Ќефть и газ Ћатинской јмерики: инструменты политики или сферы сотрудничества?

Ќефть и газ Ћатинской јмерики: инструменты политики или сферы сотрудничества?

јвтор статьи рассматривает современное состо€ние и перспективы развити€ нефтегазового комплекса латиноамериканских государств, политику ¬енесуэлы по использованию нефт€ных богатств в качестве инструмента усилени€ своего вли€ни€ в регионе, а также функционирование многосторонних соглашений по поставкам нефти. јнализируютс€ возможности реализации совместных энергетических проектов в Ћатинской јмерике.

¬озможности использовать нефть как инструмент в отношени€х с другими странами в регионе посто€нно возрастают. «а исключением ÷ентральной јмерики и  арибского бассейна Ћатинска€ јмерика €вл€етс€ регионом, богатым энергией. ќна располагает 10% мировых запасов нефти, по сравнению с 2,5% в —еверной јмерике (без ћексики), 9,3% в јфрике, 8% в странах ¬осточной ≈вропы, 4% в јзии и 1,6% в «ападной ≈вропе. — газом ситуаци€ не так хороша, так как регион имеет лишь 4% мировых доказанных запасов, однако его дол€ в потреблении находитс€ ниже этого уровн€.

—прос и предложение нефти и газа в регионе существенно различаютс€ от страны к стране. ’от€ ¬енесуэла обладает наиболее богатыми ресурсами среди стран Ћатинской јмерики, ћексика,  олумби€, Ёквадор и “ринидад и “обаго также €вл€ютс€ экспортерами нефти, в то врем€ как јргентина, Ѕоливи€ и Ѕразили€ производ€т в объемах, достаточных дл€ удовлетворени€ по≠требностей своего внутреннего рынка. ѕеру находитс€ на пути к самообеспеченности. ¬ список чистых импортеров нефти вход€т ѕарагвай и ”руг≠вай в ёжной јмерике, а также все страны ÷ентральной јмерики и  арибского бассейна, за исключением “ринидада и “обаго и Ѕелиза.  уба, √ватемала и Ѕарбадос также добывают нефть, но в количествах, которые не покрывают их внутренние потребности.

Ёквадор обладает 0,4% мировых запасов сырой нефти. Ќефть имеет огромное значение дл€ его экономики, обеспечива€ свыше 30% экспорта. «а исключением ¬енесуэлы нет другой экономики в регионе, где нефть составл€ла бы такую значительную часть экспортной базы. ѕравда, государственна€ корпораци€ Petroecuador (крупнейша€ нефт€на€ компани€ в стране) посто€нно подвергаетс€ критике за низкую эффективность работы, поскольку объемы ее производства в течение последних дес€ти лет сокращаютс€[1].

 олумби€ €вл€етс€ нетто-экспортером энергетических ресурсов, и на экспорт идут значительные объемы нефти. ≈е обильные запасы газа достаточны дл€ снабжени€ западных частей ¬енесуэлы в течение семи лет.  олумби€ обладает огромными запасами высококачественного угл€ и богата гидроэнергетическими ресурсами, которые вместе с газом позвол€т ей быть важным игроком в энергетическом секторе, особенно в ÷ентральной јмерике и ћексике.

¬месте с тем, колумбийска€ нефт€на€ промышленность демонстрирует тревожные признаки упадка. ƒобыча, котора€ в 2000 г. составл€ла 820 тыс. баррелей в день, резко сократилась до уровн€ пор€дка 520 тыс. баррелей в день в период с 2004 по 2008 год. ¬озникают опасени€, что страна не сможет быть чистым экспортером нефти примерно с 2010 года. Ётот вопрос имеет большое значение, поскольку в период между 1996 и 2007 годами на сырую нефть приходилось 25,6% от общего объема колумбийского экспорта[2].

ћексика, нар€ду с ¬енесуэлой, обладает наибольшими резервами среди стран Ћатинской јмерики. Ќа ее долю приходитс€ 1,4% мировых запасов, и она использует ресурс интенсивнее, осуществл€€ 5% мировых поставок, т.е., ее дол€ в экспорте выше, чем в резервах.

Ќа ¬енесуэлу, напротив, приходитс€ только 3,9% от мирового производства, при том, что она обладает 6,8% резервов. ѕоскольку уровень внутреннего потреблени€ в ћексике весьма высокий, дол€ экспорта сырой нефти в его суммарном объеме невысока: лишь 9,5% в период с 1996 по 2008 год.

јргентина и, с некоторыми ограничени€ми, Ѕоливи€ €вл€ютс€ самодостаточными в производстве нефти. Ќачина€ с 2006 г. Ѕразили€ также входит в этот список.

јргентина обладает 0,3% мировых запасов сырой нефти. —трого говор€, страна была нетто-экспортером нефти. — 1995 по 2008 г. аргентинский экспорт сырой нефти составил 11,5% в его общем объеме. “ем не менее, добыча нефти в јргентине не удовлетвор€ет растущий внутренний спрос, а это означает, что вклад нефти в торговый баланс и далее будет сокращатьс€.

¬ середине 1990-х годов јргентина была признана страной с большими возможност€ми дл€ экспорта газа. ƒес€ть лет спуст€ она может оказатьс€ в положении нетто-импортера этого сырь€. “ем не менее, это произойдет только в случае, если инвестиции в разведку останутс€ замороженными, поскольку страна, как считаетс€, обладает значительными запасами газа, которые в данный момент наход€тс€ в состо€нии доразведки3.

Ѕоливи€. ƒобыча нефти в 2008 г. была эквивалентна ее потреблению. —уществующий объем добычи не позвол€ет полностью покрывать потребности, заставл€€ импортировать нефть в незначительных объемах. ¬ период между 1996 и 2008 г. боливийский экспорт нефти составил 3,9% от его общего объема, а ее закупки — 4,8% всего импорта.

