Кто побеждает в Большой энергетической гонке?

Кто побеждает в Большой энергетической гонке?
Недавно Китай обогнал Соединённые Штаты по количеству импортируемой нефти. Америке остаётся довольствоваться вторым местом.

Перед нами сдвиг не менее эпохальный, чем достижение американским флотом превосходства над Королевским ВМФ Британии в Первой мировой войне или выход вперёд американской экономики в конце 19 века, когда она превзошла британскую.

Согласно опубликованным 4 марта предварительным данным, Китай обогнал Соединённые Штаты, став крупнейшим мировым импортёром нефти. США импортировали в декабре около 6 миллионов баррелей в день — наименьший показатель с февраля 1992 года, в то время как импорт Китая взлетел до 6,12 миллиона баррелей в день. Соединённые Штаты вышли на первое место в 1972 году незадолго до нефтяного кризиса и стагфляции экономики в 1970-х.

Точные цифры не столь важны, так как данные варьируются от месяца к месяцу. Поскольку максимум импорта в Китай приходится на зиму, то Соединённые Штаты по-прежнему являются гораздо более крупным импортёром сырой нефти (экспорт нефтепродуктов из США всё растёт). Но Китай наверняка станет лидером уже в этом или в следующем году.

Американцам, возможно, и не нравится быть вторыми в чём-либо, но такая новость на самом-то деле лишь подтверждает превосходство энергетической стратегии США над китайской. Соединённые Штаты последовательно внедряют новые технологии, чтобы увеличивать производство энергии по всё более «зелёным» технологиям. Однако растущее влияние Китая на мировом рынке нефти должно стать не предметом гордости, а предметом пристального внимания. Усиление зависимости Китая от импорта энергоресурсов не делает страну сильнее, а делает Китай более уязвимым перед международными силами, на которые у него нет влияния.

Тем не менее, на сегодня это последний из целевых ориентиров, подтверждающих экономический рост Поднебесной. В 2006 году Китай обогнал Соединённые Штаты по выбросам углекислого газа. В 2010 году он стал ведущим мировым потребителем энергии. Неуёмный «аппетит» на природные ресурсы делает его крупнейшим потребителем угля, железной руды, алюминия, меди, золота, пшеницы, риса, мяса и многих других видов сырья и материалов. В ближайшие несколько лет Китай, обогнав США, станет крупнейшей экономикой мира, если только уже не обогнал.

За последние десятилетия рост Китая стал серьёзнейшим фактором, определяющим цены на нефть. Это привело к целому ряду геополитических последствий: экономическому буму в Персидском заливе, расширению возможностей авторитарных лидеров от президента России Владимира Путина до лидера Венесуэлы Уго Чавеса, экономическому кризису в развитых странах, росту цен на продовольствие и топливо и к новому импульсу для прорыва в энергетических технологиях, таких как добыча сланцевых нефти и газа, а также производство ветровой и солнечной энергии.

Однако Соединённые Штаты закладывают свой собственный фундамент в энергетике. Падение импорта энергоресурсов частично связано с ослаблением экономики, что привело к сокращению потребления, более жёстким стандартам расхода топлива и поощрению эффективности его использования, обусловленному высокими ценами. Однако более важным является бум производства энергии в самих США, вызванный как прорывом в технологии гидроразрыва пласта, с помощью которой уже извлекают нефть из сланцевых месторождений в Северной Дакоте и южном Техасе и собираются извлекать в Луизиане, Калифорнии, Огайо и других подходящих для этого штатах, так и возобновление добычи из нефтяных месторождений.

The Wall Street Journal в статье от 5 марта подтвердил, что Соединённые Штаты осуществили прорыв и в другой области. По данным издания, в ноябре США стали крупнейшим производителем жидкого топлива, опередив Саудовскую Аравию. Но это довольно спорная оценка, так как она получается с учётом всех видов топлива одновременно: сырой нефти, биотоплива, пропана и других составных частей природного газа, продуктов переработки нефти. Однако если рассуждать здраво, то Соединённые Штаты планируют к 2017 году стать крупнейшим мировым производителем нефти и начать экспортировать большие объёмы сжиженного природного газа (СПГ).

По данным Эда Морса, старейшего специалиста по нефти компании Citigroup, Северная Америка с учётом канадских поставок в Соединённые Штаты уже в 2020 году может стать экспортёром нефти, хотя такой прогноз и представляется оптимистичным. По возобновляемым источникам энергии тоже произошел прорыв, а выбросы парниковых газов сократились.

Стратегические вложения Китая, за редким исключением, не улучшили его энергетическую безопасность. И помимо прочего, «втянули» его в политические проблемы за рубежом. Например, после финансирования и вооружения правительственных войск (Хартума) во время гражданской войны в Судане Китай потерпел убытки из-за приостановки поставок, когда трубопровод из уже независимого Южного Судана, в котором расположено большинство месторождений, был отсечён границей и возникли разногласия по транзитным тарифам. В настоящее время китайские государственные компании принимают долевое участие в американских сланцевых проектах, что США должны только приветствовать, несмотря на некоторые попытки поднять надуманную тему национальной безопасности.

