
«На первое по значимости место я все же поставил бы подготовку кадров»
20.04.2011
В начале 90-х годов после распада СССР пострадала и единая союзнаясистема подготовкикадровэнергетики. Ведущие образовательныецентры оказались за пределами Беларуси. В республике же возникобразовательный вакуум… Для решения вопроса подготовки руководителей и специалистов эксклюзивных специальностей в Беларуси было решено создать новый отраслевой учебныйцентр. О работе этого центра рассказывает его руководитель Николай Георгиевич Хартанович.
– Мы учли существующий в белорусской столице образовательный уровень – обилие институтов базовой подготовки специалистов по всемпрофилям и насыщенность рынка по последипломному обучению – и решили,прежде всего, уйти от дублирования образовательных услуг, – говорит Н. Г. Хартанович.– В настоящее время учреждение образования «Государственный учебный центрподготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров энергетики» (ИНПО-Энерго) имеет весь необходимый пакет законодательных документов для осуществления образовательной деятельности: статус учреждения образования с перерегистрацией решением Администрации Московского района;лицензию Минобразования РБ; сертификат аккредитации Минобразования РБ.
Таким образом, ИНПО-Энерго является единственным образовательным учреждением в системе ГПО «Белэнерго», проводящим повышение квалификации руководителей и специалистов в полном соответствии с законодательством Республики Беларусь, включая и выдачу образовательныхдокументов государственного образца.
– Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности ИНПО-Энерго. Какорганизован учебный процесс?
– Основными направлениями работыцентра являются методическое обеспечениеи организациясобственно учебного процесса; разработка, развитие и реализация напрактике новых образовательных технологий; проведение научно-технологическихразработок, реализующих творческий потенциал нашего коллектива.
Организация и проведение учебногопроцесса – основная функция ИНПО-Энерго. Годовые планы работы формируются совместно с РУП-облэнерго, согласовываются с руководителями структурныхподразделений и утверждаются руководством ГПО «Белэнерго».
Процесс подготовки персонала центра – это не просто одно-, двухнедельное обучение групп специалистов. Каждая из групп – это отдельные, не повторяющиеся образовательные проекты, с программами подготовки, выполненными «под заказ». В качестве лекторов ежегоднопривлекаются около 200 человек из числа ведущих ученых и специалистов республики и зарубежья. Практикуется совместное обучение с Госпромнадзором, Инспекцией труда, Минстройархитектуры и другими организациями с вручениематтестационныхдокументов, без которыхневозможен допуск к выполнению определенного перечня работ.
Для сокращения валютных затрат наобучение наших специалистов за рубежомпо заказам РУП-облэнерго реализуютсяобразовательные проекты по подготовкеспециалистов для эксплуатации импортного оборудования. Мы привлекаем зарубежных разработчиков и производителей в ИНПО-Энерго с доставкой демонстрационных комплексов и натурных образцов. Данная форма обучения помимо исключения валютных затрат РУП-облэнерго позволяет снизить стоимость в рублях в 2-3 раза. За последнюю пятилетку среднегодовой показатель соотношения прошедших обучение в расчете на одного штатного работника ИНПО-Энерго составляет до 110 человек. При этом в 2010 году выручка на одного штатного работающего достигла 56 852 600 рублей (в месяц – 4 654 383 рубля).
В ИНПО-Энерго систематически проводится учебно-методологическая работа, а также разработка и реализация на практике новых образовательных технологий по ряду направлений. Одним из наиболее значимых в настоящее время является разработка Концепции единой системы подготовки персонала электроэнергетики Беларуси. В этом документе, в частности, предлагается объединение процессов первичной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для энергосистемы, а также предполагается взаимодействие всех уровней, форм и видов подготовки персонала. Особое внимание мы уделяем максимальной интеграции образовательной деятельности с энергетическим факультетом БНТУ с целью снижения экономических затрат на необоснованное дублирование образовательных ресурсов. Планируется не только общее расположение в строящемся на территории БНТУ учебно-лабораторном корпусе, но исовместное использование преподавательского потенциала, лабораторных баз, методических разработок. При сотрудничестве с Центром проблемчеловека при БГУ проводятся работы попрограмме психофизиологической подготовки оперативно-диспетчерского и управленческого персонала энергосистемы путем разработки критериальных обоснований,компьютерных программ, а также тестирования, тренинга, коррекции и контроля персонала.
По инициативе ИНПО-Энерго впервые реализован проект совместного российско-белорусского дистанционного семинара врежиме телемоста по теме «Реформирование электроэнергетической отрасли. Опыт Российской Федерации». Предварительнобыла завершена запись сборника из 16 электронных лекций руководителей иведущих специалистов российской энергетики. На заключительном этапе в телеконференции приняли участие более 40 человек со стороны Республики Беларусь и 11 человек из Российской Федерации.В перспективе предполагается развитие такой высокотехнологичной формыобучения в отдельные образовательные проекты.