ќдновременно, начина€ с 1998 г., увеличение добычи газа в несколько раз сделало Ѕоливию ключевым участником регионального рынка газа, которому суждено стать основным поставщиком в јргентину, на юг Ѕразилии и в „или на долгие годы, если в процесс не вмешаютс€ политические факторы.

»мпортерами нефти в Ћатинской јмерике €вл€ютс€ ѕеру, Ѕразили€, „или, ѕарагвай и ”ругвай, все страны ÷ентральной јмерики и  арибского бассейна за исключением “ринидада и “обаго и Ѕелиза4.

Ѕразили€ обладает 0,9% мировых запасов сырой нефти. ќна удовлетвор€ет на две трети потребно≠сти в природном газе за счет собственного производства, остальное импортируетс€ из Ѕоливии.  роме того, Ѕразили€ обладает крупнейшими в регионе доказанными запасами угл€, почти вдвое опережа€  олумбию. Ѕразили€ также — мировой лидер в области производства этанола. Ќа нее вместе с —оединенными Ўтатами приходитс€ 70% мировых поставок названного топлива. ѕравительство страны значительно увеличило инвестиции в разведку и добычу, осуществл€емые компанией Petrobras. Ёто по≠зволило увеличить производство не только нефти и газа, но также и этилового спирта и угл€, что €вл€етс€ отражением национальной политики в об≠ласти энергообеспечени€5.

„или, несомненно, страдает от дефицита энергии, поскольку производит не более 5% от общего потреблени€ нефти и покрывает не более 20% своих потребностей в природном газе. ¬ период между 1996 и 2008 г. экспорт чилийских сырой нефти и газа составл€л 0,7% в общем объеме экспорта, а импорт сырой нефти и производных топлива равн€лс€ 10,3% от импорта за тот же период.  роме того, в период между 1997 и 2008 г. на „или приходилось 25% всего импорта нефти в ёжной јмерике, что €вл€етс€ огромным показателем, учитыва€ размер экономики страны.

ѕеру. ¬ 2008 г. в стране произведено 78% от потребл€емой нефти, а импорт составил 22%. ¬ период между 1997 и 2008 г. на долю сырой нефти приходилось 5,8% общего объема перуанского экспорта и 10% от совокупной стоимости импорта. ќднако энергетическа€ ситуаци€ в ѕеру значи≠тельно улучшилось с момента открыти€ в 1984 г. месторождени€ природного газа Camisea, производство которого началось в 2005 г. ѕеруанские запасы природного газа в 4,7 раза больше, чем сырой нефти7.

—»Ћ№Ќџ≈ » —ЋјЅџ≈ —“ќ–ќЌџ ¬≈Ќ≈—”ЁЋ№— ќ… «Ќ≈‘“яЌ »»

«Ќефт€на€ дипломати€» была характерной особенностью венесуэльской политики после вступлени€ страны в ќѕ≈  в начале 1960-х годов. ѕоэтому активна€ нефт€на€ политика этой страны в последние годы не вызывает удивлени€. ќднако правительство „авеса пользовалось данным инстру≠ментом в беспрецедентных даже дл€ венесуэльской истории масштабах. ¬ Ћатинской јмерике трудно найти другой пример такого открытого ис≠пользовани€ нефт€ной темы на международной политической арене. ¬ 2008 г. государственна€ нефт€на€ компании ¬енесуэлы PDVSA объ€вила, что она больше не будет представл€ть ежегодные доклады в комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) —Ўј. ¬ свою очередь, рейтинговое агентство Moody’s отозвало свой рейтинг PDVSA, сославшись на непрозрачность финансовых показателей компании.

≈сли считать стандартную по своим характеристикам нефть, ¬енесуэла обладает 6,8% от мировых доказанных запасов, т.е. 80 млрд баррелей, что ставит ее на шестое место в мире после —аудовской јравии, –оссии, »рана, »рака и  увейта. ≈сли добавить запасы сверхт€желой нефти, показатель возрастает до 270 млрд баррелей, что сразу выдвигает ¬енесуэлу на первое место в мире по нефт€ным резервам. ќднако здесь все не так просто. »звлечение т€желых сортов нефти трудоемко, требует крупных инвестиций в течение более длительных периодов времени, €вл€етс€ менее выгодным, кроме того, необходимы специальные Ќѕ«, поскольку суперт€желую венесуэльскую нефть нельз€ перерабатывать на Ќѕ«, предназначенных дл€ переработки более легких сортов.

’от€ ¬енесуэла и обладает огромными запасами, она не в состо€нии увеличить поставки сырой нефти. —огласно экспертным оценкам Ё Ћј , ¬¬ѕ ¬енесуэлы вырос на 17,9% в 2007 г. Ётот прирост фактически означает восстановление после резкого падени€ в 2004—2006 гг. ƒанные за 2008 г. свидетельствуют о росте на 9,3%. ќднако, как пока≠зывают исследовани€, увеличение ¬¬ѕ происходит не за счет роста добычи нефти, который, по данным ќѕ≈ , не достиг его прежнего уровн€ из-за низкого объема государственных инвестиций в нефт€ной сектор. ƒинамизм данного сектора будет зависеть исключительно от колебаний мировых цен, так как существуют ограничени€ повышени€ уровн€ производства.

»стинные масштабы добычи определить трудно, учитыва€ отсутствие достоверных данных из PDVSA. Ќесмотр€ на то, что государственна€ ком≠пани€ утверждает, что восстановила уровень добычи примерно до 3,1 млн баррелей в день, независимые исследовани€ показывают, что реальный показатель составл€ет 2,7 млн баррелей в день9.

