицит. ƒа и сами пусконаладочные работы быстрыми не назовешьї, Ч говор€т эксперты.

ѕосле модернизации белорусские Ќѕ« будут иметь мощности по переработке по 12 млн тонн нефти год. √лубина переработки нефти вырастет до 90%, сократитс€ выход темных нефтепродуктов и будет получен дополнительный отбор более премиальных бензина и дизел€. Ђ¬ любом случае при любых ценах мы будем выпускать высококачественную продукцию и будем конкурировать с европейскими заводамиї, Ч за€вил заместитель гендиректора ћозырского Ќѕ« ќлег ѕротасов, отвеча€ на вопрос участников конференции ЂЌефтегазовые рынки ÷ентральной и ¬осточной ≈вропыї о последстви€х налогового маневра дл€ белорусских заводов.

ќн сообщил, что в прошлом году завод реализовал 9,4 млн тонн нефтепродуктов, из них 3 млн тонн было реализовано на внутреннем рынке, остальное Ч на внешних. Ђƒол€ внутреннего рынка в общей реализации в 2018 году по сравнению с 2017-м увеличилась на 400−450 тыс. тонн. Ёто св€зано с более высоким спросом на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также с разницей цен внутри страны и в сопредельных государствахї, Ч по€снил ѕротасов.

ќптимизаци€ продаж

ѕредседатель совета директоров инвесткомпании Ђёнитерї, член совета директоров Ђ–уссЌефтиї јндрей ƒерех также считает, что необходимо скорейшее завершение текущих инвестиционных проектов. ѕромедление ввиду прогрессивной шкалы налогового маневра приведет к дополнительным убыткам. ƒело в том, что сейчас в структуре производства нефтепродуктов мазут составл€ет 35%. ”величение глубины переработки повысит выход более дорогих светлых нефтепродуктов.

ѕомимо этого, ƒерех предлагает обратить внимание на оптимизацию продаж нефтепродуктов:

Ч ћне говорили, что ѕольша покупает у Ѕеларуси около 2 млн тонн дизтоплива и бензина. Ќо по статистике этого не видно: на ѕольшу приходитс€ только 4% [от общего объема экспорта], а в лидерах ¬еликобритани€ Ч 49%. Ёто говорит о том, что поставки нос€т трейдерский характер (продажи идут через зарегистрированные в ¬еликобритании компании. Ч ѕрим. ред). Ќадо самим идти на рынки соседних стран (Ћитва, ѕольша, Ћатви€, ”краина), в том числе и путем выхода в розничный бизнес, логистику и так далее. ƒл€ выхода в такой бизнес необходим надежный международный партнер Ч надо рассмотреть возможность вхождени€ в капитал.

ѕо словам эксперта, еще одна стратеги€ Ч это интеграци€ с нефтехимией, что позволит создавать добавленную стоимость.

Ч ќдни исследовани€ говор€т, что потребление бензина и дизтоплива на глобальном рынке будет расти. ќднако многие эксперты считают, что электромобили через 10 лет возьмут вверх. Ќе стоит это сбрасывать со счетов, а учитывать в своей стратегии развити€, Ч сказал ƒерех.

–оссийска€ компенсаци€

¬виду налогового маневра стоит ожидать закрыти€ р€да мелких и неэффективных Ќѕ« в –оссии, дол€ которых велика. ѕо некоторым экспертным оценкам, могут быть сокращены мощности по нефтепереработке примерно на 30 млн тонн из имеющихс€ 280 млн тонн в год. Ёто может привести к повышению цен на топливо в –‘. “аким образом российский рынок окажетс€ также интересным дл€ белорусских поставщиков топлива. —огласно официальным сданным, в 2018 году Ѕеларусь поставила в –оссию лишь 77,5 тыс. тонн нефтепродуктов, что в 3 раза меньше уровн€ 2017 года. ѕритом что весь экспорт нефтепродуктов из Ѕеларуси в прошлом году составил 11,9 млн тонн.

¬ случае поставок нефтепродуктов ƒерех считает, что белорусским власт€м необходимо договариватьс€ с –оссией о распространении на белорусских поставщиков топлива действующего в –‘ механизма зачета акцизов на нефтепродукты. ЂЅелорусские Ќѕ« или менеджеры должны четко вести переговоры, чтобы стоимость нефтепродуктов дл€ белорусских и российских Ќѕ« [при реализации на российском рынке] была одинаковойї, Ч сказал эксперт и отметил, что такой подход соответствует нормативной базе по созданию ≈вразийского экономического союза, предусматривающей создание единого рынка энергоресурсов.

–уководитель отдела анализа и маркетинговых исследований компании Refinitiv (входит в Ђ“омсон –ейтерї) јлександр Ўкурин напомнил, что дефицит бензина на российском рынке в последние годы наблюдалс€ только однажды Ч в 2014 году после аварии на одном из Ќѕ«.

Ђ“огда случилс€ резкий дефицит топлива. ÷ены пошли вверх. » единственный бензин, который мог спасти ситуацию, был белорусского происхождени€ї, Ч отметил Ўкурин. —ейчас на российский рынке профицит топлива, мощности заводов избыточные. ƒаже если в результате налогового маневра закроютс€ российские Ќѕ« с невысокой глубиной переработки, крупные заводы покроют потребности –оссии в недостающих объемах нефтепродуктов, считает эксперт. Ўкурин напомнил, что в свое врем€ российские власти даже рекомендовали Ѕеларуси поставл€ть нефтепродукты в –оссию, но такие поставки оказались невыгодными ћинску. ЂЅеларусь в убыток поставл€ть не будетї, Ч резюмировал эксперт.

¬прочем, официальный ћинск не отказалс€ от мысли добитьс€ от –оссии компенсации выпадающих доходов от налогового маневра. ≈сли не на пр€мую, то косвенно. ¬ этом контексте стоит рассматривать проект резкого повышени€ тарифа на прокачку российской нефти через Ѕеларусь.

  • ƒата публикации: 12.04.2019
  • 5616
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150