”краинскую √“— наполнили политикой

”краинскую √“— наполнили политикой

¬о времена ———– существовала едина€ трубопроводна€ система. √азопроводы, проход€щие по украинской территории, были составной частью газотранспортных артерий, обеспечивающих бесперебойные поставки голубого топлива на европейский рынок. — распадом ———– ”краина стала собственником магистральных трубопроводов. ѕрактически с первых лет независимости газовые вопросы, св€занные с управлением газотранспортной системой (√“—) ”краины и поставками газа из –оссии, были политизированы и оказывали огромное вли€ние на двусторонние российско-украинские отношени€.

—тоимость √“— узнают позже

ћного споров идет вокруг стоимости √“—, которую еще только предстоит оценить. “ем не менее представители украинского правительства уже привод€т свои данные, в соответствии с которыми стоимость трубы составл€ет около 20 млрд. долл. ќппозици€ считает эти данные заниженными и настаивают, что √“— стоит гораздо дороже – пор€дка 80–120 млрд. долл.

ћотивы украинской стороны, котора€ заинтересована завысить стоимость своей трубы, пон€тны.  иев стремитс€ продемонстрировать «бесценность» трубы, котора€ используетс€ дл€ прокачки российского газа. ћежду тем нынешнее состо€ние украинской √“— вызывает у экспертов обеспокоенность. ѕо разным оценкам, степень износа оборудовани€ составл€ет пор€дка 60%. ћагистральные газопроводы, газоперекачивающее оборудование и механизмы, обеспечивающие работу подземных хранилищ газа, нуждаютс€ в техническом переоснащении. Ёто требует значительных инвестиций, которыми ”краина не располагает.

ќценки средств, требуемых дл€ реконструкции и модернизации украинской газотранспортной системы, расход€тс€. ’от€ подавл€юща€ часть специалистов придерживаетс€ мнени€, что дл€ этого может потребоватьс€ около 5–6 млрд. долл.  омпани€ «”кртрансгаз» сообщала о 5,3 млрд. долл., а глава «√азпрома» ј.ћиллер оценил потребность в инвестици€х от 2 до 8 млрд. долл.

Ѕорьба трубопроводов

Ќа прот€жении длительного времени в ”краине не тер€ют надежды, что средства на модернизацию √“— выделит ≈—. ѕодобные ожидани€ до сих пор не получили подтверждени€. ≈вропейцы ограничиваютс€ политической поддержкой планов реконструкции украинской трубы и не спешат инвестировать в √“— ”краины. ¬ то же врем€ ”краина не располагает собственными средствами на модернизацию и реконструкцию, что ставит вопрос о привлечении стратегических инвесторов и передачу трубы в управление.

ѕосто€нно откладыва€ прин€тие решени€, ”краина упустила благопри€тный политический момент дл€ создани€ газотранспортного консорциума, которым еще 10 лет назад занималс€ бывший президент Ћ. учма. “ак, решение о создании газотранспортного консорциума было прин€то еще в апреле 2002 года. “огда –осси€ и ”краина вплотную подошли к выработке совместного газового баланса. –езультатом переговоров стало подписание в окт€бре 2002 года соглашени€ о создании общества «ћеждународный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы ”краины». ѕосле этого началась разработка технического задани€, уточн€лс€ объем инвестиций, необходимых дл€ модернизации. ≈ще до создани€ консорциума был подписан документ о реструктуризации украинской газовой задолженности на льготных услови€х.  роме того, –осси€ об€залась в течение 10 лет прокачивать через территорию ”краины не менее 110 млрд. куб. м газа ежегодно.

Ќесмотр€ на очевидные экономические выгоды дл€ двух сторон, газотранспортный консорциум так и не был создан. –еализацию проекта остановили выступлени€ украинской оппозиции. ѕриход к власти ¬.ёщенко окончательно разрушил существовавшую систему сотрудничества двух стран в газовой сфере. »нициированный ”краиной на рубеже 2005–2006 годов пересмотр газовых соглашений привел к началу российско-украинских газовых войн. ѕонесенные –оссией экономические потери и политические издержки стали стимулом, который ускорил разработку новых трубопроводных проектов «ёжный поток» и «—еверный поток».

”краинский президент ¬.янукович мог скорректировать российские планы при углублении сотрудничества в газовой сфере. ќднако, кроме за€влений о невыгодности строительства газопровода «ёжный поток», никаких предложений из  иева так и не поступило. ¬ результате в 2011 году была введена в строй перва€ нитка «—еверного потока», что в перспективе снизит объем транспортировки газа через украинскую территорию на 15–20%. ѕосле строительства «ёжного потока», который должен вступить в строй в 2015 году, ”краина рискует потер€ть до половины объема российского газа. “аким образом, украинска€ политика в газовой сфере в итоге обернулась против  иева, поскольку падение объемов прокачки через украинскую территорию повлечет за собой резкое снижение доходов, получаемых за транзит газа.