ИНПО-Энерго целенаправленно использует и развивает свой научный потенциал путем проведения научно-технологических работ по заказам предприятий ГПО «Белэнерго». Так, например, разработка систем теплоснабжения с применением тепловых насосов для ряда энергообъектов РУП-облэнерго проводится на основе собственных авторских свидетельств и изобретений, запатентованных в Республике Беларусь.
Кстати, экономический эффект от внедрения разработок по тепловым насосампревысил все ожидания – за первый жеотопительный сезон потребление электроэнергии только на одной подстанции 330кВ «Орша» снизилось в 10 раз (с 234 до 23МВт·ч) с сокращением годовых расходовна 70 миллионов рублей.
– Какие задачи ставит перед собой центр на ближайшую перспективу?
– Основной задачей для нас в ближайшее время является преобразование учреждения образования «Государственныйучебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадровэнергетики» в Государственное отраслевое учреждение образования «Институт повышенияквалификации и переподготовки кадров энергетики», что необходимо для полномасштабного освоения всего комплексаобразовательных функций. К настоящему времени в ИНПО-Энерго разработан и утвержден порядок прохождения заключительных этапов преобразования центра в институт попроцедурам получения лицензии и аккредитациив Департаменте контроля качества образования (ДККО) Минобразования РБ. Завершается разработка организационнойструктуры Учебного центра и ее адаптация к требованиям ДККО к институтам,проведен предварительный расчет возможностисамофинансирования будущегоинститута.
С целью расширения образовательныхфункций уже сегодня начата разработкаучебных планов по организации переподготовки персонала энергосистемы с тем,чтобы ко времени завершения преобразования в статус института без потери времени приступить к обеспечению переподготовки лиц с высшим образованием с выдачей второго диплома по таким первоочередным специальностям, как «инженер-энергетик», «охрана труда в энергетике», «охрана труда в строительстве», «экономист».
– Как построить, по Вашему мнению, в Белорусской энергосистеме целостную систему подготовки кадров?
– В настоящее время в связи с предполагаемым реформированием электроэнергетической отрасли назрела необходимость разработки системы кадровой политики, адаптированной к новым условиям.
В целом целесообразно включить в нееследующие структурные комплексы: аналитический комплекс выработки концепции управления персоналом, комплексы собственно кадровой политики, подбора персонала, систем его оценки, принциповрасстановки и единой системы подготовки (обучения) персонала.
На первом этапе формирования кадровой политики отрасли доминирующим является комплекс единой системы подготовки персонала энергосистемы. Реализация единой непрерывной системы подготовки персонала энергетиков, органично объединяющей в завершенную схему «техникум – вуз – учебные центры РУП-облэнерго» отраслевой энергетическийцентр (институт) последипломного образования – основная цель Концепции единой системы подготовки кадров для энергетической отрасли республики.
Силами ИНПО-Энерго к настоящемумоменту завершена первая стадия разработки концепции, в которой красной нитьюпроходит идея объединения и образовательного интегрирования с энергетическимфакультетом (ЭФ) БНТУ. Предлагаемаяструктурная схема единой отраслевой системы подготовки кадров формируется изшести основных тематических блоков, каждый из которых наполняется соответствующим объемом смысловых модулей.
Блок 1 включает в себя четыре основных вида обучения: собственно подготовка, переподготовка, повышение квалификации, получение второй специальности вдополнение к основной.
Блок 2 анализирует три уровня подготовки кадров: рабочих, техников, специалистов с высшим образованием. Причемпредлагается переход к принципу раннейспециализации обучаемого контингента. К примеру, категорию выпускников вузов целесообразно уже на стадии последних курсов обучения на всех специализациях разделять, например, по следующим категориям: инженерно-эксплуатационный персонал, ремонтно-наладочный персонал, инженер-конструктор, проектировщик, инженер-исследователь (подготовка научных работников).
В перспективе на основании квалифицированного психофизиологического тестирования возможно и направленное обучение будущих руководителей производства.
Блок 3 исследует совокупность форм подготовки по всем направлениям обучения. Они разделены на две группы: первичная подготовка специалистов (в ПТУ, техникумах, вузах) и последипломная подготовка (для белорусских энергетиков может проводиться в учебных центрах РУП-облэнерго, Минском энерготехникуме, межотраслевом Институте повышения квалификации БНТУ, ИНПО-Центре, а также для высшего руководящего персонала – в Академии управления при Президенте РБ).
Для эффективного функционирования блока 3 целесообразно уже сегодня начинать разрабатывать модульный принцип подготовки специалистов для энергетической отрасли. Реализация такого принципа на практике возможна только при использовании единой отраслевой системы подготовки кадров. При этом должны быть согласованы между собой учебные планы всех входящих в данную систему учебных заведений. Это позволит обучаемому контингенту использовать ранее полученную квалификацию при переходе на более высокие уровни подготовки (например, от техника к инженеру) либо при получении второй специальности на базе уже имеющегося диплома. При этом сокращаются до обоснованных пределов сроки и в конечном счете снижаются затраты на дополнительное обучение.