¬енесуэльска€ нефт€на€ промышленность требует значительных ежегодных инвестиций, особенно в разработку новых месторождений, с тем чтобы, по крайней мере, сохранить свой нынешний уровень производства. ¬се указывает на то, что PDVSA еще далека от достижени€ минимального уровн€ инвестиций. ¬ период 2009—2012 гг. она планирует инвестировать 6,3 млрд долл. за счет государства и еще 2,5 млрд долл. — частных капиталовложений. Ќесмотр€ на официальные данные, оценки инвестиционной де€тельности за 2008 г. свидетельствуют, что реально было вложено толь≠ко около половины от за€вленной цифры, т.е. не более чем 3,5 млрд долл. ¬озможность роста частных инвестиций также под вопросом ввиду неопределенности правительственной политики по отношению к иностранным инвестици€м. ”читыва€ данную тенденцию, можно предположить, что до≠быча нефти в ¬енесуэле будет продолжать падать, или, в лучшем случае, не будет увеличиватьс€.

”ровень инвестиций PDVSA, однако, нельз€ сравнивать с государственными нефт€ными компани€ми в других странах региона. Ќапример, в 2007 г. Pemex (ћексика) инвестировала в два раза больше, чем ее венесуэльска€ коллега, а Petrobras (Ѕразили€) вложил на 150% больше.  роме того, в последних за€влени€х представителей бразильской государственной нефт€ной компании говоритс€ о планах инвестировать дополнительно 12 млрд долл. в период 2009—2012 гг., что в три раза превышает насто€щий уровень инвестиций PDVSA.

¬енесуэла обладает крупнейшими запасами природного газа в Ћатинской јмерике. ќднако до самого последнего времени она была не заинтересована в их разработке. Ќесмотр€ на то, что запасы оцениваютс€ в 4,2 трлн м3, было до≠быто не более чем 40 млрд м3 газа.  роме того, значительна€ часть газа, который считаетс€ техническим, добываетс€ вместе с нефтью. ¬полне веро€тно, что в конечном итоге ¬енесуэла станет ключевым экспортером газа в Ћатинской јмерике, однако на данный момент ее экспортные объемы достаточно малы. ќб этом свидетельствует ее соглашение с  олумбией по строительству газопровода Transguajiro, который в первые семь лет эксплуатации будет обеспечивать приграничные территории страны. ¬енесуэла только начинает по-насто€щему развивать газопроводную систему, котора€ позволит ей максимально упрочить баланс всей своей энергосис≠темы. —тоит отметить, что только в конце 90-х годов ¬енесуэла создала правовую основу дл€ добычи газообразных углеводородов (закон Ley de Hidrocarburos Gaseosos), и только в 2000 г. была создана ENAGAS — национальна€ газова€ корпораци€.

¬енесуэла производит легкую, т€желую и сверхт€желую нефть. Ќа рынке наиболее востребованы легкие сорта нефти, в то врем€ как использование т€желых сортов ограничено.  роме того, транспортные расходы по перекачке т€желых сортов нефти весьма высоки, что делает ее порой не≠рентабельной. ѕоэтому позиции ¬енесуэлы по данному вопросу крайне у€звимы, так как ограниченность рынков сбыта вынуждает ее быть более покладистой в переговорах с —Ўј, особенно име€ в виду конечную рентабельность продаж. “ем самым нефт€на€ политика ¬енесуэлы в данный момент корректируетс€ в сторону инвестиций в добычу более легких сортов нефти, что сделает ее позиции на рынке более стабильными. јктуальным становитс€ и создание совместных предпри€тий по добыче и переработке т€желых сортов нефти. ¬ св€зи с этим остро стоит вопрос об изменении законодательной базы, в частности по добыче национальных ресурсов нефт€ными компани€ми. Ќе секрет, что в этой области существовали про≠блемы юридического характера, которые не раз подвергались критике со стороны компаний, работающих в данном регионе. ќчевидно, что «нефт€на€ дипломати€» „авеса переживает сейчас не лучшие времена, и от решени€ вышеупом€нутых проблем будет зависеть реализаци€ энергетического потенциала всей страны10.

Ќ≈‘“яЌјя ѕќЋ»“» ј ¬ ÷≈Ќ“–јЋ№Ќќ… јћ≈–» ≈ »  ј–»Ѕ— ќћ Ѕј——≈…Ќ≈

Ќаличие нефти и газа в данном регионе всегда использовалось как политический инструмент. ѕричина этого очевидна: здесь находитс€ всего несколько крупных производителей нефти, в то врем€ как более чем 20 стран €вл€ютс€ нетто-импортерами нефти и газа.

¬ ÷ентральной јмерике и  арибском бассейне зависимость от нефти и газа больше, чем в любой другой части «ападного полушари€ и, как след≠ствие, существуют наибольшие возможности дл€ «нефт€ной дипломатии». Ќа страны ÷ентральной јмерики и  арибского бассейна пытались вли€ть многие государства, о чем свидетельствует истори€ отношений —оединенных Ўтатов с ћексикой, ¬енесуэлой и  убой. –егион имеет большое значе≠ние по многим причинам: население, рынок, территориальна€ близость к —Ўј, право голоса в межамериканской системе (члены  ј–» ќћ имеют 14 голосов в √енеральной јссамблее ќрганизации американских государств, в то врем€ как страны ёжной јмерики — лишь 10). ѕри оценке политической активности отдельных стран в регионе необходимо принимать во внимание совокупность действий и ответных реакций, которые они вызывают со стороны других крупных и небольших региональных государств11.

Ќефтегазова€ политика в регионе базируетс€ на следующих соглашени€х:

—оглашение —ан-’осе. ѕо крайней мере четверть века страны ÷ентральной јмерики и  арибского бассейна в реализации международного сотрудничества сталкиваютс€ с трудност€ми, вызванными отсутствием у них нефти, и, когда цены на углеводородное сырье растут, ситуаци€ только ухудшаетс€. ¬ августе 1980 г. в —ан-’осе ( оста-–ика) между правительствами ¬енесуэлы и ћексики было подписано соглашение, в соответствии с которым кажда€ страна об€залась поставл€ть 80 тыс. баррелей сырой нефти и нефтепродуктов в день в 11 государств этого региона (Ѕелиз,  оста-–ику, —альвадор, √ватемалу, √ондурас, Ќикарагуа, ѕанаму, √аити, ƒо≠миниканскую –еспублику, Ѕарбадос и ямайку) по мировым ценам, но с предоставлением кредитных линий, покрывающих от 20 до 25% от общей стоимости топлива. Ёто соглашение ежегодно пролонгируетс€, хот€ у „авеса есть по нему вопросы12.

