https://www.high-endrolex.com/35

¬ойна за јрктику и русский путь к миру

¬ойна за јрктику и русский путь к миру

—огласно прогнозам вли€тельного американского —овета по внешней политике (—ouncil on Foreign Relations), борьба за минеральные ресурсы јрктики способна привести в XXI веке к холодной войне нового типа, отличающейс€ от противосто€ни€ в бипол€рном мире XX века. ¬ последнее врем€ то на «ападе, то на ¬остоке различные политические силы все чаще поднимают вопрос о превращении —еверного морского пути, контроль над которым принадлежит –оссии, в транзитную магистраль под транснациональным управлением.

¬ ’’ веке арктические соседи –оссии из јмерики (—Ўј,  анада) и ≈вропы (ƒани€, Ќорвеги€) осваивали лишь побережье Ћедовитого океана. ќднако, как только вы€снилось, что јрктика – это насто€ща€ кладезь сырь€, драгоценностей и металлов, в борьбу за ее шельф стало вступать все больше и больше желающих, количество которых намного превосходит формат «арктической п€терки» и включает не только государства, но и транснациональные корпорации (“Ќ ).

–есурсы јрктики, действительно, впечатл€ют. “олько углеводородов она содержит около 25% мировых запасов. —огласно выкладкам геологов, почти четыре п€тых всех энергоносителей здесь составл€ет природный газ.  роме того, российска€ арктическа€ территори€ может содержать свыше 560 млрд. баррелей нефти, что почти в 2,5 раза больше, чем нефт€ные запасы —аудовской јравии! “акже в јрктике имеютс€ богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никел€, свинца, меди, титана, угл€… Ћьвина€ дол€ этих сокровищ находитс€ на российских шельфах. » ключ ко всем этим богатствам - —еверный морской путь.

—егодн€ в арктических запасах заинтересованы очень многие: американцы, норвежцы, финны, шведы, датчане, канадцы, исландцы и даже - €понцы и корейцы с китайцами! јзиаты, чьи страны, м€гко говор€, далеки от јрктики, ударными темпами стро€т современные ледоколы. Ќе дожида€сь, пока они сойдут со стапелей в 2013 году, китайцы уже энергично изучают пол€рную зону јрктики на приобретенном у ”краины ледоколе «—еверный дракон». ≈вропейцы и американцы тем временем, могут вт€нутьс€ в драку между собой и спровоцировать первый конфликт приарктических государств на границе между ƒанией и  анадой. »з-за крошечного островка ’анса, расположенного во льдах северо-западного прохода, соедин€ющего јтлантический и “ихий океаны, который они не могут поделить уже около тридцати лет.

—имволическа€ война флагов, которые европейские и заокеанские экспедиции поочередно водружали на острове, уже принимает опасные формы. ƒатчане сначала послали к острову патрульные арктические катера королевских ¬ћ— и выразили официальный протест против высадки на спорной территории министра обороны  анады. ј затем их правительство одобрило план создани€ в 2011–2014 гг. объединенного јрктического военного командовани€, развертывание военной базы на севере √ренландии и формирование јрктической группировки сил реагировани€.  анадцы, в свою очередь, провели армейские военные учени€ в северных прибрежных районах и объ€вили о создании арктических военно-морских сил, включающих 8 боевых кораблей «ледового класса». »х соседи тем временем разместили на јл€ске свыше 24 тыс. военнослужащих армии —Ўј…

јмериканцы могут претендовать на часть јрктики за счет јл€ски только формально, но не юридически, поскольку ¬ашингтон не присоединилс€ к конвенции ќќЌ по морскому праву 1982 года. ¬прочем, в любом случае, даже если бы дело дошло до раздела јрктики, —Ўј смогли бы претендовать лишь на сравнительно небольшой сектор. ƒл€ «единственной глобальной сверхдержавы» это слишком мало. ѕоэтому ¬ашингтон все чаще и чаще инициирует предложени€ об «интернационализации» арктических ресурсов и допуске к ним “Ќ  и крупных международных компаний. ¬роде знаменитой Shell, нацелившейс€ на разработку ресурсов јрктического шельфа, не озадачива€сь тем, что провоцируема€ ею опасна€ нефт€на€ лихорадка и возможный разлив нефти у берегов јл€ски разрушительно скажутс€ на экосистеме полуострова, а последстви€ аварии ликвидировать будет невозможно.

јктивисты международной экологической организации Greenpeace, приковавшие себ€ несколько дней назад к кранам на палубе ледокола компании Shell в знак протеста против бурени€ компанией пробных скважин в јрктике, не зр€ обращают внимание всего мира на: 1) непредсказуемость погодных условий, 2) низкие температуры и 3) удаленность от берега, которые многократно усложн€ют работы в очень короткий летний период и делают практически невозможной ликвидацию утечки.

—кандал с Greenpeace €рко демонстрирует, что международные компании, как и некоторые государства, преследуют в арктическом вопросе свои корпоративные либо узко национальные интересы. «ачастую - противоположные интересам мирового сообщества в целом и к тому же взаимно исключающие друг друга, так как никто не любит конкурентов. ’от€, впрочем, существует один вопрос, в котором охотники за арктическими сокровищами стали быстро находить общий €зык – это вопрос об «интернационализации» —еверного морского пути.

—и€ «интернационализаци€», так же как активность одержимых нефт€ной лихорадкой компаний и поиск возможности пересмотра статуса арктических проливов как внутренних вод –оссии, обусловлены, прежде всего, тиражируемой в —ћ» информацией о €кобы предсто€щем глобальном потеплении и, соответственно, высвобождении из-подо льда значительной части проходов, соедин€ющих Ћедовитый океан с “ихим и јтлантическим.

