ќбщий рынок газа станет шагом к созданию равных условий хоз€йствовани€ в ≈јЁ—

ќбщий рынок газа станет шагом к созданию равных условий хоз€йствовани€ в ≈јЁ—

¬ Ѕеларуси за последние шесть лет себестоимость электроэнергии сократилась почти в 1,5 раза, что привело к уменьшению тарифов дл€ реального сектора экономики. Ёто стало возможным благодар€ проделанной работе по снижению затрат и прин€тым мерам по уменьшению цены импортируемого газа. —редний тариф на электроэнергию дл€ промышленных потребителей в 2017 году снизилс€ до 10,79 цента за киловатт-час. —ейчас белорусска€ энергосистема готовитс€ к работе в новых услови€х - адаптацию обеспечит закон "ќб электроэнергетике", который вступит в силу в 2019 году. –еализаци€ собственной €дерной энергетической программы и перспективы единых энергорынков в ≈вразийском экономическом союзе позвол€ют говорить о том, что снижение тарифов продолжитс€. ќ новой энергетической картине с учетом развити€ ¬»Ё, строительства јЁ— и общих рынков в ≈вразийском экономическом союзе рассказал министр энергетики ¬ладимир ѕотупчик.

- ћинистерство энергетики анонсировало новые подходы к развитию возобновл€емых источников энергии. ѕочему возникла така€ необходимость?

- ¬ Ѕеларуси созданы беспрецедентные услови€ дл€ использовани€ возобновл€емых источников энергии (¬»Ё). ќднако их внедрение должно быть не в ущерб сложившейс€ и стабильно работающей белорусской энергосистеме.   2020 году установленна€ мощность энергоисточников, использующих ¬»Ё, приблизитс€ к 950 ћ¬т, что сопоставимо с мощностью самого крупного энергоблока в стране - энергоблока Ѕелорусской јЁ— (1200 ћ¬т). “акое интенсивное развитие данного вида генерации обусловлено его инвестиционной привлекательностью за счет малого срока окупаемости проектов и высоких тарифов гарантированной покупки электроэнергии.

«атраты на приобретение энергии, производимой из ¬»Ё, согласно законодательству, включаютс€ государственными энергоснабжающими организаци€ми в себестоимость отпускаемой ими электроэнергии и, соответственно, учитываютс€ при установлении тарифов дл€ потребителей республики. —егодн€ средневзвешенный тариф, по которому наши энергоснабжающие организации покупают эту электроэнергию, составл€ет около 22 центов за киловатт-час. ѕри этом наши затраты на отпуск электроэнергии составл€ют пор€дка 7 центов, и это уже включа€ затраты на генерацию, передачу, перераспределение и сбыт. ÷ифры можете сравнить сами. ѕоэтому нужно вернутьс€ к действующей нормативной базе и привести ее в пор€док. —амое главное дл€ нас - найти баланс интересов всех игроков на рынке, все должны быть в равных услови€х.

— учетом строительства Ѕелорусской јЁ— ћинэнерго в насто€щее врем€ разрабатывает нормативные правовые акты, прин€тие которых позволит сбалансировать развитие всех видов генерации электрической энергии в услови€х рынка, и, соответственно, снизить тарифы на энергию дл€ конечного потребител€. “акие подходы будут отражены и в новом законе "ќб электроэнергетике".

-  ак будет пересматриватьс€ тарифна€ политика после запуска ЅелјЁ—? ”читываетс€ ли при просчете будущих тарифов тот факт, что Ѕеларуси необходимо будет рассчитыватьс€ по кредиту на строительство јЁ—? ќправдано ли увеличение числа дифференцированных тарифов на электроэнергию?

- Ќам очень важно сбалансировать де€тельность наших энерго- и газоснабжающих организаций. — одной стороны, надо обеспечить приемлемые тарифы дл€ населени€, с другой - конкурентоспособные тарифы дл€ экономики в услови€ перекрестного субсидировани€ и сегодн€шних цен на газ. ћы должны последовательно двигатьс€ по пути снижени€ тарифов дл€ реального сектора экономики, и этот процесс не будет останавливатьс€ ни в 2018-м, ни в 2019-м.