Одновременно с этим Китай борется с Японией, Филиппинами, Вьетнамом и другими странами за предположительно богатые нефтью острова в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, заставляя своих соседей обращаться к США за защитой. Кроме того, Пекин уже давно испытывает беспокойство по поводу крупных энергетических транзитных путей из Персидского залива и Западной Африки. Как бы Китай не решил эту проблему, следует учитывать тот факт, что загрязнение окружающей среды всё больше становится «сигналом тревоги» и актуальным политическим аспектом. Так, например, уже сейчас в городе Гуанчжоу лёгкие людей старше 40 лет покрыты угольной сажей.

Сможет ли Китай повторить успех Соединённых Штатов? Предположительно, у него есть собственные большие запасы сланцевого газа и возможно сланцевой нефти. Чтобы сократить потребление нефти, Китай планирует использовать автомобили с газовыми двигателями, уже имеет более жёсткие, чем в США, стандарты расхода топлива, разрабатывает транспорт на электрической тяге, синтетические виды топлива и возобновляемые источники энергии. Но Пекину всё ещё предстоит пройти долгий путь. У него по-прежнему нет отдельного министерства энергетики, хотя по слухам «суперминистерство» уже работает и это означает, что зоны ответственности разбросаны по всему правительству.

В условиях политических, социальных и экологических угроз Пекин вынужден поддерживать движение своей экономической махины. Замедление китайской экономики может привести не только к серьёзным внутренним беспорядкам в Китае, но и смешать все планы мировых энергетических компаний и экспортёров нефти.

В сложившихся условиях и перед США стоит ряд угроз. Учитывая то, что страна провела большую часть последних десятилетий, заявляя о «давлении на ОПЕК» с целью увеличить объёмы добычи и жалуясь на российскую газовую монополию, со стороны США было бы верхом лицемерия сохранять запрет на экспорт сырой нефти или накладывать серьёзные ограничения на проекты по природному газу. Поскольку если они сделают это, то подорвут отношения со своими главными союзниками, Японией и Южной Кореей, которые являются в Юго-Восточной Азии основным противовесом набирающему силу Китаю.

Но что бы ни случилось, улучшение американских позиций в энергетике не заставит США уйти с Ближнего Востока. Во всяком случае, 5-й Военно-морской флот США не снимется завтра же с якорей в Персидском заливе. Американский импорт нефти с Ближнего Востока сократился пока незначительно - всю тяжесть спада несёт на себе Африка. Но даже достигнув энергетической самодостаточности, США будут подвержены мировым колебаниям цен на нефть, а их главные союзники в Европе и Юго-Восточной Азии — и того больше.

У Вашингтона есть и другие причины продлить свое присутствие на Ближнем Востоке, такие как Израиль, Иран и терроризм. Действительно, именно резкий рост добычи нефти Соединёнными Штатами одновременно с Ираком и Саудовской Аравией позволил наложить строгие санкции на Иран, не спровоцировав при этом очередное большое потрясение на рынке нефти. И производители, и потребители ещё не забыли, как быстро энергетический кризис последовал вслед за сломом предшествующих систем безопасности в Персидском заливе, таких как вывод британских войск из крошечных заливных государств в 1971 году и свержение шаха Ирана в 1979 году.

Тем не менее Вашингтон борется с финансовым кризисом и ищет возможности сократить свои военные обязательства. Тогда возникает вопрос, должен ли кто-то ещё разделить бремя гарантий по обеспечению энергетической безопасности. И арабские государства Персидского залива, «нервно» наблюдая за увеличением производства нефти в Америке, опасаются, что они могут быть оставлены на милость Ирана. И как результат - они начали углублять отношения со своими азиатскими потребителями, преимущественно с Японией и Южной Кореей, а не с Китаем. Однако на данный момент они не слишком обеспокоены серьёзной угрозой падения цен на нефть при раздутых бюджетах.

Колебания на энергетическом рынке могут стать и благословением, и проклятием. Нефтяной бум позволил режиму советского лидера Леонида Брежнева «продержаться на плаву» все 1970-е годы без проведения жизненно важных реформ. Не проводя ложных аналогий между США и Советским Союзом, американцы по-прежнему не должны позволять растущим нефтегазовым доходам отвлечь их от решения серьёзных внутренних экономических, экологических и политических проблем или направлять эти доходы на безрассудные «приключения» за границей. А между тем, Пекин вдруг может обнаружить, что именно энергетика — это то, что повлечёт глубокие изменения в его взаимодействии со своим народом и всем остальным миром.


Робин М. Милз, “Foreign Policy”, США


Инофорум
  • Дата публикации: 01.04.2013
ООО «ДЕЛОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ»
Отраслевой информационно-аналитический портал, посвящённый энергетике Беларуси. Актуальные новости и события. Подробная информация о компаниях, товары и услуги.
220013
Республика Беларусь
Минск
ул. ул. Б. Хмельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

ЭнергоБеларусь

191611654
5
5
1
150
150