 аракасское соглашение.  ритика ¬енесуэлой —оглашени€ —ан-’осе привела к созданию дополнительного,  аракасского, соглашени€ в окт€бре 2000 г. ќно было подписано между ¬енесуэлой и дес€тью странами региона (за исключением ямайки) и гарантирует ежедневные поставки 80 тыс. баррелей нефти по мировым ценам, но за счет кредитовани€ под 2% годовых сроком до 17 лет. —ама€ больша€ часть достаетс€ ƒоминиканской –еспублике (20 000 баррелей в сутки), а сама€ маленька€ квота Ѕарбадосу и Ѕелизу (1600 и 600 баррелей соответственно)13.

—оглашение по Petrocaribe. ѕ€ть лет спуст€, в июне 2005 г., ¬енесуэла предприн€ла еще один шаг к созданию организации Petrocaribe, в которую вошли страны  арибского бассейна, не участвующие в соглашени€х, упом€нутых выше: јнтигуа и Ѕарбуда, Ѕагамы, √ондурас, √ренада, √айана, —ент- иттс и Ќевис, —ент-Ћюси€, —ент-¬инсент и √ренадины, —уринам, а также Ѕелиз, ямайка и ƒоминиканска€ –еспублика, которые уже были охвачены названными выше соглашени€ми.

“опливо продаетс€ в этих странах по субсидированным рыночным ценам. »нтересно, что участники Petrocaribe получают долгосрочное финансирование, прив€занное к уровню мировых цен, а именно: до 30% при цене свыше 40 долл./баррель; до 40%, если расходы за баррель более 50 долл., и до 50%, если цена превышает 100 долл. ≈сли цены на сырую нефть остаютс€ ниже 40 долл., срок оплаты и проценты такие же, как и в  аракасском соглашении. ѕолученна€ по данной схеме нефть должна быть использована только на внутреннем рынке и не может быть реэкспортирована.

Ёто соглашение имеет, как минимум, две отличительные особенности: во-первых, создаютс€ посто€нна€ организаци€ со штаб-квартирой в  аракасе, —овет министров и »сполнительный секретариат. ¬о-вторых, учреждаетс€ ALBA-карибский фонд дл€ финансировани€ программ экономического и социального развити€ с первоначальным взносом в размере 50 млн долл.14.

¬енесуэльско-кубинское соглашение. ¬енесуэльско-кубинское соглашение €вл€етс€ одним из самых секретных в международной практике. ѕолитически оно основываетс€ на противодействии политике —Ўј и «ан≠тиимпериалистической», «антиглобализационной» и «антинеолиберальной» риторике. ћатериальной основой этого соглашени€ €вл€етс€ торговл€ нефтью. ќтсутствие транспарентности, которое характеризует режимы  астро и „авеса, затрудн€ет точное определение условий соглашени€, однако в различных публикаци€х авторы (среди прочих — Ёриксон,  орралес, ‘алькофф и Ўифтер) указывают на следующие особенности:

¬енесуэла поставл€ет  убе 90 тыс. баррелей в день по цене в две трети от рыночной стоимости.  уба потребл€ет 120 тыс. баррелей в сутки, две трети из которых она производит внутри страны. “аким образом, из 90 тыс. баррелей, поставл€емых ¬енесуэлой, 40 тыс. используютс€ дл€ внутреннего потреблени€, а 50 тыс. реэкспортируетс€ на мировые рынки. ¬ результате  уба не только получает выгоду от использовани€ субсидированного сырь€ дл€ внутреннего потреблени€, но также имеет возможность реэкспорта. “ака€ форма напоминает помощь, предоставленную ———– в 70—80-е годы, когда —оветский —оюз субсидировал поставки нефти на  убу, что позвол€ло  астро продавать до 60 тыс. баррелей в сутки на оптовом рынке.

¬ обмен на «нефт€ную помощь» ¬енесуэла получает от 30 до 50 тыс. кубинских специалистов, особенно в области медицины, образовани€ и спорта, которые помогают правительству ¬енесуэлы выполнить социальные программы внутри страны. ¬есьма веро€тно, но официально не подтверждено, что кубинцы также оказывали консультационные услуги в цел€х усилени€ военного потенциала ¬енесуэлы. ћасштабы этого обмена отражаютс€ в докладах, предоставленных кубинским правительством, в которых отмечаетс€, напроимер, рост ¬¬ѕ на 11,8% в 2007 г., что св€зано в первую очередь с «продажей профессиональных услуг дл€ Ѕоливарийской –еспублики ¬енесуэлы»15.

Ќ≈‘“яЌјя ѕќЋ»“» ј ¬ јЌƒ— ќћ –≈√»ќЌ≈

јндский регион имеет две особенности, которые целесообразно рассмотреть в данной статье, а именно — сырьевое богатство и высокий уровень социально-политической нестабильности. — учетом обеспеченности сырьем «нефт€на€ политика» здесь не столь эффективна. —траны данного региона по сравнению с ÷ентральной јмерикой и  арибским бассейном обладают развитой энергосистемой, солидными запасами нефти, газа и угл€, что делает большинство из них нетто-экспортерами. Ёнергетическа€ самодостаточность этих государств традиционно ограничивала интеграцию в энергетической сфере, свод€ ее до недавнего времени к соединению между отдельными участками национальных электрических систем, поскольку кажда€ страна имела традиционные рынки сбыта своих энергоносителей. ќднако со временем ситуаци€ изменилась. “олько в 2008 г. было подписано несколько важных двусторонних соглашений между  олумбией и ¬енесуэлой, а также проведены первые переговоры в этом на≠правлении между ¬енесуэлой и Ёквадором, хот€ практических результатов они пока не принесли.

