ООО «Изоком»: «Мы стараемся находить что-то уникальное – то, что не производится в Беларуси»
24.04.2018
Ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС существенно изменит энергетический баланс страны. Развитие атомной генерации позволяет отказаться от импорта электроэнергии, уменьшить поставки из-за рубежа природного газа и выбросы в окружающую среду. Генеральным подрядчиком сооружения выступает группа компаний ASE (инжиниринговый дивизион госкорпорации "Росатом"), станция строится на условиях полной ответственности генподрядчика под ключ. Что уже сделано на площадке в Островце, в чем преимущества российского проекта, когда привезут ядерное топливо и атомная электростанция даст первое электричество, в интервью БЕЛТА рассказал вице-президент по сооружению Белорусской АЭС группы компаний ASE Виталий Медяков.
- Как идет строительство Белорусской АЭС? Что сделано в 2017 году?
- Белорусская АЭС сооружается по российскому проекту с водо-водяным реактором ВВЭР-1200 поколения 3+, состоящая из двух энергоблоков суммарной мощностью 2400 МВт. Запланировано, что пуск первого энергоблока состоится в 2019 году, второго - в 2020-м. Главная особенность проекта - комбинированное использование активных и пассивных систем безопасности, заметно снижающее влияние человеческого фактора.
Строительство станции осуществляется открыто, транспарентно. Проект соответствует самым строгим международным нормам и рекомендациям по безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), природоохранного и санитарно-гигиенического законодательства.
Сооружение ведется поточным методом, т.е два блока строятся одновременно. Строительно-монтажные работы идут на 125 из 133 объектах и сооружениях первого и второго энергоблоков БелАЭС, а также на вспомогательных объектах станции.
Сейчас строительство АЭС полностью перешло в стадию выполнения основных технологических работ. В 2017 году на первом энергоблоке блоке было два ключевых события. Так, 21 августа была завершена сварка главного циркуляционного трубопровода. Он соединяет основное оборудование первого контура: реактор, парогенераторы и главные циркуляционные насосы. А в начале месяца, 8 декабря, стартовало уже следующее ключевое событие - этап пролива активных и пассивных систем безопасности на открытый реактор. Это одна из важнейших технологических операций, открывающая этап испытаний и опробования систем и оборудования первого контура реакторной установки энергоблока. По сути, мы начали подготовку к этапу гидравлических испытаний и циркуляционной промывке первого контура реакторной установки энергоблока.
Важно отметить, что 1 декабря на площадку Белорусской АЭС был доставлен транспортный шлюз здания реактора. Это одна из самых тяжеловесных конструкций блока (общий вес 230 т). Транспортный шлюз представляет собой 9-метровую цилиндрическую камеру диаметром свыше 8 м, которая герметично закрывается с двух сторон. Во время эксплуатации энергоблока транспортный шлюз является локализующим элементом герметичного ограждения и предназначен для транспортировки контейнеров с отработанным ядерным топливом, чехлов со свежим топливом, транспортно-технологического оборудования, необходимого для эксплуатации и обслуживания реакторной установки.
Если говорить о статусе строительных работ на первом энергоблоке в 2017 году, то уже завершено бетонирование купольной части наружной защитной оболочки до отметки 68,15 м, установлены в проектное положение гидроемкости системы аварийного охлаждения активной зоны. На втором энергоблоке станции установлен в проектное положение корпус реактора. Это одно из ключевых событий на этапе сооружения энергоблока и отправная точка для начала монтажа основного оборудования первого контура. В строительной части в 2017 году на втором энергоблоке было выполнено бетонирование купольной части внутренней защитной оболочки до отметки 56,365 м, завершено бетонирование наружной оболочки до отметки 49,1 м, выполнена автономная наладка и сдача в эксплуатацию полярного крана.
Хотел бы также рассказать о формате взаимодействия с заказчиком в рамках реализации проекта Белорусской АЭС. Его участники (АО ИК "АСЭ", белорусское представительство АО ИК "АСЭ", АО "Атомпроект", АО "Атомтехэнерго", РУП "Белорусская атомная станция", подрядчики строительно-монтажных работ) работают в едином информационном пространстве. Оно представляет собой систему технического электронного документооборота, в котором ведется согласование рабочей и проектной, пусконаладочной и эксплуатационной документации, а также особо сложных проектов производства работ, технических решений, рабочих изменений и пр. Фактически это единая живая система, которая содержит почти всю информацию о сооружаемой АЭС.
Особо подчеркну, что данная система документооборота включает инновационный механизм работы с несоответствиями, выявляемыми при предварительном согласовании рабочей документации, который позволяет в любой момент получить полную картину по отклонениям (типы, частота, и т.д.) и скорости их устранения.
- Какое значение проект Белорусской АЭС имеет для инжинирингового дивизиона Росатома?
- Как я уже и говорил, Белорусская АЭС сооружается по российскому проекту с водо-водяным реактором ВВЭР-1200 поколения 3+, это самый прогрессивный и безопасный из существующих в настоящее время.
Никто кроме Росатома не имеет работающего блока этого поколения, с самыми современными постфукусимскими системами безопасности. Первый блок поколения 3+ пущен на Нововоронежской АЭС-2. А в нынешнем году состоялся физический пуск еще одного проекта 3+ - первого блока Ленинградской АЭС-2. Мы предлагаем нашим заказчикам проверенные референтные технологии, которые уже успешно работают и которые можно в прямом смысле слова потрогать руками.
Хочу отметить, что в 2017 году новый российский энергоблок НВАЭС-2 назван в числе трех лучших атомных установок мира по версии влиятельного международного издания Power (США).
Для инжинирингового дивизиона "Росатома" проект Белорусской АЭС является важным с точки зрения референтности для целого ряда международных проектов. В частности, в Египте, Венгрии и Финляндии.