В блоке 4 разрабатываются вопросы рационального использования обучающих технологий в различных видах, уровнях и формах подготовки: традиционные формы обучения, компьютерные обучающие технологии, различные виды тренажерной подготовки, психофизиологическая подготовка персонала. В настоящий период – в условиях финансового кризиса в экономике – важно правильно определить приоритеты развития тех или иных технологий обучения для каждого конкретного случая, так как уровень качества обучения напрямую связан с его материальным обеспечением.
Блок 5 (кадровой политики) состоит из трех частей: системы контроля и допуска персонала к рабочему месту (при использовании системы лицензирования, сертификации и т.д.), системы кадровой ротации («внутренней» и «внешней»), комплекса системного менеджмента. Реализуя принцип ранней специализации, выпускники вузов могут, вместо выполнения нередко низкоэффективных дипломных проектов, пройти обучение и тестирование в объеме квалификационных требований для получения сертификата, например, на право управления энергоблоком и, без дорогостоящей и длительной стажировки на производстве, приступить к самостоятельной работе на энергопредприятии непосредственно после окончания вуза. Наконец, в блоке 6 прорабатываются вопросы стимулирования функционирования всей системы подготовки кадров. Рассматриваются как заинтересованность обучаемых в росте профессиональной квалификации (использование системы кадровых продвижений, коррекция зарплаты при росте квалификации, сохранение уровня заработка на период обучения), так и стимулирование преподавателей для работы по «нетиповым» курсам, предоставляя им возможность работы над перспективной тематикой и обеспечивая при этом адекватные затратам условия оплаты труда.
– Как в настоящее время ИНПО-Энерго взаимодействует с учебными центрами РУП-облэнерго?
– На протяжении всего периода работы нашим кредо было тесное взаимодействие с РУП-облэнерго и его учебными центрами. В системе подготовки персонала электроэнергетики сложилось историческое разделение контингента обучаемых между учебными центрами РУП-облэнерго и ИНПО-Энерго: рабочие, техники и специалисты массовых профессий проходят подготовку на базе УЦ РУП-облэнерго; руководители всех звеньев, специалисты высшего уровня и эксклюзивных профессий обучаются в Минске в ИНПО-Энерго.
В настоящее время учебные центры РУП-облэнерго в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 №1348 не имеют права осуществлять повышение квалификации руководителей и специалистов. С целью легализации результатов обучения персонала в УЦ РУП-облэнерго в перспективной работе, на мой взгляд, целесообразно использовать образовательно-правовые полномочия ИНПО-Энерго путем создания его представительств (либо иных организационно-правовых форм) во всех РУП-облэнерго. Такая схема работы в режиме выездной учебы уже апробирована ИНПО-Энерго совместно с РУП «Гродноэнерго», «Витебскэнерго» и «Гомельэнерго»: в течение 2008-2010 годах проведено более 15 образовательных циклов.
Таким образом, развитие сложившегося взаимодействия УЦ РУП-облэнерго и ИНПО-Энерго следует рассматривать как уже действующую часть перспективной единой системы подготовки персонала электроэнергетики Беларуси в соответствии с Концепцией. При этом рассматриваются различные
формы организационно-правового взаимодействия:
– взаимодействие обособленных юридических лиц;
– создание филиалов ИНПО-Энерго в РУП-облэнерго;
– организация представительств ИНПО-Энерго в РУП-облэнерго;
– дальнейшее развитие формы выездной учебы и дистанционного обучения.
– Рассматриваются ли вопросы интеграции с другими образовательными учреждениями?
– Нам предлагался также вариант структурного «объединения» образовательных усилий с ГПО «Белтопгаз» с последующей передачей учебных центров РУП-облэнерго под юрисдикцию ГАЗ-Института. Тщательный анализ ситуации и обсуждение с руководством электроэнергетической отрасли методологии обучения, разделения прав собственности, оперативного взаимодействия показал нецелесообразность такого решения вопроса.
Опыт работы Института ПКиП на базе БНТУ с разветвленной системой филиалов для нас поучителен. Идея Вавилонской башни, когда все пытаются собрать под одной крышей, себя не оправдывает.
Жизнь показывает, что такие системы плохо управляются. С большей пользой для дела работают все-таки узкоспециализированные центры, знающие своих клиентов и тесно работающие с ними. Желательно – под заказ. Тем более что недавно Президентом Республики Беларусь уже было отклонено предложение Минобразования по аналогичному объединению институтов базовой подготовки с отраслевыми системами последипломного образования.
Выбор конкретной формы взаимодействия в образовательной деятельности возможен по результатам детального обсуждения всех вопросов с руководством РУП-облэнерго, ГПО «Белэнерго» и Министерства энергетики Республики Беларусь.
Беседовала Олеся Воляк
Информационный партнер: Министерство энергетики Республики Беларусь, газета "Энергетика Беларуси"
Новости компаний 09.06.2025
Новости компаний 09.06.2025
Новости компаний 09.06.2025
Новости компаний 05.06.2025
Новости компаний 29.05.2025
Традиционная энергетика 09.06.2025
Технологии 26.05.2025
Технологии 17.06.2020
Технологии 24.03.2020
Аналитика 25.02.2020
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также