¬тора€ особенность состоит в пр€мом или косвенном финансировании определенным кругом лиц политических партий в ходе избирательных кампаний, что частично объ€сн€етс€ несовершенством политических систем. јндские страны у€звимы перед лицом политического вмешательства, поскольку они сталкиваютс€ с проблемами неэффективности государственного управлени€ и нерешенностью социальных проблем. Ётот регион стал свидетелем нескольких попыток государственных реформ, институциональных кризисов, угрозы возрождени€ политического диктата военных, партизанских войн, незаконного оборота наркотиков, экономических кризисов, в результате чего на данный момент граждане отдельных стран имеют доходы на душу населени€ ниже, чем в 1990 г. ќсновна€ причина нынешней ситуации лежит в социально-экономической области, но немалое воздействие на нее оказывают и политические факторы: несовершенство кон≠ституций, партийных систем и избирательного законодательства, характер отношений между гражданским обществом и властными системами, стандарты поведени€ лидеров, высокой уровень коррупции16.

 олумби€. ¬ области обеспечени€ энергоресурсами  олумби€ — независима€ страна. ќна €вл€етс€ нетто-экспортером нефти, газа, высококачественного угл€ и гидроэнергетических ресурсов.

”читыва€ резкое падение добычи нефти и газа в последние годы,  олумби€ предприн€ла усили€, направленные на стимулирование своего энергетического сектора путем сокращени€ налогов и отчислений до 50% и реформы государственной нефтегазовой компании Ecopetrol. –еформирование Ecopetrol шло в направлении, схожем с преобразовани€ми Petrobras в Ѕразилии в 90-х годах.  олумбийское правительство передало функции регулировани€ отрасли Ќациональному агентству по углеводородам и объ€вило о приватизации 20% активов Ecopetrol. ÷ель транс≠формации состоит в стимулировании инвестиций в разработку новых месторождений, многие из которых еще не изучены. ќсновными партнерами государственной компании в разведке и освоении месторождений €вл€ютс€ Petrobras, British Gas и Occidental.

— учетом нынешней ситуации с газом в регионе правительство ¬енесуэлы заинтересовано в тесном сотрудничестве с  олумбией. “ак, упом€нутый газопровод Transguajiro прот€женностью 330 км призван обеспечить ¬енесуэлу бесперебойными поставками газа до 2014 г. ѕри этом правительство „авеса вз€ло на себ€ все расходы по данному проекту. –азработан еще один проект, согласно которому ¬енесуэла сможет транспортировать углеводородное сырье в порт “ихого океана дл€ дальнейшего экспорта в страны ёго-¬осточной јзии17.

Ёквадор. ѕодобно ¬енесуэле, страна проводит достаточно агрессивную политику по отношению к иностранным инвестици€м. —ледствием такой политики стали посто€нные судебные разбирательства с иностранными компани€ми, работающими в этой стране. ѕожалуй, самый громкий скандал был св€зан с решением правительства расторгнуть контракты с Occidental Petroleum, котора€ добывала около одной п€той эквадорской нефти и котора€ была обвинена в незаконной продаже 40% своих акций компании Repsol-YPF. ¬ то же врем€ весьма противоречивые предложени€ о реформах отрасли содержат, в частности, пункт о том, чтобы разрешить иностранным компани€м доступ к тендерным торгам дл€ разработки месторождений с запасами свыше 1 млрд баррелей нефт€ного эквивалента18.

ѕеру. Ќесмотр€ на то, что ѕеру импортирует нефть, страна имеет достаточно крепкие позиции в энергетическом секторе. Ёто объ€сн€етс€ не≠большим потреблением нефти внутри страны и богатыми запасами газового месторождени€ Camisea, часть поставок с которого происходит по взаимозачетной схеме. ѕеру прин€ло решение экспортировать газ с месторождени€ Camisea в виде —ѕ√ и планирует совместно с Hunt Oil и Repsol-YPF построить завод по переработке —ѕ√. ќбъем инвестиций в данный проект оцениваетс€ в 3,2 млрд долл.

—тоит отметить, что остаетс€ не до конца реализованной инициатива по созданию «энергетического кольца» — строительство газопровода, ключевую роль в котором должна играть ѕеру. ѕредполагаетс€, что газопровод обеспечит северные районы „или, јргентину, ѕарагвай и ”ругвай газом с месторождени€ Camisea. ќднако существует опасность: бытует мнение, что запасов месторождени€ Camiesa хватит только дл€ покрыти€ внутреннего потреблени€, а дл€ более детальной оценки необходимо проводить дополнительные разведочные исследовани€19.

Ѕоливи€. — приходом Ёво ћоралеса на пост главы республики в политике Ѕоливии обозначилось два четких вектора: национализаци€ нефтегазовой отрасли и пересмотр экспортных цен на газ. —тремление к национализации нефти неудивительно, так как это было главным козырем ћоралеса в предвыборной борьбе. ќтражением данной политики стали указы президента: о национализации нефт€ных компаний в 180-дневный период, о перезаключении контрактов частных компаний с государством, об обеспечении государственного контрол€ и управлени€ их операционной де€тельностью. Ёти меры сопровождались изменением долей в прибыл€х компаний, работающих как совместные предпри€ти€ (82% прибыли отходит государству, 18% — частным компани€м). ƒл€ компаний, разрабатывающих небольшие месторождени€, данное соотношение определено как 60% на 40%. Ќаиболее сильно пострадали от этих действий испанска€ Repsol-YPF и бразильска€ Petrobras.