–оссийский интерес

Ќесмотр€ на отсутствие готовности ”краины к компромиссам, –осси€ продолжает переговоры с  иевом о создании газотранспортного консорциума, поскольку его создание отвечает российским интересам. ћожно выделить несколько ключевых моментов, которые сохран€ют у –оссии интерес к украинской трубе. “ак, консорциум позволит «√азпрому» получить контроль над украинскими газохранилищами, которые €вл€ютс€ важной составл€ющей всей трубопроводной инфраструктуры.

ѕомимо экономических выгод практическа€ реализаци€ идеи о консорциуме позволит –оссии восстановить утраченные при распаде ———– позиции. Ѕудет установлен контроль над транзитными мощност€ми, что снизит веро€тность реализации альтернативных проектов трубопроводов, инициируемых ≈— и —Ўј. Ќаконец, доступ к украинской трубе сделает –оссию практически безальтернативным поставщиком газа в европейские страны.

 иев боретс€ за «независимость»

¬ 2010–2012 годах подходы украинских политиков к решению острых проблем в газовой сфере не изменились. ѕолучив жесткий отказ –оссии в одностороннем пор€дке снизить цену на газ и не поддержав идею создани€ консорциума,  иев вернулс€ к практике прошлых лет, когда собственные провалы и неготовность к расширению сотрудничества замен€ли собой громкие за€влени€ об угрозе украинской государственности со стороны –оссии. “олько если раньше об этом говорили оппозиционеры, то в нынешней ситуации этот тезис достаточно активно стали использовать представители власти.

ѕричина иррационального подхода объ€сн€етс€ тем, что украинска€ элита находитс€ в плену националистических мифов о «вечной ценности» √“— дл€ государства. » даже отсутствие успехов в диверсификации поставок газа и сохранение экономической зависимости ”краины от –оссии пока не изменили позиции украинских властей. ≈ще в феврале 2007 года, после за€влений российской стороны о целесообразности возвращени€ к идее консорциума, ”краина прин€ла «акон «ќ трубопроводном транспорте». «акон, поддержанный ѕартией регионов, запретил реорганизацию, отчуждение, приватизацию и другие действи€ в отношении магистральных трубопроводов и газохранилищ.

—ейчас украинска€ экономика находитс€ в сложной ситуации. ¬ысока€ цена на газ уже в ближайшие мес€цы может оказать негативное вли€ние на курс национальной валюты ”краины, привести к снижению конкурентоспособности предпри€тий. ѕо за€влению украинского премьер-министра Ќ.јзарова, ”краине ежемес€чно не хватает 500 млн. долл. дл€ покрыти€ убытков за приобретенный газ. »тогом резко возросших расходов, св€занных с оплатой газа, стало стремительное увеличение отрицательного сальдо внешней торговли. ¬ 2011 году оно выросло на 55% – до 14 млрд. долл.

ќднако вместо выработки мер по спасению экономики, в том числе и через создание консорциума, украинские власти предпочитают решать проблемы путем политических за€влений и пребывани€ в необоснованной уверенности, что –осси€ снизит цену на газ без взаимных уступок. ƒанна€ позици€ властей ”краины ведет лишь к потере времени, и по мере реализации –оссией проектов обходных трубопроводов интерес к украинской √“— будет неуклонно снижатьс€. ”краина рискует утратить статус транзитного государства, что отрицательно скажетс€ на ее доходах, получаемых от прокачки газа, а в долгосрочном плане приведет к негативным последстви€м дл€ всей экономики.

—ергей —ергеевич ∆ильцов - доктор политических наук, руководитель ÷ентра —Ќ√ ƒипломатической академии ћ»ƒ –оссии.

"Ќезависима€ газета" (–осси€)

  • ƒата публикации: 14.02.2012
  • 732
–Ю–Ю–Ю ¬Ђ–Ф–Х–Ы–Ю–Т–Ђ–Х –°–Ш–°–Ґ–Х–Ь–Ђ –°–Т–ѓ–Ч–Ш¬ї
–Ю—В—А–∞—Б–ї–µ–≤–Њ–є –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ-–∞–љ–∞–ї–Є—В–Є—З–µ—Б–Ї–Є–є –њ–Њ—А—В–∞–ї, –њ–Њ—Б–≤—П—Й—С–љ–љ—Л–є —Н–љ–µ—А–≥–µ—В–Є–Ї–µ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б–Є. –Р–Ї—В—Г–∞–ї—М–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є –Є —Б–Њ–±—Л—В–Є—П. –Я–Њ–і—А–Њ–±–љ–∞—П –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –Њ –Ї–Њ–Љ–њ–∞–љ–Є—П—Е, —В–Њ–≤–∞—А—Л –Є —Г—Б–ї—Г–≥–Є.
220013
–†–µ—Б–њ—Г–±–ї–Є–Ї–∞ –С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М
–Ь–Є–љ—Б–Ї
—Г–ї. —Г–ї. –С. –•–Љ–µ–ї—М–љ–Є—Ж–Ї–Њ–≥–Њ, 7, –Њ—Д–Є—Б 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

–≠–љ–µ—А–≥–Њ–С–µ–ї–∞—А—Г—Б—М

191611654
5
5
1
150
150