- Что подтверждает безопасность проекта?
- В первую очередь это сочетание пассивных и активных систем безопасности, что позволяет в некоторых случаях переводить блок в безопасное состояние без участия человека. Увеличение числа систем безопасности, двойная защитная оболочка - все это является серьезными преимуществами. Примененные в проекте инновационные подходы позволяют говорить, что блок является более безопасным по сравнению с реакторами, которые сооружались ранее.
Что касается постфукусимских требований, то они учтены в проекте Белорусской АЭС в полном объеме. Уже изначально на проектной стадии внесены дополнительные элементы защиты, которые могут быть использованы в случае наступления событий, аналогичных фукусимским. Речь идет об установке дополнительных резервных дизель-генераторов, усовершенствованных контрольно-измерительных системах и т.д.
Для обеспечения безопасности высокие требования предъявляется и при сооружении блоков. И заказчик, и генеральный подрядчик контролируют работу подрядных организаций. Это тоже достаточно сложный процесс, который интегрирует все осуществляемые работы и их приемку. Физическая безопасность на площадке подразумевает, что вся территория станции находится под усиленной охраной и доступ посторонних лиц исключен, вероятность постороннего вмешательства сведена к минимуму.
- Можно ли говорить о том, что основное оборудование уже доставлено в Островец?
- Для первого энергоблока все основное тяжеловесное оборудование уже поставлено, оно находится на площадке. После проведения проливных операций начнется сборка реактора и подготовка к последующим операциям.
На блок №2 оборудование еще продолжает поступать, буквально недавно приехали два последних парогенератора.
- Когда ожидается поставка ядерного топлива и что нужно для этого подготовить?
- В соответствии с контрактными обязательствами поставка топлива намечена на конец 2018 года. Для этого еще предстоит выполнить большой объем работы. Заказчик, т.е. Белорусская АЭС, должен получить лицензию на эксплуатацию, соответственно, возможность работать с ядерным топливом. Должны быть реализованы меры физической защиты, чтобы топливо могло безопасно быть доставлено на станцию и здесь храниться.
- Позволяет ли сегодняшний темп работ запустить блок через два года, т.е. в конце 2019-го? Наверняка подготовка к запуску подразумевает, что в 2018 году нужно выполнить большой объем работ.
- Я бы сказал по-другому: на конец 2019 года запланирована уже сдача блока в эксплуатацию. Пусковые работы начинаются с загрузки топлива - это начало 2019-го. И буквально по весне блок должен быть включен в сеть и начать вырабатывать электроэнергию. Поэтому объем работ на 2018 год запланирован очень большой. Для выполнения поставленных задач будет увеличено количество подрядчиков, на пике строительно-монтажных работ здесь будут работать до 9 тыс. человек. Мы идем в графике. Пуск первого энергоблока, намеченный на 2019 год, остается в силе.
Ближайшая веха - проведение гидроиспытаний и циркуляционной промывки на первом энергоблоке. В ходе промывки на параметрах, идентичных рабочим, будет проверено качество монтажа реактора и технологических трубопроводов. После установки внутрикорпусных устройств и загрузки имитаторов тепловыделяющих сборок (ТВС), которые будут установлены в реактор после проведения циркуляционной промывки, начнется следующий этап - холодно-горячей обкатки первого и второго контуров реакторной установки. На этом этапе испытываются все технологические системы и оборудование на проектных параметрах, т.е. будет опробовано оборудование, проведены необходимые испытания, пуско-наладочные работы. После этого блок будет остановлен на ревизию, и имитационная зона будет заменена на рабочие ТВС (всего в реактор будет загружено 163 ТВС). После загрузки топлива осуществляется выход на минимальную контролируемую мощность реакторной установки. Затем будет несколько этапов освоения мощности. При наборе мощности в 30% подготавливается к толчку турбинная установка, затем идет включение в сеть. Весь описанный мной промежуток занимает около 10 месяцев. А дальше набор мощности до 100%, проводятся необходимые испытания и подтверждается, что все оборудование работает нормально. Затем блок сдается в промышленную эксплуатацию.
- Будет ли Белорусская АЭС в полном объеме обеспечена кадрами, чтобы выполнить эти ответственные операции?
- Все эти операции на любой атомной электростанции выполняются только совместно с эксплуатационными службами. Подготовка специалистов для эксплуатации АЭС закреплена за нашей организацией, т.е. мы организовываем обучение специалистов, привлекаем сюда при необходимости представителей Нововоронежского учебно-тренировочного центра и других организаций, которые занимаются с персоналом на других станциях. Здесь работаем с заказчиком в плотном контакте.
Практически весь персонал Белорусской АЭС (больше 1,5 тыс. человек) пройдет через свой учебно-тренировочный центр и получит удостоверение квалификации.
- Продолжит ли УТЦ работать после запуска станции?
- Учебно-тренировочный центр Белорусской АЭС останется работать. Это нормальная практика, реализованная на российских станциях, когда смена выводится на тренажер, и для них предусмотрены тренировки на аварийных режимах, чтобы не терялись навыки.
- Виталий Николаевич, вы являетесь вице-президентом по проекту Белорусской АЭС уже больше года, а до этого занимали должность вице-президента по проектам в России. Какие ваши личные впечатления от работы над белорусским проектом?
- Впечатления хорошие, интересна работа с новым заказчиком. Хоть мы и разговариваем на одном языке, Белорусская АЭС уже считается иностранным заказчиком. Эту работу я рассматриваю, как новый интересный и хороший опыт, который пригодится в будущем.
Тема дня 22.12.2024
Новости компаний 21.12.2024
Новости компаний 18.12.2024
Новости компаний 11.12.2024
Новости компаний 28.11.2024