–еакци€ на международном уровне не заставила себ€ ждать. ѕрезидент Ѕразилии Ћула да —илва резко раскритиковал своего боливийского коллегу. » его позици€ вполне пон€тна, поскольку Ѕразили€ — наиболее важный экономическим партнер Ѕоливии: она покупает 70% боливийского газа и служит основным источником инвестиций в нефт€ной и газовый сектор. ѕозици€ Ѕразилии была очень жесткой. Ќа саммите ћеркосур в  ара≠касе Ћула отказалс€ встретитьс€ с ћоралесам дл€ обсуждени€ цен на газ и за€вил, что Ѕразили€ намерена покончить с газовой зависимостью от Ѕоливии, установив тесные деловые отношени€ с “ринидадом и “обаго, Ќигерией, јнголой и »ндонезией, отметив намерение инвестировать в газовый сектор вышеперечисленных стран до 5 млрд долл.

Ётот конфликт привел к укреплению отношений между Ћа-ѕасом и  аракасом, что нашло отражение в совпадении позиций по вопросу национализации нефтегазового сектора обеих стран. ¬ результате между „авесом и ћоралесом были подписаны Ёнергетическое соглашение о сотрудничестве (ACSE) и  аракасское соглашение о сотрудничестве в энергетике (ACEC), в рамках которых ¬енесуэла будет поставл€ть до 200 тыс. баррелей нефти в мес€ц. ѕоставки могут быть увеличены до объемов, необходимых дл€ удовлетворени€ внутреннего спроса. ¬ счет оплаты контрактов могут быть прин€ты боливийские товары. ¬ случае резкого увеличени€ мировых цен на нефть ¬енесуэла готова субсидировать нефт€ные контракты, а национальна€ венесуэльска€ нефт€на€ компани€ PDVSA — оказать техническую и технологическую помощь своей боливийской коллеге YPFB в разработке проектов по разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводо≠родного сырь€.

—оглашени€ охватывают небольшие объемы нефти: по оценкам, — 6 тыс. баррелей в сутки. ƒл€ сравнени€:  убе — 90 тыс. баррелей в сутки.  роме того, у Ѕоливии существует не так много возможностей оплачивать нефт€ные контракты своей продукцией. ƒа и ¬енесуэла в 2008 г. приобрела у Ѕоливии товаров лишь на 180 млн долл., не намного превысив уровень 2005 г., когда венесуэльский импорт из Ѕоливии составл€л 160 млн долл.

Ќационализаци€ нефтегазового сектора Ѕоливии неизбежно приведет к снижению иностранных инвестиций в геологоразведку и добычу, что в ко≠нечном итоге грозит нестабильностью поставок углеводородного сырь€ на экспорт и переключением интересов иностранных нефт€ных компаний на другие страны региона.

ЁЌ≈–√≈“»„≈— јя ѕќЋ»“» ј ¬ —“–јЌј’ ё∆Ќќ√ќ  ќЌ”—ј

¬ странах ёжного конуса в нефтегазовой сфере наиболее значимые проблемы св€заны с политикой Ѕразилии, направленной на увеличение добычи нефти и газа; попытками „или диверсифицировать свои энергетические активы дл€ достижени€ независимости от јргентины и боливийского газа; напр€женностью в отношени€х между Ѕоливией, јргентиной, Ѕразилией и „или по вопросу цен на газ; политикой ¬енесуэлы в отношении стран ёжного конуса, касающейс€ добычи т€желой нефти в по€се ќриноко, а также строительством «ёжного газопровода».

Ѕразили€. —тоит отметить, что в последние дес€тилети€ Ѕразили€ очень активно наращивает добычу нефти и газа, однако, в отличие от ¬е≠несуэлы и ћексики, пока не стала крупным экспортером. ¬ 90-е годы произошла реорганизаци€ государственной нефт€ной компании Petrobras, котора€ открыла возможности достаточно независимого управлени€. Ќа данный момент государство владеет 32,2% голосующих акций компании. ¬ результате преобразований компани€ стала одним из лидеров в области глубоководной добычи. ¬ 2007 г. она купила акции добывающих компаний в Ёкваториальной √винее, Ќигерии и Ћивии, а также приобрела долю Shell в активах в  олумбии, ѕарагвае и ”ругвае, подписала предварительное соглашение о покупке в —Ўј нефтеперерабатывающего завода, приобрела 53 лицензии на разработку газовых месторождений в ћексиканском заливе. —тоит отметить, что Petrobras готова инвестировать в течение п€ти лет 11 млрд долл.

¬ конце 2008 г. Ѕразили€ сделала два важных за€влени€, которые повышают ее значимость в энергетической политике региона. ¬о-первых, в 2009 г. Ѕразили€ планирует покрыть свое внутреннее потребление за счет собственной добычи. ѕотребность Ѕразилии оцениваетс€ в 1,95 млн баррелей в сутки. ¬ 2008 г. в стране суточный объем производства достиг 1,8 млн баррелей, но предполагаетс€, что к концу 2009 г. этот показатель вырастет до 2,0 млн баррелей в сутки. Ѕразили€ вынашивает амбициозные планы: добывать к 2011 г. 3,4 млн баррелей в день. ¬о-вторых, в стране наблюдаетс€ впечатл€ющий рост добычи природного газа в св€зи с открытием крупнейшего в стране месторождени€ в бассейне —антос, запасы которого оцениваютс€ в 400 млрд м3.

ќсновными поставщиками сырой нефти в Ѕразилию €вл€ютс€ Ќигери€ и јлжир. Ѕразили€ пытаетс€ достичь торгового баланса с этими странами за счет подписани€ выгодных контрактов на поставку углеводородного сырь€ с тем, чтобы перенаправить растущие объемы нефти на экспорт и зафиксировать маржинальный доход.