ќсновные направлени€ совершенствовани€ тарифной политики дл€ потребителей реального сектора экономики определены комплексным планом развити€ электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода Ѕелорусской атомной электростанции.

¬ частности, предусматриваетс€ оптимизаци€ тарифов на электроэнергию дл€ нужд отоплени€ и гор€чего водоснабжени€, оптимизаци€ тарифов на электроэнергию дл€ потребителей, которые рассчитываютс€ за электроэнергию по тарифам, дифференцированным по времени. “акже предполагаетс€ расширение перечн€ категорий таких потребителей.

ѕредложени€ по реализации некоторых мер касательно тарифов направлены ћинистерством энергетики на рассмотрение в ћинистерство антимонопольного регулировани€ и торговли в рамках разработки проекта концепции прогноза социально-экономического развити€ на 2018 год и основных макроэкономических параметров до 2020 года.

¬ 2018 году планируетс€ снизить тарифы дл€ промышленных потребителей экономики на 0,6 цента за киловатт-час.

- Ќа строительную площадку в ќстровце прибыл корпус реактора дл€ второго энергоблока. —оответствует ли корпус реактора всем техническим требовани€м, учитыва€, что изначально он предназначалс€ дл€ Ѕалтийской јЁ—?

- ƒействительно, корпус реактора, примен€емый дл€ второго энергоблока Ѕелорусской јЁ—, был изготовлен дл€ энергоблока є2 Ѕалтийской јЁ— в ѕјќ "»жорские заводы".

ѕоскольку в Ѕеларуси реализуетс€ российский проект ¬¬Ё–-1200, аналогичный проекту Ѕалтийской јЁ— в  алининградской области, технические требовани€ к оборудованию реакторной установки, в том числе к корпусу реактора, одинаковы.

 орпус реактора перед отправкой прошел все необходимые проверки контрол€ качества изготовлени€ на заводе.

»зделие уже доставлено на строительную площадку ЅелјЁ—, в соответствии с регламентом организован входной контроль.

 - Ќа каком этапе анализ итогов стресс-тестов на Ѕелорусской јЁ—?

- Ѕелорусска€ јЁ— в 2016 году провела анализ безопасности при экстремальных внешних воздействи€х на станции. —тресс-тесты проводились по европейской методике с учетом рекомендаций, основанных на разработанных ≈врокомиссией и ≈вропейской группой регул€торов €дерной безопасности спецификаци€х.

ѕодготовленный по итогам стресс-тестов отчет был направлен регулирующему органу (√осатомнадзору), который организовал проведение экспертизы данного отчета в ќбъединенном институте энергетических и €дерных исследований - —осны ЌјЌ Ѕеларуси, а также подготовку соответствующего национального доклада, который будет передан ≈врокомиссии дл€ проведени€ его экспертной оценки европейскими регул€торами. ≈врокомисси€ сможет ознакомитьс€ с результатами стресс-тестов и убедитьс€, что Ѕелорусска€ јЁ— - очень надежный объект, безопасность при его эксплуатации гарантирована.

ћы проводим открытую информационную политику и удел€ем значительное внимание оперативной работе с населением страны и мировым сообществом. ƒл€ нас очень важной €вл€етс€ объективна€ информаци€ и профессиональный подход к освещению де€тельности в сфере энергетики, в том числе национальной €дерно-энергетической программы. ћы всегда открыты дл€ —ћ», и проведение пресс-туров на действующие и вводимые объекты энергетики, площадку строительства атомной электростанции дл€ нас €вл€етс€ системной работой. Ѕольшой пресс-тур на јЁ— прошел во врем€ Ѕелорусского энергетического и экологического форума, в нем участвовали более 30 журналистов из информационных агентств, радио, печатных и онлайн —ћ» «ападной, ÷ентральной и ¬осточной ≈вропы (Ѕельги€, Ѕангладеш, ¬енгри€, Ћитва, ѕольша, „ехи€, ‘ранци€). “олько в этом году ЅелјЁ— посетили более 200 журналистов белорусских и зарубежных —ћ».  роме посещени€ площадки јЁ— дл€ представителей Bloomberg News, Financial Times, The European Times были организованы интервью с руководством ћинистерства энергетики. —овсем недавно состо€лс€ пресс-тур дл€ журналистов из Ћатвии.