»нтересно, что, по данным ‘едерального агентства морского и речного транспорта ћинтранса –оссии (совпадающим с прогнозами специалистов јрктического и јнтарктического института), к 2025 году в јрктике ожидаетс€ не повышение температуры воздуха, а понижение! ѕричем как минимум на полградуса. —ледствием этого может стать не та€ние, а увеличение лед€ных покровов арктических морей на 1,2-1,6 миллиона квадратных километров (территори€ примерно трЄх ‘ранций). Ёти прогнозы в целом соответствуют и тенденции крупномасштабных колебаний климата «емли, наход€щейс€ в насто€щее врем€ на так называемом четвертом тепловом пике, после которого неизбежно начнетс€ естественное похолодание.

ќднако даже это не охлаждает пыл некоторых государств, пытающихс€ использовать дл€ давлени€ на –оссию политические, правовые и информационные рычаги. ‘инансируемые ими экологические и этнические организации лоббируют обсуждение в структурах ќќЌ и ≈— тематику «попрани€» российским бизнесом (прежде всего нефтегазовым, лесозаготовочным и транспортным) прав «не имеющих своей государственности малочисленных народов —евера». ќдновременно западные —ћ» пытаютс€ представить –оссию страной, не способной с экологической точки зрени€ безопасно осваивать јрктику и контролировать ее территорию и морские пути.

ћежду тем дл€ –оссии про€вление слабости в данном вопросе, а тем более потер€ контрол€ над јрктическими водами опасны и недопустимы. ¬о-первых, из-за имеющихс€ на шельфе огромных природных богатств. ¬о-вторых, из-за стратегической позиции. Ћедовитый океан – место, откуда можно запускать крылатые ракеты по –оссии и одновременно перехватывать ее стратегические ракеты.

¬ том числе и поэтому в свое врем€ —оветский —оюз, буквально в первые же мес€цы с момента своего образовани€ (1922-1923), начал бурное освоение јрктики с успешно проведенных экспедиций, подготовивших почву дл€ сквозных рейсов по —еверному морскому пути, а затем год за годом создавал его как единую и надежную транспортную коммуникацию с развитой инфраструктурой.

¬ложени€ в —еверный морской путь многократно окупали и оправдывали себ€. ¬ том числе и в годы ¬еликой ќтечественной войны, когда по нему с востока на запад было проведено 130 конвоев. »менно поэтому после войны там по€вились советские атомоходы-ледоколы, атомные подводные лодки, научно-исследовательские базы, промышленные объекты, сильное судоходство и стратегический —еверный флот.

«атем в результате горбачЄвской «перестройки» бюджетное финансирование —еверного морского пути сократилось в 12 раз. —ократилс€ объем перевозок. —тали уезжать люди… ќсознава€ имеющиес€ трудности, –осси€ неоднократно предлагала странам «арктической п€терки» более тесное сплочение на базе их естественно-географических преимуществ посредством более активного инвестировани€ в развитие этой важнейшей артерии јрктики (в подобном ключе проблема —еверного морского пути обсуждалась, например, в но€бре 1999 года в ќсло на межгосударственной конференции).

Ќа заседании —овета Ѕаренцева мор€/≈вро-јрктического региона, состо€вшемс€ в Ќорвегии, российска€ сторона выдвинула концепцию транспортного коридора "¬осток - «апад", превращающего —еверный морской путь в международную магистраль, котора€ конкурентоспособнее трасс южных широт. Ётот проект, безусловно, выгоден всем потенциальным сторонам-участницам, и тому есть целый р€д причин.

ѕерва€ – масштабность. —еверный морской путь при определенных инвестици€х в его инфраструктуру способен соединить экономические полюса планеты в «ападной ≈вропе, —еверной јмерике и ёго-¬осточной јзии.

¬тора€ – безопасность. ёжным трассам угрожают не только шторма, но и знаменитые сомалийские пираты, берущие в заложники суда и сухогрузы. ј –усский —евер гарантирует безопасность транспортных потоков от потенциальных террористов, в том числе и своими высокими широтами.

“реть€ – ставки за использование водной магистрали. »нтересно, что как только актуализировалась тема —еверного морского пути, директор администрации —уэцкого канала јбель »брагим за€вил о готовности их существенно снизить, только не сказал как – ведь, например, стоимость ставок страховани€ судов, идущих через —уэцкий канал, возросли в 10 раз не по его прихоти, а из-за пиратов.

„етверта€ – выигрыш во времени. ќт ћурманска до Ўанха€ через —уэцкий канал можно пройти за 42 дн€, по —еверному морскому пути – за 22.

ѕ€та€ – выигрыш в рассто€нии. —еверный морской путь – это кратчайший водный путь вдоль морей Ћедовитого океана между ƒальним ¬остоком и ≈вропой. —еверный путь от Ўанха€ до √амбурга короче южного примерно на 6.400 км.

Ўеста€ – экономи€ топлива. Ѕлагодар€ сокращению рассто€ни€ расходы на топливо уменьшаютс€ довольно существенно.

—едьма€ – русские порты. ћурманск €вл€етс€ «воротами в јрктику», а ѕетропавловск- амчатский, имеющий удобную незамерзающую бухту и круглогодичную навигацию, занимает очень выгодное географическое положение, позвол€ющее ему стать крупным транспортным узлом —еверного морского пути между ≈вропейским и јзиатско-“ихоокеанским регионами.

¬осьма€ – русские ледоколы. ќжидаемое глобальное потепление и та€ние арктических льдов может оказатьс€ пропагандистским блефом и «уткой», а –осси€ все еще обладает лучшим в мире ледокольным флотом.

Ќиколай ћалишевский

‘онд —тратегической  ультуры

  • ƒата публикации: 10.05.2012
  • 868
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150