 роме давних деловых отношений с африканскими странами Ѕразилию св€зывает очень тесное сотрудничество с Ѕоливией. ¬ этой стране Petrobras €вл€етс€ крупнейшей иностранной компанией, добывающей 43% всего боливийского газа, и планирует инвестировать до 2011 г. 1,5 млрд долл. Ѕразили€ также — крупнейший импортер боливийского газа с наиболее развитой системой газопроводов, соедин€ющих эти страны.

ќт президента ћоралеса ожидали рационального политического решени€ об укреплении сотрудничества со своим бразильским коллегой, принима€ во внимание политическую близость двух лидеров. “ем не менее, ћоралес решил национализировать газовые месторождени€ Petrobras и пересмотреть все контракты. Ќационализаци€ была проведена без предва≠рительного уведомлени€, с применением вооруженных сил.

¬ политике Ѕоливии по национализации нефтегазового сектора четко прослеживаетс€ вли€ние президента ¬енесуэлы „авеса. ¬енесуэльска€ национальна€ нефт€на€ компани€ PDVSA сразу же предложила свои кон≠сультационные услуги YPFB, котора€ в свою очередь потребовала от иностранных компаний пересмотра нефт€ных контрактов по той же схеме, что и ее венесуэльска€ коллега. „авес во врем€ своего очередного визита в Ѕоливию за€вил о намерении инвестировать 1,5 млрд долл. в боливийский энергетический сектор, хот€ не уточнил ни сроков, ни конкретных проектов. ƒаже если эта сумма будет материализована и Ѕоливи€ сможет укрепить свой энергетический баланс, это все равно не станет компенсацией тех 5 млрд долл. инвестиций, которые Petrobras, согласно бизнес-плану, намечала вложить в республику.

Ќесмотр€ на все противоречи€, актуальным остаетс€ реализаци€ двух совместных бразильско-венесуэльских проектов: разработка новых месторождений в ќриноко и строительство Ќѕ« в ѕернамбуко (Ѕразили€) стоимостью 2,5 млрд долл.22.

„или. Ёнергетический баланс „или очень чувствителен к политическим изменени€м в регионе. Ќачнем с того, что „или добывает менее 4% нефти и 20% газа от внутреннего потреблени€. Ёнергетические отношени€ „или с соседними странами характеризуютс€ наличием спорных ситуаций и даже пр€мых конфликтов.

¬ 1997 г. јргентина стала единственным поставщиком природного газа в „или, 77% ее экспорта направл€етс€ на этот рынок. — течением времени фиксированные низкие цены на газ в јргентине привели к противоречивым последстви€м: с одной стороны, стимулировали потребление, а с другой — снижали интерес инвестировать в разведку, добычу и транспорти≠ровку. ¬ этих услови€х правительству јргентины пришлось столкнутьс€ с дилеммой: ограничение внутреннего потреблени€ или снижение объемов экспорта в „или. јргентина выбрала второй вариант, объ€снив свое решение тем, что в ближайшие несколько лет страна уже не будет нетто-экспортером газа, поэтому она вынуждена сократить экспортные поставки в „или. ѕараллельно с этим решением Ѕуэнос-јйрес увеличил поставки газа в Ѕразилию.

“ем не менее, самые сложные отношени€ сложились у „или с Ѕоливией. ¬ первые годы текущего дес€тилети€ боливийское правительство рассматривало идею транспортировки сжиженного природного газа через один из чилийских портов дл€ поставок на рынки ћексики и —оединенных Ўтатов. — точки зрени€ экономической целесообразности данный проект был выгоден всем. ќднако ему не суждено было реализоватьс€ по политическим мотивам. Ёнергетическа€ политика ћоралеса в отношении „или ук≠ладывалась в лозунг: «Ќи метра газа до тех пор, пока у нас нет доступа к океану». ƒл€ „или это означало конец надежд на поставки из Ѕоливии. ќднако после того, как јргентина подписала контракты на импорт боливийского газа, „или получила возможность закупать излишки арген≠тинского газа.

„то касаетс€ возможностей поставок газа из ѕеру с месторождени€ Camisea, то данна€ перспектива представл€етс€ маловеро€тной с учетом текущих контрактных об€зательств ѕеру и невозможности увеличить добычу газа в том объеме, который был бы необходим „или.

¬ этих услови€х „или разработала политику, направленную на диверсификацию своей энергетической системы, в результате чего будут построены дополнительные энергетические мощности на юге страны. Ќедавно прин€тый закон, предусматривающий стимулирование строительства новых энергетических установок (Ley Corta II), породил планы строительства 26 новых энергоблоков на сумму 2,5 млрд долл. ѕравительство „или недавно объ€вило об открытии месторождений природного газа на юге страны. Ќесмотр€ на ограниченность доказанных запасов, чилийска€ государственна€ компани€ ENAP совместно с British Gas начала строительство завода по производству —ѕ√, что позволит „или частично сократить импорт аргентинского и боливийского газа23.

ѕарагвай и ”ругвай. ¬ середине 2008 г. президентами Ѕоливии, ”ругва€, ѕарагва€ и ¬енесуэлы был в очередной раз подн€т вопрос о строительстве газопровода прот€женностью 6 тыс. км, который начнетс€ в “арихе (Ѕоливи€), пройдет через ѕуэрто- асадо (ѕарагвай) и закончитс€ в ћонтевидео. ќбъ€вленна€ стоимость — 500 млн долл. — представл€етс€ заниженной, однако „авес за€вил о готовности софинансировать проект.

„то касаетс€ ”ругва€, то PDVSA и уругвайска€ государственна€ нефт€на€ компани€ ANCAP объ€вили о создании совместного предпри€ти€ по добыче т€желой и сверхт€желой нефти в по€се ќриноко, обеспечивающего поставки в ”ругвай на ближайшие 25 лет. Ёто означало бы расширение и модернизацию Ќѕ« La Teja, который может перерабатывать такие сорта нефти. ¬енесуэла предложила инвестировать в этот проект около 200 млн долл. ¬ результате ”ругвай получит 67% в будущих экспортных контрактах24.