- √отова ли Ѕеларусь участвовать в энергетических проектах за рубежом?

- ƒл€ мен€ очень важно, чтобы накопленные в энергосистеме компетенции не ушли в песок. —егодн€ мы не только занимаемс€ производством, передачей, распределением и сбытом энергии, но и можем оказывать весь комплекс услуг - от проектировани€ до строительства энергообъектов. ћасштабна€ модернизаци€ белорусской энергосистемы была проведена в основном силами белорусских специалистов. јктивна€ фаза этой работы завершена, в дальнейшем наши усили€ будут направлены на развитие сетевого хоз€йства, чтобы и туда пришли самые современные технологии. –азвитие сетевого хоз€йства нужно не столько ради повышени€ эффективности (хот€ и там есть резервы дл€ сокращени€ затрат), сколько дл€ повышени€ надежности электро-, тепло- и газоснабжени€ наших потребителей.

—ейчас мы активно ведем переговоры с компанией Siemens, чтобы объединить усили€ дл€ выхода на рынки третьих стран в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе в —удане. ƒумаю, есть все предпосылки дл€ нашего выхода на суданский рынок, мы не претендуем на какие-то особые услови€ и готовы участвовать в тендерных закупках.

“акие предложени€ к нам поступали и от китайской стороны, и мы открыты к диалогу.

-  ак идет подготовка к функционированию единого газового рынка с 2025 года?

- Ѕазовые принципы функционировани€ общего рынка газа ≈вразийского экономического союза (ќ–√) будут отражены в программе формировани€ ќ–√.

ѕроект программы формировани€ ќ–√ находитс€ в высокой степени готовности. ƒокументом определены основные цели, задачи, принципы, этапы формировани€ рынка, его функциональна€ структура, основы взаимодействи€ субъектов рынка, а также уполномоченных государственных органов сторон по формированию и обеспечению его функционировани€. ¬ проекте программы государства - члены союза предусмотрели р€д базовых принципов, позвол€ющих создать равные услови€ хоз€йствовани€ дл€ всех участников формируемого общего рынка газа.

ќ–√ формируетс€ дл€ повышени€ энергетической безопасности государств-членов, повышени€ надежности, доступности и качества газоснабжени€ потребителей газа на территори€х государств-членов, повышени€ экономической эффективности использовани€ газотранспортных систем. Ёто неотъемлема€ часть экономической интеграции в рамках ≈јЁ—.

- Ѕеларусь выступает за ускоренное формирование общих энергетических рынков в ≈вразийском экономическом союзе.  ак изменитс€ механизм взаимодействи€ стран - членов ≈јЁ— в сфере энергетики и какой социально-экономический эффект даст создание единых рынков?

- ƒействительно, с учетом высокой зависимости рынка электроэнергии от рынка газа есть необходимость приложить совместные усили€ дл€ синхронизации сроков формировани€ общего рынка газа и общего электроэнергетического рынка.

—оздание конкурентоспособного открытого электроэнергетического рынка невозможно без создани€ общего рынка первичных энергоносителей. ћинэнерго отстаивало подходы по синхронизации процесса создани€ общих электроэнергетических и газовых рынков в ходе всего переговорного процесса по подготовке проекта ƒоговора о ≈јЁ—. Ќаше особое мнение по этому вопросу, в соответствии с которым республика готова запускать общий электроэнергетический рынок после создани€ равных условий дл€ субъектов хоз€йствовани€ электроэнергетики, закреплено в  онцепции формировани€ общего электроэнергетического рынка ≈јЁ—, утвержденной главами государств. ѕолномасштабна€ работа общего электроэнергетического рынка на конкурентных началах предусматриваетс€ после создани€ общего рынка газа.