»Ќ¬≈—“»÷»» —“–јЌ ё∆Ќќ√ќ  ќЌ”—ј ¬ Ќ≈‘“≈√ј«ќ¬”ё ќ“–ј—Ћ№ ¬≈Ќ≈—”ЁЋџ

√лавной проблемой региона €вл€етс€ очень малое количество разведанных месторождений легкой нефти. „то касаетс€ запасов т€желой нефти, то они достаточно велики, однако на рынке нефти наблюдаетс€ смещение потребительского спроса в пользу более легких сортов. Ётого требует необ≠ходимость изменений энергетической политики, в частности ¬енесуэлы, в пользу добычи сортов легкой нефти и строительства новых Ќѕ«, рассчи≠танных на переработку такой нефти. ќсновной задачей ¬енесуэлы €вл€етс€ диверсификаци€ своих экспортных поставок. ƒл€ решени€ этого достаточно сложного вопроса необходимо инвестировать огромные деньги в добычу и переработку. ¬енесуэла не в состо€нии самосто€тельно вынести такую финансовую нагрузку и поэтому вынуждена искать партнеров. ќднако именно это и представл€етс€ весьма проблематичным, учитыва€ политику государства, направленную на национализацию нефтегазовой отрасли. ¬ этих услови€х неудивительно, что PDVSA и венесуэльское правительство пытаютс€ создать совместные предпри€ти€ с государствен≠ными нефт€ными компани€ми в странах ёжного  онуса — Petrobras, ANCAP, Enarsa, ENAP по разведке, добыче и переработке на месторождени€х по€са ќриноко.

ƒругой задачей ¬енесуэлы стало привлечение инвестиций стран ёжной јмерики к развитию газовой отрасли путем реализации «ёжного га≠зопровода» и осуществлени€ планов газовой интеграции в регионе. ¬ 2005 г. президент ¬енесуэлы весьма активно поддержал идею строительства «ёжного газопровода» прот€женностью 9000 км, который начнетс€ в ѕу-эрто-ќрдас, на карибском побережье ¬енесуэлы, соединит Ѕразилию, ”ругвай и јргентину, пройдет через север „или, а затем Ѕоливию и ѕеру. ¬ случае успеха проекта «ёжный газопровод» стал бы вехой в энергетической интеграции ёжной јмерики. ќднако существуют технические, экономические и экологические проблемы, о которых стоит упом€нуть.

—ѕ√ €вл€етс€ наилучшим способом дл€ транспортировки газа на рассто€ни€ свыше 3000 км. —ледовательно, дл€ данного проекта необходимо сначала построить завод по производству —ѕ√, иначе транспортные расходы и конечна€ цена дл€ потребителей будут очень высокие.

ѕотребности стран ёжного конуса не оправдывают таких затрат. ¬ насто€щее врем€ дефицит природного газа в двух крупнейших странах-импортерах — в Ѕразилии и „или — не более чем на 55 млн м3 в сутки. ƒл€ удовлетворени€ такого спроса необходимо инвестировать 23 млрд долл., что делает проект экономически нецелесообразным. Ќо самым убедительным аргументом нежизнеспособности этого проекта €вл€ютс€ отмеченные выше обсто€тельства. Ѕразили€ утверждает, что она в скором времени сможет полностью обеспечивать внутренние потребности в газе, в то врем€ как јргентина приступила к осуществлению программы использовани€ €дерной энергии, котора€ могла бы значительно сократить ее потребности в природном газе.  роме того, дл€ удовлетворени€ внутренних потребностей будет увеличена добыча собственных месторождений. ¬се это привело к тому, что решение о начале реализации данного проекта заморожено до тех пор, пока все заинтересованные страны четко не определ€т контуры своей энергетической политики25.



ѕ–»ћ≈„јЌ»я

1 Agenda Nacional do Petroleo. Gas Natural e Biocombustiveis. — www.anp.gov.br

2 American Petroleum Institute. — www.api.org

3 Ibidem.

4 Ibidem.

5 British Petroleum. Statistical Review ofWorld Energy. — www.bp.com, 2008.

6 Ibidem.

7 Ibidem.

8 Business News America. Cambios en el mapa energetico: nacionalizaci6n boliviana conlleva
replanteamiento global. — www.bnamericas.com

9 Business News America. El resurgimiento de las petroleras estatales. —
www.bnamericas.com

10 M. F a 1 c o f f. The Chavez Revolution: A Historical and Hemispheric Perspective. —
www.demcoalition.org

11 Information and Latin American Analysis. — www.inlblatam.com

12 Th. F r i e d m a n. The First Law of Petropolitics. — www.forwignpolicy.com, June 2008.

13 Ibidem.

14 M. S c h i f t e r. In Search of Hugo Chavez. — www.foreignaffairs.com, June 2006.

15 D. E r i k s o n. Castro’s Chavez Strategy. — www.thedialogue.org, July 2008.

16 US Department of Energy. Monthly Energy Review. — www.energy.gov

17 Business News America. Visi6n 2020: Colombia. — www.bnamericas.com

18 Petroleo Ecuador. — www.petroecuador.com.ee

19 Petroleo Peru. — www.petroperu.com.pe

20 OPEC Bulletin. — www.opec.org, 2008

21 US Department of Energy. International Energy Outlook. — www.energy.gov, June 2008.

22 Petroleo Brasil. — www.Petrobras.com.br

23 Petroleo Chile. — www.enap.cl

24 OPEC. Annual Statistical Bulletin. — www.opec.org, 2008.

25 OPEC Review. Energy Economics and Related Issues. — www.opec.org

†ƒенис „оповой

јналитические записки†

  • ƒата публикации: 14.03.2013
  • 12447
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150