 онцепци€ единых рынков углеводородов и электроэнергии подразумевает доступ участников внутренних рынков к закупкам газа и электроэнергии, а также недискриминационный доступ к соответствующим транспортным инфраструктурам.  упл€-продажа углеводородов и электроэнергии будет осуществл€тьс€ на конкурсной основе внутри ≈јЁ—. Ёто означает, что энергетическа€ компани€ страны - участницы ≈јЁ— сможет выбирать поставщика конкретного типа энергоносителей исход€ из предлагаемых им условий: цены, объемов, стоимости транспортировки и т.д.

- Ѕудет ли предусмотрена возможность оплаты газа в национальных валютах государств ≈јЁ—?

- ѕрограммой формировани€ общего рынка газа ≈вразийского экономического союза предусмотрена покупка газа на национальных биржах с его оплатой в национальных валютах.

- Ѕеларусь и –осси€ обсуждают формулу цены на газ с 2020 года. ¬ чем заключаетс€ позици€ белорусской стороны?

- ¬ соответствии с договоренност€ми подходы по формированию цены на газ на 2020-2024 годы будут определены до 1 июл€ 2019 года. ќни будут сформированы на основании разработанных белорусской и российской сторонами до 1 €нвар€ 2018 года предложений по программе формировани€ общего рынка газа ≈вразийского экономического союза. Ќапомню, его полноценна€ работа предусмотрена к 1 €нвар€ 2025 года.

ѕереговорный процесс с российской стороной продолжаетс€.

- ƒл€ работы в услови€х общих рынков в ≈јЁ— Ѕеларуси предстоит провести масштабную реформу электроэнергетической сферы.  акие преобразовани€ нужны в первую очередь?

- Ѕеларусь вз€ла на себ€ об€зательства в рамках создани€ общего электроэнергетического рынка в ≈јЁ— синхронизировать все подходы в энергетике и сделать работу, которую наши партнеры по союзу провели гораздо раньше. –ечь идет о разделении производства электроэнергии на конкурентные и монопольные виды де€тельности, создании соответствующих структур оптового и розничного рынка и в целом новой системы управлени€ энергетической отраслью страны.

—осто€ща€ сегодн€ из вертикально-интегрированной компании √ѕќ "Ѕелэнерго" и не вход€щих в ее состав локальных энергоисточников электроэнергетическа€ сфера трансформируетс€ в двухуровневый электроэнергетический рынок (оптовый и розничный). Ќа нем будут работать субъекты электроэнергетики - производители электрической энергии, системно-сетевой оператор, управл€юща€ организаци€ с функци€ми оператора оптового и розничного электроэнергетических рынков, энергоснабжающие организации. –азделение субъектов позвол€ет создать прозрачные услови€ дл€ развити€ конкуренции среди производителей и последовательно двигатьс€ в вопросе совершенствовани€ отношений в области электроэнергетики.

¬с€ эта работа будет проводитьс€ в рамках закона "ќб электроэнергетике". ѕроект закона подготовлен, состо€лось его общественное обсуждение, в насто€щее врем€ он находитс€ на рассмотрении в —овете ћинистров.

ѕри подготовке законопроекта использовались наиболее прогрессивные подходы мировой практики к формированию отношений в электроэнергетике, учтены основные направлени€ социально-экономического развити€ Ѕеларуси, в том числе в части создани€ условий дл€ перехода на самоокупаемость каждого вида экономической де€тельности, уход от перекрестного субсидировани€, привлечени€ инвестиций в строительство энергоисточников, развити€ конкуренции между производител€ми электроэнергии, повышени€ энергетической безопасности.

  • »сточник: belta.by
  • ƒата публикации: 30.11.2017 11:18
  • 1952
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150